Сделай Сам Свою Работу на 5

Гистофизиологические особенности эпителия детского возраста.





Дисциплина «Гистология»

Курс общая гистология

 

 

Методическая разработка

Практического занятия №

для студентов I курса по специальностям лечебное дело и педиатрия.

Тема занятия: «Эпителий»

 

Методическую разработку подготовил:

Доцент Туровинина Л.П.

Методическая разработка

обсуждена и утверждена

на кафедральном совещании №__

« »________ 2011 г.

 

 

Сургут 2011_ г.

Занятие № 3

Тема занятия: Эпителий

Продолжительность изучения темы 4, 5__часов

Из них на занятии 2__ часа.

Самостоятельная внеаудиторная работа 2,5 часа .

Цель занятия:Изучить классификацию, источники развития, гистофизиологию эпителиальных тканей. Ознакомиться с железистым эпителием, принципом строения и классификацией желез.

Задачи:

Знать:

1.Определение, классификацию и общие признаки эпителиальных тканей.

2.Выявлять частные признаки эпителия, основываясь на его систематизирующих связях: генез, строение, функции.

3.Источники и возможности физиологической и репаративной регенерации однослойных и многослойных эпителиев, возрастные изменения.

4.Получить понятия о железистом эпителии, секреторном цикле, типах секреции, принципах развития, строения и классификации желез.



Уметь:

1. Идентифицировать различные виды эпителиев в гистопрепаратах.

2. По электронным микрофотографиям изучить различные типы секреции железистых клеток.

 

Значение изучения темы:

Данным занятием начинается следующий уровень изучения строения человека – тканевой уровень организации. Ткани возникли в процессе исторического развития многоклеточных организмов, и представляют собой комплекс клеток или клеток и их производных.

Ткани являются компонентами органов. Поэтому изучение тканей обеспечит понимание гистофизиологии органов в норме и изменениях, которые они претерпевают с возрастом или при развитии патологического процесса.

Методы морфологического анализа (биопсия, эндоскопия, аутопсия), применяемые в медицинской практике, также требуют знание гистофизиологии тканей.

Изучение эпителиальных тканей необходимо для понимания взаимосвязей между внешней и внутренней средой организма. Кроме того, многие патологические процессы связаны с нарушением целостности эпителиального пласта (спаечная болезнь) либо с изменением структуры пласта, отдельных его клеток, изменением процессов регенерации (опухоли). Поэтому студентам необходимо знать общие и органоспецифические особенности строения, функции, возможности регенерации эпителиев в норме для того, чтобы разобраться в сущности соответствующих вопросов при изучении патологической анатомии и патологической физиологии и в клинической практике.



 

Методические рекомендации по самоподготовке.

Теоретические вопросы для самоподготовки.

Необходимый уровень знаний:

Из предшествующих курсов и тем:

1. Морфофункциональная характеристика органелл, принимающих участие в синтетических процессах и секреции клеток.

2. Способы транспорта веществ и выведения их из клетки.

3. Строение оболочки клетки (плазмолеммы) и клеточных контактов.

4. Структурно-функциональная характеристика органелл специального назначения: микроворсинок, микротрубочек, ресничек.

5. Жизненный цикл клеток.

6.Способы репродукции клеток в зависимости от степени их зрелости и функциональной активности.

7. Эмбриональные источники развития эпителиальных тканей.

По теме занятия:

1. Определение ткани, отличие ткани от эмбриональных закладок.

2. Классификация тканей.

3. Классификация эпителиев: морфологическая, генетическая, функциональна.

4. Общие признаки покровных эпителиев (общий принцип строения эпителиев, понятие о базальной мембране, полярности эпителиоцитов, регенерации, анизоморфности, особенности трофики и иннервации).



5. Однослойные эпителии. Особенности строения, происхождения, топография и функции однослойных эпителиев: мезотелий, эндотелий, кубический эпителий, призматический кишечный эпителий, многорядный призматический эпителий.

6. Многослойные эпителии. Особенности строения, происхождения, топография и функции переходного, многослойного плоского неороговевающего эпителия многослойного ороговевающего эпителия (эпидермис).

7. Источники и возможности регенерации однослойных и многослойных эпителиев. Анизоморфность.

8. Понятие о подвижной норме ткани.

9. Железистый эпителий. Роль железистого эпителия. Железы. Классификация. Разновидности экзокринных желез по строению. Вопросы вынесены на самостоятельное изучение (смотрите далее).

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение.

Оформите конспект. На вопросы: 4,5,6.7,8, 9 конспект с рисунками.

4. Особенность строения секреторных эпителиоцитов на ультрамикроскопическом и световом уровнях.

5. Современные представления о способах образования и выделения секрета из клетки (типы секреции).

6. Принципы развития и строения желез.

7. Классификация желез.

8. Разновидности экзокринных желез по строению.

9.Виды клеточных контактов (соединений клеток в пласте). Роль контактов.

УИРС (учебно-исследовательская деятельность студентов).

Темы рефератов(один по выбору):

1. Основатель эволюционной гистологии А.А. Заварзин;

2. Дифференциация клеток в процессе гистогенеза;

3. Регенерация физиологическая и реперативная;

4. Регенерация эпителиев;

5. Стволовые клетки. Биологические возможности. Роль.

6. Апоптоз.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

 

Следует уяснить принципы классификации тканей и отличия их от эмбриональных закладок.

Выделяют 4 вида тканей: эпителиальные (пограничные), опорно-трофические (ткани внутренней среды), мышечные и нервная ткань.

Изучение тканевой гистологии начинается с изучения эпителиальных тканей.

Усвоите принципы морфофункциональной и генетической классификации эпителиев (по Н.Г. Хлопину).

Необходимо уяснить, что эпителии это покровные ткани. Они или покрывают поверхность органов: эпителий кожи, роговицы или выстилают внутренние полости сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем, серозных оболочек.

Запомните общие признаки, характерные для всех разновидностей эпителиев.

Уделить внимание на морфофункциональное единство эпителия и соединительной ткани, ее роли в обеспечении трофики.

При изучении разновидностей эпителиальных тканей обратите внимание на взаимосвязь источника развития, строения и функции. Разберите на конкретных примерах.

Обратите внимание на морфологические и функциональные особенности клеток в однослойных и многослойных эпителиях. Запомните виды клеточных контактов и их значение.

Обратите внимание на локализацию камбиальных клеток у однослойных и многослойных эпителиев. Усвойте значение анизоморфности. Выявите отличие многорядности от многослойности.

Уясните, что признаками, обуславливающими органоспецифические особенности однослойных эпителиев, являются органеллы специального назначения. Так, микроворсинки характерны для всасывающих клеток, а реснички – для мерцательных эпителиоцитов.

Результатом эволюции в функциональном плане явилось выделение железистого (секреторного) эпителия. Он формирует железы организма как самостоятельные анатомические органы (поджелудочная, слюнные, молочные, печень, щитовидная железа и др.). Железы также могут входить в состав ряда органов (потовые, сальные железы кожи, железы пищевода, желудка и др.). Классифицируют железы по типу строения (экзо-, эндокриновые, простые, сложные). При характеристике экзокриновых желез уяснить общий принцип строения железы (наличие секреторных отделов и выводных протоков).

Изучить типы секреции: эккриновые, мерокриновые, апокриновые и голокриновые. Уяснить, что тип секреции определяется характером (химическим составом, размером молекул, гранул) секрета.

Следует уяснить, что гистологическое строение секреторных отделов и выводных протоков желез соответствуют строению эпителия, производным которого они являются. Эта закономерность поможет правильно проанализировать состояние органа при патологии.

Гистофизиологические особенности эпителия детского возраста.

Эпителий к моменту рождения имеют свойственную им структуру, но не достигают еще морфологической и функциональной зрелости, характерной для взрослого организма. Мезотелий не кубический, а плоский и с резко сниженной митотической активностью. Эпителий дыхательных путей многорядный мерцательный, в пищеводе - многослойный плоский, закончивший перестройку из многорядного мерцательного, свойственного 5-месячному плоду. Эпителий языка 2-3 слойный, у 2-месячного зародыша человека и многослойный уже у 3-мес. зародыша. Эпителий желудка и кишки, органов выделительной системы и кожи у новорожденных имеют ярко выраженные характерные свойства и структуры (выделение слизи, наличие кутикулы, щеточной каемки, рогового слоя и пр.). Однако, все они обладают и признаками незрелости по сравнению с тканями взрослого организма. Так в эпителии фундальных желез желудка почти отсутствуют главные клетки, а выделяемые обкладочными клетками хлориды еще не превращаются на поверхности слизистой в активную соляную кислоту, поэтому новорожденные нуждаются в рациональном вскармливании. В эпителии роговицы новорожденного гликоген содержится только в плоских клетках, затем вплоть до юношеского возраста накапливаются в шиповатых, а в клетках поверхностных слоев идет накопление нейтральных мукополисахаридов (Е.С. Касабаев). Апикальная каемка и слизистые клетки кишечного эпителия развиваются в эмбриогенезе, задолго до сформирования слизистой оболочки (Н.И. Григорьев). У 5 мес. плода имеются и базальнозернистые клетки. Кутикула у новорожденных, очевидно, не имеет еще свойственному взрослому набора ферментов для обеспечения пристеночного всасывания питательных веществ. Необходимы специальные исследования в этом направлении. Признаки функциональной незрелости к моменту рождения обладает и почечный эпителий. Так формирование систем окислительных ферментов в эпителии восходящего колена петли нефрона (крыса) происходит после рождения с появлением способности органа выделять концентрированную мочу (Ю.В. Наточин, Т.В. Крестинская, 1961 г.). Для эпидермиса новорожденного характерен тонкий и рыхлый роговой слой, поэтому снижена его барьерная роль в отношении проникновения микроорганизмов. Эпителий нитевидных сосочков у новорожденных имеет еще тонкий роговой слой. Эпителий пищевода у новорожденных имеет 4-6 слоев, местами могут встречаться и мерцательные клетки. У 4-11 мес. детей он уже 10 слойный, а у взрослого 25-30 многослойный, его поверхностные клетки проявляют слабое ороговение (Е.Ш. Герловин, 1963 г.).

 

 

Методические указания к самостоятельной работе на занятии.

Задания и ориентировочные основы действий.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.