Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные этапы развития экономической мысли





О том, что многие экономические истины стали известны людям еще в глубокой древности, наглядно свидетельствует Библия. Начнем с того, что между сыновьями Адама Авелем и Каином существовало разделение труда, один из них был скотово­дом, а другой — землепашцем. Жертвоприношения Богу, приносимые Авелем и Ка­ином, представляют зародыш налогообложения. В книгах Ветхого Завета содержатся советы, пожелания, напутствия экономического толка. Так, к примеру, Книга Левит (Гл. 25,14) повествует: «Если будешь продавать что ближнему твоему, или будешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга». В Книге Неемии (Гл.5,4) уже напрямую упомина­ется о податях и залоге: «Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших».

Древнейшими документами, в которых были зафиксированы правила и нормы экономического поведения граждан, можно считать так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи. В этих законах установлены экономиче­ские правила и нормы рабовладельческих отношений и денежного обращения, арен­ды земли, арендной платы, оплаты труда наемных работников натуральным продук­том и серебром. В старовавилонских хозяйственных и юридических документах предусматривались взаимные договорные и долговые обязательства, штрафы за их нарушение.



В «Законах Ману», господствовавших в Индии в VI в. до н. э., регламен­тировались права и отношения собственности. В более поздних древнеиндийских трактатах мудрецов-брахманов содержится описание государственного и хозяйствен­ного устройства Древней Индии, правил купли-продажи, найма работников, заклю­чения сделок, осуществления торговых операций, ценообразования.

Древнекитайский философ Конфуций изложил взгляды на умственный и физический труд, отношения между рабовладельцами и рабами. В IVв. до н. э. в Китае был распространен трактат «Гуань Цзы», в котором повествовалось о торговле, налогах, рыночных отношениях, занятиях земледелием и ремеслом, о денежном обращении, финансах. Так, например, правителю рекомендовалось воздействовать на цены путем массовых закупок товаров в период, когда они дешевы и создавать накопительные фонды, чтобы при недостатке товаров и дороговизне выпускать их на рынок и сбивать цены. Для регулирования цен рекомендовалось также использовать нормируемую эмиссию денежных знаков. В учении древнекитайского философа Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.)утверждалось, что земельный налог должен состав­лять урожай с одной десятой земли («десятина»), тогда как охоту и рыболовство не следует облагать налогом. Перечислялось, какие товары следует облагать пошлина­ми, а каким давать возможность «свободно передвигаться, словно люди, живущие между четырьмя морями и составляющие единую семью». Сюнь-цзы выступал про­тив «непомерных поборов на заставах и рынках, тормозящих обмен».



В Древней Греции и Риме экономические воззрения углубляются и систематизи­руются, приобретают научный облик. Выдающиеся греческие философы Ксенофонт (430-355 гг. до н. э.), Платон (427-347 гг. до н. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.) уже по праву могут считаться первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика», дал старт научной экономике. Он впервые предложил термин «экономия», в буквальном переводе означающий науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства («ойкос» - дом, домашнее хозяйство; «номос» - знаю, закон). Ее целью было воспитание достойных граждан. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказыва­ется мысль о целесообразности разделения труда.

Платон развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображе­ний о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности, анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.



Но подлинным титаном экономического учения античности надо считать Арис­тотеля. В своих знаменитых трактатах «Политика» и «Этика» Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, то есть с целью обнаружения в них общих закономерностей.

В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться приумножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные замкнутые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов («говорящие орудия труда»). Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий, произве­денных в этих хозяйствах. При прочих равных условиях одно натуральное хозяйст­венное образование было богаче другого в зависимости от того, какое количество земли и рабов оно в себя включало. Поэтому оптимальным способом достижения богатства был прежде всего захват новых территорий и рабов с последующей рацио­нальной организацией их труда. Таким образом, экономика, по Аристотелю, — это наука о правилах рациональной организации труда рабов.

В то же время Аристотель понимал, что современное ему хозяйство носит не только натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства. Для описания этих специфических проблем, связанных с день­гами и торговлей, Аристотель предложил новое научное направление, которому сам же и дал название «хрематистика», то есть искусство делать деньги. Таким образом, Аристотель различал 2 вида хозяйственной деятельности – экономика и хрематистика. Экономика – это хозяйство ради самообеспечения (она справедлива, т.к. основана на натуральном хозяйстве). Хрематистика – это хозяйство с целью обогащения (критиковал, т.к. считал, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала – противоестественно. Торговля же должна осуществляться лишь для получения немногих недостающих продуктов и вестись путем «справедливого обме­на» с соседями.).

 

В X-XIII вв. складывается особый социальный слой феодального общества – горожане. Укрепление городского строя, с одной стороны, и постепенный переход крестьян с барщины на натуральный, а позднее и денежный оброк, с другой, обострили противоречия между городом и деревней. Соотношение цен между городскими ремесленными и деревенскими сельскохозяйственными товарами отражало столкновение классовых интересов. Поэтому стала актуальной разработка учения «о справедливой цене», т.е. такой цены, которая, по мнению средневековых ученых – схоластов, не только возмещала бы издержки производства и обращения, но и обеспечивала бы соответствующее каждому сословию существование. «Справедливая цена» рассматривалась Фомой Аквинским с точки зрения христианских норм морали. Католическая церковь осуждала ростовщичество как противоестественное средство обогащения, как стяжательство, губящее человеческую душу. Движение вперед в экономической мысли было невозможно без реформы католической церкви.

 

Экономическая теория как наука начала оформляться в период становления капитализма (конец XVI – начало XVII в.). Буржуазия первоначально действует в сфере обращения, где она занимается торговлей и операциями с деньгами, которые стали олицетворением богатства. Поэтому первым экономическим учением стал меркантилизм (от итал. merkante – торговец). Сущность меркантилизма:

1) видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов, считавшимися главной формой богатства;

2) богатеют те государства, которые в состоянии ввозить много золота, не допуская его вывоза;

3) всякое государство должно поощрять торговлю, при которой вывозят товары, а привозят золото;

4) необходимо запретить вывоз золота из страны и ограничить таможенными барьерами импорт чужих товаров, за который приходится платить золотом;

5) самые ценные люди в государстве – это купцы, которые организуют мануфактуры и осуществляют экспорт своей продукции, тем самым обеспечивая приток золота в государство.

Особого внимания среди меркантилистов заслуживает французский экономист Антуан де Монкретьен, который ввел в научную литературу термин «политическая экономия» (в 1615 г. публикует «Трактат политической экономии»). В данной книге содержатся советы королю Франции Людовику XIII как рационально управлять национальной экономикой. Он предлагал проводить политику всемерного поощрения торговли, доказывая, что она является главной целью производства, ратовал за стимулирование вывоза товаров и за ограничение их ввоза. Иностранных купцов он сравнивает с насосом, который выкачивает из страны ее богатство.

 

В XVII - XVIII в. завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, в которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Так возникает школа классической политической экономии. Самыми яркими представителями этой школы были Франсуа Кенэ, Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Не смотря на различия их взглядов, основное содержание данной экономической школы заключалось в следующем:

 

Богатство создается трудом в сфере материального производства (промышленность и сельское хозяйство)

 

Необходимо создавать условия для распространения мануфактур и становления машинного производства

 

Такие условия создаются предпринимателями

 

Чтобы обеспечить процветание государства, необходимо дать простор для предпринимательской деятельности

 

Государство должно снять всякие ограничения, предоставить полную экономическую свободу, свободу конкуренции

 

Заслуги данной экономической школы:

1. Сделала главным объектом изучения сферу производства, а не обращения.

2. Раскрыла значение труда как главного источника богатства общества.

3. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами.

4. Выявили источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

5. Создали трудовую теорию стоимости (все ценности создаются трудом и величина стоимости товара определяется количеством затраченного труда).

Идеи данного направления в экономической науки выражали интересы буржуазии.

 

Как логическое продолжение учения А.Смита и Д.Рикардо в середине XIX в.появился марксизм. Основатель марксизма Карл Маркс свои идеи изложил в главном труде своей жизни «Капитале», состоящем из 4 томов.

Во всех работах предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью – открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата (ибо прибавочная стоимость – это неоплаченный труд рабочего), а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.

Как и А.Смит, К.Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, так как его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ним справиться.

Оценивая научные достижения К.Маркса можно сделать следующие выводы:

1. Экономическое учение Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

2. Его учение об общественно-экономических формациях и причинах их смены, в основе которых лежит развитие производительных сил, позволило рассматривать историю человечества в виде логической системы, а не хаоса фактов.

3. Впервые в истории экономической науки капитализм был исследован им не фрагментарно, а как единая система законов и категорий, что позволило ему:

· раскрыть двойственный характер труда (конкретный и абстрактный);

· вскрыть противоречия товара (между меновой и потребительной стоимостью);

· развить учение о прибавочной стоимости;

· раскрыть сущность наемного труда и капиталистической эксплуатации;

· развить теорию средней прибыли, заработной платы, ренты и процента;

· разработать теорию воспроизводства и кризисов.

4. Определил предмет политэкономии, которая изучает сменяющиеся типы

производственных отношений, которые складываются в процессе

производства, распределения, обмена, потребления материальных благ

между различными хозяйствующими субъектами.

 

После марксизма политическая экономия стала развиваться в рамках трех основных направлений: неоклассического, кейнсианского и институционально-социологического.

В последней трети XIX ст. стали концентрировать внимание на проблемах эффективной организации экономических отношений и рационального использования ограниченных производственных ресурсов. Название «политэкономия» вытесняется новым – «экономикс», введенное в 1890г. экономистом Альфредом Маршаллом, после публикации его книги «Принципы экономической теории».

Основная проблематика данного направления:

1. Объект исследования – поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в мире ограниченных ресурсов.

2. Ограниченные производственные ресурсы можно с максимальной эффективностью использовать только на основе рыночной организации общественного производства в условиях свободной конкуренции.

3. В рыночной экономике центральное место принадлежит цене. Все вырастает из цены, все подчиняется цене и все сводится к цене. Поэтому основные вопросы «экономикса» - это закономерности, причины, факторы, определяющие рыночную цену.

4. Количественное увеличение и качественное совершенство совокупного общественного продукта представляют собой экономический рост.

5. Экономический рост происходит на индивидуальном уровне и в общественном масштабе: микро – и макроэкономика.

6. А.Маршалл отвлекает от социально-классовых аспектов общественного производства.

 

На рубеже двух веков формируется новое экономическое направление – маржинализм или теория предельной полезности, ознаменовавший поистине революционный прорыв в представлении о ценности, цене, издержках, спросе, предложении. Они обосновали саморегулирующийся характер рыночной экономики, способность механизма рыночной конкуренции восстанавливать нарушенное равновесие и обеспечивать тем самым динамичное, бескризисное развитие. Они были непримиримые противники государственного вмешательства в экономику.

 

После «Великой депрессии» 1929-1933гг. на авансцену поднимается новое направление – кейнсианство, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936г. книга выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории. Кейнс отказался от главного постулата неоклассического учения – «рынок – это саморегулирующийся механизм», а считал, что рынок должно стимулировать государство с помощью кредитно-денежной и бюджетной политики. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и рост потребительских расходов, таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. В дальнейшем его последователи рассматривают проблемы темпов и факторов роста, стремятся найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. Они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, за проведение системы мер для эффективной борьбы с инфляцией.

 

Однако 70-е годы XX ст. стали периодом разочарования в кейнсианстве. Предлагаемые рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, падение производства и увеличение безработицы. Первое наступление на кейнсианство начали монетаристы, которые рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему. Они выступали против чрезмерного вмешательства государства в экономику, так как считали, что определяющий фактор развития экономики – это денежная масса, находящаяся в обращении. Поэтому государственное регулирование экономикой должно быть ограничено только вопросами кредитно-денежной политики (контроль над эмиссией денег, сбалансированностью государственного бюджета, установление высокого кредитно-банковского процента для борьбы с инфляцией).

 

В 70-е годы XX ст. также сформировалась другая научная школа – новая классическая макроэкономическая теория. Ее представители применили принципы микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. К ней относят следующие теории:

1. Теория рациональных ожиданий (Роберт Лукас, профессор Чикагского университета, Нобелевский лауреат).

Считали, что экономические агенты способны быстро приспосабливаться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре, благодаря рациональному использованию получаемой информации, а следовательно отпадает необходимость вмешательства государства.

2. Теория экономического предложения (американский экономист Артур Лаффер)

Считали, что решающим фактором экономического развития является не спрос как у Кейнса, а предложение. Они ратовали за уменьшение вмешательства государства, стимулирование предпринимательства. Уменьшение налогов, сокращение государственных расходов, а также за уменьшение количества денег в обращении с помощью политики в области государственного кредита. На основе этого учения была основана политика США в 80-е годы XX ст. – «рейганомика», в рамках которой произошло резкое уменьшение ставок подоходного налога.

 

Обострение внутренних противоречий рыночной экономики в конце XIX ст. в Америке способствовало зарождению институционально-социологического направления в экономике. Основателем этого направления считается доктор философии Йельского университета Торстейн Веблен. Они широко используют в своем анализе понятие «институты», под которыми понимают корпорации, профсоюзы, государство, а также психологические, этические, правовые, технические и другие социальные явления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.