Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство как максимизатор монопольной ренты.





Новая институциональная теория государства.

Институциональное понимание экономической роли государства.

Теория государства Д. Норта.

Модель Финдли-Уилсона. Контрактная модель государства. Государство как максимизатор монопольной ренты.

Модель оседлого бандита МакГира-Олсона

Институциональное понимание экономической роли государства.

В рамках неоклассического подхода причины, по которым государство может играть какую-то экономическую роль, усматриваются в провалах рынка, к которым принято относить несовершенную конкуренцию, внешние эффекты, производство общественных благ и асимметричность информации. В случае каждого из четырех указанных провалов рынка возникает неэффективность в размещении ресурсов, которую и призвано пре-

одолеть государство.

Согласно кейнсианскому подходу, проблема заключается в систематически возникающем неравенстве совокупного спроса и совокупного предложения, в результате которого возникает вынужденная безработица. Государство же преодолевает этот разрыв совокупных спроса и предложения посредством фискальной и денежно-кредитной политики.



Переходя к изложению институционального подхода, представим, что провалов рынка и вынужденной безработицы не существует. Проблема, которую ставит институциональная теория в связи с ролью государства, состоит в спецификации и защите прав собственности.

Сущность прав собственности в праве на исключение и органи­зация, обладающая сравнительным преимуществом в насилии, ока­зывается в состоянии специфицировать и защищать права собствен­ности. При этом под насилием здесь понимается физическое ограни­чение спектра возможностей, доступных одному индивиду (или группе) посредством воздействия на его способность реализовывать принимаемые им решения. Государство мо­жет и не применять насилие, более того, при определенных условиях государство функционирует тем более эффективно, чем меньше на­силия оно применяет. Сравнительные преимущества государства в осуществлении насилия, о которых известно экономическим аген­там, удерживают последних от инвестиций в запрещенное государ­ством перераспределение, направленное на увеличение собственного благосостояния за счет благосостояния других членов общества.



Единственной функцией государства является производство об­щественных благ, важнейшими из которых являются создание, и за­щита формальных правил. Согласно иерархической классификации институтов-правил, на верхнем уровне находятся общественные правила. Они определяют а. социальную структуру общества, б. порядок принятия решений и в. наиболее важные характеристики контроля за политическими процедурами. Совокупность общественных правил определяет тип государства, а последний, влияет на эффективность функционирования экономики.

Теория государства Д. Норта

Основным выразителем институционального подхода к экономической роли государства является Д. Норт, и одной из важнейших предпосылок, лежащих в основе его анализа государства, является наличие тесной взаимосвязи между государством, правами собственности и экономической эффективностью.

Согласно данной теории, государство — это экономический агент со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющиеся на территорию, границы которой определяются его способностью собирать налоги, а его главной функцией является спецификация и защита прав собственности. Государство возникает как результат общественного договора, по которому в обмен на вознаграждение в виде налогов экономический агент, обладающий сравнительным преимуществом в осуществлении насилия, обеспечивает обществу спецификацию и защиту прав собственности.



Можно сделать вывод о том, что основной функцией государства Д. Норта является производство общественных благ. Более того, властная группа, обладающая срав­нительными преимуществами в осуществлении насилия, но не обеспечивающая по каким-то своим, внутренним причинам пре­доставления общественных благ на более или менее приемлемом для своего общества уровне, оказывается в долгосрочном аспекте нежизнеспособной: потенциальные конкуренты такой властной группы внутри страны и (или) за рубежом станут ее явными кон­курентами и через какое-то время вытеснят такую властную груп­пу. Человеческая история знает немало примеров такого рода. По­этому в окончательном виде принимаемое нами определение го­сударства в новой институциональной экономической теории будет выглядеть следующим образом:

Государство — это организация со сравнительными преиму­ществами в осуществлении насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью облагать налогом подданных, использующая эти преимущества для предоставления общественных благ.

Одними из наиболее известных формальных моделей, иллюстрирующих некоторые элементы нортовской теории государства, являются модель Финдли-Уилсона и модель оседлого бандита МакГира-Олсона.

Модель Финдли-Уилсона.

В данной модели объем выпуска частного сектора определяется использованием трех факторов производства, а именно, труда L, капитала К и правопорядка Р (под ним могут пониматься услуги государства в виде спецификации и защиты прав собственности). Зависимость объема выпуска от количества труда государственных служащих проявляется в том, что, с одной стороны, на величину этого труда сокращается предложение труда в частном секторе, с другой стороны, создаваемый этим трудом правопорядок увеличивает результативность труда в частном секторе. В соответствии с принципом убывающей предельной производительности факторов производства каждая последующая единица труда государственных служащих дает все меньший эффект, и после достижения оптимального значения дальнейшее увеличение данного вида труда уже уменьшает выпуск. Оптимальное значение данной величины, в соответствии с маржинальным принципом, будет иметь место в точке равенства предельных продуктов труда в частном и государственном секторах.

В данной модели рассматривается два вида государства: контрактное государство и государство как максимизатор монопольной ренты.

Контрактное государство

Контрактное государство отличает два признака: стремление к максимизации объема выпуска и равенство доходов и расходов. Важнейшим экономическим последствием функционирования такого вида государства является максимизация объема выпуска, т. е. структурная граница производственных возможностей достигает технической границы производственных возможностей. Контрактное государство можно рассматривать как идеал, наподобие совершенной конкуренции, который может служить в качестве точки отсчета для анализа реального государства.

Государство как максимизатор монопольной ренты.

Теперь можно рассмотреть более реалистичную модель государства, в которой оно, используя свою монополию на использование насилия, пытается максимизировать величину своей монопольной ренты. Допустим, что ставка налога устанавливается экзогенно (при этом на таком уровне, что равенство доходов и расходов правителя обеспечивало бы максимизацию объема выпуска) и единственной контролируемой правителем переменной является занятость в государственном секторе. Тогда при данной ставке налога ему необходимо найти такой уровень занятости в государственном секторе, при котором максимизировалась бы разница между его доходами и расходами. При максимизации правителем своей ренты будет иметь место недопроизводство правопорядка. Данная модель позволяет также отразить такое ограничение государства как оппортунизм государственных служащих, проявляющийся в «произволе чиновников». Последние могут способствовать увеличению ставки налога сверх оптимального уровня, при котором равенство доходов и расходов правителя обеспечивало бы максимизацию объема выпуска. Кроме того, бюрократия может быть заинтересована в разрастании государственного сектора, которое, в конечном счете, может привести к полному рассеиванию ренты правителя. При ставке налога, превышающей оптимальный уровень, равенство доходов и расходов правителя не обеспечит максимизации объема выпуска. Будет иметь место перепроизводство правопорядка, при котором предельный продукт труда в государственном секторе будет меньше предельного продукта труда в частном секторе.

Бандит-гастролер

Анархическая система может оказаться нежизне­способной по целому ряду причин, важнейшей из которых для че­ловеческого общества представляется рост «параметра решитель­ности» т, отражающий развитие технологии вообще и военной технологии в частности. При таком развитии событий на месте прежней анархической структуры через какое-то время возникает система, в которой определенные индивиды или группы обладают сравнительными преимуществами в осуществлении насилия пе­ред всеми остальными индивидами или группами, но не обладают такими преимуществами друг перед другом. Иными словами, в рассматриваемом случае речь идет об обществе, в котором господству­ют так называемые бандиты-гастролеры.

У таких бандитов нет стимулов не только содействовать про­изводству общественных благ, у них отсутствуют стимулы к како­му-либо самоограничению своей бандитской деятельности. Дей­ствительно, каждый бандит-гастролер понимает, что любое богатство, не изъятое им у своей жертвы, скорее всего, станет добычей другого бандита-гастролера, поэтому никакой заинтересованнос­ти в сохранении у жертвы стимулов и физических возможностей для осуществления производительной деятельности у бандита-га­стролера нет.

Иными словами, гастролер действует в условиях структурной неопределенности, заставляющей его дисконтировать свои ожи­даемые будущие доходы по очень высокой ставке. Это приводит к тому, что бандит-гастролер будет стремиться максимизировать свой краткосрочный доход.

Конкуренция между бандитами-гастролерами должна привести к появлению такого субъекта или группы, который будет обладать сравнительными преимуществами в осуществлении насилия перед всеми остальны­ми обитателями данной территории, например оседлый бандит.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.