Сделай Сам Свою Работу на 5

Шаг шестой. Театр-дилемма





 

Беседы о плавании не могут никого научить плавать. Чтобы научиться плавать, нужно прыгнуть в воду и начать учиться. Аналогичным образом, невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения, просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии...

Питер Феликс Келлерман

Карл Роджерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснять ему, что батарея – горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. Что точно так же опасны возможностью ожога другие горячие предметы, которые похожи или не похожи на стоящую перед малышом батарею... А можно дать ребенку единожды коснуться радиатора, с тем чтобы он усвоил значение слова на личном опыте.

Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, а вовлекать в значимый опыт всю личность.

Понимание, полученное в непосредственной практике, многократно ценнее и усваивается легче, чем умственное экспериментирование. Эта главка называется «Театр-дилемма». А о чем же шла речь до этого момента, разве не о том же самом?

На мой взгляд, все предыдущие этапы – это лишь экспозиция, вхождение в методику, лишь подготовка к основному действию, которое развернется сейчас. Уже представлена исходная история, актеры базовой группы уже разыграли перед зрителями сцену, обнажили конфликт, заявили позиции противоборствующих сторон...



Наступает очередь зрителей подключиться к базовой группе, выйти на сцену, заменив протагониста. Заменив в игре, а не советуя с места, как тот должен был бы вести себя в той или иной ситуации!

Есть старый анекдот про психолога и лягушку. В лаборатории психолог исследует влияние звука на изменение физиологических реакций лягушки. Он каждый раз нажимает на звонок, а лягушка каждый раз после этого подпрыгивает. Хорошо! Тогда исследователь начинает отрезать ей лапки – одну за другой, и лягушка после каждого звонка продолжает подпрыгивать. Все результаты опыта, естественно, поэтапно заносятся в журнал наблюдений. Наконец, полностью обезноженная лягушка после очередного звонка осталась лежать на столе, распластанная на пузе. Снова звонок за звонком – ноль реакции! Тогда психолог записал в журнал: «После отсечения четвертой лапки лягушка оглохла».



Эта история вспомнилась мне в связи с тем, что позиция стороннего наблюдателя отнюдь не гарантирует правильности решения. Со стороны для зрителя все душевные вибрации, все поведение и реакции протагониста на сцене выглядят иначе, чем в ситуации, когда он сам оказывается «протагонистом», – лишь превратившись на время в пресловутую «лягушку» и заняв свое место на сцене – «операционном столе», возможно адекватно приблизиться к пониманию дилеммы героя и поискам альтернативных решений.

На заре своих опытов в психодраме Я. Морено писал о таком «Ты-опыте» следующее: «И если ты рядом, хочется мне вырвать глаза твои из впадин и вставить их вместо моих, а ты вырвешь мои и вставишь их вместо своих, тогда буду я глядеть на тебя твоими, а ты взглянешь на меня моими глазами» («Приглашение к встрече». Цит. по: Г. Лейтц. Психодрама: теория и практика. М..: Прогресс, 1994. С. 249).

Когда базовая группа – заканчивает исходную сцену, ведущий благодарит актеров (они не покидают игровую площадку!) и вместе с залом пробует сформулировать дилемму, стоящую перед протагонистом. Вслед за этим любой из зрителей может подняться на сцену. Он заменяет главного героя и вместе с исходной группой возвращается к последним репликам базовой сцены, чтобы затем начать совместную импровизацию в поисках разрешения конфликта.

Если действие развивается успешно, то вмешательства ведущего не требуется – конфликт приходит к определенной развязке, и зал, как правило, спонтанно реагирует на завершенную сцену аплодисментами. Но нередко вышедший на замену протагонист не в силах справиться с задачей, сцена начинает пробуксовывать, конфликт возвращается на круги своя, а порой даже усиливается. В таком случае ведущему приходится использовать свои профессиональные умения, чтобы активизировать поиски решения.



С этой целью «Драма-дилемма» использует хорошо известные в психодраме техники: дублирование, обмен ролями, введение «вспомогательного Я», «Зеркало», «Свеад». Останавливаться на этом подробно нет смысла – в любом учебнике по психодраме эти техники представлены во всей полноте и подробностях.

Когда вышедший на замену участник завершает сцену (неважно, достигает он поставленной цели или вынужден покинуть «поле боя» безрезультатно), на площадку приглашается следующий претендент на роль протагониста. Сменяя друг друга, эти «герои из зала» превращают конкретное решение в одно из возможных. Так за счет участия в театральной импровизации или наблюдения за происходящим из зала мы помогаем всем, кто пришел на встречу, расширить репертуар поведения, «примерить» на себя разнообразные идеи и способы действия. Дилемма из узколичной истории превращается в некий общественно значимый экспериментальный полигон, приобретает черты универсального опыта.

«Драма-дилемма» не использует практику «завершающих сцен», смысл которых – в примирении протагониста с новой реальностью, закрытии старых конфликтов и оплате по счетам... Протагонист из базовой группы не возвращается к исходной сцене, чтобы проиграть выбранный им – из ряда предложенных – вариант решения проблемы. Он не получает, как в психодраме, волшебных возможностей happy end: «символической награды», «благодарственной речи» или «торжественного примирения». Из всех этих и множества других типов завершающих сцен наша методика предпочитает использование открытого финала. Он открыт для выбора – и для протагониста из базовой группы, и для всех его «замен», и для зрителей.

«Как книги, содержащие главы, которые нужно написать самому, психодрамы с открытым концом отражают то, что жизнь проходит сквозь непрерывную цепь опыта и циклов, которые не ограничены одной единственной фазой...» (Келлерман Питер Феликс. Психодрама крупным планом. М.: Класс. 1998. С. 201.)

 

Шаг седьмой. Шеринг

 

В шеринге, следующем за демонстрацией сцен, как правило, звучит признание участниками того, что изменился их подход к проблеме. Вместо представления об уникальности конфликта, фатальном характере собственных ошибок, несовершенства, невезения, уверенности в существовании «Я-проблемы» приходит понимание «Мы-проблемы». Мой опыт – часть общего опыта. То, что переживается мною, переживают еще сотни и тысячи людей в разной форме. Таким образом, у меня есть возможность воспользоваться чьим-то опытом, умением, поддержкой, помощью и самому предложить свой опыт, оказаться для кого-то полезным!

В шеринге всячески поощряется эмоциональная поддержка, единение с героем, альтруизм. В ходе свободной, лишенной критики и обличительного пафоса дискуссии и рассказа о пережитом во время встречи реализуется основной потенциал «Драмы-дилеммы» как группового метода психологической коррекции благодаря использованию всех видов и форм обратной связи.

 

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

 

Год

 

В этой главе речь пойдет уже не столько о методике, сколько о практике работы проекта «Драма. Импровизация. Дилемма» («ДИД»).

Надеюсь, что название, которое я выбрал для этой главы книги – «От первого лица», – извинит неизбежную субъективность рассказа, оправдает известную неполноту изложения и даже пристрастность автора в выборе материала. Искусство вообще субъективно. Образная система театра опирается на личные представления и интерпретации каждого из тех, кто причастен к этой встрече между актером и зрителем, в степени, отнюдь не меньшей, чем влияние общего прошлого культурного опыта. Так что – да здравствует собственная позиция и личная ответственность!

Среди «деятелей» – тех, кто отдает проекту свой талант, знания, опыт и организаторские способности, – люди всех возрастов. Их роли различны: от администрации и планирования до ведения молодежных групп «Драма-дилемма». От методического руководства и организации учебы режиссеров до непосредственного участия в театральном представлении (что, в свою очередь, включает предварительное решение многочисленных задач: организация зрителей, подготовка места для выступлений, переговоры с заказчиками театрального вечера или учебного семинара, написание сценариев, репетиции, сценическое выступление на публике...).

Я абсолютно уверен, что у каждого из сотен участников проекта, я уже не говорю о многочисленных зрителях-актерах в рамках разнообразных семинаров, вечеров театра-дилеммы, есть свой взгляд на то, что представляет собой сегодня этот достаточно сложный организм. Каждый мог бы рассказать о «ДИД» что-нибудь свое, сугубо личное.

Напомню, что зародыш идеи проекта возник из чисто утилитарной необходимости помочь молодым людям, у которых сложности переходного возраста драматически совпали с периодом эмиграции и вхождением в новую среду обитания. По сути, именно этот не воображаемый зритель, а вполне конкретный молодой человек становился и субъектом, и объектом нашей заботы и усилий. Инструментом же был театр.

Я бесконечно благодарен моим коллегам по проекту – руководителям и работникам отдела молодежи Всеизраильского объединения клубов (Хевра лематнасим) за ту работу, которую они проводили эти годы. Большинство организационных и финансовых проблем легло на их плечи. Они же на разных этапах нашего сотрудничества были не просто администраторами, а нашими единомышленниками, товарищами и настоящими «родителями» проекта. Разделение сфер влияния позволило мне сконцентрироваться на творческой работе с режиссерами и молодежными театрами. Развитие методических идей, проверка теории практикой репетиций и выступлений, организация творческих встреч, семинаров театральных групп, проведение летнего лагеря «Драмы-дилеммы», учеба режиссеров, пропаганда идей проекта по стране – вот приблизительный круг задач, за которые отвечаю я как художественный руководитель программы.

...Думаю, что самые сложные переговоры о вхождении той или иной группы в проект мне приходилось вести не с административным руководством общественных центров, а как раз с коллегами-режиссерами. Они не всегда были готовы отказаться от права оставаться лишь людьми театра, служителями чистого искусства, но расширить поле своих интересов до проблем воспитания молодежи и решения конфликтов современной жизни. Как сказал в сердцах один из моих собеседников, он «не поменяет Шекспира и Лорку на склоки коммунальной квартиры».

Я далеко не уверен, что обучать молодого актера самодеятельного театра возможно только единственным способом – опрокинув его в ситуацию классического произведения. В глубинах смысла, страстей, подтекстов несложно и утонуть, тем более если берешь лишь начальный курс плавания! В спорах о том, что первично в нашей работе: театр или воспитание, я хотел бы попытаться примирить обе позиции, а в том случае, когда это невозможно, остаюсь скорее на позициях воспитателя. Все же для актера-непрофессионала личностный рост, осознание и развитие своего «Я» приоритетнее, чем погоня за сценическим успехом.

На мой взгляд, «Драма-дилемма» для любительского молодежного театра – настоящая палочка-выручалочка. Ведь актер «ДИД» обязан обладать теми же профессиональными умениями, что и его товарищи из обычного театрального коллектива. Он должен уметь четко и правильно произносить текст, красиво и свободно двигаться по сцене. Умение работать с партнером и способность к импровизации – неотъемлемые части нашего актерского тренинга. Добавим к этому работу над образом, текстом, актерскую пристройку, гибкость и правдивость в реакциях... Выходит, что объем и уровень актерских умений тот же. Зато участие в проекте «Драма-дилемма» дает молодому актеру несомненные преимущества. Какие?

1. Наши сцены-дилеммы гораздо меньше зависят от требований к составу исполнителей. Чтобы понять, насколько это облегчает жизнь режиссера, достаточно вспомнить, как много постановочных идей не реализовались из-за того, что в труппе слишком мало участников или не хватает исполнителей мужских ролей и так далее.

2. В «драме-дилемме» у актера есть возможность гораздо раньше выйти «на зрителя». Сцены или даже целые программы «ДИД» готовятся в течение недель, в то время как постановка спектакля занимает времени от полугода и больше.

3. В отличие от обычной театральной труппы, занимающейся постановкой спектакля, участники «Театра-дилеммы» за один вечер могут сыграть несколько различных по характеру и важности ролей: от протагониста до второстепенных персонажей. Такая гибкость и «актероемкость» методики позволяют снять остроту конкуренции между «премьерными исполнителями» и тем, кому в спектакле достался эпизод или вообще пресловутое «Кушать подано!». В итоге – и опыта сценического больше, и «звездной болезнью» проще не заразиться!

К моей радости, в большинстве случаев разговоры с коллегами по театральному цеху завершались совместной работой в проекте, к взаимному удовольствию сторон. Лишь дважды победила позиция «чистого искусства», когда, призвав меня «не путать Божий дар с яичницей», собеседники оставили стол переговоров, унося свои нерастраченные таланты в тайный сумрак кулис и терпкость театральных фестивалей. А наши молодежные группы продолжали выступать в своем жанре, придумывали свои «пьесы из жизни» и с успехом работали над классической и современной драматургией, ставя Лопе де Вега и К.Чапека, У. Сарояна и А. Пушкина, Ш. Перро и израильского Ханоха Левина...

За годы существования проекта у всех его участников выработалась определенная система взаимоотношений, возникла некая структура программы. Об обязанностях исполнительного и художественного руководителей я уже писал выше. Режиссеры – ведущие групп – это следующий пласт работников «Драмы-дилеммы».

Если молодежную театральную группу я назвал фундаментом нашего общего дома, то моих коллег-режиссеров можно было бы метафорически определить как его стены. Они – это то, что обеспечивает постройке не только устойчивость, определяет ширину и высоту, но и придает всему зданию особенный, отличный от других внешний вид.

Каждый из руководителей групп – человек театра. Это проявляется и в формальном документе об окончании того или иного театрального вуза, и в самом духе творческой профессиональной работы с молодежью. При этом каждый из них еще и педагог, психолог по призванию, друг, воспитатель... Они очень разные в своих театральных пристрастиях, верности той или иной теме, школе, жанру...

Доктор Владимир Левин – режиссер-ветеран в «Драме-дилемме». В проекте он один из первых участников. И все эти годы его молодежные театры отличались от других групп своей театральностью, метафоричностью постановок. Использование музыки, внимание к жанру пластической драмы, обилие режиссерских приспособлений, облегчающих молодому актеру выполнение сценической задачи, – вот особенности творческого почерка Володи. Человек с большим профессиональным и жизненным опытом, признанный специалист в сценарном деле, в режиссуре массовых театрализованных зрелищ, он не кичится своим статусом, а всегда «готов упасть на амбразуру». Этой фирменнной фразой мой товарищ определяет постоянную готовность прийти на помощь любому, кому она потребуется. А в семинарах, которые Владимир Левин проводит для студийцев, темы могут быть самыми разными: от «Творческих идей Вахтангова» до «Природы смешного в театре», от «Жанров сценического текста» до «Техник актерской пристройки и приспособления к партнеру»...

Марина Меламед – выпускница Иерусалимского колледжа визуального театра, давно и серьезно занимается авторской песней, кукольным театром. Ее группа была гостеприимным хозяином встречи в дни праздника Пурим-98. Все молодежные театры, принимающие участие в «Драме-дилемме», приехали в Маале-Адумим, целый день занимались в студиях грима, пантомимы, уличного театра, работали с огромными куклами, репетировали традиционное в Пурим карнавальное шествие и представление. А вечером вся эта братия с шумом двинулась от клуба в центр города. Успех был огромным!

Ирина Семин уже несколько лет назад получила диплом психодраматиста, а в то время только начинала изучать психодраму в колледже «Тель-Хай».

Человек энергичный, творческий, Ирина работала в клубе в качестве инструктора молодежи. Когда мы познакомились и она узнала о методике «Драмы-дилеммы», то первой ее идеей стало создание молодежной группы, которая будет учиться с помощью нашей методики и театру, и психологии общения. Через два года после создания молодежного коллектива ее питомцы не только сами продолжали учиться сценическому мастерству, но и открыли младшую группу для учеников четвертых-шестых классов. Ирина начала целый проект по подготовке «театральных вожатых». Но и это еще не все! Мы были свидетелями интереснейшего эксперимента, когда подростковая и пенсионерская группы играли в рамках одного вечера, организованного в хостеле для пожилых людей. Споры о семейных проблемах, службе в армии, смысле жизни, религии приобрели в этой встрече черты не «конфликта поколений», а «диалога отцов и детей».

А вот молодой режиссер Илан Парьенте вместе со своей группой экспериментировал с возрастом прямо противоположным. Представьте себе «Театр-дилемму» в детском саду! Сперва девчонки из его группы отправились на переговоры с воспитательницей, зажгли ее идеей театрального утренника. Затем несколько дней провели в детском саду, изучая тамошние нешуточные проблемы: как поделиться любимой игрушкой; что делать, если очень-очень-очень хочется домой, а мама не приходит; как завоевать расположение воспитательницы Сигалит?.. На самом представлении дети иногда начинали стесняться публики (что поделать – недостаток сценического опыта сказывается!). Тогда они подходили к одной из четырех молодых актрис, за руку выводили на сцену, шептали на ухо, что же им хотелось сказать в инсценированном споре, а воспитанницы Илана вслух «озвучивали» идеи малышей. Так своеобразно проявлялись в детском саду психодраматические техники «дублирования» и «вспомогательного Я».

...Все режиссеры, работающие в рамках проекта, встречались на своих профессиональных семинарах раз в два месяца. Эти встречи необходимы для обмена опытом, совместного планирования, получения представления о том, как работается группам. Кроме того, почти всегда режиссерский семинар – это еще и учеба. Мы постоянно приглашали к себе специалистов из разных сфер: руководителя группы «Плейбек» Иуду Брегмана, мима Геннадия Бабицкого, известного специалиста по психодраме Элиава Нагарина, психолога Вячеслава Погребинского, актрису Номи Аккерман, режиссера и педагога Амира Орьяна, ведущих групп Нили Венецию и Поля Грифина, преподавателей методики телесной терапии «Контакт» Тамира Гилада и Дора Шахара... Охотно учились у коллег, друг у друга. Эта любознательность, как и любовь к театру, по-видимому, заразны, потому что и у подростков мы с удовольствием отмечаем симптомы той же болезни! Всегда после проведения «белых ночей» (это ночной семинар, когда все вместо сна играют, учатся до шести утра), театральных лагерей мы просим заполнить анкету участника, написать, что понравилось больше всего. Ответ в разных интерпретациях повторяется от встречи к встрече – «Учиться!» И этот аппетит к интересным людям, новым знаниям, пробе своих сил в разных театральных жанрах мы всячески приветствуем и поддерживаем в ребятах.

Но совместная учеба – это лишь одна из целей молодежных встреч. Вторая цель – встреча как таковая. Общение, тусовка. Ощущение освобождения от привычных обязанностей, знакомого окружения, от родителей, в конце концов... Чувство собственной значимости, ответственности, причастности к группе, азарт необъявленного состязания: какая группа будет лучше, ярче в выступлениях и конкурсах, кто будет замечен как лучший актер, сценарист, товарищ...

Никакой необходимости в формальном объявлении соревнования нет – эти сравнения и оценки возникают у самих ребят спонтанно из опыта совместной творческой работы групп.

Одним из успехов проекта, я считаю, является поощрение инициативы и реальная передача полномочий молодым лидерам. Это чувство ответственности для многих подростков – желанная нагрузка. Почему? Да потому, что не важно, за что ты отвечаешь: за работу звукоусиливающей аппаратуры, подготовку спектакля или написание сценария для традиционного «Посвящения в актеры», – важно то, что тебе доверили. Значит, ты способен справиться с поставленной задачей. Значит, тебя уважают. А если будет сложно, то всегда придут на помощь, так что ты не один!

В нашем юбилейном пятом лагере – Деревне ис-кусств-2000 – впервые реально заработал молодежный Совет лагеря. До того мы пытались заняться самоуправлением, даже выбирали в совет представителей групп. Но структура была мертворожденной и скорее лишь обозначала стремление к демократическим переменам, чем реализовывала права подростков в реальности. Теперь же одиннадцать представителей групп стали полноправными партнерами режиссеров и директората Деревни искусств. Совет был рупором общественного мнения, отвечал за проведение общелагерных дел – от общей идеи «Театрального кафе», «Посвящения в актеры» или вечера-диско до распределения ролей, организации и проведения вечера, уборки помещения и возврата ключей завхозу.

...Последняя ночь в лагере. Группы разбрелись по зеленым лужайкам, в темноте видны только огоньки передаваемых по кругу свечей. Вместе с режиссерами ребята подводят итоги четырех интенсивных дней. Я сижу в круге своего театра. Рядышком – Миша Сулейменов, один из тех, с кого семь лет назад начиналась «Ювента». Уже давно он работает, он модный преуспевающий молодой парикмахер, но в душе – актер, поэтому при любой возможности присоединяется к нам. А рядом с ним две Юлии – две подружки. Они еще так мало знают и умеют в театре! Так замыкается круг поколений «Ювенты». А может, не замыкается, а продолжается?! Вот – Мири и Ширан – двое из примкнувшей к нам в последнее время четверки коренных израильтян. Ширан так увлеклась всем тем, что у нас происходит, что начала учить русский язык. Поет русские песни, вставляет в речь русские словечки, очень старается полностью выкладываться на площадке. А иМири – природноорганичная молодая актриса. Научится – будет из нее толк. Обе страшно довольно четырьмя днями, проведенными вместе, и Ширан, расчувствовавшись, обращается к друзьям на ломаном русском: «"Ювента", я тебя люблю!» Антон месяц назад отыграл серьезнейшую роль в нашем последнем спектакле. После пяти лет в театре он выходит на профессиональную дорогу – поступил в театральный колледж. О том, что «Ювента» продолжится новым поколением, говорят Алена и Тома. Они, как и Антон, пять лет провели с нами. Теперь – армейский призыв, но обещают появляться в дни увольнений. Люся, Римма и Таня были нашими представителями в Совете лагеря. Рассказывают о том, насколько значима была для них эта роль. Люся, передавая по кругу горящую свечу, говорит: «Этот лагерь останется со мной на всю жизнь...»

А Владик добавляет:

-- Это – единственное место, где все равны!

 

Год, апрель

 

Методика «ДИД» родилась 15 лет назад. Уже почти 10 лет, как проект не существует в своем первозданном виде – закончилось финансирование. Но остался инструмент – техника, методика «Драмы-дилеммы». Я и мой друг-коллега Володя Левин по-прежнему пользуемся этим инструментом достаточно активно. Термин прижился в театрально-педагогическом мире, стал известен в «городах и весях»...

Свои семинары я провожу в разных странах, для людей разных возрастов и профессий. Звонки и письма, приходящие по электронной почте, говорят о том, что для многих «Драма, импровизация, дилемма» стала палочкой-выручалочкой, любимой техникой в театральной педагогике. Ведущие групп пользуются методикой в ходе психотренингов и подготовки профессиональных коммуникаторов, руководителей предприятий, менеджеров...

Время от времени судьба дарит мне новые встречи с героями этой книги.

...Всю прошлую неделю вместе с Володей Левиным мы проводили семинары по «драме-дилемме» в школах. В этот раз темой встреч была экология, участие каждого из нас в охране окружающей среды. Как и 10 лет назад, основная проблема заключалась не в том, «как поднять» шестиклассников на площадку, заинтересовать, объяснить методику... Вся энергия уходила на то, чтобы как-то сдержать шквал эмоций, идей, желаний высказаться, которые вызвала «Драма-дилемма» у мальчишек и девчонок. «Приходите еще!!!» – требовали и дети, и учителя.

 

* * *

 

...Сегодня раздался звонок от Илана Париенте: – Опять прочитал твою книгу, что слышно? Как «Драма-дилемма»? Соскучился. Мы встретились.

С тех пор как завершилась история проекта, дороги наши разошлись. Тем приятнее было узнать, что один из моих наиболее темпераментных оппонентов (помните: «Я хочу в театре Шекспира и Лопе де Вега, а не кухонные сцены!!!»?) все эти годы не забывал нас, пользовался методикой «дид».

Весь последний год Илан очень успешно вел занятия по «драме-дилемме» в подростковом клубе городка Роша-Айн. И дети, и «заказчики» – в восторге!

 

* * *

 

Не так давно на свою долгожданную свадьбу пригласил меня Толик, один из первых выпускников «Ювенты», наш неповторимый Режиссер («Как это делается» по К. Чапеку), организатор ювентийских вечеров...

За отдельным свадебным столом собралось повзрослевшее поколение молодежной Театральной студии... За спиной у них уже и армия, и университеты, и работа.

Римма, Лариса, Софа – уже давно мамы.

Костик, Володя, Ави – женаты, теперь и Толик присоединяется к «семейному клубу».

Тома не смогла приехать – она уже несколько лет как закончила Театральное училища Нисана Натива, с успехом играет в телесериалах, профессиональная актриса театра, – у нее сегодня спектакль.

Алена занялась изучением рекламы.

Лена и сегодня – «в поисках себя и места приложения недюжинных сил».

Мишка Сулейменов вдохновленным вернулся из Москвы с Чемпионата мира по парикмахерскому искусству, совладелец модного парикмахерского салона, лауреат всевозможных конкурсов, стилист, визажист, он и сегодня с благодарностью вспоминает уроки «Ювенты».

Антон год вел программу на центральном телевидении, поездил по миру, оставил изучение режиссуры и ушел с головой в музыку – записал новый диск.

Саша Резников преподает игру на гитаре, окончил Академию музыки и активно концертирует.

Люся и Таня по-прежнему неразлучные подруги, теперь – студентки вуза. С ними и с Элен мы встречаемся каждую неделю в Центре молодежной инициативы МИКС. Они не устают от репетиций, берут на себя многие менеджерские функции в подготовке театральных программ, с удовольствием играют «из старенького» – избранные сцены и скетчи из репертуара «той "Ювенты"», пишут стихи, занимаются саморазвитием...

Я спросил у сидящих за праздничным «ювентийским» столом, нужен ли в этой книге еще один раздел – «Десять лет спустя...»?

Они сказали: «Не нужен!»

Бывшие «ювентийцы» стали взрослыми, обзавелись семьями, профессиями, новыми увлечениями.

Нам есть что вспомнить, о чем поговорить во время нечастых встреч – так много у каждого изменений, планов, событий... Так что ни одной книге не угнаться за жизнью!

Оставим их там, в августе 2000 года, в последнем театральном лагере «Драмы-дилеммы» – молодых, загорелых, скандирующих под глубоким звездным небом:

– МЫ – ВМЕСТЕ!!!

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Carrell, Susun. Group exercises for Adolescents a manual for therapists// Sage Publications, Inc., 2000.

2. Christopher, Elizabeth M., Smith, Larry E. Leadership training. Kogan page Ltd, 1993.

3. Kellerman, Felix Peter. Focus on Psychodrama // The Therapeutic Aspects of Psychodrama. Jessica Kingsley Publishers, L. and Philadelphia. 1992.

4. Moreno, Jacob Levy. Psychodrama, Vol. I. 3d Ed. Beacon (N.-Y): Beacon House, 1964.

5. Pais, Patrice. Dictionnaire du theatre. MESSIDOR editions sociales. Paris, 1987.

6. Psychodrama inspiration and technique. Edited by Paul Holmes and Marcia Karp. Tavistok/Routledge, London and N.-Y, 1991.

7. Satir, Virginia, Baldwin, Michele. Satir Step by Step: A Guide to Creating Change in Families. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1984.

8. Satir, Virginia. New Peoplemaking. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1988

9. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: Учебное пособие для вузов.М.: Владос, 2000.

10. Выготский Л. С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

11. ЗимбардоФ. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991.

12. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. 4-е изд. СПб.: Питер, 2000.

13. Кипнис U. Драмотерапия. М.: Ось-89, 2002.

14. Кипнис М. Тренинг коммуникации. 3-е изд. М.: Ось-89, 2007.

15. Кипнис М. Тренинг творческого мышления. 3-е изд. М.: Ось-89, 2007.

16. Кипнис М. Тренинг лидерства. 3-е изд. М.: Ось-89, 2008.

17. Кипнис М. Тренинг межкультурного взаимодействия. М.: Ось-89, 2006.

18. Козлов Н. И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999.

19. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. М.: Прогресс, Универс, 1994.

20. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, 1999.

21. Рудестам Кьел. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.