Сделай Сам Свою Работу на 5

II. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ПОЗНАНИЯ





СОДЕРЖАНИЕ


Введение


I. Недуг органов познания


II. Оздоровление органов познания
1. Вера
2. Молитва
3. Любовь
4. Смиренномудрие
5. Благодать и свобода
6. Очищение ума


III.
1. Тайна познания
2. Созерцание
Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

В европейской философии человек представлен так или иначе в частях, дробно. Нигде весь, нигде целиком, нигде интегрально, а всюду в частях и фрагментах. Нет философской системы, в которой человек не разделен на части, которые ни один мыслитель не может собрать в одно целое. - Наивный реализм сводит человека к чувствам, через чувства - к вещам, к веществу, и человек не принадлежит себе, растащили его вещи. Рационализм выделяет ум в человеке, считает его главным источником истины и верховным мерилом всего, ему приписывает все ценности, его идеализирует и идолизирует, а все остальные психофизические возможности человека недооценивает и оставляет без должного внимания. Критицизм, являясь, по сути, апологией рационализма и сенсуализма, в конце концов сводит к чувствам разум, а таким образом и человека. Пантеизм и все монистические системы представляют мир и человека как множество противоречивейших противоположностей, которые никогда не могут составлять логического единства. У всех этих философских систем результат один: кожное, поверхностное, феноменалистическое познание мира и человека.



Человек феноменалистической философии, которая всегда релятивистична - без оси, без центра. На чем стоит мир, на чем человек? На чем держится ум, на чем познание?

Человек пытается объяснить себя с помощью вещей, и никак ему это не удается. Объясняя себя с помощью вещей, человек в конце и сам окажется вещью, веществом. Как бы и сколько бы ни напрягался, человек феноменалистической философии не в состоянии доказать объективную реальность вещей, а тем более доказать, что вещи обладают истиной. Пытаясь же объяснить человека человеком, философия занимается необычным делом: рассматривает зеркало в зеркале. В конечном итоге философия во всех своих течениях хилоцентрична и атропоцентрична. И результат всего этого один: невозможность познания человека и мира.

Такой результат устремляет философский дух к надчеловеческим и надвещественным гипотезам. И он осуществляет прыжок в надприроду. Осуществляет его через идеализм. Но этот прыжок дает в результате скептицизм, ибо философский идеализм сводит человека к метаэмпирической реальности, которую нельзя ни показать, ни доказать.



Трагичной судьбой своей человек релятивистской философии доказывает одно: истина трансцендентна по отношению к человеку и веществу. Непреодолимая пропасть зияет между человеком и истиной. Человек с этой стороны пропасти, на этом берегу, и никак не может найти средство, которое бы его перенесло и высадило на том берегу, где находится трансцендентная истина. Однако на немощь с этой стороны отвечает всемощь истины с той стороны. Трансцендентная истина преодолевает пропасть, высаживается на нашем берегу и появляется в чудесной Личности Богочеловека Христа. В Нем трансцендентная истина становится имманентной человеку. Он доказывает истину тем, что ее Собою показывает. Доказывает ее не дискурсивно, не рационалистически, а живой Личностью Своей. Он не только обладает истиной, Он Сам есть Истина. В Нем существо и истина адекватны. Оттого Он Своей Личностью детерминирует не только истину, но и метод познания истины: кто в Нем - познает истину, и истина освободит его от греха, лжи и смерти (ср. Ин.8:32).

Бог и человек в личности Богочеловека соединены неразделимо: разум человека не уничтожается, а возрождается, очищается, освящается, обоживается, углубляется и становится способным к познанию богочеловеческих истин жизни. В Богочеловеке реально и ипостасно дана вся истина без остатка, вся абсолютная Истина. Поэтому единственно Он в роде человеческом имеет и дает интегральное познание Истины. Человеку, который жаждет познать Истину, остается одно: совоплотиться Богочеловеку, стать сотелесником Его, стать членом Богочеловеческого Тела Его - Церкви (Еф.5:30; 3:6). Если достигает этого, обретает "ум Христов" (1Кор.2:16), и Христом мыслит, Христом живет, Христом чувствует, и таким образом достигает интегрального познания Истины.



Для Христова человека антиномии разума не представляют каких-то непримиримых противоречий, для него они - просто расселины, которые своим землетрясением вызвал первородный грех человеческий. Соединяясь со Христом, человек чувствует, как расселины срастаются, как ум исцеляется, становится цельным, интегральным, и поэтому способным к интегральному познанию.

Истина объективно дана в личности Богочеловека Христа. Способ, которым она субъективно усваивается, то есть методику христианской гносеологии, мы находим полностью разработанной у святых отцов - евангельских эмпириков и святых философов. Среди этих святых философов одно из первых мест занимает великий подвижник святой Исаак Сирин. В своих сочинениях он с редким эмпирическим познанием рассматривает и описывает процесс оздоровления и очищения человеческих органов познания, возрастание человеческой личности в познании и органическую постепенность в опытном получении вечной Истины. Основы и методика православной гносеологии нашли одно из самых совершенных выражений в благодатно-эмпирической философии святого Исаака Сирина. Попробую дать набросок этой гносеологии.

 

I. НЕДУГ ОРГАНОВ ПОЗНАНИЯ

Характер познания обусловлен устроением, природой и состоянием органов познания. На всех своих ступенях познание органически зависит от органов познания. Человек не является творцом Истины, поэтому акт познания - это акт усвоения уже объективно данной Истины. Это усвоение имеет органический характер: оно подобно прививанию черенка виноградной лозы к стволу, жизни на этом стволе и от него (ср. Ин.15:1-6). Поэтому познание - плод на дереве личности. Какое дерево, таков и плод; каковы органы познания - таково и познание.

Анализируя человека в его эмпирической данности, святой Исаак Сирин находит, что его органы познания больны. Зло - болезнь, которой страдает душа, а значит и все органы познания [1]. Зло имеет свои чувства, это страсти (τα πάθη), а "страсти - недуг души" [2]. Зло и страсти не принадлежат природе души; они - наносное [3] и неприродное дополнение души [4].

Чем являются страсти сами по себе? Они суть "как бы некая твердая сущность" [5]. Причины страстей - житейские вещи [6]. Страсти - это жажда богатства, накопления вещей, телесные наслаждения, честолюбие, властолюбие, надмение благолепием власти, желание наряжаться и нравиться, стремление к человеческой славе, страх за тело [7]. Все эти страсти имеют одно наименование: (ο κόσμον) - мир [8]. "Мир - плотское житие и мудрование плоти" [9]. Страсти - это нападения, которые совершают на человека вещи сего мира; благодать - единственная сила, которая может их отразить [10]. Когда страсти угнездятся в человеке, то искореняют его душу [11]. Они приводят в замешательство ум, наполняют его фантастическими видениями и желаниями [12], поэтому и мысли у него смущенные, фантастические. "Мир - блудница" [13], которая своими душепагубными прелестями завораживает душу, разрушает ее невинность, уничтожает Богом данную ей чистоту, и она, нечистая и развратная, рождает нечистое сознание.

Больная душа, больной ум, больное сердце, больная воля - одним словом: больные органы познания могут рождать, создавать, производить лишь больные мысли, больные чувства, больные желания, больное сознание.

 

II. ОЗДОРОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ПОЗНАНИЯ

Святой Исаак определенно ставит диагноз о состоянии души и ее органов познания, но так же определенно знает лечение, и рекомендует его решительно и убедительно. Поскольку страсти - недуг души, то оздоровление достигается очищением от страстей, от зла [14]. Добродетели - здоровье души, так же, как страсти - недуг души [15]. Добродетели - это лекарства, которые постепенно вытесняют болезнь из души, из органов познания; это процесс медленный, требующий многих усилий и терпения [16].

Душа пьяна от страстей; здоровье может к ней вернуться, если с помощью добродетелей протрезвеет от этого опьянения [17]. Добродетели пронизаны скорбями и бедами [18]. Святой Исаак утверждает, что каждая добродетель - это крест [19]. Более того, беда и скорбь являются предпосылками добродетели [20], поэтому святой Исаак определенно рекомендует человеку полюбить беду и скорбь, чтобы освободиться от вещей сего мира, чтобы ум не был занят сим миром. Ибо человек должен прежде всего освободиться от вещественного, чтобы иметь возможность родиться от Бога. Такова икономия благодати [21], а значит и икономия познания.

Ежели человек решится на лечение и оздоровление души, он должен прежде всего основательно исследовать все свое существо, должен научиться отличать добро от зла, Божье от дьявольского, ибо это умение различать - η διάκρισις - "больше всякой добродетели" [22]. Усвоение добродетелей постепенно и органично: одна усваивается другой, одна зависит от другой [23], одна рождается из другой. "Каждая добродетель - мать другой добродетели" [24]. Среди добродетелей существует порядок не только онтогенетический, но и хронологический. Первая среди них - вера.

Вера

С подвигом веры начинается лечение я оздоровление души от страстей. Как только вера зачнется в человеке, страсти начинают искореняться из души. Но пока душа не будет "упоена верой в Бога", пока не обретет живого ощущения силы ее, она не исцелится от страсти, не сможет одолеть материю [25]. Негативный момент подвига веры состоит в освобождении от огреховленной материи, позитивный - в соединении с Богом [26].

Душа, которая чувствами рассеяна по вещам мира сего, собирает себя подвигом веры, воздерживается от пристрастия к вещам и вся находится в непрерывном ощущении устремленности к Богу. Это основа всего положительного [27]. Освободиться от рабства огреховленной материи - главное условие развития в духовной жизни [28]. Начало этого нового жизненного пути составляют собирание мыслей в Боге, непрерывное размышление ума о слове Божием и жизнь в бедности [29].

Верой ум, рассеянный страстями, собирается, освобождается от чувственного и достигает спокойствия и кротости мыслей [30]. Живя чувствами в мире чувственного, ум болен [31], с помощью веры ум выходит из темницы мира сего, удушливой от греха, и входит в новый мир, где витает чудный новый воздух [32]. "Сон разума" опасен как смерть, поэтому нужно верой разбудить разум к духовной деятельности [33], в которой человек одолеет себя, изгоняя страсти из себя [34]. "Гони сам себя, и твой враг будет изгнан твоей близостью" [35].

В подвиге веры от человека требуется действовать на надумственной антиномии веры: "Будь мертв в этой жизни, и будешь жить после смерти" [36]. Вера оздоравливает, исцеляет, оздравоумливает - σωφρονίζει - ум; душа становится непорочной, когда бессрамно не занята блудными мыслями [37]. "Телолюбие - φιλοσωματία - признак неверия" [38]. Вера освобождает ум от оков чувственности, трезвит его постом, и богомыслием [39], и бдением [40].

Невоздержание, полный желудок замутняют ум [41], расстраивают его и рассеивают в фантастические мысли и страстные сласти. В сластолюбивом теле не обитает богопознание [42]. Из семени поста прорастает колос здравоумия, целоумия - της σωφροσύνης, - как из сытости прорастает распутство и из пресыщения - нечистота [43].

Телесные помыслы и вожделения создают в человеке мятежный пожар; лекарство от этого - погрузить ум в море тайн Священного Писания [44]. Без освобождения от приверженности вещам душа не может освободиться от мятежных помыслов, не может ощутить спокойствия в уме, если не умертвит чувства [45]. Страсти помрачают мысли и ослепляют ум [46]. Хаос в мыслях происходит от угождения чреву [47].

Стыд и страх Божий сдерживают колебания ума; ослабление стыда и страха Божия колеблет чаши весов разума, и он становится неустойчивым, колеблющимся [48]. Ум утверждается исполнением заповедей Господних [49] и претерпеванием скорбей и бед [50], а попечения житейские омрачают ум [51]. Собирая себя верой, человек пробуждает ум для Бога [52] и молитвенным молчанием очищает разум [53], одолевает страсти [54]. Молчанием оздоравливается душа, поэтому следует себя принуждать к молчанию, ибо оно создает в сердце некую сладость [55]. Молчанием человек входит в умирение помыслов - ειζ την ειρήνη των λογισμων [56].

Вера низводит мир в разум и таким образом устраняет мятежные помыслы. Грех является причиной беспокойства и противоборства в мыслях, а также противоборства человека с небом и с людьми. "Примирись с самим собой, и с тобой помирятся небо и земля" [57]. До веры ум рассеян по вещам сего мира; верой побеждается рассеянность ума - μετεωρισμος του νου [58]. Блуждание, скитание мысли вызывается у человека демоном блуда [59]. Скитание очей - дело нечистого духа [60].

Верой ум укрепляется в богомыслии; поэтому путь спасения - постоянное памятование о Боге [61]. Как рыба без воды, так ум без памятования о Боге [62]. Свобода настоящего человека состоит в освобождении от страстей, в воскресении со Христом и в радости души [63]. Страсти могут быть побеждены лишь исполнением добродетелей [64], с каждой страстью нужно бороться до мученичества [65]. Первое и основное оружие в борьбе со страстями - это вера, ибо вера есть свет ума, который прогоняет мрак страстей, и сила ума, которая изгоняет недуг из души [66].

Вера несет в себе не только свое начало и свою сущность, но и начала, а с ними и сущности, всех остальных богочеловеческих добродетелей, которые одна из другой исходят и одна вокруг другой свиваются, подобно кольцам в стволе дерева. Если вера имеет язык, то это молитва.

Молитва

Подвигом веры человек побеждает эгоизм, преодолевает границы своего "я" и входит в новую, транссубъективную и трансцендентную, реальность. В этой новой реальности властвуют новые законы; старое исчезает, все новое возникает. Когда подвижник погружается в неизвестные глубины этой новой реальности, его ведет вера, им руководит молитва, и он молитвой смотрит, молитвой чувствует, молитвой мыслит, молитвой живет.

Наблюдая ум человека на стезе веры, святой Исаак отмечает, что ум огражден молитвой и ведом молитвой; каждая благая мысль молитвой претворяется в мысль о Боге [67]. Однако и молитва - трудный подвиг; она приводит в движение всю личность человека, и человек распинает себя в молитве [68] - распинает страсти и грешные мысли, которые срослись с душой его. "Молитва есть умерщвление похотливых мыслей плотской жизни" [69].

Терпеливой упорностью в молитве человек совершает весьма трудный подвиг, подвиг самоотречения [70], необходимый в деле спасения. Молитва - это "источник спасения"; ею обретаются все остальные добродетели, все блага [71], поэтому на человека-молитвенника наваливаются чудовищные искушения, от которых он защищается и обороняется молитвой.

Молитва является самым надежным стражем ума [72]. Молитва разгоняет тучи страстей и просвещает ум [73]. Она низводит мудрость в разум [74]. Знак совершенства - непрерывное нахождение в молитве [75]. Духовная молитва переходит в экстаз, в котором открываются тайны Троического Божества, и ум находится в сфере священного незнания, которое выше знания - η αγνοια, η υπερτέρα γνώ σεως [76].

Начатое верой, оздоровление органов познания продолжается молитвой. Границы человеческой личности все более и более расширяются; эгоцентризм постепенно уступает место теоцентризму.

Любовь

"Из молитвы рождается любовь" [77], как из веры рождается молитва. Добродетели единосущны между собой, поэтому и рождаются одна от другой. Любовь к Богу является признаком, что новая реальность, в которую человека вводят вера и молитва, намного лучше реальности предшествующей. Любовь к Богу и людям - результат молитвы и веры. Собственно, истинное человеколюбие невозможно без веры и молитвы.

В подвиге веры человек меняет мир: из ограниченного входит в безграничный, где жизнь не по закону чувственности, а по закону молитвы и любви. Святой Исаак особенно выделяет свое полученное благодатно- подвижническим опытом убеждение, что любовь Божия приходит от молитвы. "Любовь - плод молитвы" [78]. Любовь может быть вымолена у Бога, но никак не может быть обретена без молитвенного подвига. Насколько человек верой и молитвой обретает познание Бога, настолько "любовь - дитя познания" [79].

Через веру человек отрекается от закона эгоизма, отрекается от огреховленной души своей; любя душу, он ненавидит грех в душе; молитвой он старается закон атеизма заменить законом теизма, страсти заменить добродетелями, жизнь по человеку заменить жизнью по Богу, и таким образом исцелить и оздоровить душу от грехов. Потому святой Исаак учит: "Любовь Божья заключается в самоотречении души" [80].

Нечистота и недуг души - это неестественные дополнения души; они не являются составляющими ее сущности, "поскольку чистота и здоровье - царство души" [81]. Душа, недугующая от страстей, является самой подходящей почвой для взращивания ненависти, а "любовь можно обрести лишь тогда, когда душа исцелится" [82].

Любовь от Бога, "так как Бог есть любовь" (1Ин.4:8); "кто обретет любовь, облечется ею у Бога" [83]. Бог не имеет границ, поэтому любовь безгранична и не знает меры [84]. Кто любит через Бога и в Боге, одинаково любит всех без различия, и о таком человеке святой Исаак говорит, что он достиг совершенства [85]. В качестве примера совершенной любви святой Исаак приводит желание святого Агафона: "Хотел бы найти прокаженного и взять тело его, и отдать ему свое" [86].

В царстве любви исчезают антиномичные противоположности разума; подвижник любви предощущает райскую гармонию в себе и в мире Божьем вокруг себя, так как подвигом веры он вышел из своего эгоистического, соллипсистского ада и вошел в рай божественных ценностей и совершенства. Святой Исаак говорит: "Рай - это любовь Божия, в которой есть наслаждение всеми блаженствами" [87]. Не иметь любви Божией - это ад, "страдавшие в аду становятся страдающими от бича любви" [88]. Когда кто-то обретает совершенную любовь Божию, он обретает совершенство [89]. Поэтому святой Исаак советует: "Надо прежде обрести любовь, которая является первичным созерцанием - η θεωρία - Святой Троицы" [90].

Освобождаясь от страстей, человек постепенно освобождается от самолюбивого, эгоистического гоминизма и гуманизма, самолюбивой, эгоистической человеческости и человечности, выходит из сферы убийственного антропоцентризма и входит в сферу Троического Божества, где в душу человека нисходит великий, божественный мир, где противоположности и противоречия из категории времени и пространства перестают быть смертоносными и где ощущается победа над грехом и смертью.

4. Смиренноумие [91]

Вера имеет свой образ мышления, ибо имеет свой образ жизни. Христианин не только живет верой (2Кор.5:7), но и мыслит верой. Вера предоставляет новую категорию мышления, через которую выявляется вся гносеологическая деятельность верующего человека. Эта новая категория есть смиренномыслие - η σωφροσύνη. В безграничной реальности веры ум смиряется перед неизреченными тайнами новой жизни в Духе Святом. Гордыня ума уступает место смирению; гордоумие - смиренноумию. Каждую мысль свою подвижник веры ограждает смирением, и тем самым обеспечивает себе познание вечной Истины.

Черпая силу в молитве, смиренноумие возрастает так, что ему нет предела. Святой Исаак учит, что молитва и смиренноумие всегда находятся в действительной соотносимости: укрепляется молитва - укрепляется смиренноумие, и наоборот [92]. Смирение является силой, которая собирает сердце [93] и не дает ему расточить себя в гордые мысли и похотливые желания. Ее удерживает и поддерживает Дух Святой, и она приближает не только человека к Богу, но и Бога к человеку [94]. Более того, смиренноумие является причиной воплощения Сына Божия, этого наиближайшего соединения Бога с человеком: "Смиренноумие делает Бога человеком на земле" [95]. Смиренноумие - это "украшение Божества, ибо Логос, воплотившись, облекся в него, и говорил нам при помощи его в теле нашем" [96].

Смирение - это таинственная божественная сила, которая дается только святым, только тем, кто совершенен в добродетелях; и дается благодатью. Она "содержит в себе все" [97]. Благодатью Святого Духа "открываются тайны смиренноумным" [98], потому они совершенны в мудрости [99]. "Смиренноумный человек есть источник тайн нового века" [100].

Смиренноумие и здравоумие - (см. выше!) - "готовят в душе залог Святой Троицы" [101]. Здравоумие является следствием смиренноумия; смиренностью ум исцеляется, оздоравливается. "Смиренноумию сопутствует кротость и собранность в себе, то есть здравоумие чувств" [102]. "Смиренноумие украшает душу здравоумием" [103].

Обращенный к миру, смиренноумный человек всю личность свою выражает через смирение. В этом он подражает воплощенному Богу. "Как душа непознаваема и невидима для телесных очей, так и смиренноумный человек не узнается среди людей" [104]. И он желает не только не бросаться людям в глаза, но и, если возможно, полностью погрузиться внутрь себя и стать как бы несуществующим в мире, не пришедшим еще в бытие, вовсе незнаемым даже самой душе своей" [105]. Смиренноумный человек уничижает себя перед всеми людьми [106], но зато его Бог прославляет, "ибо где процветает смирение, там источник славы Божией" [107], там бутон души расцветает неувядаемым цветением.

Благодать и свобода

Личность Богочеловека Христа представляет Собой идеальный образец человеческой личности и познания. Она Собою нормирует и детерминирует весь процесс жизни христианина во всех направлениях. В ней наисовершеннее осуществлено таинство единства Бога и человека, а таким образом и действование Бога в человеке и человека в Боге.

Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку (ср. 1Кор.3:9). Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии божественной силы - благодати. Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей. Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог - благодать; из совместного их действия создается христианская личность.

На всех ступенях самосовершенствования благодать необходима христианину. Человек не может принять ни одной евангельской добродетели, если ему благодать Божия не помогает, не содействует. В христианстве все благодатно и все добровольно, ибо все - богочеловеческое.

Святой Исаак особенно подчеркивает и выделяет богочеловеческий синергизм воли человеческой и благодати Божией во всей жизни христианина. Благодать открывает человеку глаза на различия добра и зла, утверждает его мысли в Боге, открывает ему будущее, наполняет его тайным светом [108].

Чем больше дает Бог благодати человеку веры, тем больше открывает ему стремнины и пропасти зла в мире и людях. При этом его все сильнее подвергает искушениям, чтобы испытал Богом данную силу благодати, чтобы ощутил и осознал, что лишь с помощью благодати может победить самые страшные и одолеть самые соблазнительные искушения. Как только благодать заметит, что в душе человека появилась самоуверенность и он начинает высоко ставить самого себя, она сразу же отступает от такого, чтобы на него напали искушения, чтобы он познал свою немощь и со смирением прибег к Богу [109].

Сотрудничеством благодати Божией и воли своей человек при помощи веры развивается в совершенное существо [110]. Это происходит постепенно, так как благодать проникает в душу понемногу - κατα μικρον [111]. Дается она особенно смиренным. Чем больше смиренность, тем больше и благодать. А в благодати и мудрость. "Смиренномудрые получают мудрость от благодати" [112].

Благодатная мудрость постепенно открывает смиренномудрым тайну за тайной, в том числе и тайну страдания. Смиренномудрые знают, зачем человек страдает, ибо смысл страдания им открывает благодать. Чем больше благодати имеет человек, тем смысл страданий и искушений ему все понятнее. Если же лишает себя благодати из-за лености и грехолюбия, человек лишает себя и единственного средства, с помощью которого может осознать и оправдать страдания и искушения.

Очищение ума

Непрерывным преобразованием себя при помощи благодатных подвигов человек постепенно вытесняет грехи и страсти из всего своего существа и всех органов познания и таким образом исцеляет и оздоравливает их от губительных недугов. Оздоровление органов познания от греха и страстей одновременно есть и очищение их. При этом на главный орган познания - ум - обращается особое внимание, ибо его роль имеет судьбоносное значение в царстве человеческой личности.

Ни в чем так не нужна молитвенная сосредоточенность и бдительность, как в труде по очищению ума. При этом труде подвижник веры должен мобилизовать все свои силы, чтобы с помощью евангельских благодатных добродетелей перестроить и преобразить свой ум. Для этого святой Исаак предлагает нам свой богатый опыт.

По его мнению, нечистота и грубость ума появляются от угождения чреву [113]. Поэтому пост - первое средство для очищения ума. По природе своей ум тонок и нежен [114], грубость - это неестественный нанос греха; молитвой ум утончается - λεπτύνεται - и становится чистым, прозрачным - διαυγής [115]. Работая над собой, человек сбрасывает с ума корку греха, утончает его и делает прозрачным [116].

Преобразовывая себя с помощью благодатных подвигов, человек обретает чистоту ума - την καθαρότητα του νου, - а чистым умом входит в видение тайн Божиих [117]. Очищение тела достигается неприкосновением к телесной нечистоте. Очищение души есть очищение от тайных страстей, которые появляются в уме. А очищение ума становится откровением тайн - εν μυστηρίων αποκαλύψαι [118].

Только разум, очищенный благодатью, может дать чистое, духовное знание (переводчик трудов св. Исаака Сирина на русский язык использует в данном случае термин "ведение" - Прим. ред.). "Пока разум не освободится от многих мыслей и не станет полностью чистым, он не может быть восприимчивым к духовному знанию" [119]. Люди сего мира "не могут очистить разум, ибо познали много зла. А мало тех, кто может вернуться в первозданную чистоту разума" [120].

Усердие в молитве очищает ум, просвещает его и наполняет светом истины [121]. Благодетели, предводимые милосердием, дают уму покой и сияние [122]. Очищение ума - дело не какого-нибудь диалектического, дискурсивного, теоретического рода, а благодатно-опытное и всесторонне этическое. Ум очищается постом, бдением, молчанием, молитвой и остальными подвигами [123].

"Что есть чистота ума? - Чистота ума - это просветление Божественным, по деятельном упражнении в добродетелях - μετα πραξιν των αρετων" [124]. Значит: чистота ума есть плод упражнения в добродетелях. Деятельное упражнение в добродетелях умножает благодать в человеке; облагодатствование ума очищает его от нечистых помыслов [125]. Благодаря подвигу ум святого становится чистым, прозрачным, прозорливым [126]. "Чистота души есть первоначальный дар нашей природе. Пока не очистится от страстей, душа не исцеляется от недугов греха и не обретает славы, которую утратила вследствие прегрешения. Если кто-то все же удостоился очищения, т.е. здравия души, тогда его ум действительно принимает в себя радость духовным ощущением, ибо становится сыном Божиим и братом Христовым" [127].

Победив страсти, человек обретает чистоту души [128]. Помрачение ума происходит от немилости и лености [129]. Добродетели - крылья ума, с помощью которых он возносится в небеса [130]. Христос послал апостолам Духа Святого, Который очистил и усовершенствовал их ум, действительно умертвил в них прежнего человека страстей, а оживил нового, духовного человека [131].

Рассеянный грешными и нечистыми помыслами, ум собирается молитвой, молчанием и остальными подвигами [132]. Когда ум через покаяние освободится от оков страстей, он сначала напоминает бескрылую птицу, которая пытается молитвой подняться над земными вещами, но не может, так и ползет по земле. Это достигается после долгого упражнения в добродетелях, ибо с помощью добродетелей он собирает себя и окрыляет [133].

Любовь Божия - это сила, которая собирает ум [134]. Чтение тропарей и кафизм, память о смерти и надежда на жизнь будущую собирают ум и не дают ему быть рассеянным [135]. Назначение ума - быть царем над страстями [136], властвовать над чувствами [137], быть кормчим чувств [138].

Цель всех законов и заповедей Божиих - чистота сердца [139]. Господь воплотился, чтобы очистить и сердце, и душу от зла, чтобы возвратить их в первоначальное состояние [140]. Но между чистотой сердца и чистотой ума существует известное различие. Святой Исаак пишет: "Чем чистота ума отличается от чистоты сердца? - Чистота ума - это одно, а чистота сердца - иное. Ибо ум - это одно из чувств души, а сердце объединяет внутренние чувства и властвует над ними. Оно - корень. А если корень свят, то и ветви святы, то есть если очистится сердце, ясно, что очищаются и все чувства" [141].

Сердце обретает чистоту с помощью многих скорбей, бед, слез и умерщвления всего, что есть мирское [142]. Плач очищает сердце от нечистоты [143]. На вопрос, каков признак, по которому можно определить, что некто достиг чистоты сердца, святой Исаак отвечает: когда он всех людей видит хорошими, и никто не представляется ему нечистым и оскверненным [144].

Чистота сердца и чистота ума достигаются подвижничеством. "Подвижничество - это матерь святости" [145]. "Телесная добродетель в безмолвии очищает тело от вещественного в нем" [146]. Но "телесные труды без чистоты ума - то же, что бесплодная утроба и иссохшие сосцы. Они не могут приблизить к познанию Бога. Они утомляют тело, но не заботятся о том, чтобы искоренять страсти в уме, поэтому ничего и не пожнут" [147].

Признак чистоты - радоваться с радующимися и плакать с плачущими, болезновать с болящими и печалиться с грешными, радоваться с кающимися и соучаствовать в страдании страдальцев, никого не обличать и в чистоте ума своего видеть во всех людях святых и добрых [148].

Ум не может ни очиститься, ни спрославиться со Христом, если тело не страждет за Христа; слава тела есть здраво-умная покорность Богу, а слава ума - истинное созерцание Бога [149]. Красоту здравоумия человек обретает постом, молитвой, слезами [150]. Чистота сердца и ума, оздоровление ума и остальных органов сознания - это результат долгого упражнения в благодатных богочеловеческих подвигах. В чистом уме подвижника веры бьет источник света, который сладостью заливает тайну жизни и света [151].

III.
1. Тайна познания

Оздоровление, очищение человеческих органов познания совершается богочеловеческим методом - сотрудничеством благодати Божией и воли человека. На долгом пути самоочищения и самооздоровления и само познание становится все чище и все здоровее. На всех ступенях своего развития познание зависит от онтологической структуры и этического состояния органов познания. Очищенные и оздоровленные упражнением евангельских добродетелей, органы познания обладают святостью и чистотой. А чистое сердце и чистый ум дают чистое познание. Обращенные к Богу, очищенные и оздоровленные органы познания дают чистое и здравое богопознание; а обращенные к твари, они дают чистое и здравое знание о твари.

По учению святого Исаака Сирина, существует два рода знания: знание, которое предшествует вере, и знание, которое рождается от веры. Знание, которое предшествует вере, является знанием естественным, природным (γνωσις φυσικη), а то, которое рождается от веры, является знанием духовным (γνωσις πνευματικη). Естественное знание состоит в различении добра и зла, а знание духовное - это ощущение сокровенного (αισθησις των μυστηρίων), способность ощущать то, что сокрыто (των κρυπτων), видеть невидимое (των αοράτων) [152].

Истинная вера - вера по слуху; ее дополняет, укрепляет, доказывает другая вера, вера по созерцанию (πίστις της θεωρίας), вера по видению [153]. Освобождение от естественного, природного знания является условием обретения духовного знания [154]. Это осуществляется верой, ибо в подвиге веры человека осеняет некая "неведомая сила" [155], делающая человека способным к духовному познанию. А ежели человек запутается в сетях естественного познания, из него ему выбраться труднее, чем из железных оков; и жизнь его - на острие меча [156].

Когда человек пойдет путем веры, он должен оставить старые методы познания и не возвращаться к ним, ибо вера имеет методы свои. Тогда естественное, физическое знание перестает существовать, а духовное настает, ибо естественное знание - "противно вере. Во всех своих действах вера есть нарушение законов познания, познания не духовного" [157], а естественного.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.