Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация воспитательной работы и морально-психологического обеспечения действий личного состава





 

1. Организация воспитательной работы по подготовке войск к операции по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике

Решение Президента, Правительства РФ, военного руководства страны об использовании частей и Соединений СКВО для разоружения незаконных вооруженных формирований в ЧР не явилось для командования округа полной неожиданностью. Уже в ноябре 1994 г. были получены соответствующие предварительные распоряжения и начата концентрация войск вокруг Чечни.

Всвязи с этим остро встал вопрос организации воспитательной работы, основной задачей которой на предварительном этапе операции являлось формирование и поддержание у подчиненного личного состава высокой морально-психологической устойчивости и боевой готовности к выполнению задач, связанных с риском для жизни.

Отделом воспитательной работы СКВО были определены основные направления деятельности командиров, штабов, воспитательных структур порешению этой задачи, среди которых необходимо выделить следующие:

во-первых работа по углубленному изучению морально-психологических качеств личного состава с целью выявления лиц с морально-психологической неустойчивостью, потенциальных паникеров и дезертиров. Психологами частей в подразделениях были проведены опросы и анкетирование, позволившее составить четкую картину военнослужащих, что позволило организовать конкретную индивидуальную работу с людьми. При этом, с одной стороны, разъяснялись льготы и социальные гарантии военнослужащим, с другой – доводились меры уголовной ответственности за воинские преступления. Кроме того, тщательно уточнялись все данные, необходимые в случае гибели или ранения военнослужащего.



Во-вторых, первостепенное значение приобрело разъяснение личному составу поставленных перед войсками задач, их значимости и важности для сохранения государственной целостности РФ. При этом особую важность представляло разъяснение военнослужащим законности и правовой обоснованности их действий в зоне конфликта. Следует отметить, что работа в этом направлении значительно осложнялась отсутствием у командиров, офицеров воспитателей точной информации о поставленных перед войсками задачах, характере предстоящих боевых действий, что было характерным для подготовительного этапа операции в Чеченской Республике.



Отрицательным фактором, влияющим на эффективность воспитательной работы являлась неопределенность правового статуса действий Российских войск в ЧР.

В-третьих, в данный момент важная роль отводилась формированию и поддержанию у личного состава уверенности в своих силах, в своем оружии, технике, в своих командирах и товарищах. В то же время необходимо было предотвратить элементы благодушия, недооценку возможностей противника. Эта задача оказалась достаточно трудной в силу неопределенности данных о противнике.

Четвертым направлением работы стал тщательный анализ социально-политической обстановки в Чеченской Республике и на Северном Кавказе в целом, разъяснение ее личному составу и прогнозирование развития социально-политической ситуации в регионе. Поскольку в ноябре-декабре 1994 г. в центральной печати практически не появлялось материалов с ситуации в Чеченской Республике, основной упор был сделан на подготовку и распространение материалов об истории развития взаимоотношений Чечни и России и современном положении дел на основе полученной из различных источников информации. Определенный материал для этой работы дала книга Д.Д.Даера Тернистый путь к свободе.

Наконец, в качестве особого направления выделялась работа с местным населением в контакте с офицерами группы проведения психологических операций разведуправления округа.



Основной формой работы по указанным направлениям для офицеров отдела воспитательной работы стало оказание практической помощи непосредственно в частях и подразделениях. С этой целью офицеры отдела были направлены в начале декабря в части, готовящиеся к операции и постоянно работали в них: 8 гв. АК – полковник Белоусов Е.А. 131 омсбр – полковник Зимин С.Г., 429 мсп – полковник Белышко В.П.

Группа офицеров, во главе с начальником отдела, в составе оперативной группы сконцентрировала усилия на разработке и доставке в войска директивных указаний по организации морально-психологического обеспечения действий частей и подразделений, а также справочно-информационных материалов. (В этот период были подготовлены и направлены в части материалы о социально-политической обстановке в Чечне и на Северном Кавказе, памятки военнослужащим о ведении боевых действий в населенных пунктах, правилах поведения с местным населением и пр.)

Были подготовлены, размножены и распространены листовки и обращения, адресованные местному населению.

Отдел воспитательной работы ежедневно готовил анализ общественно-политической ситуации на Северном Кавказе и на этой основе – текущие и долговременные прогнозы развития ситуации, исходя из которых строились взаимоотношения с местными органами власти.

Главной заботой отдела являлся постоянный анализ морально-психологического состояния личного состава и выработки рекомендаций по его укреплению.

Большое внимание уделялось установлению взаимодействия с воспитательными структурами МВД, ВДВ, и других округов Российских ВС и организация работы в тесном контакте с ними.

По мере необходимости, части и подразделения обеспечивались техническими средствами пропаганды, была организована доставка газет.

Важное место было отведено проведению инструктажей офицеров подразделений и частей, готовящихся к боевым действиям.

В подготовительный период в частях, наряду с традиционными формами работы (занятия по ОГП, беседы, инструктажи и т.п.), основное внимание уделялось индивидуально-воспитательной работе, а так же политическому, боевому и оперативному информированию личного состава.

2. Морально-психологическое обеспечение операции объединенной группировки войск по расчленению незаконных вооруженных формирований в г. Грозном и очистке города от вооруженных боевиков было затруднено рядом психологических трудностей.

У значительного количества военнослужащих проявилось неверие в то, что война действительно началась и требуется предельное напряжение, решительность и выучка. 70% боевых машин 131 омсбр, 81 мсп вступили в город без экипажей. БМП, как правило, были укомплектованы только механиками-водителями, командирами и наводчиками.

Повсеместно в войсках пределы собственных возможностей определялись критериями мирного времени. В трудных боях 31.12.94 г., 1 и 2-го января 1995 г. у многих людей не проявилась безоговорочная и безжалостная требовательность к себе, стойкость, упорство и боевая активность, которых требовала обстановка. Это нашло свое проявление повсеместно: в штабах, в 9 органах управления, в частях и подразделениях.

Недооценка противника, пренебрежение расчетами, неосмотрительность привели к неоправданным потерям в 131 омсбр и 81 мсп в живой силе и боевой технике.

Психологические потери в 131 омсбр характеризовались следующими данными.

Только 42% личного состава сохранили боевую готовность и психологическую устойчивость. 58% военнослужащих требовали психологической коррекции, в т.ч. 45% нуждались в углубленном внимании психотерапевта. Из общего числа легкораненных 20% были готовы снова вернуться в боевой строй.

Можно констатировать, что реально возникшие трудности, первые встречи с жестокой действительностью операции в ЧР породили неуверенность, угнетенное состояние. Упорное сопротивление чеченских боевиков обнажило невысокий профессионализм не только солдат, младших командиров, но и в среде высшего руководства. Трусость, суетливость, нерасчетливость проявили некоторые генералы и офицеры, по вине которых были допущены большие потери.

В этих условиях отрицательное влияние напряженности у личного состава преодолевалось постоянной настойчивой работой всех командиров, штабов, воспитательных структур по сплочению воинских коллективов, формированию взаимного доверия, обеспечением взаимозаменяемости, выработкой навыков успешного взаимодействия. Эта работа вскоре стала давать результаты.

Уже 6 января с.г. сводные отряды 255, 33 мсп, 66 орб Северной группировки войск захватили высотный дом и здания военного колледжа (бывшего нефтяного института), библиотеки, мост через р.Сунжа. С крыши высотного здания воины этих отрядов успешно наносили удары по танкам и другим огневым точкам противника, умело корректировали минометный огонь.

7 и 8 января подразделения 503, 693мсп, 137 пдп, 56 овдбр Западной группировки войск овладели многоэтажными зданиями по пр.Орджоникидзе, кварталом между ул.1-й Советской и пр.Орджоникидзе. Потери боевиков за двое суток составили более 200 человек.

Штабы и воспитательные структуры в январе-феврале с.г. напряженно работали по улучшению информирования войск. Вызвано это было тем, что во всех соединениях и частях бой пришлось вести в городских условиях при ограниченной подвижности и мелкими подразделениями. Это вызвало дополнительные психологические нагрузки, создавало обстановку беспокойства и подавленности.

В первые месяцы года командирам и офицерам-воспитателям приходилось считаться с отрицательными эффектами утомления. В ряде частей и подразделений Северной и Западной группировок войск наблюдалось огромное психологическое истощение личного состава. Так, в подразделениях 19 мед, 76 вдд у многих воинов, действующих в районе рынка и железнодорожного вокзала атрофировались нервы, заглушен был эффект самосохранения. Некоторые солдаты и офицеры совсем не реагировали на разрывы бомб и снарядов, выстрелы снайперов.

В такой ситуации необходимо было считаться с эффектами утомления. Так, заместители командиров 503, 693 мпс по воспитательной работе подполковники Погосов А.Н., Донсков А.В. сделали все возможное по рациональному распределению физических и умственных нагрузок, обострению положительных эмоций и чувств. Они позаботились об отдыхе, о смене подразделений, длительно участвующих в боевых действиях.

По мере втягивания войск в активные боевые действия в январе 1995 г. в условиях большого города остатки страха, колебания продолжали иметь место в некоторых частях и соединениях. Некоторые офицеры под благовидным предлогом (семейные обстоятельства, болезнь жены, детей и т.д.) старались уклониться от участия в боевых действиях.

Слабую профессиональную подготовку, трусость проявили офицеры Таманской дивизии, прибывшие на доукомплектование 503 мсп. Один из них сдал в плен 15 человек. Другой убегал из района боевых действий.

В ходе боев в городе, как никогда, встала проблема личного примера, воздействия положительного, мужественного поступка. Понимая и это, заместитель командира 19 мед по воспитательной работе полковник Еремеев В.В. на самые ответственные и опасные для жизни участки расставил офицеров-воспитателей. Лично он принял на себя обязанности коменданта района Западной группировки войск и ежедневно находился и выполнял обязанности в местах, обстреливаемых чеченскими боевиками. Еремеев сумел взять под контроль поведение каждого солдата и офицера, организовал вывоз убитых и раненых с поля боя, решал другие сложные задачи.

В связи с тем, что некоторая часть военнослужащих в ходе боевых действий оказалась в плену у дудаевских боевиков, возникала необходимость проведения работы по разъяснению военнослужащим особенностей поведения в плену, способах освобождения и пр. Личному составу были доведены положения Женевской конвенции, устава, других документов.

Особое место в воспитательной работе в этот период отводилось разработке и принятию мер по недопущению случаев мародерства, бесчинств по отношению к местному населению, других воинских преступлений. Эта работа поводилась в тесном взаимодействии с органами военной юстиции, а также воспитательными структурами МВД, ВДВ, других военных округов.

В конце февраля произошел перелом в поведении людей, максимальное напряжение воли, чувство долга и дисциплинированность стали характерны для большинства военнослужащих, находящихся на передовых позициях. Заместитель командира взвода 234 пдп прапорщик Абрамович А.К., имея осколочное ранение и пулевое сквозное мякоти бедра, отказывался уйти с передовой. В одном из боев, умело маневрируя машиной, рассеял группу боевиков, состоящую из 25 человек, нанеся ей ощутимые потери.

В этом же экипаже наводчик ЗУ-23 ряд. Матвеев С.В., будучи раненым, также отказался покинуть район боевых действий, поддерживая огнем наступающих товарищей.

Примеры мужества показывали офицеры и тыловых частей. Капитаны Сидоров А.Д. и Карабаев Р.Н. (рембат 19 мсд) в самые тяжелые дни боев сели за рычаги тягачей и под огнем боевиков эвакуировали поврежденную технику с поля боя.

Накопив определенный опыт работы по морально-психологическому обеспечению боевых действий частей и подразделений, в период подготовки операции по блокированию и освобождению от дудаевских боевиков населенных пунктов Шали, Аргун и Гудермес основной задачей воспитательной работы являлось поддержание морально-психологического состояния, психологической устойчивости и боевой способности личного состава.

Главным направлением работы оставался постоянный углубленный анализ морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений, готовящихся к боевым действиям, прежде всего 131 омсбр (СКВО), 129 мсп (ЛенВО), 19 мед (СКВО), 245 мсп (МВО), и др. С этой целью в данных частях, а так же в частях, прибывших в ЧР на доукомплектование войск было проведено исследование, выявившее существенные различия в морально-психологическом состоянии личного состава, принимавшего участие в боевых действиях, и вновь прибывших военнослужащих, а так же личного состава частей обеспечения (тыл, связь, ПВО и пр.) В частности, неоднозначным оказалось отношение военнослужащих к участию в предстоящих мероприятиях. Являясь непосредственными участниками боевых действий, лично убедившись в антинародности дудаевского режима, став свидетелями гибели своих боевых товарищей, большинство военнослужащих резко изменило свое мнение о происходящих событиях и с одобрением стало относиться к чрезвычайным мерам, предпринимаемым российским руководством. Если солдаты, не принимавшие непосредственного участия в боях в большинстве своем считали себя просто вынужденными выполнять установленную законом обязанность и только 20% полагали, что действия российской армии в Чечне соответствуют его личным убеждениям, то среди военнослужащих 131 омсбр, 19 мсд более половины соотнесли принимаемые меры с личными убеждениями и долгом перед Родиной. При этом ведущую роль в их действиях начинает играть мотив мести за погибших товарищей (62% против 29% у вновь прибывшего личного состава).

На основе данного анализа строилась воспитательная работа с личным составом. В целом формы и методы работы офицеров отдела, воспитательных структур частей и подразделений оставались такими же как, как и на предыдущих этапах развития боевых действий в Чечне. Однако с учетом полученного боевого опыта в работу были внесены существенные коррективы.

При организации воспитательной работы и морально-психологического обеспечения действий личного состава приходилось учитывать факторы, отрицательно влияющие на морально-психологическое состояние военнослужащих и качество проводимой работы.

Так, большие потери при освобождении г.Грозного подорвали веру у некоторой части военнослужащих в возможности своего оружия и боетехники, в правильность решений, принимаемых командирами. В этих условиях серьезное внимание было уделено обобщению и распространению боевого опыта подразделений и отдельных военнослужащих, наиболее успешно действовавших в боях в Грозном, а так же опыта офицеров и прапорщиков, принимавших участие в боевых действиях в Республике Афганистан.

Негативное влияние на морально-психологическое состояние личного состава оказывала необъективность и предвзятость в освещении событий в ЧР некоторыми средствами массовой информации, что также приходилось учитывать в работе с личным составом. В этом плане хорошим подспорьем в работе стали материалы, публикуемые газетами Красная звезда, Военный вестник юга России, а также вновь созданной армейской газетой Защитник России и изданием Министерства внутренних дел Солдат правопорядка.

На данном этапе серьезное беспокойство вызвало и то обстоятельство, что в боевых подразделениях образовался значительный недокомплект офицеров-воспитателей. Так, в 21 обрСН, принимающей непосредственное участие в боевых действиях, из 5 штатных должностей заместителей командиров рот по воспитательной работе вакантными являлись 4. В связи с этим оперативно проводилась подготовка и инструктажи командиров подразделений по организации воспитательной работы, которые проводились как офицерами отдела, так и офицерами отделений воспитательной работы 67, 42 АК, 19 мед, 131 омсбр, а так же воспитательных структур других округов, ВДВ, МВД.

Во всех подразделениях было организовано и ежедневно проводилось боевое информирование личного состава, организованы доставка газет в каждое подразделение и обеспечение техническими средствами воспитания, прежде всего телевизорами, радиоприемниками, фотоаппаратурой. Музыкальными инструментами. При этом в работе по информированию личного состава особое внимание уделялось преодолению негативного влияния со стороны дудаевской пропаганды.

Основной формой работы по морально-психологическому обеспечению боевых действий во время операций по освобождению г.г.Аргун, Шали и Гудермес оставалась индивидуальная работа с военнослужащими, основным принципом которой стал принцип офицер всегда рядом. Личному составу постоянно внушались чувство уверенности в своих силах и возможностях, мысль о том, что его командиры несут полную ответственность за его жизнь и не оставят его ни при каких обстоятельствах.

Была также развернута активная работа с местным населением. Совместно с разведуправлением округа были разработаны, размножены и распространены с помощью авиасредств листовки и обращения, в которых содержались призывы не допустить присутствия боевиков в населенных пунктах. Эта работа была достаточно эффективной, что позволило до минимума свести потери личного состава в ходе операции.

Большое значение для поддержания морально-психологического состояния личного состава имела гуманитарная помощь, оказываемая административными органами и общественными организациями российским военнослужащим. Поэтому постоянно проводилась работа по организации взаимодействия с местными органами власти в пунктах постоянной дислокации частей, принимающих участие в боевых действиях в ЧР.

Особое место занимала организация работы с представителями комитетов солдатских матерей и родителями военнослужащих, прибывшими в зону боевых действий с целью получения информации о своих детях. Некоторые из них приезжали с целью забрать своих сыновей домой. Для работы с ними в г.Моздоке был организован информационный центр, в работе которого приняли участие офицеры воспитательных отделов всех округов. Тихоокеанского флота, ВДВ и МВД. Оперативность работы центра позволила не допустить случаев самовольного оставления частей военнослужащими и предотвратить негативно влияние представителей некоторых общественных организаций. Однако работа центра серьезно затруднялась в связи с его слабым техническим оснащением, в т.ч. отсутствием компьютеров и недостаточным обеспечением средствами связи.

Наконец, следует отметить, что на данном этапе, по сравнению с предыдущим, значительно лучше удалось организовать культурно-досуговое обеспечение боевых частей и подразделений. На боевые позиции выезжали с концертами артисты окружных ансамблей песни и пляски, филармоний, эстрады, коллективы художественной самодеятельности. В частях были развернуты походные клубы, организован показ кинофильмов.

Постоянный анализ морально-психологического состояния военнослужащих, конкретная работа с людьми позволили обеспечить высокую морально-психологическую устойчивость личного состава и, в конечном итоге, успех операций по освобождению н.п.Аргун, Шали и Гудермес.

3. Психологическая реабилитация военнослужащих группировки, принимавших участие в операциях по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне

С началом операции по разоружению незаконных вооруженных формирований, возрастанием психических и физических нагрузок на людей, командиры, штабы, воспитательные органы отмечали возрастающую психологическую усталость личного состава. Первые потери, неудачи в ходе боев повлекли рост психологических травм у личного состава, особенно в подразделениях 131 бмсбр, 81 мсп.

Штабом руководства на основе поступающей из войск информации с морально-психологическом состоянии личного состава и по предложению отдела воспитательной работы СКВО было принято решение о развертывании 8 пунктов реабилитации воинов 6 получивших ранения, психические травмы различной тяжести.

Директивой штаба СКВО был определен состав пункта реабилитации 5 человек, в основном, штатные офицеры-воспитатели, офицеры тыла и медицинской службы, а так же места развертывания, материально-техническое обеспечение и порядок работы.

В 131 омсбр пункт реабилитации возглавил психолог подполковник Дробница Г.Н., В 81 МСП – заместитель командира полка по воспитательной работе подполковник Станкевич И.В., в 255 мсп – психолог майор Дорофеев Г.Н., в госпиталях – штатные заместители по воспитательной работе. Практика реабилитации военнослужащих в ходе проводимой операции показала, что пункты создавались в частях по мере необходимости. Их число возрастало от 8 штатных до 40 в феврале-марте с.г. За время работы пунктов психологическую помощь получили более 12 тысяч военнослужащих с психологическими травмами различной тяжести, в т.ч. и более 5 тыс. раненых и больных, выписанных из медицинских учреждений.

Система работы пункта включала три этапа:

I этап: встреча и размещение военнослужащих. Организация помывки, смены белья и обмундирования, питания и отдыха.

II этап: проведение психологических мероприятий по определению степени и уровня психологической травмы, уровня напряженности и распределения военнослужащих по группам.

III этап: психокоррекция поведения военнослужащих. Весь период нахождения военнослужащих на пункте реабилитации для них организовывались просмотры кино- и телефильмов, встречи с родными и близкими, написание писем домой, поощрение и награждение отличившихся в боях, выступления концертных бригад, самодеятельных артистов, служителей, культовых учреждений, встречи с местным населением. Положительные эмоции у военнослужащих вызывала передача гуманитарной помощи населения.

В феврале в расположение войск в г.Грозный в составе делегации Хабаровского края прибыл иеромонах Киприан. В многочисленных беседах с морскими пехотинцами 165 полка, в т.ч. на пунктах реабилитации, он, как и другие служители культа, укреплял дух воинов, призывал к послушанию, взаимовыручке.

Большой эмоциональный заряд получили воины от встреч с родственниками, земляками, представителями Ставропольского, Кубанского и Донского казачества.

Окружная газета Военный вестник юга России, многотиражная газета 19 мсд Доблесть специальными выпусками освещали процесс реабилитации, лечения военнослужащих. Во всех пунктах были оборудованы места для чтения газет, оформлены подшивки газет и журналов.

Многочисленные репортажи в средствах массовой информации, в т.ч. Северного Кавказа с комментариями офицеров помогали быстрейшему восстановлению душевных сил у военнослужащих, результативному процессу реабилитации. Таких материалов, созданных телерадиостудиями региона совместно с пресс-центром СКВО было более 80-ти.

Процесс реабилитации, наряду с положительными аспектами, имеет и некоторые упущения, недоработки. К проблемам, требующим решения следует отнести:

1) Нехватку штатных психологов. С развертыванием пунктов реабилитации и назначением офицеров-воспитателей для этой работы пришлось оголить штатные подразделения. Практика показала необходимость (и предложения на этот счет подавались) введения штатного психолога в звене батальон-дивизион.

2) Обеспеченность пунктов психологической реабилитации техническими средствами для работы. Нехватка аудио и видеоаппаратуры с соответствующими программами тренинга не позволяла квалифицированно вести работу.

Таким образом, в результате проводимой психологической реабилитации удалось практически полностью восстановить психические, душевные силы воинов. Лишь около 200 человек, получивших наиболее серьезные психические травмы, были госпитализированы (для более глубокого психотерапевтического обследования и лечения).

4) Предложения по повышению эффективности воспитательной работы в войсках с учетом опыта боевых действий в Чеченской Республике.

В целях повышения эффективности воспитательной работы, морально-психологического воздействия на личный состав на наш взгляд целесообразно:

1. В условиях реорганизации воспитательных структур предусмотреть: – передачу в управление воспитательной работы групп Психологических операций (из разведуправления) и морально-психологической подготовки (из управления боевой подготовки) с подчиненными подразделениями;:

- создание отделов воспитательной работы в управлениях тыла, вооружения и армейской авиации;

- в батальонах (дивизионах) ввести в штат должности психолога и офицера по организации досуга;

- ввести штатные должности заместителей командиров по воспитательной работе в танковых ротах, артиллерийских и минометных батареях и им равных подразделениях;

- во всех полках, бригадах, дивизиях, республиканских военкоматах ввести штатную должность военный психолог;

- в период ведения боевых действий вместо должности заместитель командира по воспитательной работе ввести должность заместитель командира по морально-психологическому обеспечению.

Для подготовки указанных категорий считаем необходимым создать сеть военных училищ. В ближайшее время возможно создание в каждом округе 10-ти месячных курсов по подготовке офицеров на указанные должности.

2. В округах иметь центр анализа и прогнозирования морально-психологического состояния личного состава с учетом мобилизационного развертывания и приведения войск в боевую готовность. Практика показывает, что необходимо не только фиксировать морально-психологическое состояние военнослужащих, но и прогнозировать, управлять им.

3. Опыт работы с гражданским населением в ЧР показал, что в штате военных комендатур целесообразно предусмотреть должность офицера по воспитательной работе и работе с населением.

4. Выработать единую комплексную программу морально-психологической реабилитации личного состава частей и подразделений. Приказом Министра обороны ввести в действие Положение о деятельности пунктов психологической реабилитации в боевой обстановке.

5. Восстановить систему проведения учебно-методических сборов с различными категориями офицеров воспитательных структур (в округе и погарнизонно), предусмотреть выделение на эти цели финансовых средств (оплата командировок, лекторов и пр.).

6. Разработать руководящие документы по воспитательным структурам и штатам военных округов, соединений, ВВУЗОВ и частей на военное время.

7. Придать ОГП статус основного предмета боевой подготовки и пересмотреть учебные программы в сторону увеличения времени на рассмотрение проблем повышения морально-психологического состояния и боевой устойчивости войск.

8. Пересмотреть нормы довольствия (рассчета) ТСВ в сторону их увеличения и качественного улучшения для возможного применения и использования в полевых условиях и в боевой обстановке, когда каждое подразделение должно иметь телевизор и видеоплейер, необходимые для снятия психологического напряжения и психологической реабилитации личного состава.

Создать типографии и редакции корпусных газет. Увеличить нормы снабжения частей и подразделений изданиями периодической печати.

Воспитательные структуры всех уровней обеспечить персональными компьютерами и множительной техникой.

В целях наращивания морально-психологического состояния личного состава на наш взгляд необходимо принять радикальные меры по социально-бытовому обеспечению войск и, прежде всего, офицерского состава, членов их семей, поднятию престижа военной службы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.