Сделай Сам Свою Работу на 5

Кунсткамера – все знания о мире в одном здании





Содержание

[убрать]

· 1История

o 1.1Коллекция Екатерины Великой

o 1.2Эрмитаж в первой половине XIX века

o 1.3Хранители коллекций в XIX и XX веках

o 1.4Открытие музея

o 1.5Эрмитаж после революции

o 1.6Постсоветский период

· 2Коллекция музея

· 3Здания Эрмитажа

· 4Руководители

· 5Служба волонтеров

· 6Представительства в других городах

o 6.1Омск

o 6.2Казань

o 6.3Выборг

· 7Документальное кино

· 8Нумизматика

· 9См. также

· 10Примечания

· 11Литература

 

В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Иоганн Эрнст Гоцковский - крупная фигура в торговом мире, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, был одним из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин.

Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России - победительнице в войне - приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции - "Портрет молодого человека с перчаткой в руке" Франса Хальса и "Гуляки" Яна Стена.



Кунсткамера – все знания о мире в одном здании

 

Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в. Для него это было прежде всего собрание редкостей, но редкостей не только как нечасто встречающегося или действительно аномального, но и того, что является нормальным развитием природы, но спрятано от глаз человека. И эти тайны природы, скрытые в земных недрах, в лесах и полях, на дне морей и океанов, в мириадах звезд над головой и даже в нашем собственном теле раскрывались перед посетителем Кунсткамеры. Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом. Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, – всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название – Кунсткамера.



Кунсткамера создавалась Петром I: он был её первым идеологом и собирателем коллекций. На фоне сражений, баталий, ломки старого и построения нового из Москвы из Аптекарской канцелярии[1] привозятся книги и «натуралии», анатомические препараты, книги личной библиотеки царя, к которым добавляются книги из готторпской библиотеки герцога Голштинского. Все это складывается в только что построенный для царя архитектором Д. Трезини каменный Летний дворец. Смотрение за книгами и натуралиями было поручено лейб-медику Петра, президенту Аптекарской канцелярии, шотландцу Роберту Арескину. Но в качестве лейб-медика Арескин должен был сопровождать царя в военных походах, поэтому разбор книг и препаратов, привезенных из Москвы в Санкт-Петербург, он перепоручил переводчику, молодому эльзасцу Иоганну Даниилу Шумахеру. Было это в 1714 году. Именно с этого года и ведётся отсчет образования первых в России государственных публичных Музея и Библиотеки.



Создание Кунсткамеры связывают с тем опытом и впечатлениями, которые получил русский царь во время своих заграничных путешествий (первое пребывание за границей в 1697–1698 гг, второе – в 1717–1718 гг.). Но сами путешествия, как известно, были вызваны политическими и военными интересами России. Одной из важнейших политических задач было создание образа меняющейся России. На решение её были направлены усилия русских дипломатов, комиссионеров, издателей, газетчиков. Статьи о новой России появлялись на страницах европейских журналов. Уже в 1706 г. «Jornal de Trevoux» писал, что музы и науки продвигаются к северу, «где царь Петр Алексеевич, правящий ныне, утвердился в намерении просветить свое государство»[2]. С этой точки зрения создание музея, для которого приобретались коллекции, которыми дивилась вся Европа, как нельзя лучше служило новому образу России, формировавшемуся в европейском общественном мнении. Но перед Петром I стояла и другая задача – распространение в России знаний, организация Академии наук, университета, гимназии. Все это должно было работать на изучение ресурсов страны, а также населяющих её народов, а поэтому дело приобрело государственное значение и государственный масштаб.

Специальным именным указом от 13 февраля 1718 г. предписывалось присылать «родившихся уродов» за вознаграждение в Петербург, а за утаивание их полагался штраф: развитие анатомии способствовало развитию медицины, в том числе и военной. Тем же указом необходимо было и найденные в земле старые вещи, каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что «зело старо и необыкновенно» собирать и сдавать за плату[3].

Государственный статус создаваемой Кунсткамеры несомненно являлся одной из тех особенностей, которые отличали петербургскую Кунсткамеру от других европейских собраний подобного типа. Проектом учреждения Академии наук 1724 г. предусматривалось: «А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была <…> те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать»[4].

Став академическим, Музей формировался за счет сборов академических экспедиций. В решении государственных задач, в становлении и развитии Академии наук Кунсткамера играла огромную роль: именно в Музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии. В Кунсткамере по богатейшей нумизматической коллекции можно было проследить этапы мировой истории от Древнего Рима до побед русского оружия в Северной войне.

В первой половине XVIII в. Кунсткамера сформировалась в организованный по последнему слову науки того времени универсальный музей. Благодаря сохранившимся документам, изданным в то время гравюрам, мы можем «пройтись» по залам Музея и Библиотеки, которые составляли единое целое.

К зданию Кунсткамеры посетителей подвозили гребцы на лодках. Вход был не с набережной Невы, а с северной стороны. По лестнице, мимо переплетной мастерской и магазина «книг академической печати» пришедшие оказывались в нижнем зале библиотеки. Вдоль стен в простенках между окнами и внутри по периметру стояли 46 шкафов с книгами по истории, философии, ораторскому искусству, математике. географии. На этом же этаже у помощника библиотекаря стояли 4 шкафа с каталогами Библиотеки и Музея. На втором этаже библиотеки в 22 шкафах хранились книги по анатомии, медицинские, по химии, по натуральной истории. На третьем этаже размещались книги по садоводству, архитектуре, генеалогии, оптике, гидравлике, атласы и карты, книги китайские, турецкие, персидские, в одном шкафу были сосредоточены издания Академии наук на русском языке, а трех – русские печатные, в других трех рукописные книги. В Библиотеке было и собрание живописи, а в зале второго этажа - два больших глобуса.

Пройдя библиотеку, попадаем в Анатомический театр, расположенный амфитеатром. По четырем секторам полукругом расположены одна над другой скамейки. Но публичные вскрытия здесь проводились редко: в Анатомическом театре вскрытия - инструмент научной деятельности, а не «спектакль» для публики. В зале Анатомического театра в 12 шкафах стояли препараты, полученные в ходе научной работы профессоров и адъюнктов.

Залы Кунсткамеры имели анфиладное построение, поэтому из Анатомического театра можно было свободно пройти в другой зал, в котором хранилась знаменитая анатомическая коллекция Фр. Рюйша. Шкафы, которые располагались вдоль стен, вмещали препараты отдельных органов человека: кожа, мускулы, мозг и т.д. Между шкафами стояли человеческие скелеты. По внутреннему периметру этого зала были расположены 24 шкафа с зоологическими препаратами Фр. Рюйша и А. Себы: «лягушки и животные черепокожные», «всяких родов ящеры», змеи, рыбы и «всякие гады».

Пройдя дальше по коридору и свернув налево, посетитель попадал в три соединяющихся между собой зала с минералогической коллекцией. Здесь были и иностранные минералы-раритеты, но в основном минералы из отдельных провинций России: квасцы, сера, смола, разные руды (железные, медные, золотые). В двух шкафах находились окаменелости. Просветительский характер Кунсткамеры проявил себя в этих залах не только богатством коллекции, но и тем, что в одном из шкафов была установлена модель рудокопного завода. А напротив входа в третий зал посетитель видел кабинет с раковинами, «а по сторонам два грота из морских камней, трав и раковин, искусно составленных»[5].

Выйдя из этих залов в коридор и чуть вернувшись направо, посетители попадали в залы, где первой по пути была палата с рисунками всех находившихся в Кунсткамере вещей. Для их хранения были сделаны специальные футляры в форме книг. Рядом была расположена «камора», где хранились «всякие куриозные и дорогие вещи из золота, серебра и дорогих каменьев»: кинжалы, ожерелья, диадемы, конские уборы, коллекция, получившая название «скифское золото», сосуды из золота и серебра, ключи от разных городов. Этот зал соединялся с «минц-кабинетом», собранием монет и медалей, в котором нумизматическая коллекция располагалась в 8 шкафах, а систематизирована была по «государствам».

Вернувшись в Анатомический театр, посетители могли по лестнице подняться на второй этаж, где в шкафах размещались кости (в том числе мамонта и кита) и рога четвероногих, несколько скелетов. В следующем зале, налево, - четвероногие животные, птицы, растения. В основу систематизаций были положены самые современные научные исследования.

Гербарии в Кунсткамере были расположены в нижних частях шкафов. Гербарий Фр. Рюйша был представлен по системе Турнефора. Здесь же были гербарии Г. Стеллера, собранный им во время его сибирской экспедиции под Иркутском, а также три коллекции И. Гмелина. В трех шкафах были представлены семена лекарственных трав.

Следующие четыре «каморы» посвящены были Петру Великому и назывались «Кабинет Петра». В одной из них находилась знаменитая «восковая персона» императора, а рядом в шкафах его одежда, шпага и другие мемориальные вещи. Тут же – «настольные» книги Петра: по математике, кораблестроению, гражданской и военной архитектуре, по гравированию на меди. В трех соседних кабинетах была размещена токарня Петра I: токарные станки, на которых он любил работать, а также некоторые выточенные им вещи.

Вверху, на галереях, по правой стороне в шкафах были выставлены художественные работы: восковые и гипсовые фигуры, резные вещи из дерева, кости, камня. Собрание таких «артифициалий» было солидным – занимало 10 шкафов. По левой стороне галереи располагалось, говоря современным языком, этнографическая коллекция. В основном, это и были привезенные из академических экспедиций вещи: одежда сибирских и других российских народов, религиозные атрибуты (шаманские бубны, одежда, изображение богов, или как их называли, «идолы»). Тут же находилась китайская коллекция.

В двух шкафах на этой же галерее были и археологические находки не из драгоценных металлов.

В центральном круглом зале над Анатомическим театром был установлен знаменитый Готторпский глобус. Вдоль стен стояли шкафы с научными физическими, астрономическими, математическими инструментами: солнечные часы, глобусы, сферы, зажигательные зеркала, корабельные модели. А над глобусом - три обсерватории: нижняя, верхняя большая и верхняя малая.

Такой была Кунсткамера во времена своего расцвета до середины XVIII в., воплотившая идеи и замыслы Петра Великого и ставшая уникальным для того времени универсальным общедоступным и научным музеем.

Но непосредственная связь Кунсткамеры с развитием наук привела к тому, что как энциклопедический музей она прекратила свое существование в первые десятилетия XIX в. Дифференциация наук привела и к изменению музейного дела: универсальные музеи уступили место музеям специализированным. Собрание Петровской Кунсткамеры легло в основу Зоологического, Ботанического, Минералогического музеев, Музея антропологии и этнографии, Азиатского музея. Значительная часть коллекций, в том числе, нумизматическая, египетская, научных приборов и инструментов, живописи, мемориальная коллекция Петра Великого были переданы в разные годы в Эрмитаж. По-другому и не могло быть, потому что Кунсткамера Петра Великого была задумана и создана им и его сподвижниками не только как кабинет редкостей и курьезов, но и как научный музей, а, следовательно, была живым организмом, была частью постоянно развивающейся научного знания.

 

Музей, как семиотический феномен.

Музей как семиотический феномен представляет собой сложноорганизованную систему, включающую в себя два уровня:

1) микроуровень внутренней организации, представляющий собой восхождение от знаков (музейных предметов) к знаковым системам, а затем к ансамблю знаковых систем;

2) макроуровень сферы культуры, в котором музей проявляет себя как знак в других семиотических системах, таких как:

• объединение нескольких музеев в музейные комплексы;

• синтез музея с интегральными (театр, клуб, дом творчества, образовательные учреждения) и профессиональными (библиотека, архив) семиотическими системами;

• семиотическая система города.

Сегодня музей переживает время трансформации, но сказать, что данный феномен в привычном виде себя изжил, не представляется

возможным. Традиционный музей продолжает существовать, изменяя внешнюю форму, но сохраняя при этом связь знака - музейного предмета и познающего его субъекта.

В заключении подводятся итоги исследования и делается вывод о том, что семиотическое изучение музея представляет собой новый взгляд на данный феномен. Являясь одним из возможных путей интеграции знаний о музее, семиотический подход дает возможность исследовать феномен как на микроуровне знаков и знаковых систем, так и на макроуровне более крупных семиотических систем (города, других музеев, схожих по функциям учреждений различного профиля деятельности). При этом выделяется принципиально важный фактор для всей системы музея -взаимосвязь знака с его интерпретатором (посетителем, сотрудником музея, коллекционером). Эта связь обеспечивает раскрытие семиотического потенциала музейных предметов и создает условия для сохранения, изучения и трансляции знаков, что обеспечивает существование и развитие музея как семиотического феномена.

 

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/muzey-kak-semioticheskiy-fenomen#ixzz40o9TiACU

Особенности восприятия тематико- экспозиционного комплекса посетителями.

И коллекция, и экспозиция выполняют функцию передачи информации. Но если экспозиция является специально созданной средой для передачи сведений между знаками и интерпретаторами, то коллекция нацелена на изучение и сохранение информации, но при этом именно собрание музея обеспечивает саму возможность коммуникативных процессов в музее. Коллекция и экспозиция отражают два различных типа восприятия знака: сотрудника музея (специалиста) и посетителя. Специалист ориентирован на изучение предмета, для него важно определить художественную ценность материальной основы знака и степень его информационного потенциала. Он исходит из дедуктивного принципа в познании семиотических объектов, воспринимает каждую знаковую систему как отражение образа музея в целом и исследует ее, исходя из заданных музеем как учреждением культуры условий.

Для посетителя важнее эмоциональное впечатление от материальной формы предмета, личный интерес к заключенной в нем информации. Он делает в основном индуктивные умозаключения о музее, при этом часто ориентируясь на то значение, которое приписывалось данному знаку до него экспертами и критиками.

Ю.М. Лотман выделял как одну из функций семиотических объектов способность создавать новые тексты из имеющихся знаковых единиц. В пространстве музея таким текстом выступает экспозиция. В отношении нее можно говорить об авторе, а точнее, об авторах экспозиционного текста (в этой роли выступают все сотрудники музея, которые создают концепцию выставки, производят отбор будущих экспонатов, создают проект экспозиции и т.д.). Появление экспозиции как текста обеспечивает язык музея. В основе всей языковой структуры музея находятся предметы, а коллекция с этой точки зрения выступает «словарем» музейного языка.

Текст экспозиции может быть переведен и в другие знаковые системы, то есть на другой язык. В отношении экспозиции таким переводом будет создание электронной копии знаковой системы,

воплощающей в виртуальной реальности особенности пространства реальной экспозиции и специфику знаков, ее составляющих. В сознании посетителя такие электронные выставки часто воспринимаются как подделка, копия, замена подлинного текста. С нашей точки зрения, виртуальные экспозиции могут рассматриваться как самостоятельная знаковая система, если они не имеют аналогов в предметном мире, например, если их образуют предметы, которые находятся в разных музеях или были утрачены. В этом случае в виртуальном пространстве они выступают как самостоятельные знаки, образуя новый текст.

Таким образом, знаковые системы обеспечивают сохранение, изучение и трансляцию знаков. Они являются связующим звеном между знаком и познающим его субъектом, обеспечивая возможность музейной коммуникации, что определяет существование целостной семиотической системы музея.

В третьем параграфе — «Музей как ансамбль знаковых систем и его значение в сфере культуры» - анализируется место музея в более крупных семиотических образованиях.

Сфера культуры - семиосфера рассматривается как первооснова семиотических объектов и движущая сила их развития. Семиосферу музея формирует в первую очередь его семиотическое окружение: знаковое пространство города, в котором он находится, и возможность создания семиотических систем с другими музеями и близкими по функциям к ним учреждениями.

 

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/muzey-kak-semioticheskiy-fenomen#ixzz40o7P2cyc

 

Семиотика музейного предмета.

Музейному предмету как знаку присущи определенные свойства, которые соотносятся с основными компонентами знака. Материальный носитель проявляет себя в таком свойстве, как материальность. От него зависят не только физические характеристики предмета, но и область его возможного функционирования в музее. Денотат знака находит воплощение в условности музейного предмета: подразумевается, что музейный предмет воспринимается и используется человеком не в собственно бытовом назначении, а как отображение чего-либо (определенной эпохи, авторской позиции, стиля в искусстве и т.д.). Информационная составляющая музейного предмета относится к области десигната знака. Каждый музейный предмет по своей сути информативен — он содержит сведения, передающиеся через материал знака от адресанта субъекту, познающему данный предмет (посетителю, сотруднику музея). Интерпретанта знака находит воплощение в свойстве эффективности -возможности музейного предмета являться средством эмоционального воздействия на посетителя.

На основе четырех компонентов структуры знака можно выделить четыре группы классификации, которые могут быть использованы в практической деятельности музеев при описании предметов:

относительно материальной основы - подлинные и воспроизведенные предметы;

относительно денотата (использована классификация H.A. Никишина) — знак-эквивалент, знак-оттиск, знак-признак, знак-индикатор;

относительно десигната - уникальные и памятные (мемориальные) предметы;

• относительно интерпретанты — знаки и симулякры.

Свойства и основные структурные элементы музейного предмета как знака определяют его функции в пространстве музея:

1) функция отражения. Она определяется материальным носителем знака, благодаря чему музейный предмет может указывать на время своего создания, содержать следы функционирования в историко-культурном пространстве и отражать прошлое в материальной форме своего воплощения;

2) аксиологическая функция. Она относится к области денотата знака и проявляется в определении его ценности и значимости для данной культуры;

3) информационная функция. Она определяется десигнатом знака и способствует сохранению, изучению и наиболее полному раскрытию информационной составляющей музейного предмета, а именно: информации о форме выражения знака (размер, цвет, материал, сведения о повреждениях и проведенных ранее реставрациях) и информации о содержании знака (сведения об авторе, времени и месте создания произведения и т.д.).

4) коммуникативная функция отражает связь между интерпретантой как знаковым компонентом и интерпретатором как принимающим информацию субъектом.

С точки зрения семиотики основные задачи музейного предмета -сохранение и передача сведений. Эта передача осуществляется от десигната знака с помощью его значения — денотата через материальное средство путем формирования интерпретанты получателю информации -интерпретатору. Если убрать хотя бы одно из этих звеньев, коммуникативная цепь разрушится, и знаковый потенциал предмета останется нераскрытым. Взаимодействуя с музейным предметом, посетитель исследует его, наделяет знак значением (формулируя для себя это как «нравится» или «не нравится»), определяет важность информации знака. На этой основе у посетителя формируется интерпретанта, отвечающая за впечатление о музейном предмете, выставке или музее в целом.

Рассмотрев специфику музейного предмета как знака, можно сделать вывод о том, что его внутренняя структура, основные свойства, функции определяют не только специфику предмета самого по себе, но и влияют на восприятие его интерпретатором.

 

Диссертации по гуманитарным наукам - http://cheloveknauka.com/muzey-kak-semioticheskiy-fenomen#ixzz40o35SBCG

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.