оценки социально-педагогического процесса
Условия действенности качественно-количественной
Реализация социально-педагогического процесса осуществляется соответствующими специалистами через деятельность. Следует различать педагогическую деятельность в социальной среде и социально-педагогическую деятельность. Выражение “педагогическая деятельность в социальной среде” свидетельствует о ее педагогической направленности и месте ее практической реализации (в данной социальной среде). Она не всегда выражает социально-педагогический характер. Речь чаще всего идет о воспитании, обучении, развитии конкретного человека, представителя данной среды.
Выражение "социально-педагогическая деятельность" говорит о ее социальной направленности. Это педагогическая деятельность по отношению к конкретному человеку, группе, социальной среде в интересах достижения социально-педагогических целей. Такая деятельность носит непосредственный характер - прямое воздействие на человека, группу (взаимодействие с ними); опосредованный - использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды, целенаправленное создание (преобразование) педагогической ситуации среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей. Как правило, социальный педагог старается использовать возможности и непосредственного, и опосредованного взаимодействия с объектом социально-педагогической деятельности.
Следует отметить, что на практике результат социально-педагогической деятельности бывает самым разнообразным. В частности, он может проявляться в серьезных положительных изменениях, небольших подвижках у объекта воздействия, а иногда в результате ярко выраженных негативных реакций или действий объекта иметь и отрицательный эффект. Определенный отпечаток социально-педагогическая деятельность накладывает и на субъект. Он либо утверждается в своих возможностях, получает удовлетворение, накапливает положительный опыт, либо у него появляются сомнения, разочарования. Иногда происходит потеря уверенности в своих способностях достигать тех или иных социально-педагогических целей в работе с этим клиентом или вообще в себя, в свои социально-педагогические возможности.
Результат социально-педагогической деятельности чаще всего анализируется через оценку изменений происшедших в ее объекте. Оценка динамики субъекта как результата социально-педагогической деятельности не проводится. Однако такая динамика в субъекте имеет место. Необходима самооценка (рефлексия). Она в определенной степени позволяет субъекту оценить не только то, что удалось добиться в процессе социально-педагогической деятельности, но и то, что приобрел человек (воспитатель) сам в качестве реального опыта или утратил. Социально-педагогическая деятельность - это не дорога с односторонним движением, это двустороннее действие, взаимообогащение.
Изменения в субъекте и объекте социально-педагогической деятельности не носят скачкообразного характера. Как показывают специальные исследования, такая деятельность по отношению к объекту способствует постепенному, порой противоречивому его изменению и не всегда соответствует прогнозу. Достигается планируемый результат целенаправленностью деятельности социального педагога, его мастерством, упорным трудом, постепенно. Он также зависит от особенностей субъекта, его личной культуры, мотивации, профессиональной компетенции, заинтересованности, отношения к педагогической деятельности, активности и времени участия в ней.
Социально-педагогическая деятельность в определенной степени представляет собой взаимодействие личностных культур: воспитателя и воспитуемого. Только личность высокой, богатой культуры может действительно обогатить другую. Следует однако подчеркнуть, что обязательным компонентом этой культуры воспитателя должны быть педагогические склонности и способности; педагогические свойства и профессионально важные качества.
Склонность - постоянное влечение, предрасположенность. Педагогическая склонность - влечение, предрасположенность к педагогической деятельности. Последняя включает: социальную направленность; профессиональную направленность и педагогические способности.
Социальная направленность педагога -это совокупность устойчивых социальных мотивов, определяющих его деятельности. К ней относятся:
- альтруизм и духовность;
- социальная инициатива и активность;
- широкий кругозор, эрудиция;
- чувство нового;
- социальная ответственность, чувство долга;
- социальный оптимизм.
Профессиональная направленность социального педагога - это совокупность психолого-педагогических свойств и качеств личности, определяющих ее педагогическую предрасположенность. К ней относятся:
- интерес к детям, человеку как объекту познания и педагогической деятельности;
- потребность в общении;
- потребность в передаче знаний, педагогической помощи;
- стремление к самосовершенству;
- педагогическая наблюдательность;
- педагогическое воображение;
- педагогическое мышление;
- педагогическая интуиция;
- педагогические способности;
- педагогический такт.
Педагогические способности -это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения педагогической деятельности. Среди них выделяются общие и специальные. Общие педагогические способности - это, прежде всего, адекватность восприятия; глубина интеллекта; объем памяти; распределение внимания; богатство воображения; сила эмоций и сопереживания; воля и терпение. К специальным педагогическим способностям можно отнести прогностические; конструктивно-организаторские; эмоционально-выразительные; коммуникативные; гностические; суггестивные; исследовательские.
Выделяют также свойства и профессионально-важные качества педагога. В том числе: физические, нервно-психические, интеллектуальные и социальные.
Физические: физическая культура, крепкое здоровье, физическая выносливость, выразительный голос, мимика, жесты, высокий темпо-ритм, энергичность действий, высокая работоспособность.
Нервно-психические: распределенность, устойчивость внимания; наблюдательность; скорость запоминания; эмоциональная восприимчивость и устойчивость; чувство времени; быстрота реагирования; динамизм поведения; яркость, богатство воображения; любознательность; самообладание; настойчивость; стрессоустойчивость; сдержанность.
Социальные: доброта и любовь к людям, уважение достоинства человека, установка на поддержку человека, отзывчивость, справедливость, честность, милосердие, организованность, целеустремленность, толерантность, общительность, такт, склонность к сотрудничеству, эмпатия, требовательность к себе, совестливость, самокритичность, инициативность, трудолюбие, гражданская ответственность, чувство долга, уверенность в своих силах, жизнерадостность.
Личность и деятельность социального педагога отличают нравственные принципы, гуманистические ценности и этический кодекс, которыми он руководствуется в своей повседневной жизни и практике.
Нравственные принципы социального педагога.Они представляют основные, исходные положения, определяющие нравственное поведение и педагогическую деятельность социального педагога. К ним следует отнести: объективность; гуманизм; уважение личного достоинства человека; индивидуальный подход; этическая ответственность перед человеком за свое поведение, деятельность и ее результаты; обеспечение социальной, психологической и физической независимости человека; не навреди в работе с человеком.
Гуманистические ценности социального педагога - это те ценности, в основе которых лежат уважение и любовь к человеку. Они являются главным ориентиром его деятельности. Среди них:
- осознание самоценности человеческой личности, ее неповторимой индивидуальной и творческой сущности;
- принятие человека таким, как он есть;
- признание разностороннего развития личности, подготовки ее к самообслуживанию, самореализации в обществе целью и основным назначением социально-педагогической деятельности;
- эмпатия;
- сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии;
- понимание творческой природы социального педагога, его деятельности требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой по самосовершенствованию.
Кодекс этики социального педагога - это свод нравственных правил и норм, которыми он руководствуется в процессе взаимодействия с другими людьми и своей педагогической деятельности. Он включает:
- культуру поведения и общения;
- педагогический такт;
- уважение личного достоинства клиента как человека независимо от его возраста, национальной принадлежности, пола, вероисповедания;
- профессиональную честность и объективность с учетом индивидуальных особенностей клиента и своих педагогических возможностей;
- конфиденциальность по отношению к информации, полученной от клиента и его родителей;
- этическую ответственность за свою деятельность и ее последствия;
- приоритет интересов клиента в работе с ним и уклонение от действий, противоречащих им;
- не чуждость советам и помощи более компетентных людей в интересах клиента;
- прекращение социально-педагогической деятельности, если она оказывается недостаточной или даже вредной клиенту и др.
Безусловно, изложенный портрет социального педагога можно дополнить или упростить. Однако он позволяет наиболее полно представить себе личность специалиста по социальной педагогике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|