Метод совмещенного расчета
Планирование прибыли и рентабельности
Прибыль- денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.
Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия, т.е. изменение величины его собственного капитала.
Прибыль как конечный результат деятельности предприятия представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных финансово- хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате многих компонентов, как с положительным, так и с отрицательным знаком.
Прибыли как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности, как самого предприятия, так и государства в целом. Поэтому с необходимо определить состав прибыли предприятия.
Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую (балансовую) прибыль. На величину валовой прибыли влияет совместимость многих факторов, зависящих и независящих от предпринимательской деятельности.
Важнейшими факторами роста прибыли, зависящих от деятельности предприятия являются:
1. рост объема производства в соответствие с договорными условиями.
2. снижение себестоимости продукции
3. повышение ее качества
4. улучшение ассортимента
5. повышение эффективности производственных фондов
6. рост производительности труда
К факторам не зависящим от деятельности предприятия относятся:
· изменение цен на реализуемую продукцию
· влияние природных, географических. транспортных, технических условий на производство и реализацию продукции.
Под влиянием как тех, так и других факторов формируется прибыль предприятия.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия:
1) - прибыль от реализации товарной продукции.(работ, услуг).Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли. (95-97%)
( здесь - выручка от реализации продукции ( работ, услуг);
- затраты на производство и реализацию продукции.
2) - прибыль от реализации других материальных ценностей;
3) - доходы от внериализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Как уже отмечалось, прибыль от реализации товарной продукции является основным источником формирования балансовой прибыли.
Результаты от прочих ( внереализационной ) деятельности предприятия может быть как положительным, так и отрицательным.
Внереализационные доходам относиться доходы, получаемые на территории РФ и за ее пределами от долевого участия в деятельности других предприятий. Эти доходы имеют место в случаях образования дочерних предприятий на территории страны и за рубежом, вложений средств в уставные капиталы совместных предприятий, как на территории страны, так и за рубежом. Также к внереализационным доходам относятся доходы от сдачи имущества в аренду, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году. Эту прибыль составляют денежные суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году, а также денежные суммы, полученные от покупателей и заказчиков по перерасчетам за реализованный в прошлом году гостиничный продукт, турпродукт.
Отдельной составной частью выделяется прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятия могут образовываться материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, системе реализации длительного этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации оказывается ниже цен приобретения. Результат от реализации определяется как разница между продажной ценой и остаточной.
Чистая прибыль представляет собой величину разности между балансовой прибылью и налогами на прибыль.
Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам,а именно:
прибыль от продажи продукции и товаров;
прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
прибыль от реализации основных средств;
прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Основными методами планирования прибыли являются:
метод прямого счета;
аналитический метод;
метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета
Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:
П = (О × Ц) - (О × С),
где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С — полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп - Стп,
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
Прп = Врп - Срп,
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:
Прп = Пон + Птп - Пок,
где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;
Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;
Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментногопланированияприбыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
Аналитический метод
Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.
Метод совмещенного расчета
В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.
Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.
Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности, приведены в таблице.
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капитала и рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1–3.
В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяют на стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использования последних.
В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности или чистой прибыли.
В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используют показатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчет принимают показатели чистой прибыли.
В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующие показатели:
стоимость активов по балансу;
стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации по амортизируемым активам;
действующие активы;
оборотный капитал плюс внеоборотные активы.
Основные группы показателей рентабельности
Показатели рентабельности
| Формулы расчета
| Назначение
| Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства
| Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы Продукции × 100%
Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции × 100%
Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств × 100%
| Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия.
Служит основанием для установления цены
| Рентабельность реализации (продаж)
| Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации × 100%
Балансовая прибыль/(Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100%
| Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации.
Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции
| Рентабельность активов (капитала)
Рентабельность текущих активов
Рентабельность чистых активов
|
Прибыль / Совокупные активы × 100%
Прибыль / Текущие активы × 100%
Прибыль / Чистые активы × 100%
| Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов.
Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств
| Рентабельность собственного капитала
| Чистая прибыль / Собственный капитал × 100%
| Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|