Сделай Сам Свою Работу на 5

Электронные учебные пособия.





Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

УТВЕРЖДЕНО На заседании кафедры Протокол №___от «__»_________010г. Заведующий кафедрой, д-р мед. наук, профессор Логвинов С.В. «_____»_______________2010 г.

 

 

Для студентов 2-го курса лечебного и педиатрического факультетов

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

на практическое занятие по учебной дисциплине

гистология, эмбриология и цитология

Раздел «Эмбриология»

Темы «Основы эмбриогенеза человека» (занятие 27);

«Провизорные органы» (занятие 28);

«Плацента человека» (занятие 29).

 

Составил:

Профессор Потапов А. В.

Томск 2012


Учебные цели занятия.

На занятии необходимо изучить ранние стадии эмбриогенеза, формирование зародышевых листков и тканевых зачатков, внезародышевых органов. После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии знать строение мужских и женских половых клеток, процессов оплодотворения, дробления, образования бластулы, механизмы гаструляции, строение внезародышевых органов, плаценты человека. Студенты должныуметь применятьполученные знания для решения ситуационных задач, микроскопировании и зарисовке гистологических препаратов, чтении электронограмм и компьютерном тестировании. Студенты должны иметь опыт в процессе микроскопирования определять препарат, его окраску и отдельные структуры с последующей зарисовкой микроскопируемых объектов в альбом.



Учебные вопросы.

К 1-му занятию:

1.Мужские и женские половые клетки, типы яйцеклеток.

2.Оплодотворение.

3.Дробление, его способы. Образование и типы бластул.

4.Гаструляция, её способы.

5.Дифференцировка зародышевых листков, нейруляция, формирование осевого комплекса эмбриональных зачатков и мезенхимы, их производные.

Ко 2-му занятию:

1.Формирование, строение и функции желточного мешка, амниона, аллантоиса, хориона и плаценты.

2.Анатомическая, гистологическая и функциональная классификации плацент.

3.Особенности ранних стадий эмбриогенеза человека по сравнению с другими млекопитающими.

К 3-му занятию:

1.Особенности строения и функции плаценты человека.

Учебно-материальное обеспечение:



Литература

Основная литература:

1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2006. - 376 с.

Дополнительная литература:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 448 с.

2. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.

4. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред.: С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.

6. Кузнецов, С. Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачёв.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.



7. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.

Электронные учебные пособия.

1.Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - М.ЗАО «ДИаморф».

2.Гистология человека в мультимедиа / Р. К. Данилов и соавт. - СПБ, ВмедА.

3.Знаете ли Вы гистологию? Интернет-программа для самостоятельной работы студентов/ А.В. Павлов. - ЯГМА.

4.Тестовые задания по курсу -гистологии, цитологии и эмбриологии / М.: ММА им. И. М. Сеченова. - 2003.

5.Световая микроскопия. Атлас-справочник / М. Я. Корн. - ЗАО «Диаморф» .

6.Гистология внутренних органов человека с элементами патологии / А. А. Должиков. - БелГУ, 2005

7.Должиков А. А. Гистология на CD и в Intemet - Белгород, БелГУ, 2006.

2.Материальное обеспечение:

1. Микропрепараты:

1.1 Сперматозоиды. Мазок эякулята. Окраска железным гематоксилином.

1.2 Дробление зиготы лягушки, окраска пикрофуксином для ознакомления с полным неравномерным дроблением.

1.3 Бластула лягушки окраска пикрофуксином для ознакомления с общим планом структурной организации бластулы на примере амфибластулы.

1.4 Гаструла лягушки, окраска пикрофуксином для ознакомления со способами гаструляции - эпиболией и инвагинацией.

1.5 . Зародыш форели с желточным мешком, окраска гематоксилином и пикрофуксином для ознакомления с внезародышевым органом.

1.6 . Туловищная и амниотическая складки зародыша курицы, окраска гематоксилином и эозином для ознакомления с процессом формирования амниона и тела зародыша.

1.7 . Зародыш курицы на стадии образования нервной трубки, сомитов, хорды, окраска гематоксилином и эозином для ознакомления с осевым комплексом зачатков органов.

1.8 . Первичная полоска. Поперечный срез зародыша курицы. Окраска гематоксилином.

1.9 . Зародыш курицы на стадии 10 сомитов. Тотальный препарат. Окраска гематоксилином.

1.10 Плодная часть плаценты, окраска гематоксилином и эозином для ознакомления с особенностями ее структурной организации у человека.

1.11 Материнская часть плаценты, окраска гематоксилином и эозином для ознакомления с особенностями ее структурной организации у человека.

2. Электронные микрофотографии:

а. Сперматозоид (трансмиссионная электронограмма).

б. Яйцеклетка (сканирующая электронограмма).

3. Таблицы:

1. Типы яйцеклеток (540)

2. Строение мужских половых клеток (541)

3. Строение яйцеклетки человека (543)

4. Преодоление сперматозоидом барьера (544)

5. Типы гаструляции (545)

6. Схема развитие ланцетника (546)

7. Гаструляция амфибии (547)

8. Перемещение клеток при гаструляции. Образование первичной полоски (548)

9. Имплантация зародыша в эндометрии (549)

10. Типы бластул (550)

11. Гаструла ланцетника (551)

12. Ранняя стадия развития зародыша (553)

13. Первая фаза гаструляции (554)

14. Гаструляция у млекопитающих (555)

15. Трехнедельный зародыш на стадии гаструляции (556)

16. Ранние этапы развития человека (557)

17. Эмбриогенез ( дробление, гаструляция, бластула) (558)

18. Развитие внезародышевых органов у птиц (559)

19. Развитие внезародышевых органов у рыб (560)

20. Развитие внезародышевых органов у млекопитающих (561)

21. Развитие внезародышевых органов человека (562)

22. Оболочки плода (563)

23. Период гаструляции у человека (564)

24. Дифференцировка эмбриобласта и трофобласта (565)

25. Деламинация (текстовый) (567)

26. Схема дифференцировки зародышевых листков (568)

27. Характеристика основных морфологических процессов в различные периоды внутриутробного развития человека (569)

28. Схема имплантации зародыша человека (570)

29. Эмбрион на 4-ой недели развития (571)

30. Эмбрион на 5-ой недели (572)

31. Эмбрион на 7-8 недели (573)

32. Критические периоды развития (текст) (574)

33. Периодика внутриутробного развития человека (текст) (575)

34. Гормональная функция плаценты (576)

35. Схема плацента (577)

36. Плацента плодная и материнская часть (578)

37. Барьерная функция плаценты (579)

38. Видоизменения зародыша человека (1Б) (580)

39. Вторая фаза гаструляции (1Б) (581)

40. Схема кровообращения плода (Б) (582)

4. технические средства обучения: микроскопы, компьютеры.

Методические указания студентам по подготовке к занятию.

1. Студенты, придя на практическое занятие, должны предварительно подготовиться по рекомендованной учебной литературе (см. Раздел Учебно-материальное обеспечение: литература), а также используя материалы лекции, прочитанной по расписанию.

2. В первую очередь студентам следует изучить основные периоды эмбриогенеза хордовых. Затем подробно изучить следующие вопросы:

1.1 Мужские и женские половые клетки, типы яйцеклеток.

1.2 Оплодотворение, его биологическое значение, хронология процесса, экстракорпоральное оплодотворение у человека.

1.3 Дробление зиготы, его способы.

1.4 Образование бластулы, типы бластул, строение бластоцисты, её имплантация.

1.5 Гаструляция, способы гаструляции, ранняя и поздняя фазы гаструляции у человека.

1.6 Дифференцировка зародышевых листков, нейруляция, формирование осевого комплекса эмбриональных зачатков и мезенхимы, их производные.

1.7 Провизорные органы. Классификация и особенности провизорных тканей.

1.8 Формирование, строение и функции желточного мешка, амниона, аллантоиса, хориона и плаценты у животных и человека.

1.9 Анатомическая, гистологическая и функциональная классификации плацент.

1.10 Детская и материнская части плаценты, плацентарный барьер, его изменения в течение беременности. Критические периоды развития.

3. Самостоятельная работа на практическом занятии.

На 1-м занятии, посвященном изучению эмбриогенеза человека изучить особенности развития и строения яйцеклеток млекопитающих и человека, морфологию процесса оплодотворения, дробления, образования бластоцисты, раннюю и позднюю стадии гаструляции человека. Необходимо иметь понятие о гаструляции, и ее механизмах.

На 2-м занятии, посвященном рассмотрению внезародышевых органов, необходимо сформировать представление о зародышевых и внезародышевых энтодерме, мезодерме, эктодерме и мезенхиме и изучить основные направления их дифференцировки. Необходимо знать развитие, строение и функцию внезародышевых органов у человека. Изучить систему мать - плод: строение трофобласта, хориона, плаценты человека, развитие, строение и функцию амниона, желточного мешка и аллантоиса в эмбриогенезе человека.

На 3-м занятии, необходимо знать классификацию плацент млекопитающих и особенности формирование и строение плаценты человека. Изучить плодную часть плаценты, строение ворсин в зоне ветвистого хориона. Разобрать особенности плацентарного барьера, его изменения в течение беременности. Рассмотреть особенности атеринской части плаценты, децидуальных клеток и их значение.

Контрольные вопросы:

1. Предмет и задачи эмбриологии. Основные этапы эмбриогенеза.

2. Типы яйцевых клеток, их строение и причины различий.

3.Сперматозоид: строение, концентрация в сперме, подвижность, изменения в женских половых путях.

4.Оплодотворение, его биологическая сущность.

5.Типы дробления, виды бластул. Связь типа бластулы с характером дробления и типом яйцеклеток.

6. Способы гаструляции, ранняя и поздняя ее фазы.

7. Формирование осевого комплекса зачатков: нейруляция, дифференцировка зародышевых листков, мезенхима. Производные зародышевых листков.

8.Провизорные органы. Классификация и особенности провизорных тканей.

9. Формирование, строение и функции желточного мешка. Обособление тела зародыша туловищной складкой.

10. Формирование, строение и функции амниона и аллантоиса, особенности развития трофобласта, образование хориона и плаценты.

11. Типы плацент. Гистологическая, функциональная и анатомическая классификации.

12. Яйцеклетка человека, трубный период ее развития.

13. Оплодотворение, особенности дробления и образование бластоцисты.

14.Имплантация, ее сроки у человека, ранняя фаза гаструляции, развитие внезародышевых частей, формирование строение и функции трофобласта.

15. Внезародышевая мезодерма.

16. Способ образования амниона у человека и его функции.

17.Первичный и вторичный желточный мешок, его роль в эмбриогенезе у человека.

18.Аллантоис, его значение при развитии человека.

19.Хорион, источник его развития, первичные и вторичные ворсинки. функции хориона.

20.Строение плаценты человека.

21.Отличительные особенности ранних стадий Эмбриогенеза человека, критические периоды развития.

Микропрепараты для самостоятельного изучения и зарисовки.

Для 1-го занятия.

1. Сперматозоиды. Мазок эякулята. Окраска железным гематоксилином. Уве­личение большое. Следует изучить строение одной клетки.

Зарисовать и обозначить:: ,l.) головку, 2) ядро, 3) акросому, 4) шейку, 5) хвостик (жгутик).

2. Дробление зиготы лягушки, окраска пикрофуксином. Увеличение малое. Найти зародыш на стадии четырех бластомеров. Обратить внимание на то, что бластомеры имеют различную величину. Найти мелкие бластомеры в области анимального полюса и крупные в области вегетативного полюса.

Зарисовать и обозначить: 1) мелкие бластомеры, 2) крупные бластомеры.

3. Бластула лягушки окраска пикрофуксином. На малом увеличении видно массивное состоящее из крупных бластомеров дно бластулы. Крыша бластулы, напротив, образована мелкими бластомерами. Обратить внимание на то, что бластодерма многослойная.

Зарисовать и обозначить: 1) бластодерму, 2) крышу бластулы, 3) дно бластулы, 4) бластоцель, 5) краевую зону.

4. Гаструла лягушки, окраска пикрофуксином. На этой стадии развития часть материала дна бластулы заполняет бластопор в виде пробки. Хорошо выражены дорсальная губа бластопора и формирующаяся под ней полость - гастроцель. Вентральная губа бластопора менее развита. Между экто- и знтодермой видны остатки бластоцеля.

Зарисовать и обозначить: 1) эктодерму, 2) энтодерму, 3) дорсальную губу бластопора, 4) желточную пробку, 5) вентральную губу бластопора, 6) гастроцель, 7) бластоцель.

5. Первичная полоска. Поперечный срез зародыша курицы. Окраска гематоксилином. На малом увеличении можно увидеть, что первичная полоска представляет собой уплотненный тяж клеток, лежащий между эпибластом и гипобластом. Латеральнее первичной полоски видны раздельно лежащие три зародышевых листка: первичные эктодерма, энтодерма и расположенная между ними мезодерма, образующаяся в результате миграции клеток первичной по­лоски.

Зарисовать и обозначить: 1) эктодерму, 2) энтодерму, 3) первичную полоску, 4) мезодерму.

6. 6. Зародыш курицы на стадии 10 сомитов. Тотальный препарат. Окраска гематоксилином. Увеличение малое. В головной части зародыша виден нервный желобок, ограниченный нервными валиками, и 8-10 пар сомитов. В хвостовой части - остаток первичной полоски.

7. Зародыш курицы на стадии образования нервной трубки, сомитов, хорды, окраска гематоксилином и эозином. Увеличение малое. Обратить внимание на плоскую форму зародыша, который на этой стадии лежит на желтке (который в препарате отсутствует). Тело зародыша еще не отделено от внезародышевого материала и не имеет оформленной кишечной трубки. Хорошо видна эпидермальная эктодерма. Под ней по средней линии тела располагается полая нервная трубка, под которой вплотную к ней лежит хорда. По бокам от нервной трубки и хорды локализованы сомиты, каждый из которых связан сегментной ножкой с мезодермой, которая разделена на париетальный листок (париетальную мезодерму), прилежащий к эктодерме, и висцеральный листок (висцеральную мезодерму), прилежащий к энтодерме. Между париетальным и висцеральным листками располагается вторичная полость тела - целом.

Зарисовать и обозначить: 1) эктодерму, 2) нервную трубку , 3) мезодерму, 4) сомит, 5) сегментную ножку (промежуточную мезодерму), 6) висцеральный листок мезодермы, 7) паристалыный листок мезодермы, 8) целом, 9) хорду, 10) энтодерму.

Для 2-го занятия.

1. Зародыш форели с желточным мешком, окраска гематоксилином и пикрофуксином. Увеличение малое. Стенка желточного мешка состоит из внезародышевых частей энтодермы и висцерального листка мезодермы. Полость желточного мешка заполнена желтком.

Зарисовать и обозначить: 1) энтодерму, 2) мезодерму, 3) желток.

2. Туловищная и амниотическая складки зародыша курицы, окраска гематоксилином и эозином. Увеличение малое. Видны тело зародыша и по бокам от него туловищная и амниотическая складки. Амниотическая складка направлена вверх, располагаясь по обеим сторонам над телом зародыша. Она состоит из внезародышевых частей двух листков: эктодермы и париетального листка мезодермы. Туловищная складка направлена под тело зародыша. Она отделяет тело зародыша от внезародышевых органов, при этом начинает оформляться кишечная трубка. Необходимо отметить, что сомит уже дифференцирован на дерматом, миотом и склеротом, в области сегментных ножек видны трубочки канальцев предпочки, а латеральнее от хорды лежат закладки эндотелиальной трубки сердца. Интенсивно идет выселение клеток мезодермы (особенно в области париетального листка спланхнотома) и формирование мезенхимы.

Зарисовать и обозначить: 1) эктодерму, 2) нервную трубку, хорду, 4) сомит, дерматом, 6) миотом),. 7) склеротом, 8) сегментную ножку мезодермы, 9) висцеральный листок спланхнотома, 10) париетальный листок спланхнотома, 11) целомическую (вторичную) полость тела, 12) энтодерму, 13) закладку сердца, 14) туловищную складку, 15) амниотическую складку.

3. Зародыш курицы на стадии смыкания амниотических складок, окраска гематоксилином и эозином. Увеличение малое. Над зародышем видны смыкающиеся амниотические складки, которые формируют серозную оболочку. Амниотическую оболочку и амниотическую полость. Ниже тела зародыша расположена часть желточного мешка, состоящая из внезародышевых частей энтодермы и висцерального листка мезодермы.

Зарисовать и обозначить: 1) амнион, 2) серозную оболочку, 3) желточный мешок.

Для 3-го занятия.

1. Плодная часть плаценты, окраска гематоксилином и эозином. Увеличение малое. Обратить внимание на то, что плодная часть плаценты покрыта снаружи амниотической оболочкой с амниотическим эпителием. Под эпителием располагается хориальная пластинка, содержащая крупные сосуды, далее - вор­синки, состоящие из хориальной мезодермы с сосудами хориона, покрытые с поверхности трофобластом. Ворсинки погружены в лакуны, заполненные материнской кровью.

Зарисовать и обозначить: 1) амниотическую оболочку с эпителием, 2) хориальную пластинку с крупными ветвями пупочных сосудов, 3) ворсинки хориона и в них: а) трофобласт, б) хориальную мезодерму, в) сосуды.

2. Материнская часть плаценты, окраска гематоксилином и эозином. Увеличение малое. Обратить внимание на то, что материнская часть плаценты состоит из базальной пластинки отпадающей оболочки матки с бледными базофильными децидуальными клетками, соединительно-тканных перегородок, расположенных между группами ворсинок и лакун, заполненных материнской кровью, в которую погружены ворсинки xopиона.

Зарисовать и обозначить: 1) септу, 2) базальную пластинку, 3) ворсины хориона.

V. Учебные материалы

1. Обучающие ситуационные задачи и варианты их решения. (См. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии/ С.В. Логвинов, В.П. Костюченко, А.В. Герасимов. - Томск: СГМУ, 2000.- 130 с. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Редактор С.Л. Кузнецов и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.).

2. Бланки служебных документов.

3. Учебная информация для использования на занятии.

· Гистология, цитология и эмбриология: Учебник / Ю.И. Афанасьев, С.Л. Кузнецов, Н.А. Юрина, Е.Ф. Котовский и др.; Под ред. Ю.И. Афанасьева, С.Л. Кузнецова, Н.А. Юриной. - 6-е изд.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.

· Гистология. Атлас для практических занятий: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бойчук, Р.Р. Исламов, С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.

· Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. - М.: МИА, 2002. - с.

4. Табличные, справочные и другие материалы.

Примеры ситуационных задач:

1.На препарате разрез 14-ти дневного зародыша человека, где в полости плодного пузыря видны два пузырька. Как называются эти пузырьки?

Ответ: амниотический и желточный.

2.у женщины в результате воспалительного процесса произошла облитерация (закрытие просвета) обоих яйцеводов. Возможно ли оплодотворение естественным путем в этих условиях? Почему?

Ответ: нет, т.к. оно осуществляется в ампулярной части маточных тру6.

3. У эмбриона человека определяется 7 пар сомитов. Каков возраст эмбриона Ответ: начало 4-й недели ( 22-е сутки ).

4.При развитии человека зарегистрировано начало имплантации зародыша. На какой стадии находится зародыш? Какой возраст зародыша?

Ответ: 1-я фаза гаструляции на 7-е сутки.

5.В условном эксперименте в эмбриогенезе разрушены миотомы. Развитие какого типа мышечной ткани будет нарушено?

Ответ: скелетной поперечнополосатой.

6.При дроблении зиготы образовались светлые и темные бластомеры. Какие из них являются источником развития трофобласта?

Ответ: светлые.

УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.