Сделай Сам Свою Работу на 5

Важнейшие неврологические симптомы

Лекция № 3

Анатомо-фiзiологiчнi особливостi нервової cистеми у дiтей. Порушення ембрiогенезу як основа природжених аномалiи розвитку нервовоi системи. Типи вищої нервової дiяльностi i фазовi стани у дiтей та їх значення для виховання. Нервово-психiчний розвиток та його оцiнка. Семiотика основних захворювань нервової системи у дiтей. Догляд за дiтьми з патологiєю нервової системи.

 

Масса головного мозга у новорожденного ребенка относительно больше, чем у взрослого и составляет 350-380г, т.е. около 10% общей массы. К концу 1-го года она увеличивается в 2-2,5 раза, к 3 годам – в 3 раза. У 10 летнего ребенка головной мозг весит 1350г - 1/20 массы тела, у взрослого 1/40-1/50 массы тела.

Количество извилин и борозд больших полушарий мозга у новорожденных такое же, как у взрослого, но они развиты слабо и кора мало дифференцирована.

Клетки головного мозга сохраняют эмбриональный характер строения в первые месяцы жизни. Они имеют большое ядро и мало отростков (дендритов). В клетках пирамидных путей и substantia nigra отсутствует пигмент.

Основная дифференцировка нервных клеток заканчивается к 8 годам, особенно активно она происходит в первые 5-6 месяцев жизни.

Головной мозг новорожденных имеет желатиноподобную консистенцию, а у взрослых он более плотный. Это объясняется тем, что мозг детей содержит больше воды, меньше белков и липидов (цереброзидов). С возрастом их количество увеличивается, а содержание воды уменьшается.

Несмотря на незаконченность развития, кора головного мозга новорожденного способна не только принимать сигналы, но и участвовать в осуществлении рефлекторных реакций.

По мере созревания коры, дифференциации ганглиозных клеток и миелинизации нервных волокон развиваются статические функции: ребенок начинает сидеть, стоять, ходить, движения становятся более целенаправленными.

У новорожденных и детей первых лет жизни высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера. Это вызывает повышенную чувствительность тканей головного мозга к действию токсичных веществ, быстро наступает отек мозга.



Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Оно обеспечивает потребность нервной ткани в кислороде. Причем, эта потребность в 20 раз больше чем у мышц. Диплоические вены образуются только после закрытия родничков (12-18 месяцев). Это создает условия для аккумулирования (накопления) токсических веществ и метаболитов при разных заболеваниях в тканях головного мозга, что способствует более частому возникновению у детей раннего возраста токсических форм инфекционных заболеваний.

Пирамидные пути не имеют миелиновой оболочки. К 6 мес. завершается миелинизация пирамидных путей. Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 3 – 5 лет.

Спинной мозг достаточно развит уже при рождении ребенка, а к 2 годам строение его почти такое же, как у взрослого.

Масса спинного мозга к 5 годам увеличивается в 3 раза, к периоду половой зрелости – в 5 раз. Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого, он доходит до III поясничного позвонка, а к 4-5годам – до I поясничного.

В спинномозговой жидкости новорожденного несколько повышено содержание белка (0,33-0,8г/л), клеточных элементов (в 1мкл 10-15 лимфоцитов) и снижена концентрация сахара (1,7-3,9ммоль/л). Цвет её желтовато-зеленоватый из-за физиологической ксантохромии, обусловленной проникновением билирубина через гематоэнцефалический барьер.

Вытекает жидкость под слабым давлением.

Вегетативная нервная система ко времени рождения ребенка уже функционирует. Она обеспечивает поддержание сосудистого тонуса, регулирует деятельность внутренних органов, обеспечивает адаптационные реакции. Однако регуляторные функции ВНС у детей первых месяцев жизни легко нарушаются при воздействии неадекватных факторов внешней среды.

Признаки дисэмбриогенеза (малые аномалии развития)

Отражают воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития и по их наличию и степены выраженности можно судить о течении беременности у матери.

а)голова:

- микроцефалия;

- гидроцефальная форма черепа;

- диспластическая форма головы;

 

б)лицо:

- расширенное переносье;

- аномальная форма ушных раковин;

- низкое расположение ушных раковин;

- эпикант;

- микрофтальм;

- страбизм (косоглазие);

- катаракта;

- голубые склеры;

- антимонголоидный разрез глаз;

- экзофтальм;

- высокое небо;

- короткая верхняя губа;

- рыбий рот;

- хоботкообразная форма губ;

- аномалии прикуса;

- диспластический рост зубов;

- большая уздечка языка;

- короткая уздечка языка;

- искривление носовой перегородки;

- ассиметрия лица;

 

в)верхние конечности:

- увеличение кожных межпальцевых складок;

- поперечная борозда на ладони;

- брахидактилия;

- варусная девиация мизинца;

- увеличение V пальца рук;

 

г)нижние конечности:

- плоскостопие;

- непропорционально длинные пальцы;

- укорочение пальцев ног;

- сандалевидная щель;

- расширение промежутков между пальцами;

- нахождение друг на друга I и II пальцев стопы;

- искрвление V пальца ног;

 

д)шея и туловище:

- короткая шея;

- крыловидные кожные складки на шее;

- аномалии грудной клетки;

- расхождение прямых мышц живота;

- широкое пупочное кольцо;

- грыжи;

- крипторхизм.

 

Оценка психомоторного и речевого развития

Детей грудного и ясельного возраста

возможна двумя способами:

1) по данным анамнеза – необходимо выяснить в каком возрасте появились следующие навыки (в скобках указаны средние сроки их появления у здоровых детей):

1)моторно-статическое развитие:

- удерживание головы (2 мес.);

- переворачивание со спины на живот (4 - 5 мес.);

- переворачивание с живота на спину (5 - 6 мес.);

- самостоятельное сидение ( 6 мес.);

- зрелое ползание ( 7 - 8 мес.);

- стояние с опорой ( 8 - 9 мес.);

- стояние самостоятельное ( 10 - 11 мес.);

- ходьба с поддержкой за руки (10-11 мес.);

- ходьба самостоятельная ( 12 мес.);

 

2)целенаправленная моторная деятельность:

- активное схватывание предметов и примитивные манипуляции с ними ( 5 - 6 мес.);

- перекладывание предметов из одной руки в другую, протягивание рук близким, хлопание в ладоши ( 7 - 8 мес.);

- примитивная игровая деятельность ( 9 - 10 мес.);

- разнообразные манипуляции с предметами, контакт со сверстниками ( 11 - 12 мес.);

 

3)зрительный анализатор:

- фиксация взгляда ( 2 мес.);

- слежение за яркими предметами ( 3 мес.);

- внимательное рассматривание предметов (4 - 5 мес.);

- узнавание знакомых лиц ( 6 - 7 мес.);

- наблюдение за взрослыми, реакция на мимику и жесты ( 9 - 10 мес.);

- узнавание многих предметов по картинке ( 11 - 12 мес.);

 

4)слуховой анализатор:

- положительная эмоциональная реакция на голос ( 2 - 3 мес.);

- узнавание голосов близких, реакции на интонации голоса ( 4 - 6 мес.);

- понимание обращенной речи ( 9 мес.);

- выполнение простых словесных инструкций ( 10 мес.);

 

5)речь:

- гуление ( 2 мес.);

- большая протяженность гласных звуков - свирель ( 4 мес.);

- произношение слогов - лепет ( 7-8 мес.);

- произношение отдельных слов ( 9-10 мес.);

- попытки связать два слова во фразу ( 18 - 20 мес.);

- многословные фразы, придаточные предложения ( 3 года);

- длинные фразы, монологи ( 4 - 5 лет).

2) по результатам объективного обследования нервно-психического развития на момент обследования.

Все дети находятся под диспансерным наблюдением педиатров и осматриваются с определенной частотой (на первом году жизни – 1 раз в месяц, на 2-3 годах жизни – 1 раз в 3 месяца, в 4-6 лет – 1 раз в 6 месяцев, после 7 лет – 1 раз в год. При каждом осмотре в данном возрасте врач записывает в амбулаторную карту эпикриз развития ребенка за данный период. Интервалы между данными возрастами называют эпикризными сроками.

Отклонения в нервно-психическом развитии ребенка на 1 эпикризный срок является допустимым. Отклонение от 1 до 2 эпикризных сроков расценивается как задержка развития. Отклонение от 2 до 3 эпикризных сроков расценивается как отставание в развитии. Отклонение более, чем на 3 эпикризных срока расценивается как глубокое отставание в развитии.

 

Важнейшие неврологические симптомы

Головная боль – наиболее частая жалоба детей, страдающих заболеваниями нервной системы. При этом необходимо установить причину головных болей, которые могут быть:

1) циркуляционные – при расстройстве крово- и ликворообращениии;

2) механические – при объемных внутричерепных процессах;

3) токсические – при общих инфекциях;

4) рефлекторные – при заболеваниях глаз, ушей и других органов;

5) психогенные – при неврозах.

Судороги – непроизвольные сокращения скелетных мышц.

По характеру различают судороги:

Тонические – мышцы сокращаются на определенное время без фазы расслабления. Ребенок (или части тела) как бы «застывает» в определенной позе.

Клонические – фаза сокращения сменяется фазой расслабления многократно. При этом ребенок или части тела как бы «дергаются».

Существует точка зрения, что тонические судороги могут возникать при наличии застойного очага возбуждения в подкорковых структурах, клонические – при наличии застойного очага возбуждения в структурах коры головного мозга.

По локализации судороги могут быть локальные (местные) и общие (генерализованные).

Причины судорог у детей:

1) наличие застойного очага возбуждения (эпилепсия, эпилептиформные судороги);

2) гипокальциемия (спазмофилия);

3) гипогликемия (сахарный диабет);

4) фебрильные судороги – на фоне высокой температуры тела;

5) аффективно-респираторные пароксизмы – задержка дыхания на вдоде, цианоз и судороги на фоне эмоциональной лабильности со склонностью к демонстративности.

Эпилепсия – хроническое прогрессирующее заболевание, проявляющееся пароксизмальными расстройствами сознания, приступами судорог, застывания, вегетативными пароксизмами, а также нарастающими изменениями в эмоционально-психической сфере, регистрируемыми в межприступном периоде.

Различают генерализованные (общие) и очаговые (парциальные) припадки.

Большой судорожный припадок состоит из нескольких фаз

За несколько часов (иногда 2-3 дня) до приступа больной может чувствовать его приближение, испытывает внутреннее беспокойство, неопределенную тревогу, нарастающее возбуждение – фаза предвестников или продромальный период.

Непосредственно перед приступом (за несколько секунд) возникает аура – кратковременные ощущения двигательные, сенсорные, вегетативные, психические. Затем наступает тоническая фаза (до 1 минуты): больной падает, издает протяжный крик, дыхание останавливается, нарастет цианоз, юольной лежит на спине, нередко в позе опистотонуса. Затем наступают клонические судороги (2-5 минут), изо рта выделяется пенистая слюна. В конце приступа возможны непроизвольные мочеиспусканние и дефекация. После того, как у пациента восстанавливается сознание, наступает состояние сопора – до 15-30 минут, затем наступает обычный сон.

Менингиальный синдром – комплекс симптомов, обусловленных поражением мягкой и паутинной оболочек головного мозга. Развивается вследствие повышения внутричерепного давления, воспалительного или токсического поражения, субарахнои дального кровоизлияния.

Для менингиального синдрома характерно: головная боль, тошнота или рвота, общая гиперестезия, специфическая менингиальная поза, ригидность мышц затылка, симптомы Кернига, Брудзинского, Лесажа.

Головная боль – диффузная, преимущественно в лобной и затылочной областях. Головная боль усиливается при ярком свете, громких звуках, при повороте головы.

Рвота обусловлена раздражением блуждающего нерва. Чаще рвоте предшествует тошнота, но может быть внезапная рвота без тошноты. Для менингита характерно неоднократное повторение рвоты.

Общая кожная гиперестезия и повышенная чувствительность к слуховым и зрительным раздражителям (светобоязнь).

Характерная поза больного: запрокинутая голова, вытянутое туловище, прижатые к груди руки, подтянутые к животу ноги.

Ригидность затылочных мышц вызвана повышением тонуса мышц разгибателей шеи. Сопротивление при попытке пригнуть голову к груди.

Симптом Кернига– невозможность разогнуть в коленном суставе ногу, которую предварительно согнули в коленном и тазобедренном суставе. С-м Кернига может быть физиологическим у новорожденных до 4 месяцев.

Симптомы Брудзинского:

- Верхний Симптом Брудзинского – при попытке привести голову к груди, ноги сгибаются в коленных суставах.

- Средний Симптом Брудзинского – та же реакция при надавливании на лонное сочленение.

- Нижний Симптом Брудзинского – исследуют одновременно с симптомом Кернига – при попытке разогнуть ногу в коленном суставе вторая нога сгибается в колене.

Симптом Лесажа – поднятый за подмышки, ребенок подтягивает ноги к животу и сохраняет их в таком положении.

Выбухание и напряжение большого родничка у детей грудного возраста.

Гидроцефалия – расширение желудочковых систем мозга и субарахноидальных пространтсв за счет избыточного количества цереброспинальной жидкости. Гидроцефалия по локализации может быть внутренней (ликвор накапливается в желудочках мозга), наружной (ликвор накапливается в субарахноидальном пространстве) и смешанная.

Гидроцефалия может быть врожденной и приобретенной.

Наиболее частая причина врожденной гидроцефалии – внутриутробные инфекции, в первую очередь цитомегаловирусная. В первые месяцы жизни отмечается увеличение размеров головы за счет мозгового черепа, истончение костей черепа (на рентгенограмме), расширение кожных вен, выбухание родничков, расхождение швов черепа. При выраженной гидроцефалии отмечается грубая задержка психомоторного развития. При компенсированной гидроцефалии указанные симптомы выражены незначительно.

Приобретенная гидроцефалия развивается чаще после перенесенного арахноидита, менингита, когда уже закрыты роднички черепа. Типичны головные боли распирающего характера. Нередко развиваются окклюзионные кризы в результате повышения внутричерепного давления. Характерны сильныеголовные боли, тошнота, рвота, бледность кожи, брадикардия. Возможны судороги, нарушение дыхания, наличие менингеального синдрома, снижение остроты зрения. Возможны двигательные нарушения, локальные мозговые симптомы.

Диагноз подтверждается при ультразвуковом обследовании – ЭХО-энцефалоскопия, нейросонография.

 

Синдром двигательных нарушений чаще возникает при поражении головного и спинного мозга, реже – при поражении периферических нервов.

Паралич (плегия) – полная утрата двигательных функций – отсутствие произвольных движений. Парез – частичная утрата двигательных функций – ограничение объема и снижение силы движений.

Поражение одной конечности – моноплегия или монопарез.

Поражение мышц половины тела – гемиплегия или гепипарез..

Поражение верхних конечностей – верхняя параплегия или парапарез..

Поражение нижних конечностей – нижняя параплегия или парапарез.

Поражение верхних и нижних конечностей называется тетраплегией или тетрапарез.

Детский церебральный паралич – непрогрессирующее заболевание несформировавшейся, незрелой центральной нервной системы, основным клиническим проявлением которого являются двигательные нарушения.

Двигательные нарушения могут быть незначительные – легкий парез одной конечности без других симптомов. Возможно наличие тетрапареза с нарушением всех видов развития и функционирования внутренних органов.

Энцефалический синдром - токсическое или воспалительное поражение головного мозга. Для энцефалического синдрома характерно наличие общемозговых симптомов – нарушение сознания (ступор, сопор, кома), тошнота, рвота, судороги и другие. Вторая группа симптомов – это локальная симптоматика, которая зависит от локализации очага поражения. Возможно поражение ядер черепно-мозговых нервов, гипоталамуса, мозжечка, коры больших полушарий с соотвестсвующими проявлениями.

Энцефалит - воспаление головного мозга.

Высокая температура, общая слабость, сонливость, потеря сознания, глазодвигательтные расстройства, головная боль, рвота, судороги, галлюцинации, бред, навязчивый страх. У ребенка могут быть парезы, параличи, гиперкинезы, менингиальные симптомы.

Мозжечковый синдром. Атаксическая походка, нистагм, нарушение координации движений, адиадохокинез, гипотония на стороне поражения, в позе Ромберга не устойчивый. Пальце - носовую и колено - пяточную пробы не выполняет.

 

Опухоль головного мозга – наиболее опасное заболевание, приводящее к смерти ребенка. Первыми проявлениями в 90% случаев являются эмоциональные расстройства вследствие повышения внутричерепного давления. Они нередко сочетаются с вегето-висцеральными дисфункциями вследствие поражения гипоталамической области – желудочно-кишечные расстройства, изменение артериального давления и другие.

Постоянный симптом – головная боль (механическая по происхождению).

Развиваются симптомы гипертензионно-гидроцефального синдрома, общемозговые и локальные симптомы.

Диагноз устанавливается при помощи томографии – компьютерной или магниторезонансной.

 

Вегетативная дисфункция – это заболевание огранизма, которое характеризуется симптомокомплексом изменений психоэмоциональной, сенсомоторной и вегетативной активности, связанной с надсегментарными и сегментарными нарушениями вегетативной регуляции деятельности различных органов и систем.

У детей ВД предложено распределить на 4 группы: нейроциркуляторная дистония, вегетососудистая дистония, вегето-висцеральная дистония и пароксизмальная вегетативная недостаточность.

1. Нейроциркуляторная дистонияэто клинико-патогенетическая форма вегетативной патологии, обусловленная наследственной неполноценностью аппарата, регулирующего сосудистый тонус, прежде всего церебральных сосудов. Клиническая симптоматика нейроциркуляторной дистонии обусловлена нарушением региональной и системной микроциркуляции с преобладанием симптомов церебральной ангиодистонии, что приводит к функциональным неврологическим нарушениям вследствие ишемии мозга. У больных детей довольно часто наблюдаются психоэмоциональные расстройства и нередко отмечается поражение гипоталамической зоны.

У детей с нейроциркуляторной дистонией основной жалобой является головная боль, которая может быть связана с сосудистыми и ликвородинамическими нарушениями. Одной из причин головных болей может быть перинатальное поражение шейного отдела позвоночника и позвоночных артерий. Неинтенсивная головная боль может внезапно усиливаться после физических нагрузок, резкого запрокидывания головы. Головная боль может сопровождаться синкопальным вертебральным синдромом, астенизацией, преходящими двигательными нарушениями (парезами). Головная боль нередко метеозависима и метеочувствительна. В случае ваготонии возможна цефалгия по типу мигрени – пульсирующая головная боль в одной половине головы с тошнотой, рвотой.

Течение нейроциркуляторной дистонии очень часто сопровождается психовегетативным синдромом, для которого характерно наличие таких симптомокомплексов:

1) нарушение самочувствия: повышенная раздражительность, угнетение настроения, геперестезии, сенестопатии;

2) нарушения поведения: снижение аппетита, повышенная утомляемость, нарушение сна, метеопатии, повышенная болевая чувствительность;

3) нарушения функции органов: шум в ушах, мигания, нарушения висцеральных систем организма.

У 75% детей с нейроциркуляторной дистонией выявляется внутричерепная гипертензия. Характерны жалобы на головную боль, головокружение, кардиалгии, сердцебиения, мелькание «мушек» перед глазами, холодные конечности, повышенная потливость. Одновременно выявляются признаки эмоционально-невротического синдрома и тревожно-фобического эмоционального напряжения.

Признаком психовегетативного синдрома может быть потеря сознания (синкопе), которую нередко отмечают у девочек в пре- и пубертатном периоде.

У многих детей с нейроциркуляторной дистонией выявляются разные стертые проявления органического поражения ЦНС: нарушения черепной иннервации, мышечная дистония, тремор пальцев рук, гиперкинетические подергивания мышц туловища и конечностей, незначительная ассиметрия сухожильных рефлексов и др.

Одним из проявлений нейроциркуляторной дистонии может быть нарушение полового созревания – задержка или преждевременное созревание.

Диагноз нейроциркуляторной дистонии выставляется тогда, когда все клинические симптомы свидетельствуют о поражении цереброваскулярнойсистемы и отсутствуют клинические проявления поражения сердечно-сосудистой системы (кардиалгии, лабильность пульса, изменения артериального давления) и другие вегетативные нарушения.

2. Вегетососудистая дистония (ВСД) – это клинико-патогенетическая форма вегетативных дисфункций, клинические проявления которой связаны с нарушениями нейрогуморальной регуляции сердечной деятельности вследствие функционального поражения вегетативных структур разного уровня. При данной форме вегетативной патологии на первый план выступают клинические симптомы поражения сердечной деятельности.

В клинической картине ВСД преобладают функциональные кардиопатии, для которых характерны аритмии (экстрасистолия, тахикардия), атриовентрикулярные блокады, синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта, изменения на ЭКГ функционального характера. Клинические симптомы функциональной кардиопатии у детей различны в зависимости от преобладания тонуса парасимпатической (ваготония) или симпатической (симпатикотония) нервной системы.

В зависимости от этиологических факторов выделяют следующие формы ВСД :

1) ювенильная – гормональный дисбаланс в пре- и пубертатном периоде;

2) стресс-эмоциональная – связана с психоэмоциональным напряжением, острым и хроническим стрессом;

3) интоксикационная – влияние очагов хронической инфекции и инфекционных заболеваний на вегетативные структуры;

4) метеотропная;

5) перинатально обусловленная;

6) идиопатическая.

Для подтверждения диагноза вегетососудистой дистонии у детей необходимо комплексное обследование, в которое целесообразно включать кардиоинтервалографию, клиноортостатическую пробу, велоэргометрию, эхокардиографию, при необходимости – фармакологические пробы.

 

3. Вегетативно-висцеральная дистония (ВВД) – это клинико-патогенетическая форма вегетативных дисфункций, связанная с нарушением вегетативной регуляции внутренних органов вследствие вегетативных нарушений в вегетативных структурах разного уровня. Клинические формы вегетативно-висцеральной дистонии определяются нарушением функций дыхательной системы, пищеварительного тракта, мочевого пузыря. Наиболее частыми проявлениями вегетативно-висцеральной дистонии являются дискинезия желчевыводящих путей, дискинезия пищевода, дискинезия желудка и двенадцатиперстной кишки; нейрогенный мочевой пузырь, недержание мочи; ваготонический (холинергический) тип бронхиальной астмы.

У детей грудного возраста с перенесенным в пре- и перинатальном периоде гипоксически-ишемическим поражением ЦНС желудочно-кишечные дискинезии проявляются частыми срыгиваниями и рвотой, усилением перистальтики, пилороспазмом.

4. Пароксизмальная вегетативная недостаточность – это клинико-патогенетическая форма вегетативных дисфункций, характеризующаяся вегетативными кризами (пароксизмами), которые являются следствием перенапряжения вегетативной нервной системы и нарушения адаптационных процессов, проявлением дисрегуляции. В англо-американской литературе такие кризы называют «паническими атаками». Вегетативные кризы могут быть спровоцированы эмоциональным или физическим перенапряженим, изменением погодных условий. Реже они возникают без видимых причин.

Длительность пароксизмов может быть от нескольких минут до нескольких часов.

Пароксизмальная вегетативная недостаточность может иметь генерализованный или локальный характер.

Генерализованные вегетативные кризы могут быть:

1) вагоинсулярными – включают приступы бронхиальной астмы, удушья, обильное потоотделение; возможны гипотермия, боль в животе с тошнотой и рвотой, спазмы гортани, мигренеподобные головные боли, снижение АД вплоть до потери сознания, бради- или тахикардия, аллергические высыпания, отек Квинке.

2) симпатико-адреналовыми – сопровождаются головнями болями, повышением АД, резкой тахикардией вплоть до пароксизмальной, повышение температуры тела, сухость во рту, озноб, полиурия, чувство тревоги и страха.

3) смешанными – включают симптомы вагоинсулярных и симпатико-адреналовых пароксизмов.

Характер криза чаще (до 95%) соответствует исходному вегетативному тонусу.

Локальные проявления пароксизмальной вегетативной недостаточности наблюдаются в виде следующих синдромов: краниоцеребрального, кардиального, абдоминального и дыхательного.

Диагноз пароксизмальной вегетативной недостаточности основывается на наличии трех критериев:

1. Повторяемость пароксизмов – не менее 3 на протяжении 3 недель в ситуациях, связанных со значительным физическим перенапряжением или ситуацией, угрожающей жизни.

2. Наличие 4 из 12 следующих симптомов:

1) диспноэ;

2) пульсация;

3) боль и ощущение дискомфорта в грудной клетке;

4) чувство удушья;

5) головокружение и ощущение нестойкости;

6) ощущение нереальности;

7) парестезии в руках или ногах;

8) ощущение жара или холода;

9) потливость;

10) ощущение страха;

11) боязнь сойти с ума;

12) боязнь совершить какой-нибудь неадекватный поступок.

3. Исключение наличия других соматических и психических заболеваний.

 

В зависимости от уровня поражения вегетативной нервной системы различают

· надсегментарный (церебральный) и

· сегментарный (периферический) уровень, а также

· сочетанные вегетативные поражения.

Классическим проявлением сегментарных вегетативных нарушений являются симпаталгии (болевые ощущения в разных органах), сосудистые и трофические нарушения.

Клиническое течение вегетативных дисфункций. Выделяют следующие фазы заболевания:

· фаза клинических проявлений;

· фаза ремиссии.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.