Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Эпоха бронзы (2 тыс. до н.э.).





Лекция № 2. «Первобытное искусство эпохи бронзы и железа»

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Эпоха бронзы

Майкопская культура.

Кобанская культура.

II. Эпоха железа.

Гальштаттская культура.

Скифская культура.

III. Список литературы.

IV. Список основных артефактов.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Эпоха бронзы (2 тыс. до н.э.).

Завершается дальнейший процесс разложения первобытнообщинных отношений, окончательно утвердился патриархат. Все это сыграло большую роль в развитии цивилизации. Пользуясь достижениями новой эпохи, люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в рамках которой оставался полученный прибавочный продукт. Так зародилась частная собственность, приведшая к имущественной дифференциации. Вскоре в некоторых районах (Передняя Азия, Индия) складываются раннеклассовые объединения.

Металл, обнаруженный ещё в эпоху неолита, начинает играть в жизни человека всё более значительную роль. Люди научились изготовлять бронзу (сплав олова и меди), которая очень быстро вошла в быт людей и облегчила многие трудовые процессы. Улучшалась обработка земли. Это способствовало дальнейшему совершенствованию производства.



Добыча и обработка металла требовала большого мастерства и специализации. Поэтому литейное дело, как и гончарное, и позже ткацкое становятся самостоятельными отраслями производства.

С изобретением нового материала – бронзы, значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались военные столкновения за владение скотом, пашнями, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особое отношение к вождю как к герою сохраняется после его смерти: недаром первые заупокойные сооружения - курганы появляются в эпоху металла.

Усложняется культ предков и культ плодородия, обрастая новыми обрядами и церемониями.

Усиливается локализация культур. Художественная обработка металла (торевтика) становится одним из основных видов творчества. В большом количестве изготавливаются металлические украшения: браслеты, серьги, кольца, подвески, пряжки, застежки-фибулы и др. Богато и разнообразно украшается оружие.



Искусство в эту эпоху почти всегда было связано с религиозно-магическими идеями и образами.

Мелкая пластика этого периода представлена зооморфными и антропоморфными статуэтками, выполненными из металла и глины. Исчезают женские статуэтки, вытесненные в эпоху патриархата мужским изображением.

Зверь по-прежнему чрезвычайно интересует художников. В большинстве случаев изображение зверя является украшением предмета практического назначения. Керамика эпохи бронзы продолжает совершенствоваться, изделия приобретают более правильную форму (в некоторых районах был уже изобретен гончарный круг).

Но самым важным явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит и эпоху бронзы, была мегалитическая архитектура, появившаяся в это время во многих местах Европы и Азии и свидетельствующая о больших изменениях, происшедших в жизни первобытного человека.

Памятники мегалитической архитектуры - свидетельство новых идеологических, духовных и эстетических потребностей, запечатленных в новых, ранее не существовавших формах. Первобытный человек уже давно умел возводить жилые постройки - он строил полуземлянки, деревянные дома на сваях, жилища из глины и жердей - в эпоху неолита, но это были утилитарные (жилые) постройки.

Памятники же мегалитической архитектуры были тесно связаны с религиозно-культовыми идеями, которые в эту эпоху значительно усложняются. Сооружения, требующие затраты усилий огромного числа людей, несли в себе образное начало и были художественным выражением важных для первобытного человека задач.



Мегалитические (от греч. мегалит — большой камень) постройки можно разделить на три вида: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры – представляли собой вертикально поставленные, грубо обработанные камни, несущие в себе черты архитектуры и скульптуры. Размер их колеблется от одного до двадцати метров, менгиры бывают как едва отесанными, так и выполненными в виде монументальной скульптуры. Таковы вишапы – монументальные изображения в виде рыбы, созданные в Армении. Рыба трактовалась как божество - покровитель воды.

Иногда каменные столбы завершены грубо проработанной головой человека (Франция) или животного (Минусинская котловина, Южная Сибирь) (Рис. 33). Менгиры имели ритуально-культовое назначение, но они не были непосредственно связаны с захоронением. Как правило, они выполняли самостоятельную функцию, возможно, были объектом поклонения или обозначали место церемоний. Во Франции встречаются целые поля менгиров - это регулярные ряды вертикальных каменных столбов, тянущихся на 2 - 3 километра. Менгиры так же встречаются в Прикубаньи и на Кавказе (рис. 34).

Дольмены - это довольно сложные сооружения, своеобразные в разных районах, но всегда с ясно выраженной целью, конструкцией несущих и несомых частей. Дольмены состоят из двух или четырех вертикально поставленных отесанных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Архитектурное начало хорошо выражено в этом типе мегалитических построек. Плиты, из которых сложены дольмены, всегда тщательно отесаны изнутри. Назначение дольменов - быть родовой усыпальницей, местом захоронения членов рода. Тяжелые, приземистые сооружения с отверстием на одной из фасадных сторон напоминают жилые дома. Дольмены бывают многогранными, квадратными и круглыми в плане, с несколькими камерами. Порой к дольмену вел коридор, состоящий из наклонных плит или небольших менгиров. В некоторых дольменах внутренние поверхности плит покрыты символическими знаками, нанесенными краской или сделанные врезанной линией. Дольмены широко распространены в западной Европе, в Северной Африке, в Крыму и на Кавказе (Рис. 35).

Кромлех - это каменные плиты или столбы, расположенные по кругу. Иногда кромлех окружает курганную насыпь или является самостоятельным сооружением, состоящим из нескольких концентрических окружностей. Кромлех так же имел ритуально-культовое назначение.

Самое знаменитое и крупное сооружение такого типа - Стоунхендж (графство Ультшир, Англия) (Рис. 36, 37). Стоунхендж состоит из 125 каменных глыб весом до 25 тонн. Причем горы, откуда были доставлены эти камни, находятся в 280 км от Стоунхенджа. Ансамбль состоит из нескольких концентрических кругов разной величины, составленных из каменных столбов. В центре сооружения, имеющего строго продуманную планировку, лежит квадратная плита - жертвенник, которая, очевидно была смысловым центром всей архитектурной композиции.

Есть предположение, что этот кромлех служил чем-то вроде астрономического наблюдательного пункта, так как ныне установлено, что вертикально стоящие пары больших камней образуют пространство, сквозь которое легко наблюдать в определенные периоды движения Солнце, Луну и др. планеты.

Сравнительно однотипный характер мегалитических построек, примерно одинаковое время их появления в Европе, огромное количество их и необычайно широкое распространение свидетельствует о существовании каких-то однородных верований, бытовавших у различных народов, воздвигавших эти грандиозные постройки повсюду от Ирландии до Бирмы и Кореи, и от Скандинавии до Мадагаскара.

В эпоху бронзы появился ещё один вид сооружений – это большие десятиметровые курганные насыпи над захоронениями отдельных, видимо, знатных членов коллектива. По окружности ставили каменные плиты (курган около с. Вербовка Черкасской обл.) (Рис. 38), а насыпь обкладывалась деревянными плахами или досками.

В степном Причерноморье над курганами помещали так называемые каменные бабы – надмогильные памятники в виде антропоморфных фигур (Рис. 39). В ранние периоды бронзы эти каменные изваяния ещё весьма примитивны, и только позже (скифская эпоха) они получают более законченное пластическое выражение.

Появляется в эпоху бронзы и новый тип архитектурного сооружения - крепости оборонительного, защитного назначения. Крепости из циклопического (большого размера камни почти не обработаны) камня без связующего вещества. Стены крепости состояли из двух рядов камней, промежуток засыпан мелким строительным материалом.

Таким образом, в эпоху бронзы появилась монументальная каменная архитектура культового преимущественно назначения и монументальная пластика, с ней связанная, посвященная образу человека.

Естественно, что развитие культуры бронзового века в первую очередь связано с районами, где добывался металл. Остановимся на своеобразных культурах этой эпохи, таких как Майкопская и Скифская культуры.

 

Майкопская культура.

 

Майкопская культура – это культура Северного Кавказа эпохи бронзы. На Северном Кавказе бронзовый период хорошо характеризуется Майкопским курганом (Кубань, г. Майкоп), это одно из богатейших погребений бронзового века, имеющее мировую славу. Раскопан курган в 1897 году. Ученые относят его к началу 2 тыс. до н. э. Здесь, на Кавказе, был получен самый первый металл на территории бывшего СССР.

Под одиннадцатиметровой земляной насыпью находилась могила площадью 20 кв. м., разделенная на три неравных части. В каждом отделении было погребено по одному человеку, полагают, это были вождь его жена и слуга. Обращает на себя внимание обилие погребального инвентаря. Голову умершего вождя украшала двойная повязка - диадема, на шее - золотые, серебряные, сердоликовые бусы, на руке - бирюзовый браслет. При погребении над покойником установили матерчатый балдахин с прикрепленными к нему золотыми штампованными бляшками в виде бычков и львов.

Эти скульптурные украшения, сделанные с удивительным мастерством, поражают верностью передачи внешнего облика животного (Рис. 40).

Серебряные круглодонные сосуды из захоронения по-новому и очень интересно украшены. На шаровидном тулове размещены гравированные изображения животных - быков, антилопы, лошадей. По волнистому горлу венчика идет зигзагообразная линия, воспроизводящая Кавказские горы и сбегающие с них реки. Элементы пейзажа - то новое, что появилось в эпоху бронзы.

Выплавка и дальнейшая обра­ботка металла достигли необычайной вы­соты. Широкое распространение получили ювелирное дело и металлопластика, как круглая скульптура, так и рельеф. В ме­таллических изделиях в качестве дополнительных украшений стали употреблять­ся другие материалы: цветная паста и камни. Мастера, отливая сосуд в металле, находят уже новые, специфические для этого материала формы, как в целом, так и вдеталях.

Не менее достойна внимания по своим пластическим качествам металлическая круглая скульптура. Это, прежде всего разнообразные украшения колесниц, ложа и фигурные навершия, игравшие само­стоятельную роль.

Сюжет скульптур связан с широко рас­пространенными у скотоводов образами культа плодородия и культа солнца — это олени, бычки и птицы (Рис. 41).

Своеобразной областью творчества являются металлические пояса, покрытые сплошь гравирован­ным рисунком (Рис. 42). Кроме чисто орнаментальных компо­зиций, состоящих из прямоугольных и криволинейных форм, довольно часто встречаются пояса с изображением иду­щих животных.

Все композиции нарисованы тонкой, четкой, но беспокойной линией, дающей динамичные и выразительные силуэты, благодаря чему изображения животных органически сочетаются с орнаменталь­ными мотивами, образуя единую декора­тивную поверхность.

Майкопская культура являются яркой страницей истории искусства первобытного общества эпохи бронзы. Здесь развивается строительство, ювелирное дело, металлопластика, а также металлическая круглая скульптура.

 

Кобанская культура.

 

Кобанская культура – это культураСеверной Осетии и Кавказа эпохи бронзы. В отличие от Закавказья тут процесс расслоения первобытного общества шел медленнее. Здесь нет таких богатых захоронений, как в Закавказье. Мастерство кобанцев выразилось, прежде всего, во всевозможных изделиях из металла. Создатели кобанской культуры - оседлые кавказские аборигены. Основа их хозяйства - отгонное скотоводство, земледелие, металлопроизводство.

Предметы кобанского прикладного искусства можно разделить на две группы:

1. плоскостно-графические, широко представлены различными
рисунками и узорами на металле и керамике.

2. объемно-пластические скульптуры из бронзы и глины. Свойственна
реалистичность, совершенство пластической формы.

Особой известностью пользуются небольшие бронзовые топорики ритуального назначения особой формы, распространенной только у кобанцев. Топорики украшались гравированными графическими рисунками, обычно это были олени, лошади, собаки и змеи (Рис. 43).

Особое значение кобанского искусства в том, что оно создало прочные и глубокие традиции, обогатив культуру позднейших племен Кавказа, и традиции эти дожили до наших дней в искусстве народов Северного Кавказа.

В мелкой пластике из металла чаще всего изображаются козлы, бараны, олени, собаки, отдельные головы животных и че­ловеческие фигуры (Рис.44). Отлитые из металла, они явно несут следы традиции примитивной лепки из глины, и только позже выраба­тываются соответствующие новому мате­риалу приемы.

В более поздних памятниках кобанской эпохи наблюдается стремление передать животных в более динамичной позе (Рис. 45, 46).

Бронзовый век - несомненно, новая ступень в развитии человечества. Художественная обработка металла становится одним из основных видов творчества. Металл совершенствует способы производства. Искусство приобрело новые формы. В эпоху бронзы появляется монументальная архитектура и монументальная пластика, не связанная с бытовыми задачами.

Культура эпохи бронзы огромный шаг вперед в истории человеческого общества и художественной культуры.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.