Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности организации работы с входящими, исходящими и внутренними документами предприятия.





Лекция 4


2.2. Документооборот предприятия и его составляющие.
Организация работы с входящими, исходящими и внутренними документами

Документооборот предприятия: определение и функциональное назначение

Особенности организации работы с входящими, исходящими и внутренними документами предприятия.

 

Документооборот предприятия: определение и функциональное назначение

 

Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.

Организация документооборота - это правила, в соответствии с которыми происходит движение документов в учреждении.

В делопроизводстве, документооборот рассматривается как функция коммуникации, реализация которой должная соотноситься, субординироваться с общими целями делопроизводства - информационным обеспечением деятельности аппарата управления, его документирования, хранения и использования ранее созданной информации.

Термин "документооборот" появился в литературе 20-е годы, в работах таких крупных специалистов в области управленческого труда, как З.К. Дрезен, Р.С. Майзельс, Д.Р. Покровский, П.М. Керженцев.



Именно тогда были сформулированы основные положения организации документооборота, которые были связаны с рациональным построением структуры аппарата управления и четким распределением функций между различными службами и исполнителями.

Теоретически были обоснованы главные положения рациональной организации движения документов:

распределение документов по исполнителям;

сокращение инстанций их прохождения;

направление документов непосредственному исполнителю;

регламентирование порядка подписания.

В 1931 г. Институт техники управления сделал попытку нормативной регламентации единых принципов организации документооборота, утвердив:

правила приема, сортировки, доставки, исполнения, контроля, отправки документов

централизацию операций по приему и отправке;

рациональные маршруты движения;

необходимость сокращения видов документации.

С середины 1970-х годов понятие "документооборот" становится однозначным и закрепляется как термин в государственном стандарте (ГОСТ 16487-70 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: Изд-во стандартов, 1970).



В этот период во всех прикладных разработках и исследованиях документационных процессов:

• проводится углубленное изучение параметров документопотоков;

разрабатывается методика обследования документооборота, его количественных и качественных характеристик (Методика исследования делопроизводственных процессов в аппарате управления. М.: Главархив СССР, 1972)

Такие исследования стали обязательными на этапах разработки и внедрения автоматизированных систем управления (АСУ).

В результате этих исследований выявились типовые недостатки в организации движения документов в учреждениях:

отсутствие регламентации путей прохождения одинаковых видов документов;

наличие множества инстанций на пути прохождения документов в аппарате управления;

неоднократные возвратные движения документа (в процессе регистрации, согласования, редактирования и др.);

несовершенство технологии обработки документов, приводящее к повторным операциям;

отсутствие правил передачи и доставки документов.

Материалы исследований позволили включить в Основные положения Единой государственной системы делопроизводства(ЕГСД М.: 1974) теоретические основы организации документооборота:

оперативность движения;

единообразный порядок прохождения однотипных категорий документов;

однократность операций одинакового целевого назначения;



исключение лишних инстанций (каждое перемещение документа оправдывается лишь деловой необходимостью).

ЕГСД регулировала организацию только традиционных (бумажных ) документов и содержала:

• практические правила по организации движения документов и технологии их обработки, применительно к основным документопотокам,

• правилам доставки и передачи документов,

методику учета документооборота.

 

Главное правило документооборота - оперативное движение документов по наиболее короткому пути с минимальными затратами времени и труда.

На рубеже 1980-х годов во всем мире начинает активно обсуждаться вопрос о включении нетрадиционной документации, в том числе и машиночитаемой, в сложившиеся системы управления документами. Это включение предполагало:

объединение различных источников документной информации в единую сеть;

организацию документов с различными носителями на основе общей классификационной схемы;

устранение дублирования информационных и документационных потоков;

унификацию приемов работы с документами.

В настоящее время основным документом, регламентирующим организацию делопроизводства документооборота в России является ГСДОУ (Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М.: ВНИИДАД, 1991)

ГСДОУ содержит:

• правила приема и обработки поступающих и отправляемых документов;

• правила передачи и учета документов в учреждении;

Изначально основу документооборота отражают следующие организационные документы: устав, положения, приказы о распределении обязанностей, организационная структура учреждения, должностные инструкции.

Таким образом, документооборот учреждения представляет собой:

• главную организационную проблему деятельности службы делопроизводства;

проблему технологии документационных процессов.

 

Особенности организации работы с входящими, исходящими и внутренними документами предприятия.

 

Документооборот - сложный технологический процесс, который характеризуется различными параметрами, связанными с процессами документирования и со всей деятельностью организации.

Организация документооборота включает все операции по приему, передаче, составлению, согласованию, оформлению, удостоверению и отправке документов

Основными характеристиками документооборота является маршрут движения, который включает все инстанции на пути движения документа.

При организации движения документов необходимо выполнение следующих правил:

максимальное сокращение инстанций прохождения документов (за счет исключения технологических операций и управленческих звеньев, не обусловленных деловой необходимостью);

исключение или максимальное ограничение возвратных движений документов (при обработке - регистрация и доставка, при их подготовке - визирование и согласование и т.д.);

максимальное единообразие в порядке прохождения и процессах обработки основных категорий документов, т.е. каждое перемещение документа должно быть оправданным.

прямоточность направления документопотоков, исключение дублирующих и повторных операций по подготовке и обработке документов;

ритмичность движения документов, которая обеспечивает равномерное поступление и способствует пропорциональной загрузке аппарата управления.

Документооборот, как технологический процесс, делится на несколько частей - потоков, обеспечивающих прямую и обратную связь в управлении.

Под документопотоком (потоком документной информации) понимается сложившееся или организованное в пределах информационной системы движение данных в определенном направлении, при условии, что у этих данных общий источник и общий приемник.

Документопотоки различают по направлению и по отношению к управленческому объекту.

По направлению выделяют:

1. горизонтальные потоки, подразделения одного уровня управления;

2. вертикальные потоки (восходящие и нисходящие), связывающие подразделения различных уровней:

восходящие потоки - это входные документы, получаемые подразделением от подчиненных подразделений;

нисходящие потоки - это документы, направляемые вышестоящим подразделением, подчиненным подразделениям

По отношению к управленческому объекту выделяют: входящий, исходящий и внутренний документопотоки.

Входящий документопоток - это документы, поступившие в организацию извне.

Исходящий документопоток - это документы, создаваемые в данной организации и отправляемые за ее пределы (адресатам).

Внутренний документопоток - это документы, созданные данной организацией и предназначенные для ее собственных потребностей.

Каждый документопоток имеет достаточно стабильный маршрут движения, который зависит от:

состава и содержания документов;

степени регламентации функций руководителей и структурных подразделений;

распределения обязанностей между должностными лицами;

• принятой в организации технологии работы с документами.

Входящие документы

 

Входящие документы образуют три направления движения:

– руководству организации;

– руководству структурных подразделений;

– непосредственно специалистам.

 

Входящие документы в каждой организации оформляют централизованно. При этом выполняются следующие операции:

фиксируется факт поступления документа;

• проверяется правильность и целостность вложений;

• осуществляется штемпелевание и сортировка.

Стандартная процедура обработки и исполнения входящих документов включает следующие действия и операции:

Предварительное рассмотрение руководством, поступивших документов

Согласование с заинтересованными должностными лицами порядка исполнения документа

Принятие решения и оформление "Резолюции" по исполнению документа

Уведомление исполнителей и передача им документов, подлежащих исполнению

Исполнение документов и оформление реквизита "Отметка об исполнении"

Направление исполненного документа в дело (архив).

Входящие документы регистрируются либо до, либо после их рассмотрения руководством.

Документы передаются руководству или исполнителям в соответствии с их функциями и компетенцией.

Руководитель оформляет свое решение по исполнению документа реквизитом "Резолюция". В "Резолюции" даются исчерпывающе, сжатые указания о порядке и характере действий исполнителей.

Исходящие документы

 

Исходящие документы, как правило, пронизывают всю управленческую структуру. Как инициативные проекты документов, так и информационные готовят специалисты в структурных подразделениях, которые являются исполнителями. Маршрут движения этих документов зависит от количества инстанций согласования, визирования и подписания, а так же от принятой технологии регистрации и отправки.

Стандартная процедура подготовки и отправки исходящего документа включает следующие действия и операции:

Подготовка проекта исходящего документа в черновике

Изготовление и оформление проекта документа

Согласование и визирование у заинтересованных лиц

Подписание документа руководителем

Регистрация документа

Отправка адресату

В обязанности Исполнителя входит сопровождение исходящего документа по всей процедуре, до момента отправки. Он обязан проверить:

– правильность составления и оформления документа

– наличие виз и приложений.

Подготовленный и подписанный документ представляется на регистрацию со всеми сопутствующими материалами, в соответствии с которыми он готовился.

Канцелярия (экспедиция) производит следующие операции: сортировку, адресование, конвертирование, маркировку, отправку в почтовое отделение.

Внутренние документы

К внутренним документам относятся: приказы, распоряжения, положения, инструкции, акты, протоколы, справки, докладные записки, заявления сотрудников и другие.

 

Маршруты движения внутренних документов являются наиболее нерегламентированными.

Стандартная процедура подготовки и исполнения внутренних документов включает следующие действия и операции:

Подготовка проекта документа

Изготовление и оформление

Согласование и визирование у заинтересованных лиц

Подписание

Рассмотрение адресатом и оформление реквизита "Резолюция"

Исполнение и оформление реквизита "Отметка об исполнении"

Направление исполненного документа в дело (архив)

Проект распорядительного документа, после его согласования, подписывается руководством организации и передается для регистрации в службу документационного обеспечения (СДО).

Протоколы, после оформления и подписания, размножаются и копии рассылаются в подразделения для исполнения.

Докладные записки, справки для руководства, объяснительные записки после регистрации передаются по назначению для исполнения или для принятия к сведению.

Передвижение документов внутри организации осуществляется с помощью электроннойпочты или курьерской связи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.