Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация содержания курса психологии





ТЕМА 4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

1. Дайте характеристику организационным формам обучения.

2. Назовите особенности классно-урочной формы организации обучения.

3. Общие требования к современному уроку.

4. Основные типы уроков и их структуры. Критерии классификации уроков. Преимущества и недостатки комбинированного урока.

5. Составьте структуру урока усвоения новых знаний.

6. Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений.

7. Какие стадии выделяются в подготовке урока.

Литература

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Владос, 2004. – 303с.

2. Ильин Е. Рождение урока / Е. Ильин. - М., 1986.

3. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. — М., 1980.

4. Кулисевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. — М., 1986.

5. Кумунжиев К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. Рукопись / К.В. Кумунжиев. - Ульяновск, 1997.- 82 с.

6. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов / М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64с.



7. Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М., 1981.

8. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Т.С. Сухобской. - М. 1990.

9. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995. - 361 с.

10. Онищук В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. - М., 1981.

11. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок / И.П. Подласый. - Киев, 1989.

12. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество / М.М. Поташник. - М., 1987.

13. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М., 1984.

14. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе / И.М. Чередов. – М.., 1988.

15. Чурекова, Т. М. Непрерывное образование и развитие личности в систе­ме инновационных учебных заведений / Т. М. Чурекова. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001, - 262 с.

 

ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ

 

1. Рассмотрите различия во всех компонентах структуры учебных ситуаций, сконструированных в соответствии с двумя различными стратегиями организации обучения: репродуктивной и продуктивной.



2. Как Вы разделите репродуктивные и продуктивные задания на первых занятиях в курсе психологии?

3. Какие формы учебных взаимодействий преподавателя со студентами оптимальны для начального этапа решения психологических заданий?

4. По каким критериям оценивать успешность совместного решения студентами продуктивных учебных задач?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Владос, 2004. – 303с.

2. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц. Бадмаев. – М.: Просвещение, 1998. – 272с.

3. Ильясов И.И. Школа должна учить мыслить / И.И. Ильясов. – М.: Педагогика, 2006. – 241с.

4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. – М.: Просвещение, 1989. – 77с.

5. Ляудис В.Я., Негуре И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Негуре. Кишинев, 1983. 93 с.

6. Мюнстерберг Г. Психология и учитель / Г. Мюнстерберг. – М.: Владос, 1997. – 320с.

7. Мюнстерберг Г. Основы психотехники / Г. Мюнстерберг. – М.: Владос, 1996. – 352с.

8. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в ВУЗе / Н.Н. Нечаев. – М.: Педагогика, 1985. – 112с.

9. Панюшкин В. П. Два подхода к обучению школьников программированию на ЭВМ / В.П. Панюшкин // Психологопедагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. - М., 1985. - С.41-51.

10. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок / И.П. Подласый. - Киев, 1989.

11. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М.: Владос, 1996. – 432с.

12. Практикум по общей психологии / Под. ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. – 228с.



13. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989. С.99-131.

14. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А.Ф. Эсаулов. – М.: Просвещение, 1982. - 223с.

 

ТЕМА 6. МЕТОДИЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ

 

1. Разработайте сценарий семинара по психологии в соответствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и студентов.

2. Разработайте систему продуктивных письменных заданий для студентов, связанных с решением познавательно-креативных, личностно-рефлексивных, коммуникативных, учебно-организационных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Активные методы в природоохранном образовании. - М., 1982. - 54с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М., 1983. - 271с.

3. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов / В. Граф, И.И. Ильясов, В.Я. Ляудис. - М., 1981. - 79с.

4. Леонтъев А.Н. Психологические особенности деятельности лектора / А.Н. Леонтьев. - М., 1981. - 80с.

5. 3. Ляудис В.Я. Память в процессе развития / В.Я. Ляудис. - М., 1976. - 256с.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 1972. - 208с.

7. Сборник задач по общей психологии / Под ред. С.М. Мерлина. М., 1974. - 207 с.

8. Панюшкин В. П. Два подхода к обучению школьников программированию на ЭВМ / В.П. Панюшкин // Психологопедагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения. - М., 1985. - С.41-51.

9. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989 С.131-166.

 

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

 

 

ПРОГРАММА

 

ДИСЦИПЛИНЫ

 

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»

 

 

для студентов 4 курса социально-психологического факультета

специальность: психология

 

Составители:

К. психол. н., доцент

кафедры психологии и

социальной работы

Морозова И. С.,

к. психол. н., старший преподаватель

кафедры общей психологии

и психологии развития

Григорьева О.Ф.

 

 

КЕМЕРОВО 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Основной задачей дисциплины является формирование у студентов умения проводить объяснение, отработку и контроль усвоения психологических знаний и действий на лекциях, семинарах, практических занятиях; в самостоятельной работе с помощью соответствующих методов и средств. Для этого студенты должны получить знания
о целях и содержании обучения психологии в вузах и других видах образовательных учреждений, о подготовке проведения лекций, семинаров, практикумов, о характере взаимоотношений преподавателя с учениками на всех этапах усвоения. На основе этих знаний студенты могут упражняться в проведении основных форм занятий по психологии. Соответственно программа курса включает все указанные занятия, необходимые для овладения перечисленными педагогическими умениями.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Специфика задач среднего и высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии: проектирование и совершенствование процесса обучения психологии как научная основа профессиональной деятельности будущих педагогов.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА.

Цели обучения психологии.

Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов (умения решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической' деятельности):

а) диагностика готовности к обучению, уровня осознанности и освоенности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности;

б) анализ направлений совершенствования целей, содержания,
методов и средств обучения конкретному предмету;

в) диагностика личности и коллектива учащихся и составление психологических характеристик,

г) анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления; анализ учебных взаимодействий, межличностных отношений.

Цели обучения психологии в области развития личности студентов.

а) развитие научного мировоззрения и ценностных ориентации будущего педагога;

б) развитие самосознания и самоорганизации личности студентов;

в) развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта,

г) развитие коммуникативных способностей

Организация содержания курса психологии

Отношение между предметом науки психологии и учебным предметом. Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам
ориентировки в усваиваемой деятельности. Пути решения этой задачи:

а) конструирование концепции учебного курса в отношении к
парадигмам науки,

б) выделение исходных единиц формируемой деятельности;

в) смыслополагание и мотивация в курсе психологии.
Общая характеристика системы психологических знаний и особенности организации разделов. Содержание курса психологии в педагогическом вузе. Приемы реализации дидактических принципов: научности (историчности), доступности, систематичности, последовательности, полноты.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ФОРМ
ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Общая характеристика организации учебного процесса с точки
зрения теории усвоения. Теория усвоения знаний как основа определения системы методов обучения и выбора последовательности методов.

Планирование и организация занятий по целому курсу. Выделение задач и организация содержания для аудиторной и самостоятельной работы. Формы организации обучения. Распределение учебного времени для решения задач объяснения, освоения и контроля. Классно-урочная форма организации преподавания психологии в средней школе. Особенности организации лекций, семинаров, практикумов, форм самостоятельной работы, экзаменов в высшей школе.
Использование системы методов в каждой из форм преподавания
психологии.

Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии. Реализация системы методов в лекционных курсах: лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия. Формирование лекционного мастерства: работа над конспектом, планом, резюме лекции; структура конспекта лекций, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции. Выбор и реализация методов и средств описания, объяснения, отработки лекционного материала. Анализ типового лекционного занятия.

Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению. Отбор содержания учебного курса. Выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения Семинар как школа взаимодействий и учебно-познавательного сотрудничества. Выбор заданий для реализации внутри- и межгрупповых взаимодействий участников обучения. Реализация системы методов и средств для решения задач усвоения. Типы учебных задач на семинаре: репродуктивная, продуктивная, творческие задачи; построение системы задач. Проблема ритма учебного семинарского занятия.

Организация практических занятий по психологии. Выделение состава умений, формируемых на практических занятиях. Организация процесса освоения и отработки умений с помощью учебных материалов и технических средств, обеспечивающих решение системы задач. Введение заданий по актуализации личного опыта при решении продуктивных и творческих задач.

Планирование и организация занятий в форме урока. Общие требования к современному уроку. Основные типы уроков и их структуры. Критерии классификации уроков. Преимущества и недостатки комбинированного урока. Структура урока усвоения новых знаний. Структура урока контроля и коррекции знаний, умений.

Организация самостоятельной работы студентов и учащихся при обучении психологии. Формирование обобщенных способов учебной деятельности (планирование и выдвижение целей и задач, выбор средств самостоятельной работы; действия организации усвоения знаний, действия самоконтроля и организации времени жизни). Саморегуляция самостоятельной работы.

Организация проведения контроля в процессе обучения психологии. Контроль исходной, промежуточной и конечной обученности.
Выбор и реализация методов и средств контроля. Приемы формирования действий взаимо- и самоконтроля.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.