Контрольно-учебная карта внеаудиторной подготовки к занятию.
Ключевые вопросы темы
| Цель этапа
| Вопросы для самоконтроля
| 1. Основные понятия экотоксикологии
| Знать основные понятия экотоксикологии.
| - Основные понятия:
- экологически зависимые заболевания;
экологически обусловленные заболевания;
ксенобиотики;
приоритетные ксенобиотики;
суперэтоксиканты;
биоаккумуляция;
экотоксичность;
биоцид
| 2. Классификация ксенобиотиков
| Знать классификацию ксенобиотиков
| А) природные
антропогенные
Б) неорганические
органические
| 3. Состояние среды обитания и ее влияние на здоровье человека.
| Знать особенности Самарского региона как биогеохимической провинции.
| 1.Особенности Самарского региона.
2. Приоритетные ксенобиотики Самарской области.
3. Влияние среды обитания на состояние здоровья населения Самарской области.
| 4. Характеристика основных неорганических и ксенобиотиков, содержащихся в атмосфере, гидросфере, литосфере
| 1. Знать основные характеристики приоритетных неорганических ксенобиотиков, вызывающих заболевания у человека
| Основные неорганические ксенобиотики ( ртуть, кадмий, свинец, ванадий, марганец, хром);
- основные источники в окружающей среде;
- пути поступления;
-механизм токсического действия;
- способы и пути выведения из организма человека.
| 5. Характеристика основных органических ксенобиотиков, содержащихся в атмосфере, гидросфере, литосфере
| 1. Знать основные характеристики приоритетных органических ксенобиотиков, вызывающих заболевания химической этиологии у человека.
| Основные
органические ксенобиотики(формальдегид, полициклические ароматические углеводороды, бенз(а)перен, диоксин,
- основные источники в окружающей среде;
- пути поступления;
-механизм токсического действия;
- способы и пути выведения из организма человека.
| 6. Методы изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения.
| Знать основные методы определения факторов влияния окружающей среды на здоровье населения.
| 1.Мониторинг за состоянием здоровья населения.
2. Клинико-диагностические методы исследования.
3. Методы моделирования на лабораторных животных.
| 7. Механизмы защиты организма от ксенобиотиков.
| Знать особенности метаболизма неорганических и органических ксенобиотиков и механизм обезвреживания ксенобиотиков в организме человека.
| 1. Метаболизм неорганических и органических ксенобиотиков в организме человека.
2. Обезвреживание ксенобиотиков в организме человека.
|
План работы в аудитории.
Название этапа
| Описание этапа
| Цель этапа
| Время
| 1. Организационный момент
| Отметка присутствующих
| Мобилизация внимания студентов
|
| 2. Контроль исходного уровня знаний
| Теоретический опрос по ключевым вопросам темы
1. Основные понятия экотоксикологии
2. Классификация ксенобиотиков
3. Состояние среды обитания и ее влияние на здоровье человека.
4. Характеристика основных неорганических и ксенобиотиков, содержащихся в атмосфере, гидросфере, литосфере.
5. Характеристика основных органических ксенобиотиков, содержащихся в атмосфере,гидросфере, литосфере.
6. Методы изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье населения.
7. Механизмы защиты организма от ксенобиотиков.
| Рефлексия студентов в понимании этиологии и патогенеза экологически зависимых заболеваний, вызванных действием конкретного химического фактора.
|
| 3. Самостоятельное решение ситуационных задач
| Решение ситуационных задач , указанных в методических разработках по данной теме.
| Формирование
профессионального мышления у студентов для оценки конкретного химического фактора, вызывающего экологически зависимые
заболевания.
|
| 4. Контроль выходного уровня знаний
| 1. Выполнение выходного тестового контроля.
2. Проверка протоколов
| Оценка знаний студентов.
|
| 5. Заключение
| 1. Подведение итогов занятия
2. Выдача задания на следующее занятие
| Ориентация студентов на самостоятельную подготовку.
|
|
Приложение.
Ситуационные задачи.
1.1В детское отделение реанимации и патологии новорождённых поступил ребёнок с выраженной патологией дыхательной системы. Мальчик родился недоношенным в возрасте 7 месяцев.
При споре анамнеза было установлено, что мальчик родился от 4 беременности, протекающей с угрозой прерывания. Первая беременность у этой женщины закончилась родами, а 2 последующие самопроизвольными абортами. Родители мать и отец в течение длительного времени работают на судоремонтном предприятии. Отец электросварщик, мать в цехе по покраске судов, т.е. оба имеют постоянный и длительный контакт с соединениями марганца.
1. Каковы пути проникновения соединений марганца в организм человека?
2. В каких органах и тканях происходит депонирование соединений марганца?
3. Объясните механизм токсического действия соединений марганца.
4. Какие возможные рекомендации следует дать по снижению воздействия этого вещества на организм человека?
Алгоритм решения.
1. В организм человека марганец и его соединения попадают через лёгкие, желудочно-кишечный тракт или неповреждённую кожу.
2. Депонируется марганец в паренхиматозных органах, костях, головном мозге.
3. Марганец относится к жизненно важным элементам. Он необходим для процессов редупликации, репарации ДНК, транскрипции, окислительного фосфолирирования, но в больших количествах марганец напротив нарушает редупликацию, репарацию и транскрипцию. Накапливаясь в митохондриях, марганец нарушает энергетический обмен и снижает активность лизосом. Марганец обладает нейротоксическим, эмбриотоксическим и аллергическим действиями.
4. На предприятиях должно быть строгое соблюдение техники безопасности при работе с марганцем. При появлении признаков отравления рекомендуется временный перевод на работу, не связанную с воздействием токсических веществ. После лечения в стационаре необходимо санаторно-курортное лечение, постоянное диспансерное наблюдение. В качестве профилактических средств показано применение витаминов группы В и препаратов кальция.
1.2В стационар поступила женщина 42-х лет, с жалобами на резкую головную боль, головокружение, тошноту, частый кашель без мокроты, одышку и боли в области груди, ухудшение зрения. Из анамнеза удалось выяснить, что в течение длительного времени женщина проработала на одном из цехов текстильного предприятия.
При осмотре кожные покровы бледные, сухие, слизисты глаз воспаленные, отмечается тремор пальцев. При аускультации дыхание жёсткое, хрипов нет, тоны сердца приглушённые. Общий анализ крови гемоглобин – 90 г/л, количество Эр-3,0 х10/л.СОЭ 12 мм/час. В анализе мочи Эр 5-6 в поле зрения, следы белка, эпителий цилиндрический в большом количестве.
1. Что по-вашему могло явиться причиной развития у пациентки данного состояния?
2. Каковы пути проникновения данного вещества в организм человека?
3. Объясните механизм токсического действия этого вещества.
4. Дайте возможные рекомендации по снижению воздействия этого вещества на организм человека.
1.3. Рабочий литейного цеха одного из металлургических заводов обратился к врачу с жалобами на периодическое повышение температуры до 38С, сопровождающееся ознобом, болью в груди, слабостью, сонливостью. Из анамнезов удалось установить, что такие приступы у пациента появляются периодически. При объективном осмотре кожные покровы лица гиперемированы, слизистая оболочка красная, миндали не увеличены, налётов нет. При пальпации живот мягкий, безболезненный, печень выступает из-под края рёберной дуги, края ровные. При аускультации патологии органов дыхания и кровообращения не обнаружено. В анализе крови отмечается снижение гемоглобина и эритроцитов, увеличение сахара. В анализе мочи появление сахара. Учитывая анамнез пациента и клиническую картину, врач поставил предварительный диагноз «литейная лихорадка».
1. Обоснуйте, на каком основании был поставлен такой диагноз?
2. Какое вещество может вызвать развитие данного состояния?
3. Какие возможные пути поступления, выведения и депонирования этого вещества в организме человека?
4. Какие рекомендации можно дать по профилактике этого заболевания?
1.4. Большинство жителей одного из приморских городов почти одновременно обратились в поликлиники со сходными жалобами на резкую головную боль, слабость, тошноту, металлический привкус во рту, бессонницу, подавленное состояние.
При осмотре у большинства пациентов преобладает неврологическая симптоматика: нарушена координация движения, поля зрения сужены.
Врачи СЭС заподозрили отравление одним и тем же неорганическим токсикантом.
1. Какое вещество могло стать причиной отравления?
2. Как называется заболевание, вызванное этим веществом?
3. Какие вопросы, касающиеся продуктов питания, следует задать пациентам, для уточнения диагноза?
4. Объясните механизм токсического действия этого вещества.
1.5. В поликлинику обратился больной, 36 лет, фотограф, с жалобами на частые головные боли, общую слабость, тошноту, рвоту и болезненные язвы на руках.
При осмотре кожные покровы сухие, бледные, на боковых поверхностях пальцев кистей обнаружены дефекты кожи различной степени выраженности (от маленьких язвочек в виде «птичьих глазков» до глубоких изъявлений). При пальпации живот мягкий, безболезненный, печень не пальпируется. При аускультации дыхание жёсткое, хрипы единичные, сухие. Анализы крови и мочи без патологии.
1. Какое вещество могло стать причиной развития подобного состояния?
2. Каковы пути проникновения в организм человека?
3. На какие данные анамнеза следует обратить внимание при постановке диагноза?
4. Отметьте возможные токсические эффекты данного вещества.
1.6. В детское неврологическое отделение был госпитализирован мальчик 3-х лет с предварительным диагнозом «задержка умственного и физического развития».
При осмотре: кожные покровы бледные, сухие. Слизистая полости рта гиперемирована, по краю дёсен лилово-красная полоска. Органы дыхания и кровообращение без особенностей.
В анализе крови снижено количество эритроцитов и появление патологически изменённых эритроцитов (с базофильной зернистостью).
Ребёнок от II беременности, протекающей с угрозой прерывания. Мальчик родился недоношенным, находился на грудном вскармливании.
При беседе с родителями выяснилось, что мать долгое время работает на бензозаправочной станции.
1. Свяжите развитие данного состояния ребенка с конкретным токсикантом.
2. Укажите пути поступления в организм человека.
3. Отметьте механизм его токсического действия на организм человека.
4. Дайте возможные рекомендации по снижению действия этого вещества на организм человека.
1.7.Данные диспансерного обследования населения одного из крупных промышленных городов позволили сделать вывод о развитии у большинства жителей заболевания итай-итай.
1. Какова этиология этого заболевания.
2. Каковы пути поступления в организм человека.
3. Укажите возможные токсические эффекты этого вещества.
4. Отметьте основные симптомы заболевания.
1.8.В одном из регионов России отмечена вспышка острого отравления. У заболевших наблюдается тошнота, рвота, слабость и другие симптомы интоксикации. Вспышка возникла после поступления в продажу партии импортного растительного масла. Признаки острого отравления перешли в хроническую интоксикацию и были обнаружены у пострадавших при повторном обследовании через несколько месяцев. Что является причиной возникновения отравления? Как называется данное заболевание? Укажите пути проникновения экотоксиканта в организм. Какую опасность представляет данный экотоксикант для беременных женщин?
1.9.Пациента беспокоят утомляемость, вялость, бессонница, раздражительность, доли в сердце. Он отмечает постепенное ухудшение общего состояния. При обследовании обнаружены признаки гастрита и неинфекционного гепатита. Из анамнеза установлено, что пациент работает на предприятии, производящем хлорорганические пестициды. Каков предположительный диагноз? Чем вызваны симптомы, которые наблюдаются у больного? Каковы пути проникновения данных экотоксикантов в организм? Механизм действия? Какие средства антидотной терапии можно применить?
1.10.У подростка, который проживает в г.Чапаевске, вблизи завода по уничтожению химического оружия, отмечается катастрофическая потеря веса, признаки нарушения полового созревания, хлоракне (поражение сальных желез, сопровождающееся дерматитом), депрессия. Снижена сопротивляемость инфекции. При обследовании в крови обнаружена эозинофилия и снижение уровня половых гормонов. При анализе иммунограммы выявлено снижение уровня антител. Каков предположительный диагноз? Каким образом экотоксикант проникает в организм человека? Выводится из организма? Разрушается ли данный ксенобиотик в организме? Сколько времени необходимо для этого? Существует ли порог действия для данного экотоксиканта? Укажите механизм действия. какие меры защиты необходимо организовать?
1.11. У беременной (12 недель) тридцатилетней женщины отмечается поражение слизистых оболочек дыхательных путей, крапивница, нарушение зрения, поражены ногти. Имеются симптомы интоксикации, которые, по мнению врача, являются признаками гистоза. Из анамнеза выяснено, что пациентка в течение последних пяти лет работает на предприятии по производству формальдегидных пластмасс. Каким экотоксикантом вызваны симптомы у наблюдаемой беременной женщины? Назовите пути поступления его в организм? Какое действие оказывает экотоксикант на клетки человеческого организма? Какую опасность представляет для потомства? Укажите меры
минимизации поступления данного экотоксиканта в организм?
1.12. По данным американских врачей (1981г.) у летчиков, участвовавших в военных действиях во Вьетнаме, от брака со здоровыми женщинами рождаются слепые, глухие, слепоглухонемые дети. В семьях родителей этих детей аналогичных аномалий не отмечено. С самолетов, управляемых этими летчиками над Вьетнамскими джунглями, распылялись дефолианты (вещества вызывающие опадение листьев). Основным составляющим дефолиантов является акридин – оранжевый. Назовите причину возникновения указанных аномалий у детей? Пути проникновения экотоксиканта в организм? Токсификация ксенобиотика в тканях и органах? Каков прогноз относительно потомства?
1.13.У пятимесячного ребенка, находящегося на грудном вскармливании, отмечаются признаки хронического отравления: периодические срыгивания, рвота, вздутие живота, неустойчивый стул, бледность кожных покровов, субфибрильная температура, явления дерматита. Ребенок беспокоен, капризен, плохо спит, снижен аппетит. Наблюдается отставание в весе. При обследовании выявлена анемия. Семья, в которой растет ребенок, проживает в санитарной зоне предприятия, где производятся гербициды с использование диоксинов в технологическом процессе. Из анамнеза выяснено, что ребенок от четвертой беременности. Три предыдущие беременности заканчивались самопроизвольными выкидышами. Что является причиной хронического отравления грудного ребенка? Укажите пути проникновения экотоксиканта в организм. Что было причиной самопроизвольного прерывания беременности у женщины (матери ребенка)? Каков механизм действия данного ксенобиотика? назовите пути минимизации поступления экотоксиканта в организм?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|