Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная норма - предписание общепринятой формы, способа поведения военнослужащего в различных ситуациях жизнедеятельности (службе, учебе, отдыхе, досуге).





РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Факультет военного обучения

Методическая разработка

Дисциплина: «Военно-социальная работа и профилактика

Правонарушений в воинской части (подразделении)»

ВУС№ 360200, 360203

Тема №26. Социально-правовые аспекты девиантного поведения

 

 

Ростов-на-Дону

2011 г.

 

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Факультет военного обучения

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник факультета

военного обучения

полковник____________ А. Хрусталев

«__»____________2011г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема №26. Социально-правовые аспекты девиантного поведения

 

 

Составил: В. Кабанов

 

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

«___»____________2011г.

Протокол № ___

 

 

г. Ростов-на-Дону

2011 г.

Тема №26. Социально-правовые аспекты девиантного поведения

1. Время:8 часов

2. Метод проведения:2 ч. лекция + 2 ч. семинар + 4 ч. ПЗ

 

3. Место проведения занятия: класс

 

4. Учебные цели занятия:

· Разъяснить студентам сущность девиантного поведения и проблем его анализа.



· Рассмотреть понятие девиантного поведения, причины и закономерности девиантного поведения, основные формы девиантного поведения.

· Разъяснить основные направления профилактики правонарушений.

· Раскрыть методы, средства и формы выявления и исследование девиантного поведения, дать основные формы социального контроля, предупреждения девиантного поведения.

· Воспитывать у студентов ответственность за добросовестное изучение военного дела.

5. Воспитательные цели занятия:

· обратить внимание обучаемых на актуальность полученных знаний по данной теме при дальнейшей службе и со связью по гражданской специальности.

· Развивать чувство гордости за осваиваемую военную специальность.

6. Учебно-материальное обеспечение:

Литература:

Основная

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон РФ «Об обороне» от 31.05.96 г.

3. Закон РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г.

4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.97 г.

5. Закон РФ «О железнодорожных войсках РФ» от 05.08.95 г.

8. Указ Президента РФ №466 «О создании ВС РФ» от 07.05.92 г.



9. Военная доктрина Российской Федерации.

10. Указ Президента РФ «О Федеральной службе ЖДВ РФ» от 07.09.95 г.

11. Боевой устав сухопутных войск.

Дополнительная

1. Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие по ОГП для офицеров, прапорщиков, мичманов ВС РФ. «Издательство АЛМИКС», 2001.

2. «На службе Отечеству» книга для чтения по ОГП солдат (матросов), сержантов (старшин) ВС РФ. Автор: Азаров В.М., Авдеев В.А. Москва, 1999 г.

3. Военная энциклопедия. — М., 1995.

4. Габриэль Р. Героев больше нет. — Нью-Йорк, 1987.

5. Краснов П. Душа армии // Душа армии. — М., 1998.

6. Китаев-Смык Л. А. Стресс под прицелом снайпера // Миллениум. 2001, № 2-3.

7. Ремарк Э. М. На западном фронте без перемен. — М., 1972.

8. Сыромятников И. В., Чайка В. Г, Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика. — М., 2001.

9. Хаханьян Г. Основы военной психологии. — М.; Л., 1929.

7. Учебные вопросы и примерное распределение времени

№№ вопросов Название вопроса Время, мин
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Девиантное поведение: понятие, причины, формы и закономерности.
Методы, средства и формы социального контроля и предупреждения девиантного поведения.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ВСЕГО

8. Методические указания по проведению занятия:

Учебный материал темы помогает студентам ознакомиться с основными направлениями практической работы по дисциплине «Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении)», помогает изучить вопросы современного военного строительства и развития Вооруженных Сил на период до 2020 года.



При подготовке к занятию использовать новые материалы о военной подготовке из периодической и военной печати, требования последних руководящих документов Министра Обороны РФ, органов управления военной подготовкой, кино и видеоматериалы.

Во вступительной части лекции предпочтительно затронуть проблемы, связанные с укреплением обороноспособности страны, необходимостью каждому мужчине быть готовым к вооруженной защите Отечества, увязать их со славными героическими традициями русского народа, Вооруженных Сил.

При рассмотрении учебных вопросов необходимо акцентировать внимание слушателей на понятии девиантного поведения и проблемах его анализа. При этом рассмотреть причины и закономерности девиантного поведения.

Рассмотреть особенности девиантного поведенияе в воинском коллективе, порядок выявления и исследования девиантного поведения, формы социального контроля за военнослужащими, меры по предупреждению девиантного поведения.

При этом продолжать знакомить студентов с основным содержанием проводимой в стране военной реформы

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.

Роль командиров в вопросах профилактики отклоняющегося поведения у подчиненных велика. Однако использовать ее возможности можно только при методически грамотном, научно обоснованном и целенаправленном практическом подходе к данной проблеме.

Исследование военно-теоретического наследия отечественных полководцев (Суворова А.В., Кутузова М.И. и др.) свидетельствует, что проблема отклоняющегося поведения подчиненных существовала еще в ту пору и заставляла должностных лиц уделять ей значительное внимание. Так, в «Полковом учреждении» А.В. Суворов дает такое предписание командирам: «... знать именно всех в своей роте нижних чинов и ... ежели кто из новоопределенных в роту имеет какой порок, яко то: склонен к пьянству или иному злому обращению.., то старатца оного увещеваниями, потом умеренными наказаниями от того отвращать...». В приказе М.И. Кутузова по корпусу «Об ответственности командиров за поведение подчиненных им солдат от 19 июля 1802 года» определено: «...сим утверждается, чтобы во всех полках и командах командиры весьма наблюдали, чтобы люди ненадежного поведения, как-то: пьяницы, шалуны и протчие отнюдь по одиночкам и без унтер-офицеров ни-зачем посылаемы и отпускаемы не были, за всякий дурной поступок такового шалуна ответствовать не минует их командира».

В настоящее время проблема отклоняющегося поведения военнослужащих по-прежнему требует профессионального подхода к ее решению. Причем не только со стороны старших командиров и специалистов (психологов, воспитателей, социальных, медицинских работников и др.), но и младших командиров.

Исследование практики профилактической работы в войсках показывает, что главная причина неэффективности в работе с военнослужащими, отличающимися отклоняющимся поведением, в большинстве воинских коллективов - это неумение некоторых должностных лиц сделать акцент на использование потенциала сержантов.

Тому есть объективная причина: отсутствие необходимых психолого-педагогических знаний и умений младших командиров. Поэтому профилактика отклоняющегося поведения военнослужащих - серьезная задача, решение которой невозможно без определенного профессионализма, практического опыта.

Что же понимается под отклоняющимся поведением военнослужащих? Отклоняющееся (или девиантное) поведение (от лат. deviatio -отклонение) - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе, в том числе и в вооруженных силах, социальным нормам (нравственным, правовым, уставным) или нормам психического здоровья. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писанным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных поступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до н.э.

Социальная норма - предписание общепринятой формы, способа поведения военнослужащего в различных ситуациях жизнедеятельности (службе, учебе, отдыхе, досуге).

Психическая норма - общепринятое в обществе требование к различным параметрам проявлений психической активности человека.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального "зла" всегда привлекали интерес ученых.

В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная социологическая теория - социология девиантного поведения. У истоков социологии девиантного (отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как "состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились".

Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое "идет вразрез с институционализированными ожиданиями", а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что "социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус", то есть только субъективное обозначение, "ярлык", а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.

Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: "Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам", то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

Борьба с девиацией часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно разложить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально не одобряемое поведение: революционеры, террористы, предатели, атеисты. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, ученые, писатели.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девиант – любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Объяснить причины, условия и факторы, порождающие эти социальные явления, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопрос о сущности категории "социальная норма" и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и развитом обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.

Остановимся на описании причин, характерных признаках и проявлениях форм отклоняющегося поведения, которые представляют основные угрозы жизни, здоровью отдельных военнослужащих, оказывают негативное влияние на морально-психологический климат, боевую учебу и службу воинских коллективов.

Самоубийства военнослужащих (суицид) чаще всего объясняются специалистами как следствие и результат глубокого психологического кризиса человека. Он может возникнуть внезапно, под влиянием сильного аффекта, как, например: глубокое публичное оскорбление; страх позора и унижения; измена очень близкого человека или утрата его; жестокое несправедливое отношение со стороны должностных лиц или коллектива подразделения и т.п. Как правило, душевная напряженность накапливается постепенно, формируясь в сложный «букет» негативных эмоций. Они накладываются одна на другую, сплетаясь в узел жизненных проблем. Постоянная тревога переходит в гнетущую депрессию, депрессия в - безысходность и, как итог, потеря смысла «такой» жизни.

Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демостративно-шантажным.

Истинный суицид представляет собой целенаправленные действия человека, которые сопровождаются активной предварительной подготовкой к уходу его из жизни. Период такой подготовки может занимать от нескольких суток и более. Основными признаками истинного суицида, как правило, являются:

-внезапные проявления несвойственные данному человеку поступков(например, излишняя откровенность, чрезмерная аккуратность, спокойствие, щедрость, раздача личных вещей и т.д.);

-фиксация на примерах самоубийств других людей, косвенные намеки на возможность осуществления подобного;

- размышления на тему самоубийства в художественном оформлении (изображение символов смерти в рисунках, сочинение стихов на данную тему и др.)

Аффективный суицид – это спонтанные, малоосознаваемые действия, вызванные сильным аффектом в результате острого психотравмирующего события. Этот вид суицида отличается высокой скоростью протекания, крайнеэмоционально насыщенными отрицательными переживаниями и т.п. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, теряют на время страх смерти и боли.

Демонстративно-шантажный суицид – это сознательная манипуляция жизнеопасными действиями при сохранении осознания высокой ценности собственной жизни. Делается это, как правило, в целях изменения сложной жизненной ситуации в благоприятную сторону. По сути данное поведение является не суицидом, а способом давления на окружающих, при котором все-таки существует опасность того, что «игрок» может переиграть, ошибиться и невольно спровоцировать свою смерть. Например: передозировка в приеме снотворного, непроизвольный выстрел из оружия и т.д.

В обыденном объяснении суицидального поведения сложились некоторые устойчивые ошибочные представления, которые вводят людей в заблуждение при оценке данных поступков. Поэтому младшим командирам необходимо их четко усвоить, чтобы не повторять эти ошибки на практике (см. таблицу).

 

Мифы и предубеждения Реальность
1. Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми. Это самый распространенный миф. Однако исследования показывают, что 80-85% людей из числа лишивших себя жизни были практически здоровыми.
2. Самоубийство невозможно предотвратить. Если человек решил покончить с собой, то никто и ничто не может его остановить. Кризисный период имеет определенную продолжительность, и «потребность в самоубийстве» у подавляющего числа людей является лишь временной. В этот период человек нуждается в душевной теплоте, помощи, поддержке.
3. Существует некий тип людей, склонных к самоубийству. Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации и ее личностной оценки как непереносимой.
4. Не существует никаких признаков, которые бы указывали на то, что человек решился на самоубийство. Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Об этом свидетельствуют определенные «знаки беды», которые необходимо знать людям из ближайшего социального окружения человека.
5. Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает. Большинство людей, совершивших самоубийство, накануне сообщало о своих намерениях товарищам, коллегам, родственникам, но их либо не понимали, либо не придавали значения соответствующим высказываниям.
6. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки. Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом достаточно длительной психототравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.
7. Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда этого не повторит снова. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность – в первые 1-2 месяца.
8. Влечение к самоубийству передается по наследству. Это утверждение никем не доказано. Если в семье были случаи самоубийства или их попыток, то вероятность их совершения другими членами семьи действительно возрастает. Хотя фатальной зависимости нет.
9.Снижению уровня самоубийств способствует активная просветительная деятельность, пропаганда в СМИ, рассказы о том, почему и как люди совершают самоубийства. Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. В печати и других СМИ необходимо обсуждать не сам факт суицида, а каким способом можно разрешать сложные жизненные проблемы и конфликты.
10. Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживания. Употребление алкоголя с целью избавиться от тягостных переживаний зачастую вызывает противоположный эффект – обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта и тем самым способствует самоубийству.

Одной из наиболее опасных для личности военнослужащего и воинского коллектива форм отклоняющегося поведения выступает наркомания – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, а в больших – оглушение, наркотический сон.

Эта болезнь – разрушительное зло, получившее распространение во многих странах мира, в том числе и России. Становление и формирование наркомании у человека проходит три периода: психической и физической зависимости, толерантности.

Психическая зависимость – настойчивое стремление периодически принимать наркотик с тем, чтобы вновь и вновь испытывать определенные ощущения (галлюцинации).

Физическая зависимость – это состояние глубокой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с систематическим употреблением наркотиков. Она сопровождается физическими и психическими расстройствами, развивающимися сразу, как только действие препарата прекращается. Этот болезненный синдром «воздержания» снимается только новым введением дозы наркотика.

Толерантность – это выработанная адаптация, т.е. привыкание к прежнему наркотику или его дозе. Поэтому для достижения прежнего эффекта больному требуется либо новый более сильный наркотик, либо усиленная доза.

Необходимо знать, что результатом приема наркотиков являются специфические признаки. И все это должны знать командиры. Состояние наркотического опьянения почти всегда напоминает алкогольное опьянение, но запах спиртного изо рта отсутствует. Общим признаком является эйфория, т.е. временное повышение настроения, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления. Однако такое настроение неустойчиво и может без видимых причин резко изменяться. Опьяневшие оживлены, общительны. В ряде случаев наблюдается заторможенность, оцепенение, вплоть до полной «отключки» сознания. Характерно дрожание рук, нарушение почерка. Мимика лица становится ярко выраженной, походка неуверенной: возможны пошатывания, «заносы» из стороны в сторону. Наблюдается излишняя жестикуляция. Лицо опьяневшего напоминает резиновую маску (обвисшие губы, кожа, полузакрытые веки). В таком состоянии, как правило, отмечается повышенная потливость, учащается или замедляется пульс, появляется бледность или покраснение лица. При прекращении действия наркотика наркоманы становятся вялыми, малоподвижными, впадают в глубокий сон. В этом случае разбудить их даже в дневное время сложно. При употреблении наркотиков порой отмечается резкое похудение, повышенный аппетит, переходящий в прожорливость. Общей тенденцией и результатом наркомании является ее прогрессирующая социальная и физическая деградация личности, возникновение значительных проблем и причинение страданий сослуживцам, родным и близким людям.

Еще одним социально и личностно опасным видом отклоняющегося поведения является алкоголизм. Среди 18 – 20-летних военнослужащих хронического алкоголика встретишь редко. Однако не менее редким явлением будет и военнослужащий, который до призыва на службу не употреблял спиртные напитки. Опасность алкоголизма в нашей стране распространена очень широко. По данным выборочных опросов спиртные напитки еще в школе употребляли от 75% до 95% молодых людей. Это еще не пьянство. Но данный факт демонстрирует тягу к алкоголю в нашем обществе. Что способствует алкоголизации людей, особенно молодых? Выпивая, юноша стремится погасить характерное для него состояние тревожности и неуверенности, избавиться от излишней застенчивости. Иной раз это обманчивое представление, что выпивка считается признаком мужественности и взрослости. Может сыграть роль и отрицательный пример родителей и сверстников-сослуживцев.

Различают три стадии алкоголизма: начальная, развернутая, конечная.

Начальная – характеризуется зависимостью от алкоголя, нарастанием толерантности к спиртному, утратой рвотного рефлекса, появлением случаев потери памяти об отдельных событиях и своем поведении в состоянии опьянения.

Развернутая – наблюдается неудержимое влечение к алкоголю, формируется похмельный (абстинентный) синдром, появляется физическая зависимость, отмечается выраженное нарушение сна, проявляются социальные затруднения, неврологические и соматические расстройства, возможны алкогольные психозы.

Конечная – характеризуется физической зависимостью от алкоголя с ярко выраженным похмельным синдромом, толерантность к алкоголю снижается, достаточно часто проявляются алкогольные психозы.

К общим социально-психологическим чертам алкоголиков следует отнести подозрительность, недоверчивость, повышенную мнительность, необоснованную ревность. В мотивационной сфере такого человека изменяется содержание потребностей и иерархия мотивов. Как отмечает известный психолог B.C. Братусь, алкоголь становится мерилом успешности действий ради удовлетворения потребности в нем. Доказательством этой печальной истины служит давний афоризм относительно способностей хронического алкоголика: «За бутылку готов продать мать родную». Следует знать, что бытовое употребление алкоголя во многом культивируется общественными традициями. Врожденного предрасположения к употреблению спиртного нет. Усвоение же алкогольных обычаев и привычек формируется в основном в малых группах (семья, дружеская компания, производственная бригада и т.п.).

Рассмотренные в данном вопросе наиболее тяжкие и опасные формы отклоняющегося поведения: самоубийство, наркомания и пьянство признаны экспертами самыми вескими факторами, представляющими угрозу для жизни, здоровья и благополучия, как отдельных военнослужащих, так и целых подразделений (частей). Несмотря на то, что на пути в подразделение каждый потенциальный подчиненный солдат (матрос) проходит через серьезную систему отбора и допуска к военной службе, жизнь, к сожалению, полна трагическими событиями, вызванными вышеописанными отклонениями в здоровье и поведении военнослужащих.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.