Сделай Сам Свою Работу на 5

Таможенные пошлины, применяемые к импортным товарам





МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Свободная торговля и протекционизм

Регулирование внешнеэкономической деятельности предполагает использование комплекса экономических и правовых мер. Степень и объем их применения определяют вид внешнеторговой политики государства.

В экономической теории и практике нет однозначного ответа на вопрос о том, какова должна быть степень регулирования внешней торговли. В XVI-XVIII вв. преобладал меркантилистический подход, сторонники которого проповедовали политикупротекционизма. Считалось, что в интересах каждой нации способствовать увеличению своего экспорта в другие страны и всячески ограничивать импорт. К концу XVIII в. меркантилизм сменило фритредерство. Сторонники данной позиции в международной торговле утверждали, что в интересах как отдельной нации, так и всех стран допустить полнуюсвободу торговли.

Основоположником принципов свободной торговли (от англ. слов free trade — свободная торговля) является классик английской политэкономии Адам Смит. В своем фундаментальном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он опровергает господствовавшую в то время теорию о том, что источник богатства — это деньги и драгоценные металлы. Он последовательно выступал против позиции меркантилистов в международной торговле, суть которой в необходимости «много продавать и мало покупать».



Меркантилисты источником богатства признавали не производство, а сферу обращения и обосновывали всемерное ограничение импорта с помощью протекционизма. А. Смит утверждал, что источник богатства — труд, а способ повышения эффективности труда — стимулирование разделения труда, которое можно обеспечить свободным переливом производственных ресурсов между отраслями как на национальном, так и на международном уровне. Свобода торговли рассматривалась им как необходимое условие для развития разделения труда. А. Смит писал: «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне. Портной не пробует сам шить себе сапоги, а покупает их у сапожников. Сапожник не пробует сам шить себе одежду, а прибегает к услугам портного, фермер не пробует ни того, ни другого, а пользуется услугами обоих этих ремесленников».



Учение А. Смита о свободе торговли было развито Д. Рикардо в теорию сравнительных издержек. В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817 г.) он доказал выгодность международной специализации труда.

Практика международной торговли свидетельствует о том, что когда прежде изолированные страны начинают торговать, они получают большую выгоду, чем давно торгующие друг с другом государства. Так, в 50-х гг. XIX в. Япония пошла на увеличение экспорта шелка и чая в обмен на поставки риса и промышленных товаров. В результате цены на шелк и чай в Японии подскочили и их производители оказались в выигрыше, в то время как изменения цен на мировом рынке практически не наблюдалось.

Свобода торговли является основополагающим принципом теории и практики рыночной экономики и обладает рядом, преимуществ. Прежде всего она позволяет странам специализироваться именно в той сфере, в которой они имеют предпочтения экономического, географического, природного и иного характера. Так, Япония, США, Германия обладают преимуществом в производстве товаров, которое требует высокого технического потенциала и уровня квалификации: производство автомобилей, аудиовизуальных товаров, бытовой электротехники. В страны третьего мира переместилась текстильная, кожевенная, целлюлозно-бумажная промышленность.

Создание массового производства определенной продукции в различных странах позволяет производить ее высокого качества при меньших издержках и это выгодно потребителям. В то же время специализация стран облегчает развитие конкуренции, В конечном счете наблюдается рост экономического развития всех стран, включившихся в международное разделение труда.



Однако уровень развития стран не может быть равным и совершенной конкуренции не существует. В пользу политики протекционизма свидетельствуют такие аргументы, как:

• временное введение мер, сдерживающих импорт, позволяет создать и развить молодые отрасли промышленности, оградив их от международной конкуренции;

• введение защитных мер выгодно местным производителям товаров, конкурирующих с импортом;

• протекционизм может увеличить уровень занятости и обеспечить развитие отраслей, поставляющих в «защищаемую» промышленность сырье и материалы.

Доводы в защиту протекционизма высказывались еще в 1791 г. Александром Гамильтоном в «Докладе о состоянии обрабатывающей промышленности». Протекционистские меры использовались в Америке после Гражданской войны для ограждения национальной текстильной промышленности и металлургии от британского импорта, в Германии в начале XIX в. — для поддержки зарождавшейся обрабатывающей промышленности, в Японии в послевоенные годы — для защиты национального автомобилестроения и в настоящее время — с целью развития производства компьютерной техники.

В то же время протекционистские меры могут использоваться как орудие экономического и политического давления на другие страны, чтобы добиться уступок в конкурентной борьбе и торговых переговорах, или как один из методов торговой дискриминации отдельных государств.

Протекционизм может быть и вреден для национальной промышленности, особенно при долгосрочном использовании. Он уничтожает дух конкуренции, в некоторых случаях снижает побудительные мотивы поиска технологических усовершенствований и поэтому создаваемая или функционирующая промышленность может оказаться малоэффективной. В результате введения защитных мер страдают потребители импортных товаров. И что особо важно — использование протекционистских барьеров может спровоцировать иностранные государства к введению ответных мер. Усиление взаимного использования ответных мер приводит к торговой войне, и в убытке оказываются обе стороны.

Развитие электроники в Бразилии — классический пример неудачного использования протекционистских барьеров. В 1979 г. правительство страны инициировало развитие местной промышленности персональных компьютеров, запретив при этом импорт аналогичной продукции. Первоначально это привело к росту объемов производства и реализации персональных компьютеров национального изготовления в Бразилии. Местные фирмы господствовали на внутреннем рынке, и у них не было стимула к модернизации производства. К концу 80-х гг. бразильские производители отстали по техническому уровню от зарубежных компаний и их продукция стала неконкурентоспособной. Проиграли и фирмы других отраслей промышленности Бразилии, вынужденные покупать компьютеры местного производства.

Следовательно, необходимо найти оптимальное соотношение между свободной торговлей и использованием протекционизма.

Тарифные методы

ГАТТ/ВТО не запрещает защиту национальной экономики. В случае необходимости такой защиты, согласно принципам ГАТТ/ВТО, она должна основываться в целом натаможенных тарифах, а не на иных коммерческих мерах. Целью этого правила также является четкое определение объема защиты и сведение к минимуму связанного с ней искажения торговли.

В течение всех восьми раундов переговоров ГАТТ вопрос о сокращении тарифов был одним из основных. На момент создания соглашения в конце 40-х гг. его средний уровень составлял около 40 %. В итоге работы шестого «Кеннеди раунда» (1964-1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время «Токио раунда» (1973-1979 гг.) — на 33 % на промышленные товары. В результате этого сокращения в промышленно развитых странах тариф на готовую продукцию составил 4,7 %. Во время «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) установлена цель сокращения тарифов на 30 %.

Несмотря на снижение таможенных тарифов, роль их в регулировании внешнеэкономической деятельности различных стран остается значительной.

Виды таможенных пошлин, используемые в международной практике, рассмотрены в главе 9.

Таможенные тарифы могут быть одноколонными, т. е. иметь единую ставку для одного товара или товарной группы, и многоколонными, когда установлены две и более ставок. Импортные таможенные пошлины в республике — многоколонные: более льготные при ввозе товаров, происходящих из развивающихся стран, не применяются при импорте из стран СНГ и наименее развитых стран и повышенные для вещей, страна происхождения которых не установлена.

В Республике Беларусь применяются как адвалорные, так и специфические, и комбинированные Таможенные пошлины (пример в табл.11.1).

Таблица 11.1

Таможенные пошлины, применяемые к импортным товарам

 

Классификация товара по ТН ВЭД Краткое наименование товара Ставка пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в ЕВРО за единицу товара)
Омары готовые или консервированные 14 ЭКЮ за 1кг
Камеры телевизионные Беспошлинно
  Аппаратура радиолокационная и радиоаппаратура дистанционного управления     20%  
Приемники телевизионные цветного изображения, совмещенные с видеозаписывающей аппаратурой   30 %, но не менее 80 ЭКЮ за 1 шт.

 



Исследования зарубежных экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение совокупного благосостояния нации. Использование таможенного тарифа для ограничения импорта ухудшает потребительские возможности. Покупатель вынужден платить за импортные товары либо большую сумму денег, либо приобретать их в меньших количествах. Введение импортного тарифа может привести к ухудшению условий внешней торговли в каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает рост обменного курса страны — инициатора его введения. Как следствие возможно уменьшение объемов сбыта экспорта в зарубежные страны и в конечном счете — сокращение экспортного производства. Между тем при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективной мерой, чем экономическая пассивность. Важным является нахождение оптимального импортного тарифа для государства, потребителя и производителя.

Использование тарифной системы защиты приносит желаемые результаты в следующих случаях:

• при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для развития производства. Производители выигрывают как за счет роста объемов продаж, так и благодаря установлению более низких цен по сравнению с импортным товаром;

• при проведении тщательного анализа и избирательной политики установления высоких и низких тарифов. Так, Венесуэла, Колумбия и Эквадор, желающие развивать отечественное сборочное производство, договорились об установлении высоких (до 35 %) импортных пошлин на готовые автомобили и одновременно поддерживают низкие (3-5 %) пошлины на комплектующие изделия;

• когда страна-импортер обладает властью монополии, т. е. монополии покупателя. Поставщики проекции при таких условиях, как правило, вынуждены идти на снижение цен;

• когда введение таможенных тарифов является одним из основных источников доходов государственной казны. Это характерно для молодых развивающихся стран;

• если производство некоторой отечественной продукции является предметом национального престижа;

• при проведении политики перераспределения дохода внутри страны и создании основ экономической и социальной защиты более бедных слоев населения;

• с целью создания производства и запасов определенной продукции для экономического благосостояния или обороноспособности страны, в том числе в будущем.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется и путем использования различных таможенных режимов.

ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ — это совокупность правовых положений, предусмотренных таможенным кодексом и определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.

Установление таможенных режимов имеет большое практическое значение, так как определяет меры экономического регулирования экспорта-импорта товаров, применение видов ставок тарифов, характер владения, пользования и распоряжения товарами.

В Таможенном кодексе Республики Беларусь (от 6 января 1998 г.) и в таможенных нормативно-правовых документах установлено пятнадцать таможенных режимов. Это фактически все режимы, которые существуют в мировой практике. К ним относятся:

• выпуск для свободного обращения,

• реимпорт,

• транзит,

таможенный склад,

• магазин беспошлинной торговли,

• переработка на таможенной территории,

• переработка под таможенным контролем,

• временный ввоз (вывоз),

• свободная таможенная зона,

• свободный склад,

• переработка вне таможенной территории,

• экспорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства.

Таможенный режимвыпуск для свободного обращения предполагает, что ввозимые на территорию Республики Беларусь товары остаются постоянно в стране без обязательства об их вывозе с территории республики. Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и соблюдение мер экономической политики.

Транзит товаров таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Республики Беларусь без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.

Режимтаможенный склад позволяет заинтересованным лицам, как резидентам, так и нерезидентам Республики Беларусь, ввозить на таможенную территорию республики вещи и временно хранить их под таможенным надзором без права потребления и вовлечения в экономический оборот. Таможенные пошлины и налоги при этом не уплачиваются. На таможенных складах с вещами могут производиться простые операции по сортировке, упаковке, маркировке, обеспечению сохранности и др.

Таможенный режимпереработка на таможенной территории предполагает использование иностранных товаров для переработки на территории Республики Беларусь без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза продуктов переработки за пределы территории республики.

Таможенный режимпереработка товаров под таможенным, контролем позволяет использовать иностранные товары на таможенной территории Республики Беларусь без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.

Таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров дает возможность резидентам и нерезидентам Республики Беларусь временно пользоваться товарами на таможенной территории республики или за ее пределами с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Предельный срок действия данного режима — два года. При этом ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа.

Свободная таможенная зона и свободный склад — таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в определенных территориальных границах или помещениях без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики. Отечественные товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Таможенный режим —переработка товаров вне таможенной территории предполагает вывоз отечественных товаров без применения к ним мер экономической политики с целью использования их вне таможенной территории республики для переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение в Республике Беларусь с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов.

Экспорт товаров таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Республики Беларусь без обязательства об их обратном ввозе. Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин. Товары должны быть вывезены в том же состоянии, в котором были на день принятия таможенной декларации.

Особым видом таможенно-тарифного регулирования являетсяВсеобщая система преференций (ВСП). Основная суть ее в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке таможенно-тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся государств. Это создает условия для предпочтительного доступа экспортных товаров из развивающихся стран на рынки развитых государств. Всеобщая система преференций призвана способствовать экономическому развитию развивающихся стран, расширению объемов и ассортимента экспортируемых ими товаров.

Инициатива введения преференциального режима исходила от развивающихся стран еще в начале 60-х гг. По решению ЮНКТАД ВСП была введена с начала 70-х гг. Схемы ВСП действуют с 1971 г. в ЕС и Японии, с 1972 г. — в Австрии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Швейцарии, с 1974 г. — в Канаде, с 1976 г. — в США. Генеральная Ассамблея ООН включила ВСП в качестве составной части в Международную стратегию развития, а впоследствии — в качестве важного элемента Хартии экономических прав и обязанностей государств.

ВСП основывается на трех основных принципах: всеобщность, недискриминация, невзаимность.

Принцип всеобщности предполагает предоставление преференций всеми развитыми странами всем развивающимся.

Недискриминация означает, что всем развивающимся странам должны предоставляться одни и те же преференции.

Принцип невзаимности предполагает, что развитые страны предоставляют развивающимся государствам особые тарифные уступки в одностороннем порядке, не требуя взаимности.

Однако на практике отступают от выполнения этих принципов. Не существует единой системы преференций. Каждая предоставляющая преференции страна составляет свою схему предоставления преференциальных льгот и свой собственный перечень стран-бенефициаров.

Схемы ВСП имеют ряд ограничительных условий. Они предусматривают «защитные» оговорки, дающие возможность развитым странам отменять или изменять преференциальный режим в случае, если импорт какого-либо товара из развивающихся стран причиняет ущерб внутренним производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров. Предполагается, что «защитная» оговорка по своему характеру является краткосрочной мерой, но при этом не существует положений, устанавливающих допустимый временной период ее действия.

Под преференциальные льготы попадают только товары, происходящие из стран-бенефициаров. Происхождение товаров подтверждается сертификатом формы А, выдаваемым уполномоченным органом правительства страны-экспортера. В республике таким органом является Торгово-промышленная палата.

Преимущества, получаемые от ВСП, сокращаются также в результате одновременного использования нетарифных мер. Правда, в последнее время многие развитые страны сокращают использование количественных ограничений (квот и потолков) и применяют вместо них тарифные методы регулирования. С 1 января 1995 г. были устранены квоты из Всеобщей системы преференций Европейского Союза, однако что касается сельскохозяйственного сектора, то количественные ограничения сохранены на довольно обширный список товаров. В США начиная с 1985 г. устанавливаются «верхний» и «нижний» уровни ограничения конкурентоспособности. Так, «верхний» уровень предусматривает выключение преференциального режима в отношении товара, импорт которого из одной страны в течение года составлял 50 % и более от общего импорта этого товара в США или превышал определенную сумму в долларах. Эта сумма устанавливается ежегодно в зависимости от величины валового национального продукта США, В 1992 г. она составляла 92,7 млн. долл.

Не все товары, происходящие из развивающихся стран, подпадают под ВСП. Так, в США ВСП распространяются на товары свыше 4200 наименований, ввозимых из 134 стран, к ним не относится большинство текстильных товаров, часы, обувь, сумки, некоторые изделия из стали, стекла, электроника.

Основные выгоды, полученные от ВСП, состоят в увеличении объемов экспорта из развивающихся стран: с 31,6 млрд. долл. в 1982 г. до 55 млрд. долл. США в 1989 г. В начале 90-х гг. этот показатель превысил 70 млрд. долл. США в год.

Использование ВСП привело к укреплению существующих и к созданию новых экспортных мощностей в развивающихся странах. Импортеры развитых стран стали ориентироваться на поставки товаров из стран, пользующихся преференциями. Развивающиеся страны получают тем больше преимуществ от использования схем ВСП, чем эффективнее проводят структурную перестройку и организуют выпуск конкурентоспособной продукции.

Нетарифные методы

НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ — это форма государственного регулирования внешнеторгового оборота, которая включает многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны.

Нетарифные ограничения являются мерами скрытого протекционизма. По мнению специалистов, во внешней торговле используется более 50 таких способов. К ним относятся технические нормы, санитарные стандарты, сложный валютный контроль, государственные закупки и т. д.

Значение нетарифных барьеров возрастает прежде всего по причинам увеличения объема международной торговли, расширения ассортимента товаров на мировом рынке, снижения таможенных пошлин.

По классификации ГАТТ/ВТО нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:

• количественные ограничения импорта и экспорта, к которым относятся квотирование и лицензирование;

• таможенные и административные импортно-экспортные формальности, включая антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости товаров, таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы, товарную классификацию тарифов;

• стандарты и требования к качеству товаров, включая санитарно-ветеринарные нормы, промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров;

• участие государства во внешнеторговых операциях, а именно: субсидирование производства и экспорта товаров, система государственных закупок товаров, государственная торговля;

• ограничения, заложенные в механизме платежей: скользящие сборы, импортные депозиты, льготы для отдельных отраслей и предприятий, механизм валютных курсов.

Количественные ограничения импорта и экспорта непосредственно регламентируют количество ввозимого в страну товара и вывозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: контингентирование и лицензирование.

КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ — ограничение государственной властью ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных или экспортных квот (контингентов).

Квоты подразделяются на двусторонние и общие (глобальные). Двусторонние квоты устанавливаются при наличии между двумя странами определенной договоренности и распространяются только на конкретную страну. Общие (глобальные) квоты вводятся безадресно, т. е. ограничивают размер импорта на определенный период для всех стран вместе. Они дают право выбора контингента среди стран, на которые он распространяется.

По срокам действия квоты бывают постоянные, т. е. действующие в течение всего периода, на который они введены, и сезонные, устанавливаемые в зависимости от периода года.

Основная цель введения импортных квот — защита национальных производителей. Импортные квоты более предпочтительны, чем тарифные ограничения, в том плане, что повышение ставок тарифов, как правило, регламентируется международными соглашениями, квоты вводятся по решению органов государственной власти определенной страны. Достаточно часто при распределении импортных квот предпочтение отдается тем, кто берет на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Экспортные квоты устанавливаются прежде всего на дефицитные на местном рынке товары.

Контингентирование реализуется через систему лицензирования.

ЛИЦЕНЗИЯ — это разрешение, выдаваемое государственными органами и дающее право на импорт определенного количества товаров в страну (импортная лицензия) или экспорт товаров из страны (экспортная лицензия).

В международной практике различают индивидуальные и генеральные лицензии.

Индивидуальная лицензия — это разовое разрешение на импорт (экспорт) товаров. Она является именной и не может быть передана другой компании. Срок действия такой лицензии по времени ограничен.

Генеральная лицензия — это постоянно действующее разрешение, дающее право конкретной фирме на импорт (экспорт) указанных в ней товаров без каких-либо ограничений по стоимости и количеству. По данной лицензии разрешается ввозить указанные в ней товары из конкретной страны либо же из всех стран мира.

В республике квотируется и лицензируется лишь экспорт определенных товаров, импорт практически не ограничен. Основными видами лицензий являются .разовая и генеральная. Разовая лицензия выдается на конкретный объем товара по каждой сделке, генеральная не ограничена по стоимости и количеству (за исключением квотируемых товаров). Кроме лицензий в практику работы в Республике Беларусь вошла такая форма разрешений, как регистрация внешнеторговых контрактов (например, на древесину).

В особую группу количественных ограничений выделяются добровольные ограничения экспорта. Еще в конце 50-х гг. США начали навязывать азиатским странам соглашение о добровольном ограничении в одностороннем порядке экспорта в США текстиля, а позднее — стального проката и ряда других товаров. В январе 1957 г. японское правительство

выступило с пятилетней программой «добровольного» ограничения поставок хлопчатобумажных изделий на американский рынок. С 1969 г. система «добровольных» квот начала действовать на мировом рынке черных металлов, охватив почти 2/3 мирового экспорта этих товаров. Позднее США принудили иностранных поставщиков ограничить поставки шерстяного текстиля, продукции радиоэлектронной промышленности. Подобная практика свидетельствует о том, что «добровольные» ограничения экспорта отнюдь не являются таковыми.

Особое место среди экономических инструментов регулирования импорта преимущественно в промышленно развитых странах занимают антидемпинговые меры.

Причины демпинга и его виды разнообразны. Демпинг может быть постоянным, связанным с проблемой поддержки загрузки производственных мощностей или развития крупносерийного производства без снижения внутренних цен, и эпизодическим, осуществляемым при необходимости избавиться от случайного избытка продукции, или непреднамеренным, когда поставщик не обладает достаточной ценовой информацией на рынке импортера. К демпингу могут прибегать и как к ответной мере: в отдельных случаях демпинг квалифицируется как недобросовестная практика, когда установление низких цен направлено на вытеснение конкурента с данного рынка (разбойничий демпинг).

При установлении факта демпинга, в частности в странах ЕС, определяется «нормальная стоимость» товара и анализируются два критерия:

ценовой или стоимостный и критерий экономического ущерба.

Согласно ценовому критерию, демпинг может констатироваться в случае, когда экспортная цена товара оказывается ниже его «нормальной стоимости». Экспортная цена может определяться различными методами. Чаще всего она устанавливается по фактически оплаченной или подлежащей оплате цене за товар, ввозимый в ЕС из стран, не входящих в него. Данный метод неприменим в случае, когда невозможно получить такую цену или она устанавливалась при специфических условиях (например, по сговору между продавцом и покупателем). Тогда экспортная цена определяется на другой «разумной» основе, например по цене первой продажи товара продавцом покупателю. При этом учитываются все затраты на изготовление и доставку товара, уплаченные налоги и пошлины, комиссионные расходы и прибыль. Экспортная цена может устанавливаться и по таможенной стоимости, данным контрактов и другими методами.

«Нормальная стоимость» рассчитывается различными методами в зависимости от имеющейся ценовой информации, издержек производства, страны-поставщика (страна с рыночной экономикой либо нет). В соответствии с законодательством, например ЕС, при ввозе товаров из стран с рыночной экономикой «нормальная стоимость» устанавливается по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспортера или стране происхождения товара. В случае, если такой товар не продается на внутреннем рынке или реализуется на специальных условиях, что не позволяет сравнивать внутренние и экспортные цены, «нормальная стоимость» определяется по цене экспорта в третью страну или рассчитывается специально с учетом возникших затрат на производственных и сбытовых операциях и нормы прибыли.

Для стран с государственно-регулируемой экономикой «нормальная стоимость» исчисляется на основе ценовой информации стран, не входящих в ЕС, условия производства в которых близки к условиям производства данных стран. При этом существуют три способа расчета «нормальной стоимости»:

• по реально действующим ценам страны с рыночной экономикой;

• в соответствии с ценами, по которым страна с рыночной экономикой продает идентичный товар в другие страны;

• на основе стоимостных показателей страны с рыночной экономикой (издержки производства, обращения, административно-хозяйственные расходы, прибыль). В случае, если ни один из этих способов не может быть применен, расчет производится на основе внутренних цен или издержек производства и обращения идентичного товара, производимого и реализуемого в рамках ЕС.

Наличие специальных способов определения величины «нормальной стоимости» для стран с государственно-регулируемой экономикой связано с двумя основными причинами: влиянием государства при установлении ценовых и других стоимостных показателей, недостатком или отсутствием информации о ценах других стран.

Сопоставляя экспортную цену и «нормальную стоимость», определяют демпинговую маржу, которая кладется в основу исчисления верхней границы антидемпинговой пошлины.

Под вторым критерием демпинга — экономическим ущербом — в мировой антидемпинговой практике понимается значительный убыток, который наносится или может быть нанесен импортом демпингового товара производству в стране его ввоза.

При определении величины экономического ущерба учитывают три группы показателей:

• динамику импорта и долю рынка, занимаемого поставщиками товара, относимого к категории демпингового;

• соотношение импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар;

• влияние импорта демпингового товара на экономические показатели национальных предприятий.

Демпинговые санкции могут быть различного характера: демпинговый товар облагается антидемпинговой пошлиной или экспортеру снижается квота поставки товара на данный рынок, предлагается добровольно повысить цену или уменьшить объем поставки.

В качестве нетарифных ограничений рассматриваются и товаросопроводительные документы, так как они содержат информацию о стране происхождения товара, а от этого зависит выбор таможенного тарифа.

Вопрос определения страны происхождения товара в разных странах трактуется по-разному. Обычно ею является государство, в котором товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. По Правилам определения страны происхождения товара СНГ (утверждены решением Совета глав правительств СНГ от 24.09.93 г., изменения внесены решением от 15.04.94 г.) к полностью произведенным в данном государстве относят такие товары, как полезные ископаемые, добытые на территории страны, выращенная и собранная растительная продукция, живые животные, родившиеся и выращенные в стране, произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промысла и т. д. Когда в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критерием «достаточной переработки», который выражается:

• правилом, требующим изменения товарной позиции классификационного кода товара по ГС или ТН ВЭД РБ на уровне любого из первых четырех знаков;

• перечнем производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место;

• правилом «адвалорной доли», когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного предела в цене франко-завод поставляемого товара.

В регулировании поставок импорта широко используются технические барьеры.

Технические барьеры — это препятствия для импорта иностранных товаров, возникающие в связи с их несоответствием национальным стандартам, системам измерения и инспекции качества, требованиям техники безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и другим требованиям.

Применение технических барьеров вызвано объективными требованиями производства и потребления, в то же время они могут выполнять протекционистскую роль. Так, в 1969 г. Министерство сельского хозяйства США установило стандарт на продаваемые в стране помидоры, предусматривающий их максимальный размер — 2,5 дюйма. Введение такого

технического стандарта было вызвано интересами консервного производства, использующего автоматические устройства для сортировки и расфасовки помидоров, в то же время сделало невозможным поставки на американский рынок более крупных мексиканских помидоров.

Технические стандарты широко используются в международной практике: при определении диаметра газовых и водопроводных труб, напряжения и частоты электричества в бытовых и промышленных сетях, частот радио и телевидения, размеров автомобильных шин и т. д.

Для преодоления преград, вызванных техническими барьерами, крупные монополии организуют выпуск различных модификаций одной и той же базовой модели в расчете на различные рынки. Так, еще в 1972 г. западногерманский концерн «Фольксваген» выпускал 5 моделей автомашин в 32 модификациях.

Другая группа технических барьеров связана с инспекцией и проверкой качества товаров. Они применимы при поставках средств транспорта, электрооборудования, электрических приборов, приборов и оборудования для пищевой промышленности, фармацевтических, химических и других товаров.

Технические барьеры связаны и с применением мер по охране окружающей среды от загрязнения. Они запрещают или ограничивают импорт товаров, загрязняющих окружающую среду, и предусматривают тщательную экспертизу промышленного оборудования, средств транспорта и другой продукции, которая может вызвать загрязнение атмосферы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.