Сделай Сам Свою Работу на 5

Образец заявления об избрании темы бакалаврской работы





Крепак, С.В.

Методическое пособие по подготовке и написанию бакалаврских работ (для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», квалификация – «бакалавр», очной и заочной форм обучения) / С.В. Крепак, – Н. Новгород: Издательство ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2015. – 60 с.

 

Методическое пособие включает в себя требования, предъявляемые к содержанию, оформлению бакалаврских работ студентов, порядок их подготовки и защиты.

 

 

Рекомендовано к изданию советом юридического факультета ФГБОУ ВО «ВГУВТ», протокол № 5 от 23 апреля 2015 г.

 

 

Ó ФБГОУ ВО «ВГУВТ», 2015


СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.....................................................
1.1. Понятие и цели выпускной квалификационной работы..............................................................................
1.2. Требования, предъявляемые к бакалаврской работе и этапы подготовки..............................................
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ.................................................
2.1. Выбор темы бакалаврской работы..........................
2.2. Научное руководство бакалаврской работой.........
2.3. Составление плана бакалаврской работы...............
3. ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ.......................
4. ОФОРМЛЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ..................
4.1. Общие требования к оформлению бакалаврской работы..............................................................................
4.2. Оформление отдельных элементов бакалаврской работы..............................................................................
4.2.1. Содержание......................................................
4.2.2. Заголовки.........................................................
4.2.3. Основной текст работы...................................
4.2.4. Таблицы............................................................
4.2.5. Рисунки (схемы)...............................................
4.2.6. Примечания......................................................
4.2.7. Приложения.....................................................
4.3. Использование цитат и оформление заимствований..................................................................
4.4. Оформление библиографического аппарата (списка).............................................................................
4.4.1. Оформление библиографического списка.....
4.4.2. Правила оформления библиографических ссылок........................................................................
5. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ.................................................
5.1. Подготовка бакалаврской работы к защите............
5.2. Процедура защиты бакалаврской работы в Государственной аттестационной комиссии.................  
ЛИТЕРАТУРА........................................................................
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ





1.1. Понятие и цели
выпускной квалификационной работы бакалавра

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (далее - ФГОС) по направлению подготовки 40.03.01 (030900)[1] Юриспруденция от 04.05.2010 г.[2] защита бакалаврской работы бакалавра (бакалаврской работы) по решению учёного совета вуза является обязательной составной частью итоговой государственной аттестации бакалавра.

Подготовка и защита бакалаврской работы является заключительным этапом обучения студентов и, как часть итоговой государственной аттестации, направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций выпускников:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);



- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

Бакалаврская работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Бакалаврская работа имеет своей целью:

- формирование навыков ведения самостоятельной исследовательской работы и овладение методикой научного исследования при решении разрабатываемых в бакалаврской работе проблем и вопросов;

- приобретение навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими разработчиками и исследователями;

- закрепление и углубление теоретических и практических знаний по направлению Юриспруденция и применение их для решения конкретных задач;

- приобретение опыта публичной защиты своих взглядов;

- выяснение подготовленности выпускника для самостоятельной профессиональной работы в современных условиях и соответствия его подготовки требованиям ФГОС по направлению Юриспруденция.

Бакалаврская работа юриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

К написанию и защите бакалаврской работы допускаются студенты, успешно завершившие в полном объёме освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению Юриспруденция, разработанной ФГБОУ ВО «ВГУВТ» в соответствии с ФГОС.

По уровню выполнения бакалаврской работы и результатам её защиты Государственной экзаменационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы и присвоению квалификации (далее - ГЭК) делается заключение о возможности присвоения выпускнику квалификации (степени) «бакалавр» по направлению Юриспруденция.

1.2. Требования, предъявляемые к
бакалаврской работе и этапы подготовки

 

К бакалаврской работе, как к завершающему обучение студентов документу, на основе которого выявляется степень подготовленности, предъявляются высокие требования.

Бакалаврская работа должна:

- носить практическую направленность в соответствии с выбранным профилем подготовки юриста

- иметь творческий характер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных правовых актов

- отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов,

- отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными правовыми актами

- правильно оформлена (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов, аккуратность исполнения).

Бакалаврская работа может демонстрировать прикладное значение теоретических положений юридической науки, быть обобщением практики, подведением итогов эмпирических исследований, методической разработкой.

Бакалаврская работа предполагает широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов, в соответствии с особенностями исследования, являются одним из основных критериев оценки качества бакалаврской работы.

Бакалаврская работа должна свидетельствовать о добросовестности исполнителя, показывать общую и правовую культуру студента.

Подготовка и защита бакалаврской работы состоят, как правило, из следующих этапов:

I. Подготовительный этап:

- выбор темы бакалаврской работы;

- утверждение темы бакалаврской работы и научного руководителя;

- получение задания на бакалаврскую работу;

- подбор и первоначальное ознакомление с литературой и источниками права по избранной теме;

- составление плана-графика бакалаврской работы и согласование его с научным руководителем.

II. Основной этап:

- сбор и анализ материалов по теме исследования;

- написание и оформление текста бакалаврской работы;

- предоставление научному руководителю бакалаврской работы (её отдельных глав);

- доработка отдельных глав по замечаниям научного руководителя;

- предоставление научному руководителю завершённой и оформленной бакалаврской работы и получение его отзыва о работе.

III. Завершающий этап:

- предоставление бакалаврской работы с отзывом научного руководителя заведующему кафедрой на утверждение (утверждение бакалаврской работы заведующим выпускающей кафедры);

- передача работы на внешнее рецензирование;

- подготовка доклада для защиты бакалаврской работы на заседании ГЭК;

- публичная защиты бакалаврской работы на заседании ГЭК.

 

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

2.1. Выбор темы бакалаврской работы

Выбор темы бакалаврской работы является наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех её выполнения.

Студентам предоставляется право выбора темы бакалаврской работы. При этом он осуществляется исходя из интереса к проблеме, возможности получения фактических данных, а также наличия специальной научной литературы. Выбор темы может быть обусловлен также предшествующими курсовыми работами.

Тема бакалаврской работы, как правило, должна быть связана с производственными практиками, где целесообразно собрать материал для будущей работы. Студентам заочной формы обучения целесообразно избирать тему, близкую к характеру или направлению их работы

Важно выбрать такую тему, которая соответствовала бы накопленному практическому опыту, уровню подготовки, научным интересам и личным наклонностям студента, могла бы разрабатываться на конкретных материалах, взятых в организации, на предприятии где он работает или же проходил производственную практику или с которыми как-то иначе связан.

Желательно, чтобы бакалаврская работа выполнялась по заказу организации (предприятия). Заинтересованность организации в исследовании темы бакалаврской работы создаёт благоприятные условия для получения всесторонней помощи со стороны её работников, облегчает сбор материалов и способствует практической реализации рекомендаций студента, выдвинутых в бакалаврской работе.

Тему студент выбирает из примерного перечня бакалаврских работ, имеющихся на выпускающей кафедре. Перечень тем бакалаврских работ ежегодно обновляется кафедрой с учетом новейших правовых потребностей общества.

По согласованию с научным руководителем студент также может самостоятельно предложить свою тему бакалаврской работы в рамках направления 40.03.01 Юриспруденция. В этом случае он должен обратиться к заведующему кафедрой с письменным заявлением, в котором обосновывается целесообразность работы. При положительном решении вопроса тема бакалаврской работы включается в перечень тем кафедры. По согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой, допускается изменять название темы, придавая ей желаемую направленность, расширяя или сужая её.

Однако в каждом из случаев выбранная тема бакалаврской работы должна быть актуальной, отличаться научной новизной и иметь практическую значимость.

По одной проблеме могут выполняться бакалаврские работы несколькими студентами, если тема, цели и задачи исследования различны. Эти различия находят свое отражение в содержании бакалаврской работы.

Тема работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению на имя декана факультета (см. приложение 1), которое предоставляется в деканат, как правило, не позднее, чем за полгода до начала защиты работы в ГЭК, согласно графику учебного процесса. Конкретные сроки подачи и рассмотрения указанных заявлений ежегодно устанавливаются деканатом.

Список студентов с указанием утвержденных тем и научных руководителей за подписью заведующего кафедрой передается в деканат для согласования и уточнения тем и научных руководителей. После согласования готовиться проект приказа об утверждении тем и назначении научных руководителей, который доводится до сведения студентов. После его издания (как правило, не позднее, чем за три месяца до дня защиты бакалаврских работ, согласно графику учебного процесса) доводится до сведения студентов. После чего каждому студенту выдаётся задание на бакалаврскую работу, составленное научным руководителем и утверждённое заведующим кафедрой (приложение 2) с указанием срока окончания работы. В нем указываются: тема бакалаврской работы, краткая характеристика основного содержания работы (обычно в виде перечня глав и параграфов работы).

Задание составляется в двух экземплярах и подписывается научным руководителем и студентом.

После издания приказа и выдачи задания на бакалаврскую работу изменение темы допускается лишь в исключительных случаях и не позднее, чем за один месяц до защиты бакалаврской работы. В этом случае студент обязан в срочном порядке, письменно поставить в известность научного руководителя работы и заведующего соответствующей кафедрой (с подробным изложением причин изменения темы). В случае положительного решения соответствующие изменения оформляются приказом ректора. Только после этого студент может приступить к исследованию новой темы работы.

2.2. Научное руководство бакалаврской работой

В целях оказания студенту помощи в период подготовки и написания бакалаврской работы ему назначается научный руководитель.

Научный руководитель назначается выпускнику из числа профессоров, доцентов, преподавателей, а также высококвалифицированных специалистов в соответствующей области.

Научный руководитель бакалаврской работы обязан:

- составить и выдать задание на бакалаврскую работу;

- оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на весь период выполнения бакалаврской работы;

- рекомендовать студенту необходимую основную литературу, справочные и иные материалы, другие источники по теме бакалаврской работы;

- проводить систематические, предусмотренные планом-графиком, консультации по бакалаврской работе;

- контролировать ход выполнения работы и подготовку её к защите;

- информировать кафедру в случае отставания студента от сроков выполнения бакалаврской работы, установленных в задании;

- составить отзыв о выполненной бакалаврской работе студента.

Следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором бакалаврской работы, и студент самостоятельно несёт ответственность за имеющиеся в бакалаврской работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях подготовки и выполнения бакалаврской работы задачи научного руководителя изменяются.

На этапе подготовки бакалаврской работы научный руководитель консультирует в выборе темы, рассматривает и корректирует план работы и даёт рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывая студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д., и рекомендует, как их лучше устранить.

К рекомендациям и замечаниям научного руководителя студент должен относиться критически. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как теоретически и методологически правильная разработка и освещение темы, а также качество содержания и оформления бакалаврской работы, целиком и полностью лежат на ответственности студента.

После получения окончательного варианта бакалаврской работы научный руководитель подписывает работу и даёт на неё свой письменный отзыв.

Студент в соответствии с планом-графиком подготовки бакалаврской работы периодически, но не менее двух раз в месяц, должен информировать научного руководителя о ходе подготовки бакалаврской работы и консультироваться по вызывающим затруднения вопросам.

По письменным или устным заявлениям научного руководителя кафедра на своих заседаниях может заслушивать, в порядке контроля, отчёты дипломников, работа которых недостаточно активна, вызывает тревогу за качество и срок выполнения заданий. На эти заседания приглашаются отстающие студенты и их научные руководители для принятия мер к устранению причин отставания и повышения качества выполняемых выпускных квалификационных работ.

Периодически кафедра заслушивает сообщения научных руководителей, имеющих небольшой опыт руководства выпускными квалификационными работами, и оказывает им необходимую помощь.

Научный руководитель должен способствовать тому, чтобы бакалаврская работа была высококачественной и своевременно представлена к защите.

2.3. Составление плана бакалаврской работы

На основании задания студент по согласованию с научным руководителем составляет план-график подготовки бакалаврской работы.

Составление примерного плана работы и списка литературы – прямая обязанность студента; план может быть составлен и после обращения к литературе и обобщения практики. Это зависит от темы бакалаврской работы.

План бакалаврской работы представляет собой составленный в определенном логическом порядке перечень её структурных частей (глав и параграфов, подлежащих раскрытию).

До встречи с научным руководителем студент должен ознакомиться хотя бы с частью источников (законодательством, литературой и т.п.), составить приблизительный план работы и перечень основных вопросов, подлежащих разработке, примерный список литературы. Окончательный план бакалаврской работы студент согласовывает с научным руководителем.

Согласно традиционной структуре бакалаврская работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка литературы, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

В процессе работы план может уточняться, то есть расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие материалы, наоборот, могут сокращаться.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана бакалаврской работы утверждается научным руководителем.

 

3. ПОРЯДОК НАПИСАНИЯ,
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

 

Бакалаврская работа выполняется в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса и планом-графиком работы. Как правило, основными этапами написания работы являются:

- изучение основной учебной и научной литературы по теме;

- изучение, обобщение и анализ нормативного материала;

- обобщение материалов учебных и производственных практик;

- сбор иных материалов по теме исследования;

- анализ полученных материалов;

- написание и оформление бакалаврской работы;

- отчёт студента перед научным руководителем и кафедрой.

Работа над бакалаврской работой начинается с подбора источников права и практики, изучения литературы относящихся к теме работы.

Бакалаврская работа выполняться студентом на основе анализа действующего законодательства, подзаконных нормативных актов, иных источников права, научной, практической и методической литературы.

Необходимая литература по теме бакалаврской работы подбирается студентом при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники и т.п.

При работе с предметно-тематическим каталогом необходимо просмотреть не только разделы, строго совпадающие с темой бакалаврской работы, но и разделы по темам, близким к избранной.

Как правило, в ходе изучения уже найденных источников, поиск литературы расширяется за счет изучения списков литературы в научных источниках (в монографиях, статьях и др.).

Студенту по направлению Юриспруденция рекомендуется, прежде всего, использовать нормативные источники права, регламентирующие исследуемую проблему (Конституция РФ, федеральные и региональные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.п.). Необходимые нормативные акты лучше всего брать из официальных изданий, например, таких как «Российская газета», «Собрание Законодательства РФ».

При подготовке бакалаврской работы необходимо использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, комментарии законодательства, а также статьи, материалы информационной сети Интернет, справочные правовые системы «Гарант», «КонсультантПлюс» и др.

Также должны быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научно-практических конференций вузов, статьи в журналах и газетах.

Особенно важно ознакомиться с публикациями, помещёнными в специальных журналах и газетах, относящимися к избранной теме. Рекомендуется обратить внимание на такие журналы как «Государство и право», «Транспортное право», «Хозяйство и право», а также «Российскую газету».

Подбирая литературу, необходимо обращаться к изданиям последних лет, так как в них наиболее полно отражена правоприменительная практика, освещены новые и прогрессивные тенденции развития юриспруденции.

При изучении литературы и источников права следует обратить внимание на изменения и дополнения, внесенные с момента издания соответствующего источника ко времени окончания бакалаврской работы, ссылка на недействующие нормативные акты является грубейшей ошибкой. В ряде случаев, в зависимости от темы исследования, интерес может представлять анализ имеющихся законопроектов. Такие законопроекты, как правило, публикуются на страницах научных юридических журналов либо размещаются на интернет-сайтах органов законодательной власти.

Список отобранной литературы должен быть согласован с научным руководителем, который может посоветовать новейшие издания и иные материалы, которые по тем или иным причинам ещё не попали в предметно-тематический каталог.

Отобранные материалы следует изучить, сделать из них необходимые записи или ксерокопировать, точно указав первоисточник полученной информации.

Необходимые записи можно делать путём конспектирования отдельных положений изучаемой работы, имеющих отношение к теме бакалаврской работы, либо делая выписки цитат, интересных примеров или иного фактического материала, из нормативных актов делаются необходимые извлечения. Выписки рекомендуется заносить на отдельные карточки или листы, при этом обязательно указывать фамилии и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы.

Часть карточки или листа оставляется свободной для записи возникающих вопросов, аргументов «за» или «против» тезиса автора прочитанной работы, а также собственных мнений, аргументов, формулировок, сомнений и т.п.

Карточки должны заполняться лишь на одной стороне, это позволяет располагать их в любой последовательности; при необходимости содержание карточек дополняется, уточняется и т.п.

На каждой карточке (листе) необходимо указывать название вопроса бакалаврской работы (главы, параграфа). Это позволяет легко отыскать цитату, пример, цифровой материал и т.п. Карточки (листы) следует хранить до защиты бакалаврской работы.

Обязательным является использование в выпускной квалификационной работе материалов юридической практики. Исключение могут составлять лишь теоретические и историко-правовые темы.

Практический материал студент собирает в первоначальный период подготовки бакалаврской работы. Сбор материалов юридической практики может быть осуществлен путем соответствующих выписок из документов, уголовных, гражданских, арбитражных и других дел, из материалов статистической отчетности и иных источников. Эти материалы подбираются в ходе работы в архивах соответствующих судов и органов.

Также можно использовать материалы юридической практики, опубликованные в специальных изданиях, таких как «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ». Решения Конституционного Суда, некоторые решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов содержатся в справочных правовых системах «Гарант» и «КонсультантПлюс». Особо следует обратить внимание на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которые являются итогом обобщений практики применения законодательства по различным вопросам.

Конкретное содержание и форма практических материалов определяются автором бакалаврской работы совместно с научным руководителем.

Сбор и обобщение материала является одним из важнейших этапов работы над бакалаврской работой. На этом этапе у студента есть возможность наилучшим образом показать свои знания, выразить свою точку зрения по конкретному вопросу, то есть показать умение самостоятельно делать выводы, вносить предложения на основе обобщения конкретных фактов. Это основное требование к любой научной работе, в том числе и к бакалаврской работе.

При сборе и обобщении материалов следует критически оценивать, изложенные в них факты. Однако критика должна быть объективной, корректной. Отстаивая свою точку зрения, студент должен обосновывать ее, проявляя уважительное отношение как к ученым, так и практикам.

Осмысление (анализ) собранного материала и написание работы – наиболее сложный этап бакалаврской работы. На этой стадии работу облегчает использование картотеки, которая распределяется в определенном порядке, с учетом содержания глав, параграфов и отдельных вопросов. При этом изложение можно начинать с тех вопросов, которые полностью ясны.

Бакалаврскую работу, особенно её теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижений.

При этом бакалаврская работа не должна носить описательного характера и механически повторять положения, содержащиеся в использованной литературе. Данный материал должен быть творчески осмыслен и на его основе сформулировано новое знание в форме конкретных выводов и предложений, имеющих теоретическую и прикладную ценность.

Студенту, приступающему к выполнению работы, надлежит не только уяснить основное содержание будущей работы, но и овладеть методологическими основами, которые позволят ему провести анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретические и практически значимые выводы. При этом он должен уметь анализировать события прошлого и новые явления общественной жизни, использовать приводимые факты и статистические материалы для подтверждения того или иного положения в современных условиях.

В зависимости от выбранной темы студентом в бакалаврской работе может быть сформулировано своё видение спорных (недостаточно изученных в юридической науке) теоретических вопросов. Студент может предложить изменения и дополнения действующего законодательства, направленные на устранение выявленных пробелов или противоречий правового регулирования, дать рекомендации судебным или иным государственным органам по применению нормы права, изложить своё собственное толкование положений законодательства.

Во избежание лишней работы в процессе написания бакалаврской работы необходимо регулярно обращаться к научному руководителю для обсуждения всех возникающих вопросов, сомнений, предложений по совершенствованию законодательства и практики, взглядов студента, его аргументации и т.п. По договоренности с руководителем в этих целях можно пользоваться электронной почтой.

Как уже отмечалось, структура бакалаврской работы должна соответствовать утвержденному научным руководителем плану и, как правило, состоять из следующих частей: введения, основной части (глав и параграфов), заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении кратко отражается основная характеристика бакалаврской работы:

- обосновывается актуальность выбранной темы;

- определяется цель и формулируются конкретные задачи исследования;

- указывается объект и предмет исследования;

- описывается методологическая база исследования;

- даётся оценка современного состояния решаемой научной проблемы;

- отражается степень изученности в литературе исследуемых вопросов;

- приводится научная новизна и практическая значимость исследования.

Актуальность темы может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к бакалаврской работе студента.

Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность её разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, законодательных и иных условиях и т.д.

В юридических исследованиях актуальность темы может быть обусловлена недостаточным нормативно-правовым регулированием исследуемых отношений, несовершенством норм права, противоречивостью судебной и иной правоприменительной практики, другими факторами.

Выбор темы бакалаврской работы и обоснование её актуальности (значимости) представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач бакалаврской работы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать её актуальность является первым шагом к успешной защите бакалаврской работы.

Цели и задачи исследования – постановка проблем, которые должны быть изучены в ходе исследования.

Цель исследования – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата исследования. Это общая проблема, анализу которой будет посвящена выпускная квалификационная работа.

Задачи исследования бакалаврской работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные вопросы, с помощью которых происходит достижение заявленной цели. Изложение задач обычно делается в форме перечисления (например: изучить…, описать…, установить…, выявить…, проанализировать…, обосновать… и т.п.).

Объект и предмет исследования представляет собой то, что непосредственно изучается в бакалаврской работе. Они определяют сферу исследования.

Студент должен определить и конкретизировать тот круг вопросов, который он намерен исследовать, указав какие проблемы он оставляет за пределами исследования.

Объект – это явление или процесс, порождающие проблемную ситуацию и избранное для изучения (то, что изучается в целом). В юридических исследованиях объектом, как правило, выступает определенный круг общественных отношений.

Предмет – отдельная сторона или аспект данного явления (процесса), подвергающиеся научному анализу. Он выделяется из объекта и являет собой ту часть, на которую непосредственно направлено исследование.

Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Нередко объект и предмет исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Объект исследования может одновременно претендовать на различные сферы деятельности. Предмет исследования уточняет «место и время» действия.

Например, тема – «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России»; объект исследования – предпринимательская деятельность в России; предмет исследования – правовое регулирование предпринимательской деятельности.

Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему бакалаврской работы. Для его исследования формулируются цель и задачи.

Методологическая база исследования должна содержать указание на методы, подходы и концепции, на которых основывается данная бакалаврская работа.

Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.

Методы могут быть: всеобщие (метафизика, диалектика), общенаучные (анализ, синтез, системный и функциональный подходы и др.), частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др.).

Оценка современного состояния решаемой научной проблемы и степень изученности в литературе исследуемых вопросов определяет теоретическую базу исследования. Должны быть перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение выпускника к их научным позициям.

Здесь может быть описана нормативная правовая и эмпирическая база исследования, то есть указаны характер и предмет анализируемого законодательства, и отмечено, какие именно материалы практики были использованы в работе. Например: антимонопольное законодательство России, решения Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа.

Научная новизна и практическая значимость. В бакалаврской работе необходимо указать, в чем состоит новизна данного исследования, чем отличается данная работа от других работ по данной тематике, как могут быть использованы результаты, полученные в процессе предпринятого исследования.

Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтверждён и обновлён или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав бакалаврской работы.

Введение целесообразно доработать после выполнения основной части работы, так как в данном случае появляется возможность лучше изложить суть работы в сжатой форме, более точно и ясно определить актуальность темы, цели и задачи исследования, отразить собственные подходы к их решению.

В силу ограниченности объема необходимо очень тщательно подойти к написанию введения, которое должно стать «визитной карточкой», кратко, но емко характеризующей работу. По введению судят об уровне владения студентом выбранной темой и качестве написания бакалаврской работы в целом.

Во введение не включают схемы, таблицы, описания, рекомендации и т.п.

Рекомендуемый объём введения, как правило, 3-5 страниц.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.