Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебно-методическое пособие к занятию 2.





Стоматологический факультет, 1 курс

Раздел «Физиология центральной нервной системы»

Учебно-методическое пособие к занятию 2.

Тема занятия:Частная физиология ЦНС. Механизмы регуляции тонуса мышц. Характеристика тонических рефлексов. Роль отделов головного мозга в регуляции движений.

Цели занятия:изучить функции спинного и головного мозга, механизмы регуляции тонуса мышц, позы и движений, познакомиться давать физиологическое обоснование нарушениям двигательных функций.

Медицинское значение: Взаимодействие человека с окружающей средой обеспечивают движения. В формировании движений участвуют двигательные центры спинного мозга и все отделы головного мозга. Взаимодействие центров всех уровней мозга строится на основе принципа субординации, который определяет иерархию взаимоотношений, то есть подчинение низших центров высшим. В иерархии отражается постепенное усовершенствование двигательных функций в процессе эволюции. В соответствии с принципом общего конечного пути самыми низшими центрами в двигательной системе, которые выполняет команды всех остальных, являются моторные центры передних рогов спинного мозга и двигательные ядра черепномозговых нервов. Функциональное разнообразие нейронов спинного мозга и ствола, многочисленные прямые и обратные, сегментарные и межсегментарные, восходящие и нисходящие связи двигательных центров создают условия для их рефлекторной деятельности и позволяют реализовать разнообразные соматические рефлексы. Центры спинного мозга и двигательные ядра ствола - это общийконечныйпуть в иерархии структур, обеспечивающих формирование тонуса скелетных мышц, позы человека и движения. На каждом двигательном центре конвергируют различные сигналы: от рецепторов, из других центров спинного мозга и ствола, от двигательных центров всех отделов головного мозга. Взаимодействие этих сигналов, их облегчение или окклюзия, реципрокные взаимоотношения обеспечивают координацию двигательной деятельности.



Структуры головного мозга обеспечивают два вида двигательных функций: поддержание позы и формирование собственно движений. Реализацию этих функций осуществляют произвольные и рефлекторные механизмы. Действие произвольных (сознательных) механизмов связано с активностью коры больших полушарий. Подкорковые центры управляют рефлекторной фазной и тонической деятельностью.



В клинической практике широко используются данные о том, как функционируют в норме различные структуры, обеспечивающие движения. Сложность строения и функций двигательной системы обусловливает большое многообразие клинических проявлений нарушений ее деятельности. Внешние признаки расстройства движений называют симптомами. Условия возникновения, динамика их развития позволяют определить расположение патологического очага и степень поражения участка двигательной системы. Например, при полном отделении спинного мозга от головного возникает спинальный шок, во время которого рефлекторная деятельность спинного мозга прекращается, что приводит к исчезновению движений. Паралич движений и исчезновение тонуса мышц имеет место при повреждении передних корешков спинного мозга.

Для оценки функционального состояния центров ствола и спинного мозга проверяют миотатические рефлексы - Т-рефлексы, которые получают, постукивая неврологическим молоточком по сухожилию расслабленной мышцы.

С помощью метода электромиографии регистрируют ответы мышцы на раздражение смешанного нерва электрическим током. В челюстно-лицевой области электромиографию применяют для исследования мимических и жевательных мышц. Раздражая через кожу лицевой или тройничный нервы, изучают латентное время орбикулярного и мандибулярного рефлексов, Н и М ответы мимических и жевательных мышц, ассиметрию электрической активности справа и слева. Первыми формируются Н-ответы. Они возникают при активации более возбудимых афферентных волокон смешанных нервов. М-ответы появляются позже при возбуждении эфферентных волокон. Патологические изменения двигательной активности мышц челюстно-лицевой области связаны либо с нарушением деятельности ядер и путей различных черепно-мозговых нервов, либо вызваны расстройством нисходящего контроля их активности.



Для достижения поставленной цели необходимо самостоятельно:

Повторить:

1. Анатомическое и гистологическое строение спинного мозга и отделов головного мозга.

2. Анатомию восходящих и нисходящих путей спинного мозга и отделов головного мозга.

Изучить литературу:

Основную:

1. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина. –1998. – Т. 1. – С. 117-123, 132, 134-165, 172-206.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 112-156, 466-468, 472-473.

3. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 98-102, 106-111.

Дополнительную:

1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 2. – С. 12-54.

2. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. – Т. 1. – С. 88-129.

3. Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем /Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицинское информационное агентство, 1999. – С. 470-497.

В результате подготовки к занятию необходимо:

Знать:

1. Строение и функции спинного мозга. Виды нейронов и нервных центров, их расположение и функции. Принципы сегментарности и межсегментарности в работе спинного мозга.

2. Характеристику рефлекторного принципа деятельности спинного мозга. Виды спинальных соматических и вегетативных рефлексов. Функции передних и задних корешков спинного мозга. Физиологическое обоснование нарушения рефлексов при повреждении корешков.

3. Спинальные механизмы регуляции тонуса скелетных мышц и фазных движений: функциональные особенности проприорецепторов, функции a и g - мотонейронов, значение миотатических рефлексов и рефлексов с рецепторов сухожилий.

4. Понятие о межсегментарных рефлексах и автоматических двигательных программах спинного мозга (на примере шагательного рефлекса).

5. Характеристику проводниковых функций спинного мозга: локализацию, строение и функции восходящих и нисходящих путей. Характеристику спинальных животных. Понятие о спинальном шоке.

6. Клинически важные спинальные рефлексы человека. Понятие о Т рефлексах, М- и Н- ответах.

7. Морфофункциональную характеристику отделов головного мозга:

· функции интегративных центров и проводящих путей ствола мозга. Функции ядер черепномозговых нервов. Значение тригеминального комплекса ядер в регуляции моторной функции челюстно-лицевой области.

· Функции таламуса, мозжечка, базальных ядер, коры больших полушарий.

8. Супраспинальные механизмы регуляции тонуса мышц и движений:

· Характеристику влияний вестибулярных, красных и ретикулярных ядер ствола на тонус сгибателей и разгибателей. Виды, динамику организации и биологическое значение статических и статокинетических рефлексов. Роль вестибулярных ядер и красных ядер в их формировании. Механизмы децеребрационной ригидности.

· Динамику формирования и значение ориентировочных рефлексов.

· Характеристику афферентных и эфферентных связей мозжечка. Роль мозжечка в перераспределении тонуса мышц, формировании фазных движений и организации двигательных программ.

· Афферентные и эфферентные связи базальных ядер. Значение базальных ядер в формировании позы и сложных двигательных актов, в реализации двигательных программ.

· Характеристику двигательных функций коры больших полушарий. Афферентные и эфферентные связи двигательных центров коры больших полушарий, функции пирамидной системы мозга, понятие о двигательных колонках. Функции экстрапирамидной системы мозга, её значение в регуляции тонуса мышц и фазных движений. Роль ассоциативных зон коры в формировании движений.

9. Характеристику восходящих влияний ретикулярной формации и их роль в обеспечении целостной деятельности.

10. Характеристику основных принципов координации деятельности центров: облегчения, окклюзии, реципрокности, общего конечного пути, обратной связи.

11. Физиологическое обоснование нарушений тонуса и движений при повреждении супраспинальных центров.

Уметь:

1. Рисовать: срез спинного мозга с обозначением локализации нервных центров и проводящих путей, схемы проводящих путей, схемы рефлекторных дуг стволовых и спинномозговых соматических рефлексов, схему спинальных механизмов регуляции тонуса мышц.

2. Формулировать определения всех изучаемых понятий, функции отделов мозга.

3. Объяснять спинальные и супраспинальные механизмы регуляции тонуса мышц.

4. Использовать знания о закономерностях изученных механизмов при ответах на тестовые задания, решении ситуационных задач, обсуждении результатов опытов.

При подготовке к занятию рекомендуется выполнить письменно:

1. Нарисуйте поперечный срез спинного мозга с обозначением передних и задних корешков, передних, задних, боковых рогов и укажите локализацию нервных центров в сером веществе (рис. 1, 2).

2. Нарисуйте на поперечном срезе спинного мозга расположение восходящих и нисходящих проводящих путей. Укажите их названия и функции (рис. 3, 4, 9, 10, 11).

3. Изобразите схему спинальных механизмов регуляции мышечного тонуса (рис. 5). Используйте яркие цвета для активирующих влияний и тёмные для тормозящих. Как изменится тонус скелетных мышц: при активации γ мотонейронов; при повреждении передних корешков; при повреждении задних корешков, при формировании спинального шока?

4. Внесите в таблицу данные о центрах, проводящих путях и функциях ствола мозга (рис. 6, 7, 8, 13-16).

 

Таблица 1. Рефлекторные и проводниковые функции отделов ствола мозга

 

Продолговатый мозг Варолиев мост Средний мозг
     

 

5. Внесите в таблицу информацию о двигательных функциях таламуса, мозжечка, базальных ядер, коры больших полушарий (КБП) (рис. 11, 12). Выберите из приведенного ниже списка и занесите в таблицу основные симптомы повреждения мозжечка, КБП, базальных ганглиев: тремор во время движений, тремор в покое, отсутствие произвольных движений, гипокинезия, гиперрефлексия, ригидность мышц лица, гипертония, гипертрофия, гипотония, атония.

 

Таблица 2. Двигательные функции высших отделов головного мозга

 

Таламус Мозжечок Базальные ядра КБП
       

Для самоконтроля рекомендуется ответить на следующие тестовые задания:

См. приложение 3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.