Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка и составление организационно-





Распорядительных документов

Подготовка распорядительного до­кумента включает три стадии: изучение существа вопроса и подготовка проекта документа; обсуждение и принятие документа на заседаниях кол­легиального органа (в случае постановлений, решений); согласо­вание документа и его подписание.

Процедура составления и оформления распорядительного до­кумента конкретного учреждения описана в инструк­ции по делопроизводству или в инструкции, устанавливающей порядок работы с документами.

Подготовка проекта распорядительного документа может быть поручена одному или нескольким структурным подразделениям или отдельным должностным лицам. Юридическим основанием разработки распоря­дительного документа могут быть издание документа органами власти и управления, конкретное поручение вышестоящего органа, необходимость осуществления исполнительной и распорядительной деятельности для решения задач, возложенных на учреждение.

Подготовка проекта распорядительного документа требует определенной информации, для чего используют различные информационно-справочные документы: отчеты, справки, докладные и объяснительные записки, акты, служебную переписку.



Текст распорядительного документа состоит из двух взаимозависимых частей: констатирующей и распоряди­тельной.

Констатирующая часть является введением в существо рассматриваемого вопроса, в ней могут быть пере­числены факты, события, дана их оценка, может даваться пересказ акта вышестоящего органа, во исполнение которого издается данный распорядительный документ, указываются вид акта, его автор, полное название (заголовок), номер и дата. Констатирующая часть не обяза­тельна, она может и отсутствовать, если нет необходимости давать разъяснения. Распорядительнаячасть несет основную нагрузку в распорядительных до­кументах. В зависимости от вида документа она начинается различными ключевыми словами ПОСТАНОВЛЯЕТ в коллегиальном постанов­лении, РЕШАЕТ (РЕШИЛ) – в решении, ПРЕДЛАГАЮ – в рас­поряжении, ПРИКАЗЫВАЮ – в приказе.

Ключевые слова печатаются прописными буквами, они выделяются и отделяют констатирующую часть документа от распорядительной. Располагаются эти слова в отдельной строке, начиная от нулево­го положения табулятора. В постановлениях или решениях колле­гиального органа перед словами ПОСТАНОВЛЯЕТ, РЕШАЕТ указы­вают его название, например:



Коллегия РЕШИЛА

Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ

Текст постановляющей части следует с новой строки с абзаца. Формулировки постановляющей части должны быть конкрет­ными, не противоречить по смыслу ранее изданным распоряди­тельным документам, четкими, не допускающими раз­личных толкований; следует избегать неконкретных выраже­ний типа "поднять", "повысить", "усилить", "улучшить", "принять меры", "активизировать" и т.д., поскольку сформулированные таким образом поручения расплывчаты, проверка их выполнения зат­руднительна.

Если распорядительная часть предполагает различ­ные по характеру действия и нескольких исполнителей, она де­лится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. В каждом пункте указываются исполнитель (организация, структурное под­разделение, конкретное должностное лицо, например в прика­зах), предписываемое действие и срок исполнения, Исполнитель указывается в дательном падеже. Можно указывать и обобщенно, например "директорам заводов", "руководителям архивов". Пред­писываемое действие выражается глаголом в неопределенной форме: "подготовить", "зачислить", "организовать", "обеспечить", "воз­ложить", "разработать" и т.д. Срок исполнения должен быть ре­альным, соответствовать объему предполагаемых работ.



Распорядительный документ может иметь об­щий для всех пунктов срок исполнения. Однако чаще срок испол­нения устанавливается для каждого задания в отдельности. В кон­це текста распорядительного документа помещается перечень до­кументов, утративших силу или подлежащих изменению с изда­нием данного акта. Последним пунктом в приказах, решениях, распоряжениях указывается лицо, на которое возлагается конт­роль за исполнением документа. Распорядительные документы могут иметь приложения, ссылки на которые даются в соответствующих пунктах текста, реквизит «приложение» после текста распоряди­тельных документов отдельно не оформляется.

Текст распорядительного документа должен иметь заголовок. Заголовок начинается с предлога "о" ("об") и формируется при по­мощи отглагольных существительных (О назначении.., Об утверждении..., О введении..., О создании...) или суще­ствительных, указывающих на предмет (Об итогах..., О мерах...).

Распорядительные документы оформляются на общем бланке формата А4. В состав реквизитов входит Герб РФ, наименование ведомства, наименование учреждения, название вида документа, дата, регистрационный номер, место составления, за­головок, текст, подпись (подписи), отметки о согласовании.

Проект документа до подписания подлежит согласованию с заинтересованными учреж­дениями, а также со структурными подразделениями или долж­ностными лицами, которых он касается. Согласование осуществ­ляется путем визирования или проставления грифа согласования. Так, проект приказа, решения, распоряжения визируется соста­вителем проекта и руководителем структурного подразделения, вносящего проект, всеми указанными в проекте исполнителями, должностными лицами, ответственными за исполнение докумен­та в целом, юрисконсультом. Проекты документов, исполнение которых требует финансового обеспечения, обязательно согласо­вываются с финансовыми органами или службами. Виза юрис­консульта свидетельствует о соответствии документа законодатель­ным и нормативным актам, а также о соответствии отдельных формулировок специальным требованиям некоторых органов (на­пример, суда, прокуратуры, органов здравоохранения).

Согласование проводит структурное подразделение или лицо, готовившее проект распорядительного документа. Визы или гриф согласования проставляются на первом экземпляре проекта. В случае несогласия с проектом пишут мотивированное заключение.

Проекты распорядительных документов, принимаемых колле­гиальными органами (постановлений и решений), обсуждаются и принимаются на заседаниях. В ходе обсуждения в них можно вно­сить поправки и дополнения. Доработанные проекты выносятся на утверждение на следующее заседание.

Полностью подготовленные проекты документов представля­ются на подпись. Приказы и распоряжения подписываются руко­водителем или его заместителем. Постановления и решения долж­ны иметь две подписи: председателя и секретаря (управляющего делами) коллегиального органа. Подписывается первый экземп­ляр документа, изготовленный на бланке. Распорядительные до­кументы вступают в силу с момента их подписания или доведе­ния до сведения исполнителя. В ряде случаев срок вступления в силу и срок действия акта управления указываются в самом доку­менте.

Название документа печатается от левого поля бланка, если расположение реквизитов угловое и по центру бланка – если продольное.

 

Оформление основных видов организационно-распорядительных документов

3.6.1. Организационно-правовые документы. Уставявляется основным учредительным документом, определяющим правовой статус организации. Это свод правил, регистрирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с други­ми организациями и гражданами, права и обязанности в опреде­ленной сфере государственной или хозяйственной деятельности, например, Устав добровольного спортивного об­щества, Устав акционерного общества, Устав товарищества с ограниченной ответственностью и т.д. Все государственные, муниципальные, частные предприятия, общественные объединения действуют на основе устава.

В оформлении уставов используют следующие рекви­зиты: наименование министерства, наименование организации, вид документа, регистрационный номер, дата, место издания, гриф утверждения (в случае частного предприятия указать, кем оно зарегистрировано). Реквизит "Текст" включает разделы: общие положения; основные функ­ции; права и обязанности; руководство; взаимоотношения и свя­зи; производственно-хозяйственная, коммерческая деятельность; имущество и средства; контроль, проверка и ревизия; реоргани­зация или ликвидация. В зависимости от формы частной собствен­ности (товарищество с ограниченной ответственностью, акцио­нерное общество закрытого либо открытого типа и т.д.) разделы в тексте изменяются, добавляются. Включаются, например, такие разделы, как уставной капитал, акции и ценные бумаги, распре­деление прибыли, формирование фондов и т.д. После текста ста­вится подпись руководителя (образец устава дан в приложении).

Положение организационно-правовой акт, устанавливающий поря­док образования, структуру, функции, компетенцию, обязанно­сти и организацию работы системы государственных органов (Положение о министерствах РФ), одного органа (Положение о государственной автомобильной инспек­ции, Положение об общем отделе администрации области и т.д.), структурного подразделения (комиссии, группы). В отдель­ную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу (например, Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях (образец положения приведен в приложении).

Положения бывают типовые и индивидуальные. Типовые раз­рабатываются для системы учреждений и предприятий.

В текст по­ложения входят разделы: общие положения, основные задачи, функции, права и обязанности, ответственность, взаимоотношения, связи, организация работы и оценка работы. Реквизиты положения: наименование министерства, ведомства, органи­зации, структурного подразделения, дата, регист­рационный номер, наименование вида документа, место изда­ния, гриф утверждения, заголовок к тексту, текст, подпись, отметка о согласовании.

Инструкцияорганизационно-правовой документ, издаваемый органом государственного управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специ­альные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан. Инструкции издаются также в целях разъяснения и определения порядка применения законодательных актов и распорядительных документов (например, приказов).

Заголовок инструкции четко определяет круг вопросов, объектов и лиц, на которые распространяются ее требования (на­пример, Инструкция о ведении делопроизводства в аппарате ад­министрации, Должностная инструк­ция инспектора по контролю..., Должностная инструкция программиста).

Текст инструкции разбивается на разделы, пункты и подпункты. Инструк­ция начинается с раздела "Общие положения", в котором ука­зываются цели ее издания, область распространения, порядок ее применения и другие сведения общего характера. Инструкция является документом постоянного или длительного действия (до замены ее новой).

В тексте инструкции рекомендуются четкие формулировки со словами, имеющими рас­порядительное значение, типа "должен", "следует", "необходи­мо", "имеет право", "не допускается", "рекомендуется", "запре­щается" и т.д. Текст инструкции излагается от третьего лица (на­пример: "Руководители или по их поручению другие должност­ные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций должны систематически анализировать, обобщать предложения, заявления, жалобы граждан, содержащиеся в них практические замечания...") или в безличной форме (например: "Повторным предложениям, заявлениям, жалобам граждан при их поступлении присваивается очередной регистрационный но­мер, в соответствующей графе регистрационно-контрольной кар­точки указываются регистрационные номера первого предложе­ния, заявления, жалобы...").

Инструкция оформляется на общем бланке или листах формата А4. Она утверждается специальным распорядительным актом или непосредственно ру­ководителем. На инструкции может быть сделана пометка о том, что она является приложением к распорядительному документу. При утверждении инструкции распорядительным документом (прика­зом, распоряжением и т.д.), в нем устанавливается срок введения инструкции, перечисляются необходимые организационные меро­приятия, указываются ответственные исполнители. Если в тексте распорядительного документа не указан срок введения инструкции, таковым считается день подписания и регистрации документа.

 

3.5.2. Распорядительные документы. В соответствии с дейст-вующим законодатель­ством и компетенцией органы управления издают следующие рас­порядительные документы: администрации предприятий (объеди­нений), учреждений, организаций – приказы, инструкции, ука­зания; кооперативные организации – решения; общественные организации – постановления, распоряжения.

Решения, постановления и приказы издают в случаях, когда необходимо принять нормативный или индивидуальный акт по основным вопросам компетенции организации. Распоряжения, указания издаются по оперативным вопросам и для организации исполнения постановлений, решений и приказов.

Постановлениеявляется правовым актом, прини­маемым высшими и некоторыми центральными органами колле­гиального управления в целях разрешения наиболее важных и прин­ципиальных задач, стоящих перед данными органами.

Указание– распорядительный документ, издаваемый органами государственного управления, министер­ствами, ведомствами, организациями преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также вопро­сам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов. Право подписи указаний руководитель передает своим заместителям или руководителям подразделений в пределах их компетенции. Подготовка и оформление указаний проводятся в соответствии с установленным порядком подготов­ки и оформления приказов. Распорядительная часть указания начинается словами ПРЕД­ЛАГАЮ (ОБЯЗЫВАЮ) (образец указания приведен в приложении).

Приказ– правовой распорядительный документ, издаваемый руководителями министерств, ведомств, отделов, управлений, учреждений, объединений, орга­низаций, предприятий, действующими на основе единоначалия. Приказ издается для решения основных оперативных задач. По юридической природе приказ может быть нормативным актом управления, содержащим нормы права, реализующие определенные сферы общественных отношений, и актом применения норм права (например, приказ о назначении на должность).

Приказы делятся на две основные группы: приказы по основной деятельности(приказы по организации работы трудового коллектива, финансированию, отчетности, снабжению и другим производственным вопросам)иприказы по личному составу(приказы, регулирующие прием и увольнение работников, продвижение по службе, присвоению разрядов и т.д.). Приказ обязателен для всех работников данной органи­зации или отрасли. В отдельных случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от их подчиненности.

Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части излагаются основания, причины, побудившие руководителя организации издать данный приказ, указываются цели и задачи приказа.

Распорядительная часть начинается со слов ПРИКАЗЫВАЮ (без кавычек), печатаемого с новой строки от левого поля прописными буквами. После слова ПРИКАЗЫВАЮ ставится двоеточие – ПРИКАЗЫВАЮ:

Если приказ предусматривает несколько действий, то его распорядительная часть делится на пункты и подпункты.

Отдельные задания (например, задание содержащее цифровые данные), могут быть оформлены в виде приложения к приказу со ссылкой на них в соответствующих пунктах приказа, например,

Приложение

к приказу директора

предприятия "Контакт"

от 11.05.2004 №

 

Проекты приказов подготавливаются специалистами предприятия, согласовываются с главными, ведущими специалистами, юристом, главным бухгалтером и подписываются директором предприятия. Подписанный директором приказ регистрируется работником, ответственным за ведение делопроизводства. Приказ вступает в силу с момента его подписания, если в тексте не указано другого срока (образцы приказов приведены в приложении).

Для оформления приказов по личному составу необходимо письменное обоснование, в качестве которого могут выступать: личное заявление работника, контракт, докладная записка руководителя структурного подразделения, акт, служебное письмо другой организации с запросом на перевод работника, свидетельство о браке, отражающее факт изменения работника и др.

Личное заявление работника о приеме, переводе или увольнении пишется, как правило, от руки, в произвольной форме или на трафаретном бланке, разработанном на предприятии. В заявлении указываются: наименование структурного подразделения, наименование вида документа, дата, адресат, текст, личная подпись, расшифровка подписи. В дальнейшем на заявлении проставляется резолюция руководителя и отметка об исполнении документа и направлении его в дело (образец личного заявления приведен в приложении).

Приказы по личному составу оформляются и ведутся строго отдельно от приказов по основной деятельности. Вместе с тем обе разновидности приказов оформляются на одинаковых бланках (см. приложение). Тексты большинства приказов по личному составу не имеют вступительной части и глагола ПРИКАЗЫВАЮ, как это принято в приказах по основной деятельности. Кадровые приказы сразу начинаются с распорядительного действия: ПРИНЯТЬ, НАЗНАЧИТЬ, ПЕРЕВЕСТИ, УВОЛИТЬ, ИЗМЕНИТЬ ФАМИЛИЮ, ПРЕДОСТАВИТЬ ОТПУСК, КОМАНДИРОВАТЬ и т.д.

Различают простые (индивидуальные) и сложные (сводные) приказы по личному составу. В индивидуальных содержится информация только об одном сотруднике, в сложных – о нескольких сотрудниках, независимо от того, под какие управленченские действия они попадают ( прием, перевод, увольнение и т.п.).

Приказы по личному составу, согласно КЗОТ, доводятся до сведения работников под расписку. Визы ознакомления работников могут располагаться либо непосредственно после текста каждого пункта приказа, либо после подписи руководителя предприятия.

Проект приказа по личному составу обычно согласовывается со следующими заинтересованными лицами: с главным бухгалтером, юристконсультом, с руководителями структурных подразделений, работники которых упоминаются в приказе. Предусмотрено обязательное визирование приказов по личному составу руководителем кадровой службы ( в небольших организациях – работником, ответственным за ведение кадровой документации).

Приказы по личному составу обязательно регистрируются (отдельно от приказов по основной деятельности). В качестве регистрационной формы используют книгу (журнал) регистрации (при сравнительно небольшом количестве кадровых приказов, издаваемых в течение календарного года) или регистрационные карточки (при больших массивах приказов для удобства справочно-поисковой работы). В регистрационной форме указываются: дата и номер приказа, содержание, кем подписан.

Приказы содержат следующие реквизиты: наименование предприятия, наименование вида документа, дату, индекс, заголовок к тексту, отметку о контроле, текст, подпись, визы, отметку об исполнении документа, отметка о переносе дынных на машинный носитель.

В ряде случаев ответственному исполнителю не требуется полный текст приказа. В этом случае делается выписка из приказа. По составу реквизитов и оформлению выписка не отличается от самого приказа, лишь уточняется название документа: вместо слова ПРИКАЗ пишется – ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА и печатается та часть приказа (пункт), которая касается непосредственно конкретного исполнителя. Выписка из приказа оформляется на листе бумаги формата А4 в угловом варианте расположения постоянных реквизитов флаговым способом(образец выписки из приказа приведен в приложении). Выписка заверяется секретарем и выдается ответственному исполнителю под расписку.

Решение – распорядительный документ коллегиального органа управления, может издаваться министерствами, ведомствами, учеными советами, общественными организациями и т.д.

Распоряжение– правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации и его заместителями. Распоряжения являются подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжения общего, длитель­ного действия и распоряжения, касающиеся конкретного вопроса, отдельного случая. Распоряжения издают: правительство, ми­нистерства, ведомства, администрации краев, областей, городов, районов, администрации предприятий, учреждений в пределах прав, предоставленных им законами РФ (образец распоряжения приведен в приложении). Состав реквизитов распоряжения аналогичен составу таковых в приказе, однако не содержит констатирующей части. В таких случаях текст распоряжения начинается непосредственно с пунктов, излагающих распорядительные действия с указанием исполнителей и сроков исполнения.

 

3.6.3.Справочно-информационные и справочно-аналитические документы предназначены либо для передачи информации от одного адресата к другому, либо для фиксации каких-либо информационных сведений. В отличие от распорядительных документов эти документы могут не требовать исполнения.

Протокол- документ, в котором фиксируется последовательность и содержание обсуждаемых коллегиальным органом поставленных вопросов и принятых решений. Протоколы бывают полными и краткими, они оформляются на общих бланках предприятий на листах формата А4 и содержат следующие реквизиты: наименование ведомства, наименование организации (структурного подразделения), указание вида документа (протокол), дат заседания, номер, место заседания, гриф утверждения ( в случае, когда протокол подлежит утверждению), заголовок текст, подписи.

На протоколе проставляется именно дата заседания, а не окончательного оформления или подписания протокола. В случае, ли заседание продолжается несколько дней, указывается дата начала и через тире дата окончания, например, 12 – 15.06. 2004.

Полный протокол фиксирует обсуждавшиеся вопросы, принятые решения и фамилии выступавших, подробное описание докладов и выступлений участников заседания, все высказанные вопросы, реплики и мнения. Если текст доклада представлен докладчиком, то после фамилии докладчика ставят тире и с прописной буквы пишут – "Доклад прилагается".

В практике, когда не требуется подробная запись хода обсуждения вопросов, применяется краткий протокол. В протоколе краткой формы указывают только список присутствующих, рассматриваемые вопросы и принятые решения.

В протоколе может быть пункт об утверждении какого-либо документа. В этом случае утвержденный документ прилагается к протоколу и имеет ссылку на его номер и дату, например

УТВЕРЖДЕНО

Советом трудового коллектива

ОАО "Контакт"

Протокол № 5 от 12.01.2004

Текст любого протокола состоит из вводной и основной части. Во вводной части приводятся данные о председателе, секретаре и присутствующих членах, излагается повестка дня. При необходимости указываются должности присутствующих, а также инициалы и фамилии должностных лиц, приглашенных на совещание.

Основная часть строится в следующей последовательности: СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ – ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ). Все реквизиты и их части, кроме пунктов повестки дня, разделов СЛУШАЛИ - ВЫСТУПИЛИ – ПОСТАНОВИЛИ, печатаются от левого поля бланка (образцы полного и краткого протоколов приведены в приложении).

Выписка из протокола представляет собой точную копию части подлинного протокола, относящегося к тому вопросу повестки дня, по которому готовят выписку. При этом воспроизводят все реквизиты бланка, вводную часть текста, вопрос повестки дня, по которому готовится выписка, и текст, отражающий обсуждение вопроса и принятое решение (образец выписки приведен в приложении).

Докладная записка – документ, адресованный руководителю данного или вышестоящего учреждения и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя. Докладная записка готовится как по инициативе самого работника, так и по указанию руководителя. Цель докладной записки – побудить руководителя принять определенные решения. поэтому текст ее четко делиться на две части. В первой, констатирующей (описательной), излагаются имевшие место факты или описывается ситуация, во второй излагаются предложения, просьбы.

Тексту докладной записки обязательно предшествуют заголовок, начинающийся с предлога "о"("об). Докладные записки, подаваемые руководителю оформляются на простом листе бумаги формата А4. Внутреннюю докладную записку подписывает составитель, а внешнюю, адресуемую в вышестоящие инстанции, подписывает руководитель учреждения и оформляется она на общем бланке.

Докладная записка содержит реквизиты: наименования предприятия, структурного подразделения, вида документа, дату, номер, заголовок к тексту, текст, подпись, резолюцию, отметку об исполнении (образец докладной записки приведен в приложении).

Объяснительная записка– документ, составленный для пояснения отдельных положений основного документа (плана, отчета, проекта) или объяснения причины какого либо события, факта, поступка. Соответственно объяснительные записки можно разделить на две группы. К первой относятся документы, сопровождающие основной документ и поясняющие содержание его отдельных положений. Вторую группу составляют объяснительные записки по поводу каких-либо ситуаций, поступков и поведения отдельных работников. Объяснительная записка оформляется рукописным способом на стандартном листе бумаги, содержит те же реквизиты, что и докладная записка, отличается от докладной записки тем, что не содержит выводов и предложений (образец объяснительной записки приведен в приложении).

Акт – это документ, составленный несколькими лицами (комиссией), подтверждающий установленные факты, события или действия. Акты составляются при ревизиях и обследованиях, инвентаризации, при сдаче в эксплуатацию законченных объектов и т.д. Независимо от разновидности акта, он оформляется на общем бланке предприятия и содержит следующие реквизиты: наименования организации, структурного подразделения, название вида документа (акт), дату, индекс, место составления, заголовок к тексту, текст, подписи, указание на количество экземпляров и их местонахождение.

В акте отражаются только те факты, которые точно установлены лицами, подписывающими документ. Текст акта состоит из двух частей – вводной и констатирующей. Вводная часть включает изложение основания для составления акта и перечень лиц, присутствующих при актировании. Фамилии членов комиссии, как правило, приводятся в алфавитном порядке. В основной части излагаются цели и задачи, сущность и характер проведенной комиссией работы, указываются документы, на основании которых работа проводилась, фиксируются установленные факты. Сведения о количестве экземпляров акта и их местонахождении помещают в конце текста перед отметкой о наличии приложения к акту (образец акта приведен в приложении).

Справка –документ, содержащий описание и подтверждение фактов и событий.Справка оформляется на бланке и имеет реквизиты: наименования организации, вида документа, дата, место составления, адресат, заголовок к тексту, текст, подпись. Справки, отправляемые в вышестоящие организации, заверяются печатью. При наличии в справке сведений финансового характера она подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером, на документ ставится печать (образец справки приведен в приложении).

При приеме на работу, переводе на другую должность или уходе в отпускпишетсязаявление.

В заявлениио приеме на работу в учреждение, организацию или на предприятие указывается профессия, квалификация, специальность, должность. Составляется заявление в произвольной форме, пишется от руки на бумаге формата А4 и имеет следующие реквизиты: адресат (кому адресуется заявление), заявитель, место проживания заявителя, наименование вида документа (текст, подпись, дата составления (образец заявления приведен в приложении).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.