Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы регулирования поведения обучающихся для обеспечения безопасности образовательной среды в процессе внеклассной работы





Актуальность данной темы заключается в том, что проблема регулирования поведения обучающихся во время занятия существует с древнейших времен, но все же каждый исторический период в развитии образования выделял свои методы для решения данной проблемы. Часть из этих методов устарела, часть запретили, часть до сих пор используют.

В отечественной педагогике традиционно для регулирования поведения использовались методы беседы, увещевания, убеждения и конечно же наказания, включая и физические. В связи с тем, что с 1904 г. в России отменили телесные наказания в школах как метод регулирования поведения, учителя задались таким вопросом, как теперь контролировать поведение учащихся. В ХХ веке активно разрабатываются методы регулирования поведения на основе уважительного отношения к ребенку, но от наказаний в полной мере не отказываются, остаются приемы «оставления после урока», кондуит, замечания в дневнике, сообщение родителям, вызов на педагогический совет, карцер и др.

Современная отечественная теория и практика провозгласила гуманистические основания организации образовательного процесса (Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании в РФ», Профессиональный стандарт педагога). В профессиональном стандарте педагога (2013) обозначены требования к сформированности трудовых действий педагога, связанных с поведением, как:



1.Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

2. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.

3. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.

4. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации. [1]

Возникновение конфликтов в школе снижает качество образования, они могут надолго нарушить систему взаимоотношений между учителем и учениками, между учителями, между учителями и родителями. Конфликты вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей деятельностью. Педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Опыт работы показывает, что конфликтующие стороны редко осознают истинные причины конфликта, чаще обращают внимание лишь на их внешнее проявление и следствия. Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит учителю.



Целью данной исследовательской работы является изучение методов регулирования поведения на основе стратегий общения в ситуации школьного конфликта, возможности его урегулирования. Рассмотрим основные педагогические категории, которыми мы будем оперировать в нашей статье. По мнению Ефремовой, поведение представляет собой, «совокупность поступков и действий по отношению к окружающим», «умение вести себя в соответствии с установленными правилами распорядка» [2]

В психологическом словаре значение категории поведение характеризуется следующим образом: «целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности - животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению». Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду [3].



История совершенствования методов регулирования поведением на основе уважения к личности ребенка очень интересна. Анализ показал, что существует несколько концепций к решению этой проблемы. В приведенной таблице показаны некоторые из наиболее популярных концепций и подходов, способов (табл.1).

Таблица 1.

Концепции и методы регулирования поведения ребенка

  Макаренко А.С Сухомлинский В.А. Руссо Ж.Ж
Концепция Личностно-социальная Гуманистическая Теория естественного воспитания
Принципы Уважения и требовательности к личности ребенка В коллективе и через коллектив На глубоких товарищеских отношениях Воспитание и обучение без наказаний, отметочное обучение Свободы Естественного развития и воспитания Воспитания через собственный опыт
Методы Методика и принципы воспитания в коллективе и труде. «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». [7] «В среде педагогов можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде — это оценка» (В.Сухомлинский) Идея свободного воспитания, которое следует и помогает природе, устраняя вредные влияния. Выступил против авторитарного воспитания.

Концепция А.С. Макаренко была подчинена главной цели: ребенок должен чувствовать себя, прежде всего гражданином, личностью, которую уважают, а потому и много требуют от него. В этом и заключается основополагающая идея теории и практики воспитания личности гражданина, личностно-социальная концепции гражданского воспитания. Основными методами регулирования поведения, по его мнению, было, что ребенка нужно часто поощрять, а наказывать только при необходимости. [4]

Методами регулирования поведения Ж.-Ж. Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа, люди и общество. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя — гармонизировать действие этих факторов. Наилучшим воспитанием Ж.-Ж. Руссо полагал, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта. Достаточный запас такого опыта мог быть приобретен к двадцатипятилетнему возрасту. Именно в этом возрасте возмужания человек как свободная личность может стать полноправным членом общества. [5]

В.А.Сухомлинский - достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышской средней школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильное наказание в педагогическом труде - это оценка». Методами регулирования поведения В.А.Сухомлинский считал, что наказания совершенно не нужны, главное, чтобы ребенок воспитывался в добре, любви и ласке. [6]

Был проведен опрос среди учителей, и анализ ответов показал, что каждый из методов отдельно, зачастую, не применяется, а используется комплексное воздействие на учащихся с помощью нескольких методов одновременно; Выделяют следующие методы регулирования поведения школьника: методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В современных условиях методы регулирования поведения выступают в противоречивом единстве. Основное значение имеет не отдельные средства, а их общая система. Естественно, на определенном этапе воспитания тот или иной метод должен применятся в более или менее единичном виде. Главное, что без соединения с другими методами замедляется достижение поставленной цели в воспитательном процессе и из-за этого метод утрачивает своего значения.

 

Список использованных источников:

1. Профессиональный стандарт педагога от «18» октября 2013 г. № 544н.

2. Сухомлинский В.А. Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.