Сделай Сам Свою Работу на 5

I. Формы обучения в высшей школе





Основными формами обучения в высшей школе являются: лекция, семинар, практическое и лабораторное занятие, консультация, учебно-исследовательская работа (написание рефератов, курсовых и дипломных работ), научно-исследовательская работа студентов (участие в работе научного кружка), производственная практика.

 

Лекция(от лат. lectio – чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо теме, проблеме. В высшей школе это одна из основных форм обучения студентов.

Классическая лекция обычно имеет четкую структуру: 1) вступление, содержащее формулировку темы, цель лекционного занятия, план, рекомендуемую литературу; 2) изложение – основная часть лекции, в которой раскрывается научное содержание темы, даются ключевые определения, рассматриваются узловые вопросы, анализируются существующие теории; 3) заключение содержит выводы, или основные идеи по теме лекции, а также пояснения, рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе.

Виды традиционной лекции:

- вводная лекция включает цели и задачи учебной дисциплины, ее связь с другими науками и областями практической деятельности, информацию о развитии отрасли знания, основные проблемы (понятия и определения науки), основную и дополнительную учебную и методическую литературу);



- заключительная лекция предназначена для обобщения полученных студентами знаний и раскрытия перспектив дальнейшего развития данной науки;

- установочная лекция читается для студентов заочной формы обучения как начало самостоятельного изучения дисциплины в период между сессиями. Как правило, установочные лекции носят обзорный характер, отличаются большой концентрацией учебного материала, значительным количеством проблем, отсылкой ко множеству источников информации;

- лекция-консультация обычно читается в конце учебного курса и помогает студентам лучше подготовиться к зачету или экзамену; при этом основное время уделяется ответам на вопросы, разъяснению сложных тем, уточнению ключевых понятий, их генетической взаимосвязи, чтобы у студентов создалось четкое системное представление об изучаемой дисциплине.



Виды современной лекции:

- проблемная лекция: она начинается с постановки проблемы, которая разрешается в ходе изложения материала;

- лекция-визуализация: преподаватель в процессе чтения лекции использует наглядный материал (рисунки, схемы, чертежи, учебные модели, натуральные предметы, видеофрагменты, слайды и т.д.), помогающие раскрыть тему, проиллюстрировать ее основные положения;

- лекция-презентация: преподаватель в процессе чтения лекции использует возможности компьютерной техники для демонстрации слайдов по теме занятия, различные мультимедийные средства, позволяющие сочетать видеоряд и аудиосопровождение;

- лекция вдвоем: материал дается в живом диалогическом общении двух преподавателей, обсуждающих альтернативные теории, или сложные профессиональные проблемы с точки зрения разных специалистов, сторонников и противников, теоретиков и практиков;

- лекция с заранее запланированными ошибками: преподаватель закладывает в лекцию ошибки (содержательные, методические), студенты по ходу лекции отмечают эти ошибки в конспекте и называют их в конце лекции;

- лекция-пресс-конференция: в начале занятия студенты письменно формулируют вопросы по теме лекции и отдают преподавателю, который не просто отвечает на них, а сортирует вопросы и начинает излагать материал в виде связного раскрытия темы; проведение этого вида лекции целесообразно в конце изучения дисциплины;

- лекция-беседа предполагает максимальное включение студентов в интенсивное общение с лектором путем применения диалога и полилога; преподаватель по ходу чтения лекции вовлекает студентов в беседу, задавая им проблемные или озадачивающие вопросы;



- лекция-дискуссия (лекция-диспут): преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует обсуждение спорных вопросов, свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами лекции.

 

Семинар(от лат. seminarium – рассадник, теплица) – форма учебно-практического занятия, на котором студенты под руководством преподавателя обсуждают теоретические вопросы, доклады, сообщения по конкретной теме и таким образом вырабатывают навыки полемики, публичного выступления, высказывания собственного мнения. Обсуждение теоретических вопросов позволяет лучше разобраться в научной или профессиональной проблеме и закрепить учебный материал.

На семинаре преподаватель может использовать различные методы обучения, активизирующие мышление студентов и их общение между собой: разрешение учебных проблем, дискуссию, обучающую игру, работу студентов в микрогруппах, мозговой штурм, разбор конкретных ситуаций (решение кейсов).

Семинар с элементами проблемности включает в себя постановку проблемы и ее разрешение студентами под руководством преподавателя. В отличие от учебных задач, учебная проблема создает интеллектуальное затруднение, когда имеющихся знаний недостаточно и нужно активизировать информацию, находящуюся в «пассиве», привлечь сведения из других дисциплин. На семинаре с элементами проблемностиобычно используется частично-поисковый метод, когда преподаватель с помощью наводящих вопросов помогает студентам разрешить проблему, однако может использоваться и исследовательский метод, когда студенты самостоятельно решают поставленную перед ними проблему.

Семинар-дискуссия – это свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, научной проблемы. Дискуссия может проводиться в разных формах: в виде «круглого стола», как заседание экспертной группы, как проведение форума, симпозиума, судебного заседания, как организация дебатов и т.п.

Семинар-коллективная мыследеятельность – это работа студентов в микрогруппах (5-7 человек) по разрешению актуальных научных или профессиональных проблем. Проблема вначале обсуждается в микрогруппе, а затем представители от каждой микрогруппы предлагают свой вариант ее решения. В ходе коллективного обсуждения выбирается наилучший вариант.

Семинар с элементами мозгового штурма. Мозговой штурм – это метод решения учебных проблем творческого характера на основе генерирования большого количества идей. На первом этапе осуществляется сбор идей, при этом не учитывается их авторство и запрещается всякая критика, даже косвенная. На втором этапе проводится оценка идей по различным критериям (с точки зрения эффективности, экономичности, оригинальности и т.п.).

Семинар-обучающая игра – это самостоятельная познавательная деятельность студентов в рамках конкретных правил и условий, направленная на усвоение учебной информации, принятие решений в проблемных ситуациях. Среди множества разновидностей дидактических игр в вузе чаще всего используются деловые игры, в которых имитируется профессиональная деятельность, и социально-ролевые игры, в которых проигрываются роли (руководитель – подчиненный, продавец – покупатель, деловые партнеры и т.д.).

Семинар-разбор конкретных ситуаций (кейсов). На семинаре преподаватель может использовать кейс-метод, или обучение на основе реальных ситуаций. Под «кейсом» понимают письменное описание какой-то конкретной ситуации, например, производственной, которую студенты решают с точки зрения определенного должностного лица. Для этого им необходимо проанализировать обстоятельства, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.

Вебинары, веб-конференции – интерактивные семинары, реализуемые в синхронном (on-lain) и ассинхронном режимах. Обычно проводятся со студентами, обучающимися в дистанционном режиме. Однако могут использоваться для обучения студентов дневного отделения как «открытое занятие», которое проводят ученые, ведущие специалистов, руководители предприятий и фирм, находящиеся отдаленно, вне стен вуза.

 

Практическое занятие –это форма обучения, обеспечивающая связь теории и практики, содействующая выработке у студентов умений и навыков применения теоретических знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы. На практическом занятии студенты под руководством преподавателя решают различные прикладные задачи, выполняют расчеты, графические задания, учатся работать со схемами, служебной (технической) документацией, пользоваться справочной литературой, овладевают способами выполнения учебно-профессиональных заданий. Студенты технических специальностей изучают различные образцы техники, условия и правила ее эксплуатации, практического использования, учатся работать с контрольно-измерительными приборами, отрабатывают практические навыки на тренажерах или действующей технике.

Со студентами социально-гуманитарных специальностей, будущая профессиональная деятельность которых связана с межличностным общением, практические занятия могут проходить с использованием элементов психологического тренинга. Тренинговые методыпредставляют собой совокупность активных методов психологического обучения, направленных на формирование у обучающихся социально-коммуникативных навыков, развитие других способностей (интеллектуальных, творческих, сензитивных и т.п.), а также способствующих личностному самопознанию и саморазвитию. В рамках психологического тренинга широко используются игры, обучающие диалоги, дискуссии, индивидуальные и групповые упражнения, рефлексивные методики.

Некоторые преподаватели в рамках подготовки к семинарским и практическим занятиям дают студентам интеллектуальные задания, развивающие их мышление, прежде всего, способность анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать самостоятельные выводы по изучаемой теме, или включают творческие задания (написать эссе, составить кроссворд, разработать тесты по теме, сценарий обучающей игры и т.п.). В последние годы часто используются следующие задания: составить кластер или денотатный граф на ключевое понятие, сравнительную концептуальную или сводную таблицу, структурно-логическую схему (индуктивный или дедуктивный граф и др.). Характеристика этих способов анализа учебной информации и ее графического оформления дана в приложении № 1.

Лабораторное занятие (от лат. laboro – трудиться, преодолевать затруднения) – это форма самостоятельной практической работы, позволяющая путем проведения экспериментов углубить теоретическую и практическую подготовку студентов. Лабораторный практикум, как разновидность практического занятия, удачно сочетает элементы теоретического исследования и практической работы. Лабораторный практикум позволяет студентам приобретать навыки научного экспериментирования и анализа полученных результатов. В технических вузах широкое распространение получили комплексные лабораторные работы, проводимые на широком техническом фоне с применением разнообразной аппаратуры в условиях, близких к реальным, в которых будет работать будущий специалист.

II. Формы контроля и оценивания учебной деятельности студентов

В высшей школе

В вузе используются различные формы контроля и методы оценивания учебной деятельности студентов. Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы и проводится в пределах обычных организационных форм занятий (семинаров, практических и лабораторных работ). Итоговый контроль проводится в конце изучения дисциплины или по окончании ее крупного раздела (модуля). Цель итогового контроля – оценить знания, умения, навыки и неразрывно связанные с ними компетенции студентов по дисциплине в целом. Он может быть организован в виде коллоквиума, зачета, экзамена, итогового тестирования.

Экзамен (от лат. examen – оценка, испытание) – основная форма контроля и оценивания знаний и умений студентов в высшей школе. Существуют следующие виды экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. Экзамены могут проводиться в устной и письменной форме, а также в форме компьютерного тестирования. Обычно на экзаменах упор делается на проверку теоретических знаний по учебной дисциплине. В высшей школе используется четырехбалльная оценка: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.

Зачет –форма контроля и оценивания знаний, умений, навыков студентов. Перед началом экзаменационной сессии проходит зачетная неделя. Зачеты проводятся либо по расписанию, составленному деканатом, либо на заключительных занятиях по соответствующей дисциплине. Обычно ставится «зачтено/не зачтено», но бывает и зачет с дифференцированной оценкой.

Коллоквиум(от лат. colloquium – разговор, беседа) – это форма учебного контроля, представляющая собой собеседование преподавателя со студентами. В отличие от зачета и экзамена, коллоквиум охватывает не всю дисциплину, а только ее раздел или даже тему. Коллоквиум позволяет преподавателю не только проконтролировать степень усвоения материала, но и разъяснить студентам те вопросы, которые они неверно или недостаточно поняли.

Помимо традиционных форм контроля и оценивания учебной деятельности студентов (экзаменов, зачетов, коллоквиумов), в последние годы стали шире использоваться такие современные формы, как презентация проекта и защита портфолио.

Учебный проект – это индивидуальное или коллективное выполнение микрогруппой какой-либо учебной проблемы практикоориентированной направленности, с последующим представлением и публичной защитой полученных результатов. С точки зрения учебных задач, проекты подразделяются на познавательные, исследовательские, конструкторские, творческие, социальные и др. В ходе осуществления проекта можно выделить несколько этапов:

- на первом этапе студенты, объединенные в микрогруппы, при непосредственном руководстве со стороны преподавателя выбирают и формулируют проблему, требующую изучения и практического решения;

- на втором этапе студенты распределяют между собой обязанности, чтобы каждый отвечал за свою часть задания, выбирают лидера или руководителя проекта, составляют план и программу совместной деятельности;

- на четвертом этапе осуществляется непосредственная работа над проектом, то есть собирается и перерабатывается информация, выполняются практические задания, идет регулярный обмен полученными результатами совместной деятельности, корректируются дальнейшие шаги, готовится отчет о проекте в виде презентации;

- на пятом этапе организуется и проводится презентация проекта, идет коллективное обсуждение достигнутых результатов совместной работы.

 

Портфолио- совокупность учебных, творческих, профессиональных достижений студента, их оформление и презентация. Портфолио представляет собой не просто папку студенческих работ, в которой собраны контрольные, домашние работы, тесты, рефераты, эссе, схемы проектов и т.п., а спланированную заранее индивидуальную подборку достижений, отражающих профессионально-личностное развитие студента. В последние годы популярность приобретает электронная версия, или веб-портфолио, часто представленная как личная страница в интернете.

III. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов в высшей школе.

Реферат (от нем. refereдокладывать, сообщать)это краткое изложение в письменной форме содержания изученных произведений, монографий, журнальных статей, а также личного опыта в рассматриваемой области. В высшей школе реферат часто используют для структуризации знаний студентов по актуальным и значимым с научной точки зрения темам учебного курса. Можно выделить несколько разновидностей реферата:

- реферат-конспект, в нем в обобщенном виде содержится фактическая информация с примерами, иллюстрациями по теме;

- реферат-резюме содержит только основные положения по теме;

- реферат-обзор составляется на основе нескольких источников, и в нем сопоставляются разные точки зрения на рассматриваемую проблему;

- реферат-доклад включает объективную оценку состояния проблемы на основе анализа первоисточников.

Реферат имеет следующую структуру: содержание (план), введение, основная часть, заключение (выводы), список использованных источников.

1. Содержание (план) отражает логику раскрытия содержания работы. Можно использовать простой план, можно – сложный, включающий не только основные пункты, но и подпункты к ним (при этом количество подпунктов не должно быть меньше двух). В формулировках пунктов плана на должно содержаться вопросов и вопросительных слов (образец оформления «Содержания» дан в приложении № 3).

2. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, формулируются цель и задачи работы. Целью является проблема, которую требуется разрешить. Задачи раскрывают вопросы, на которые требуется ответить для решения заявленной проблемы. Во введении могут быть также даны сведения об авторах и исходные данные реферируемых текстов.

3. Основная часть. В ней рассматривается поставленная проблема, раскрывается содержание реферируемых текстов, основных исследований и публикаций, в которых имеются постановочные вопросы, анализируемые студентом. При составлении письменного текста обычно приводятся тезисы и их аргументация, представленные в строгой логической последовательности.

4. Заключение, или выводы по проблеме, заявленной в реферате. Они должны соответствовать сформулированным задачам. В заключении можно также отметить еще нерешенные проблемы и вопросы, связанные с изучаемой темой.

5. Список использованных источников содержит книги, сборники документов, статьи из сборников научных трудов и периодических изданий, материалы из интернета. При этом источники, как правило, даются в алфавите фамилий авторов книг (статей) или заглавий, если книга издана под общей редакцией. Образцы библиографического описания представлены в приложении № 6.

 

Оформлять реферат нужно в соответствии с принятыми в вузе требованиями, включая титульный лист с выходными данными, содержание (план), вступительную, основную, заключительные части. При оценке реферата преподаватели использую следующие критерии: современность рассматриваемой проблемы и ее научное значение, степень знакомства автора работы с актуальным состоянием изучаемой проблематики, логичность подачи материала, правильное оформление работы в соответствии с требованиями.

 

Доклад (устный) –это развернутое сообщение по определенному вопросу, основанное на привлечении конкретных данных. В высшей школе студенты готовят учебные и научные доклады, которые представляют собой краткое изложение в устной форме содержания изученных источников (научной литературы, статей из периодических изданий, нормативной документации и др.) или результатов собственной научно-исследовательской работы.

 

Курсовая и дипломная работа

Курсовая работа (проект) – это вид учебно-исследовательской деятельности в высшей школе, представляющий собой задание, которое выполняется студентом самостоятельно в письменной форме. Курсовые работы обычно реализуются по предметам, которые являются основными по специальности.

Дипломная работа (проект) – один из видов выпускной квалификационной работы, которая выполняется студентом самостоятельно и носит научно-исследовательский характер. Дипломная работа обычно выполняется студентами, обучающимися по гуманитарным, естественно-научным, экономическим, творческим специальностям, она имеет целью проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломный проект обычно выполняется студентами, которые обучаются по техническим специальностям, он предполагает создание или расчет некоторого технического устройства или технологии.

Выполнение студентом исследовательской работы (курсовой, дипломной) включает несколько этапов.

На первом этапе осуществляется выбор и утверждение (или согласование с преподавателем) темы и определение исследовательского аппарата.

На втором этапе – подбор литературы по теме исследования, ее изучение, продумывание плана исследования, осмысление собранного материала и выдвижение гипотезы.

На третьем этапе осуществляется глубокий анализ научной литературы, включающий терминологический разбор ключевых понятий, рассмотрение истории и теории проблемы, сравнение противоречивых точек зрения на эту проблему.

На четвертом этапе организуется и проводится опытно-экспериментальная работа, для чего определяется база исследования, подбираются исследовательские методы, осуществляется анализ и обобщение полученных результатов эксперимента.

На пятом этапе оформляется текст исследовательской работы и готовится презентация выступления (защиты).

 

Требования к написанию дипломной (курсовой) работы

Данные требования касаются подготовки курсовых и дипломных работ по учебным дисциплинам социально-гуманитарного цикла. Выполнение курсовых и дипломных проектов по техническим предметам имеет свою специфику, поэтому целесообразно ознакомиться с требованиями, подготовленными соответствующей кафедрой, и получить квалифицированную консультацию научного руководителя.

Структурную композицию дипломной (курсовой) работы создают следующие разделы: содержание (оглавление), введение, теоретическое обоснование, практический раздел, заключение, список использованных источников и приложение.

Во «Введении» обозначаются: актуальность проблемы и степень ее изученности отечественными и зарубежными учеными; объект и предмет исследования (объект – это исследуемая область, предмет – составная часть объекта, то есть его свойства, элементы, особенности и т.д., предмет задает рамки, за которые исследование не должно выходить); цели, гипотеза, задачи исследования; его теоретическая и практическая значимость; база исследования.

В первой главе дипломной (курсовой) работы дается теоретическое обоснование исследуемой проблемы, раскрывается сущность и структура основных понятий, анализируются различные подходы отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы, рассматривается имеющийся опыт практической деятельности. Каждый параграф главы представляет собой относительно завершенный текст, соответствующей конкретной исследовательской задаче. Заканчивается каждый параграф мини-выводами.

Во второй главе дипломной работы описывается проведенная опытно-экспериментальная работа: дается характеристика экспериментальной базы, выборки, методов исследования, анализируются полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты, даются практические рекомендации. В курсовой работе вторая глава может быть представлена разработанной теоретической моделью деятельности. Теоретическая модель (от франц. modele – образец) есть не что иное, как совокупность логически взаимосвязанных абстрактных понятий, отображающих объект исследования.

В «Заключении» представляется краткий обзор всей проделанной работы, формулируются выводы с ориентацией на поставленные цель и конкретные задачи. Ценность выводов состоит в их четкости, лаконичности, логической связи в изложении основных мыслей, рассмотренных теоретических положений и практических результатов проведенной опытно-экспериментальной работы.

Список использованных источников включает весь объем литературы, который был использован при написании дипломной (курсовой) работы.

В «Приложении» дается подборка тех материалов, которые не вошли в основной текст, но были использованы в исследовании (диагностические методики, статистический материал, программы деятельности, копии архивных документов и т.п.).

 

IV. Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов – это такой вид познавательной деятельности, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию и в специально отведенное для этого время. По форме организации СРС может быть аудиторной (например, выполнение контрольной работы на занятии) и внеаудиторной (например, библиографическое разыскание информации в библиотеке, чтение научной литературы); по количеству участвующих в ней – индивидуальной и групповой.

Основные виды самостоятельной работы студентов:

- подготовка к лекциям, семинарским, практическим, лабораторным занятиям;

- подготовка к коллоквиуму, зачету, экзамену;

- поиск и отбор информации, работа с библиотечными каталогами и картотеками, с библиографическими пособиями, с поисковыми системами в интернете;

- изучение и конспектирование научной, учебной литературы, сборников документов, хрестоматий и т.д.;

- написание реферата, эссе, подготовка доклада, сообщения;

- решение расчетно-графических задач, вычислительных работ, составление карт, графиков, схем;

- анализ конкретных ситуаций (кейсов), моделирование, выполнение творческих заданий;

- участие в учебной проектной деятельности, подготовка к презентации проекта;

- подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях, написание тезисов, статей, отчетов об исследовании;

- написание и подготовка к защите курсовых и дипломных работ (проектов).

 

 

Приложение 1

Способы анализа и графического оформления учебной информации

 

Денотатный граф(от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ проработки и графического оформления учебного материала, позволяющего в наглядной форме отразить существенные признаки ключевого понятия. Ценность метода в том, что он позволяет создать системное представление об изучаемом предмете (в аспекте структуры, функций, динамики развития, взаимосвязи со смежными понятиями и т.д.). Данный метод часто используется преподавателем при изложении новой информации, однако наибольшую эффективность имеет в качестве задания студентам, самостоятельно прорабатывающим учебный материал.

 

Кластер (c англ. «clastery» - растущий пучками, гроздь, кисть) – способ графического оформления материала. Используется: 1) чтобы лучше уяснить суть ключевого понятия (простой вариант); 2) чтобы построить терминологическую модель предметной области (более сложный вариант). Первый вариант чаще используется преподавателем в начале занятия для того, чтобы актуализировать имеющиеся у студентов знания: ключевое понятие раскрывается через возникающие слова-ассоциации, которые отражают какие-то свойства, принципы действия, качественные характеристики понятия. Второй вариант кластера – это систематизированный набор ключевых слов, терминов, которые записываются в виде иерархически ветвящейся грозди и дают наглядное представление о предмете изучения. Этот вариант может применяться студентами при самостоятельной проработке учебного материала.

Сводная таблица. Используется студентами при самостоятельном изучении большого по объему учебного материала. Текст разбивается на смысловые части. В сводную таблицу заносится та информация, которая станет основой для систематизации изучаемого материала. Работа со сводной таблицей позволяет формировать у студентов навыки анализа и обобщения информации.

Сравнительная концептуальная таблица. Используется для проработки студентами учебного материала, при котором они проводят сравнительный анализ изучаемых объектов, явлений, научных теорий и дают их оценку по самостоятельно определенным критериям. Работа со сравнительной концептуальной таблицей позволяет формировать навыки анализа и классификации изучаемой информации по логическим структурным компонентам.

Структурно-логическая схема. Позволяет в графической форме отразить существенные связи и отношения между изучаемыми объектами и явлениями. Используется преподавателем для содержательного обобщения и представления в наглядной форме учебного материала, студентами – при его самостоятельной проработке. В виде структурно-логической схемы можно отразить содержание учебной дисциплины, содержание отдельной темы занятия, конкретного раздела темы. Применяются две основные формы содержательного обобщения информации: 1) от общего к частному (дедуктивный граф); 2) от частного к общему (индуктивный граф).

Таблица «ПМИ»(«Плюс, минус, интересно», автор амер. психолог Эдвард де Боно). Используется для актуализации накопленного опыта, когда новая информация соотносится с имеющейся, и студент определяет свое отношение к ней, оценивает положительные и отрицательные стороны (плюс, минус), отмечает факты, теоретические положения, которые представляют интерес, кажутся неожиданными, формулирует вопросы, в которых хотел бы лучше разобраться (интересно). Данный метод может использоваться преподавателем на занятиях для активизации познавательной деятельности студентов, а также при самостоятельной проработке ими учебного материала.

 

 

Приложение 2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.