Сделай Сам Свою Работу на 5

Институциональная ловушка.





Зависимость институтов от пути развития.

 

1. Эволюционный подход

В процессе развития отбираются наиболее эффективные институты и организации, приносящие наибольшую пользу обществу. В отличие от эволюционной теории Дарвина, которая учитывала механизм естественного отбора, в экономике можно использовать понятие рутины.

В рамках деятельности фирмы рассматриваются предсказуемые образцы поведения фирмы:

- использование технических методов производства

- заказа нового оборудования

- инвестиционной деятельности и т. д.

 

Рутина является основным понятием характеризующим постоянство поведения в экономике.

 

2. В рамках второго подхода рассматриваются моменты противоречущие тезису о том, что выживают только наиболее эффективные институты.

 

Институты во многом зависят от предшествующего пути развития.

 

Выделяют следующие формы зависимости от траектории развития:

1) Слабая форма (зависимость первой степени)

Наблюдается тогда, когда итоговый результат был не хуже альтернативного.

2) Средняя форма (зависимость второй степени)

Рассматривает неэффективность выбранного пути.



3) Сильная форма (зависимость третьей степени)

 

Следование по старому пути ведет к неэффективному результату. Но в этом случае существует возможность исправить траекторию движения.

 

Институциональная ловушка.

 

Это неэффективная устойчивая норма или институт, которые имеют самоподдерживающийся характер. Если в системе преобладает неэффективная норма, то она может остаться и после внешнего воздействия.

Понятие институциональной ловушки рассматривается на примере QWERTY эффекта.

 

Появление данного эффекта объясняется двумя причинами:

1) Несогласование интересов различных групп экономических агентов: для производителей это максимальная прибыль, для покупателей - улучшение качества оформления документа.

2) Увеличение скорости печати.

 

Предполагается, что первоначальные цели можно считать совместимыми, а вторые не совместимые.

 

Возникла институциональная ловушка, выход их которой требует больших издержек: переобучения работе на машинке с новым шрифтом: издержки сопротивления работников обучения; затраты на перепрофилирование производства; затраты на изменения мнения потребителя.



В данном случае наблюдается несогласование краткосрочных и долгосрочных интересов.

 

 

Причины институциональной ловушки:

1) редкое изменение макроэкономических условий

2) расхождение краткосрочных и долгосрочных интересов экономических агентов

 

Существует 2 способа выхода их ловушек:

1.Эволючционный

2. Революционный

 

Издержки выхода из институциональных ловушек:

1) издержки установления новой нормы

2) издержки преодоления культурной инерции

3) издержки, связанные с разрушением механизма поддержки старой нормы

4) издержки адаптации новой нормы

5) издержки создания сопутствующих норм

 

Институциональные ловушки в РФ (90-е годы)

Коррупция; Избежание налогов; Бартер; Неплатежи и т.д.

(2000-е гг): Отрицание роли социальн. Политики и ее влияния на политическую стабильность и экономическое развитие; Копирование отдельных мероприятий макроэкономической политики, которые были успешны в развитых странах. Ориентация на одновременное достижение нескольких целей( сдерживание инфляции и лоббирование интересов крупных корпораций по подержанию высокого курса доллара).

 

При ликвидации институциональной ловушек необходимо учитывать факторы:

-ВВОДИМЫЕ НОРМЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬТВРЕМЕННЫМИ И ПРЕДУСМАТРИВАТЬ СОБСТВЕННУЮ АВТОМАТИЧЕСКУЮ отмену при необходимости

-должно быть разнообразие институциональных норм

 

Институциональные реформы



Выделяют 2 механизма, которые порождают траектории изменения институтов.

1)Локальный поиск( существует за счет пробных ходов, при этом долгосрочные цели не играют существенной роли; процесс естественного отбора)

2) Целенаправленное институциональное строительство- осуществление при помощи реформ

 

Реформа- целенаправленное изменение некоторой совокупности институтов, предполагающее присутствие в экономической системе агентов, которые разрабатывают и реализуют план трансформации. Чтобы провести реформу необходимо использовать последовательность промежуточных институтов.

Пр этом реформа может проводиться: 1)конструирование (создание принципиально новых институтов); 2) трансплантация ( заимствование институтов из более передовых экономических систем)

Стратегии реформ

1)Шоковая терапия

Плюсы Минусы
Промедление связано с высокими издержками, поэтому реформа осуществляется быстро Может возникнуть длительный переходный период
Постепенное изменение не представляется возможным Основное значение имеет выбор исходного институционального пространства
Реформирование носит комплексный характер В случае быстрых изменений эк.агенты имеют возможность для адаптации
При быстром развитии противники не успевают сделать обратный ход Существует вероятность блокировки реформ группами населения, которые проигрывают от реформы

Предполагает единственное радикальное изменение системы институтов

 

2)Выращивание институтов

Это поддержка естественной эволюции существующего института

«+» «-»
Широкие возможности для адаптации и корректирования в процессе развития института Невысокая скорость преобразования

 

 

3) Стратегия промежуточных институтов

Используется с учетом аналогического опыта других стран. Промежут.институты необходимы для того, чтобы можно было ослабить существующие ограничения.

 

Условия для перспективных траекторий развития:

(1)Выбор институционального пространства( рассматривается множество институтов, должностных преобразований, ведущих к намеченной цели)

(2) Ресурсные ограничения. (Учитывается объем потреблений, объем накопленного капитала. Считается, что проводить несколько реформ одновременно нецелесообразно, так как это приводит к снижению благосостояния общества)

(3)Технологические ограничения( Учитывается уровень технологического развития страны при этом особое внимание удаляется средствам связи)

(4)Особенности гражданской культуры и человеческий капитал.

Учитывается уровень доверия граждан и предпринимателей друг к другу, доверие граждан страны друг к другу, уровень человеческого капитала.

(5) Учет политических ограничений.

Если решения о реформе принимаются большинством голосов и ее итоги известны, то механизм реформ дополняется условием: в результате преобразований должно выиграть большинство.

(6) Обеспечение последовательности реформ.

2 аспекта: 1)обеспечение совместимости внедряемых и существующих институтов

2)необходимо учитывать связи между институтами при выборе последовательности реформ

(7)Ослабление ограничений.

Осуществляется путем использования промежуточных институтов.

(8)Сдерживание перераспределенной активности.

Переходная рента- рентные доходы, связанные с процессом институциональной трансформации.

Для сдерживании перераспределения используется:

А)адекватный государственный контроль

Б)правильный выбор последовательности реформ

В) Налогообложение, предусматривающее изъятие переходной ренты

Г) использование регулируемого перераспределения, которая обеспечивает компенсацию убытков.

(9)Формирование благоприятных институциональных ожиданий

(10)Компенсация убытков

Желательно предусмотреть частичную компенсацию убытков проигрывающей стороне. Это необходимо для обеспечения поддержки реформ, сдерживания поиска переходной ренты: достижение справедливого распределения.

(11) Использование институтов стимулирования роста.

Необходима активная государственная политика, направленная на организацию и частичное оринансирование крупных инвестиционных проектов и технологического прогресса.

 

По мнению Полтеровича необходимо выполнять следующую последовательность этапов реформы:

1)формулировка целей

2)анализ аналогичных реформ в других странах

3) разбивка реформы на этапы и формирование промежуточных институтов

4)сопоставление выгоды от реформы и издержек на рефомы

5)обоснование перспективности реформы в соответствии с критериями 1-11( см.выше)

6)анализ результатов, осуществленных институт. изменений.

 

 

Институциональные модели становления капитализма

1)Теория первоначального накопления капитала (К.Маркс)

Капитализм предполагает товарное производство на такой стадии, когда товаром становится рабочая сила. Основой этого процесса является буржуазная аграрная революция, в ходе которой проводилась массовая экспроприация земли у крестьянства и превращение феодальной собственности в частную.

Рассматривают 3 стадии развития капитализма в промышленности : 1) кооперация 2)разделение труда 3)машины и крупная промышленность

 

Были выделены 3 стадии развития капитала

1) частная собственность работника на его ресурсы выступает как основа мелкого производства

2) развитие, концентрация и централизация капитала

3) образование монополий вследствие концентрации производства

 

2)Теория регуляции

Рассматривались различны способы производства и они уточнялись с учетом времени и места. В данной теории показывается. Что существование эк.институтов объяснялось комплексом причин.

 

3)Теории постиндустриального общества

Учитывается форма собственности и механизмы регулирования.

Рассматривается совокупность чистых Экономических систем рыночная, плановая, традиционная.

 

Индустриальные и постиндустриальные экономические системы

 

 

Экономическая система

↓ ↓ ↓

Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное

 

Главная сфера экономики

С/х промышленность сфера услуг

 

 

Лимитирующий фактор

Земля капитал информация

 

Господствующая социальная группа

Землевладельцы владельцы капитала собственники информации

 

 

Границами, разделяющие экономические системы друг от друга являются промышленная и научно-технологическая революция.

Современный подход к эк.системам большое внимание уделяется системе внутренних правил, организованной структуре. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами.

 

 

4)Концепция развития капитализма

5) «Мир- системный анализ»

Теория объясняет отсталость бывших колониальных стран, их вкюченности в мировое хозяйство, исключительно в качестве зависимых и подчиненных партнеров. Основная вина за это лежит на странах «золотого миллиарда».

 

Институциональный анализ советской экономики. Сравнительный анализ советской и западной экономической системы.

 

 

ЭС Западная экономика Советская экономика
Элементы
Технологический базис Машинное производство
Отношения собственности Многообразие форм собственности на средства производства: -отделение функции управления от собственности -отчуждение производителя от средств производства Доминирование государственной собственности -отделение функции управления от собственности -отчуждение производителя от средств производства
Механизм хозяйственной координации Использовалась вертикальная и горизонтальная интеграция предприятий Государственное распределение ресурсов, наличие легального потребительского рынка и теневой экономики
Система государственного регулирования экономики Использование косвенных методов Использование прямых методов
Система государственного планирования Активное участие государства в координации индивидуальных планов хозяйст. субъектов Активное участие государства в координации индивидуальных планов хозяйст. субъектов
Система распределения доходов Снижение дифференциации доходов населения Сглаживание разрывов, доходов важнейшей социально-эконом. приоритет
       

 

Направление трансформации российской экономики

Аспекты функционирования экономической системы Векторы трансформации Критерии трансформации
1.Отношение собственности Формирование эффективного собственника Выполнение собственником воспроизводственной функции
2.Хозяйственное планирование Формирование системы индикативного планирования Соответствие системы хоз. планов потребности экономического развития страны
3.Институциональная среда предпринимательской деятельности Формирование предпринимателя ориентированного на инновационную деятельность Ориентация предпринимателя на перераспределение благ на производство

 

 

Экономическая трансформация 1989-91 гг была разработана неолиберальная концепция рыночных преобразований, которая стала известна как «Вашингтонский консенсус». Она предусматривала следующие реформы : 1)приватизация 2) либерализация 3)макроэкономическая стабилизация . Данные реформы рассматривались как достаточные условия для формирования в России рыночной экономики.

Статья Полтеревич В. «Стратегия модернизации. Институты и коалиции (Вопрос. Институциональный анализ постсоветской трансформации).

Модернизация.

Постсоветская трансформация.

Основная задача социально-экономического развития России:

1)обеспечение высокого качества жизни

2)создание собственных демократических институтов и развитого гражданского общества

3)поддержание высокого престижа России в мире

Это выполняется путем следующих мероприятий:

  1. расширение частной инициативы и конкуренции
  2. эффективная социальная и промышленная политика
  3. налаженное взаимодействие бизнеса, государства и общества
  4. обеспечение высокого уровня человеческого капитала
  5. создание инновационной экономики
  6. повышение качества институтов

-защищенность прав собственности

-независимость и неподкупность судей

-снижение уровня коррупции

-улучшение качества гос. Управления

 

Существует 4 альтернативных варианта стратегических решений:

1) «Рантье»

2) «Мобилизация»

3) «Инерция»

4) «модернизация»

-1)- Централизация и перераспределение ренты от природных ресурсов через государственный бюджет

-2)-Осуществляется масштабное перераспределение государственных ресурсов и их концентраций на приоритетных направлениях

-3)- Учитывается приоритет стабильности, избегаются радикальные экономические изменения и инновации

-4)- Ближайшие 7-8 лет предполагается провести комплексную модернизацию тех секторов, которых РФ обладает конкурентными преимуществами, что позволит вывести эти отрасли в мировые лидеры. Для этого необходимо формирование институциональных механизмов, которые превращают творчество и инновации в главный и единственный инструмент конкурентной борьбы.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.