Сделай Сам Свою Работу на 5

История юридической психологии в ХХ веке





Конец Х1Х - начало ХХ века характеризуются социологизацией криминологического знания, когда причины преступности как социального явления начали изучать буржуазные социологи Ж.Кетле, Э.Дюркгейм, П.Дюпоти, М.Вебер, Л.Леви-Брюль и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении преступного поведения , показав зависимость преступного поведения от социальных условий существования общества. Эти работы были, безусловно, прогрессивным явлением того времени.

Статистические исследования Жана Кетле и Эмиля Дюркгейма показали, что число аномалий в поведении людей (преступности, самоубийств, проституции) всякий раз неизбежно возрастало в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что убедительно опровергало теорию "врожденного" преступника, указывая на социальные корни этого явления.

Начало ХХ столетия в России связано с интенсивным развитием психологии и психиатрии и ряда правовых наук. Этими проблемами занимаются И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, С.С.Корчаков, В.П.Сербский, Г.Португалов и др. В результате активной разработки проблем психологии, психиатрии и права возникла необходимость в оформлении юридической науки как самостоятельной научной дисциплины. П.И.Ковалевский в 1899г. поставил вопрос о разделении психопатологии и юридической психологии и введения этих наук самостоятельно в курс юридического образования.



Значительное количество работ этого времени посвящено актуальной проблеме психологии свидетельских показаний: О.Гольдовский "Психология свидетельских показаний"(1904), А.И.Елистратов "О влиянии вопросов без внушения на достоверность свидетельских показаний"(1904), Елистратов и Завадский "К вопросу о достоверности свидетельских показаний"(1904), Хомяков "О психологии свидетеля"(1903) и др.

Значительный интерес для ученых и практиков представляла личность преступника и преступность как психологическое явление. К их изучению с помощью экспериментальных методов обращался В.М.Бехтерев. полученные им результаты были опубликованы в 1902 году в книге "Об экспериментальном психологическом исследовании преступников".



Особый интерес вызывает исследование показаний несовершеннолетних. Результаты, свидетельствовавшие о несовершенстве этого источника доказательств, вели к поиску возможной их замены другими доказательствами, попытками с помощью психологии, особенно экспериментальной психологии, выяснить истину, провести "объективную проверку" показаний обвиняемых, потерпевших, свидетелей.

Одним из объективных источников доказательств, которые должны были приобрести большее, чем свидетельские показания значение, по мнению ученых того времени, являлась судебно-психологическая экспертиза, с помощью которой можно оценивать не только личность преступника, причины преступлений, но и достоверность показаний. Следует отметить, что в чистом виде психологическая экспертиза в дореволюционном процессе не проводилась. Психологические вопросы ставились на разрешение только психиатрической экспертизы.

Разработка и применение методов психологической диагностики, в частности ассоциативного эксперимента, предложенного К.Г.Юнгом, системы жестов А.Бине и А.Симона, психологических проб Куве, позволили использовать их в практике судебно-психологических экспертиз. В русской правовой науке имело место скептическое отношение к психологическим тестам и со стороны судебно-психологических исследований специалистов в уголовном процессе, и со стороны тех, кто занимал более умеренную позицию.

В это время общество увлекается попытками выделить преступника по каким-то отдельным чертам из общего круга. Ведутся многочисленные френологические исследования, в основе которых лежит утверждение о возможности определить личностные особенности и даже предрасположенность человека к преступлению по изучению внешнего строения черепа, наличию на нем шишек, бугров ли углублений. Развивается графология, основной задачей которой является определить черты личности преступника на основе анализа почерка. Физиогномика - по особенностям строения лица, его чертам, морщинам, типу и др. признакам.



Появляются работы, посвященные использованию внушения и гипноза в уголовном судопроизводстве. Гипноз применяется в расследовании преступлений и судебном разбирательстве отдельных уголовных дел. Так, в 1896г. при участии В.М.Бехтерева применяется гипноз к подозреваемой в убийстве своего мужа Марии Румянцевой, совершившей преступление в результате суггестии фельдшера И.Хрисанфова, ее любовника и "домашнего доктора". Экспертной комиссией, которая проводит несколько сеансов гипноза с обвиняемой, дается заключение, подтверждающее версию следствия. (Крылов И.Ф. Были и легенды криминалистики, Л., 1987, с.160-167). В дальнейшем, однако, это направление практического применения не получило.

Огромный вклад в развитие юридической психологии внесли выдающиеся русские юристы, центральное место среди которых, несомненно, занимает Анатолий Федорович Кони.

Разрешение теоретических и методологических проблем юридической психологии в России продолжалось и после установления Советской власти. Изучалась проблема использования психологического знания в дознании, предварительном следствии и в суде. Было сделано все необходимое для продолжения и развития научных исследований в этой области знаний. Уже в то время в доказательственном праве новой системы правосудия экспертиза, т.ч. и психологическая, заняли первое место. В инструкции для народных следователей отмечалось, что с целью повышения качества освидетельствования и осмотра следователи могут приглашать специалистов, обладающих специальными познаниями.

В области судебной психологии активно работают В.М.Бехтерев, А.Ф.Кони. Продолжает работу С.В.Познышев, используя психологию, пытается раскрыть причины совершения конкретного преступления отдельными лицами. Его книга, "Криминальная психология. Преступные типы", вышедшая в 1926 г., становится итогом исследований. Познышев считает, что преступность порождается и изменяется под влиянием внешних, окружающих личность условий, а также того, что организм получил в наследство от предков, поэтому ни одно преступление нельзя объяснить исключительно внешними причинами, игнорируя особенности личности, его совершившей. Познышев определил преступный тип как сочетание особенностей характера и взглядов человека, создающих уклон личности в сторону преступления, в силу которого человек выбирает преступный путь, тогда как другие люди, если им придет в голову мысль о преступлении, воздержатся от его совершения. По мнению Познышева, преступления совершают два типа людей: 1) с преобладанием в сознании благожелательного представления о преступлении и наличием влечения к нему; 2) с доминирующим значением в совершении преступления давления внешней среды и сравнительно слабым влиянием "крипнорепульсивной части конституции человека".

Судебно-психологические исследования проводились в основном в институтах и кабинетах по изучению личности преступника и преступности, которые начали организовываться в 1923г. В 1925 г. впервые в мире в России открывается Государственный институт по изучению преступности и личности преступника. Он координирует работу кабинетов по изучению названной проблемы в Москве, Ленинграде, Саратове, Свердловске, Ростове.

В 1927 г. при Московской губернской прокуратуре создается лаборатория экспериментальной психологии, в которой А.Р.Лурия проводит исследования с целью выяснения возможности применения методов экспериментальной психологии, в частности ассоциативного эксперимента, для раскрытия и расследования преступлений и были сформулированы принципы работы прибора, получившего впоследствии наименование лай-детектора или "детектора лжи" или полиграфа. В советской психологической литературе того времени доминирует резко отрицательное отношение к этому прибору и к его применению на практике.

В Московском Государственном институте экспериментальной психологии А.С.Тагер проводит эксперименты по психологии свидетельских показаний. Он составил обширную программу исследований, которая охватывает формирование свидетельских показаний от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального закрепления.

Ведется работа по изучению психологии заключенных. В частности, М.Н.Гернет в середине 20-х он издает работу, посвященную этой проблеме, основанную на огромном материале, однако, не содержит глубоких выводов относительно особенностей психики заключенных.

В 1931 г. Государственный институт по изучению преступности и личности преступника был реорганизован в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики. В середине 30-х вместо криминологической секции была создана центральная криминологическая лаборатория. Однако никакие психологические и патопсихологические исследования после этих мероприятий уже не проводятся, а в конце 1935 г. прекращаются и смежные с судебно-психологическими криминологические исследования.

В июле 1936 г. принимается постановление ЦК ВКП (б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов". Закрыты или реорганизованы почти все психологические научно-исследовательские учреждения, прекращена разработка психологических проблем в социальной сфере, управлении и т.д., психология практически подчинена педагогике. И в этаком состоянии она пребывает на протяжении 30 лет.

В практической деятельности сотрудников правоохранительной системы тоже происходят резкие изменения. В 1934 г. в уголовно-процессуальное законодательство вносятся изменения, упрощающие процедуру предварительного следствия. Через некоторое время и это становится излишним: в практику внедряется внесудебный разбор уголовных дел и внесудебные репрессии. Применение психологических знаний привело бы к опровержению других "доказательств". Психология в сфере судопроизводства стала не только лишней, но и вредной. Психологи практически изолированы от вопросов следственной и судебной деятельности. Их изгнали даже из криминалистики, которая в предшествующие полвека активно развивалась с помощью психологии.

Итак, в начале 30-х исследования по судебной, психологии, так же как и исследования в области трудовой, медицинской, социальной психологии остановлены, и до середины 50-х годов развитие этой науки прервалось.

Лишь в 1964 году принимается постановление ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране", которое восстанавливает юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965-66 годах началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых др. в 1966 г. проводится Всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии и основных проблем этой науки.

В мае 1971г. - в Москве первая Всесоюзная конференция по судебной психологии, в июне в Тбилиси - на 4-м Всесоюзном съезде психологов работает отдельная секция по судебной психологии. Осенью 1986г. в Тарту (Эстония) - Всесоюзная конференция по юридической психологии. Широко обсуждаются проблемы методологии и структуры юридической психологии, задачи ее отраслей (криминальной психологии, психологии потерпевшего, психологии предварительного следствия и др.). В 1989 г. в Ленинграде - Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии всей страны. Утверждена программа курса "Юридическая психологии", предложенная профессором В.Л.Васильевым.

В 1970 году Американским национальным центром психического здоровья опубликован доклад, включающий обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью. Синдром Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74 ХУУ при нормальном наборе хромосом у мужчин 46ХУ у преступников встречаются в 36 раз чаще. Всего исследовано 5342 преступника, при этом была специально подобрана группа лиц высокого роста, что якобы чаще всего связано с агрессивным поведением при хромосомных нарушениях. Среди этих лиц лишь у 2% обнаружены хромосомные нарушения, среди преступников любого роста - 0,7%, среди контрольной группы законопослушных граждан, которая составляла 327 человек, - 0.1%.

По существу это исследование установило некоторую минимальную связь хромосомных аномалий не столько с преступностью, сколько с душевными заболеваниями. На Международной конференции во Франции в 1972 году исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушениями и преступностью не подтверждается статистически.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологическая теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего подтверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.

В это же время проводятся активные исследования природы агрессии. Этим занимаются Бандура, Д.Бергковец, А.Басс, Э.Квятковская-Тохович, С.Н.Ениколопов и др.

В настоящее время в западной криминологии наибольший удельный вес занимают социально-психологические теории преступности, объясняющие механизмы усвоения так называемой деликвентной морали механизмами нейтрализации морального контроля, защитными механизмами.

Итак, исследования специалистов в области юридической психологии за последние 30 лет имеют достаточно широкий диапазон. Это не только общие вопросы юридической психологии, но и вопросы использования судебно-психологической экспертизы, психологии дознания и предварительного следствия, профессиограммы юридических профессий, психологии личности правонарушителя, исправительно-трудовой психологии и т.д. позитивные изменения наблюдаются и в плане организации научных исследований со смежными областями - социологией, педагогикой и различными отраслями юриспруденции.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.