Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия эпохи Возрождения





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра философии

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Учебно-методическое пособие

для студентов заочной формы обучения

 

 

Уфа 2003

 

Пособие предназначено для студентов заочной формы обучения всех специальностей, изучающих курс «Философия». Пособие включает тематический план, программу курса, конспекты лекций, списки литературы к темам, планы семинарских занятий, вопросы к экзамену, тематику контрольных работ.

 

 

Составитель Исхакова Г.И., канд.филос.наук

 

Рецензент Авдонин А.Н., доцент, канд. филос.наук

 

©Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2003

 

 

Содержание

 

Руководство к изучаемому курсу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Список рекомендуемых учебников и учебных пособий . . . . . . . . . . . 6

Конспект лекций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Тема 1. Введение в философию. Философия, круг её проблем. . .8

Тема 2. Исторические типы философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Тема 3.Основные проблемы философии. Бытие. . . . . . . . . . . . . 19



Тема 4. Человек. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Тема 5. Сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Тема 6. Познание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Темы семинарских занятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Самостоятельная работа студента.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Вопросы к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44

 

 

Руководство к изучаемому курсу

Целью изучения философии является усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления.

Требования к знаниям и умениям студента:

· иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мироздания;

· знать предельно общие объективные условия существования человека и положения его в мире;

· понимать законы существования и развития сознания, мышления, познавательной деятельности;

· уметь использовать современные научные методы для решения задач, имеющих естественно-научное и социально-гуманитарное содержание;



· знать условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

· иметь представление о взаимосвязи конкретных профессиональных и социальных действий с высшими гуманитарными ценностями;

· уметь логически правильно строить письменную и устную речь.

 

Предлагаемый учебно-методический комплекс содержит все материалы, необходимые для заочной формы усвоения вузовского курса философии.

Студентам необходимо ознакомиться с тематическим (табл.1) и календарным (табл.2) планами, чтобы иметь представление о курсе в целом, о лекционной и семинарской частях его объёма, внимательно ознакомиться с разделом самостоятельной работы.

Таблица 1

Тематический план

  Тема Лекция/ч Семинар/ч
Введение в философию. Философия, круг её проблем  
Исторические типы философии
Основные проблемы философии. Бытие
Человек. Сознание  
Познание  
Общество  
Личность  
Техника и инженерная деятельность  

 

Таблица 2

Календарный план

  Вид работы Период
Лекции весенняя сессия (июнь)
Самостоятельная работа июнь - декабрь
Семинары январь
Экзамен февраль

 

 

Контроль проделанной за семестр работы осуществляется в форме экзамена. Экзамен в обязательном порядке включает в себя весь объём пройденного курса. Экзамен проводится строго по расписанию. Студент имеет право на пересдачу только неудовлетворительной оценки. Вторая пересдача принимается комиссией.



 

Список рекомендуемых учебников и учебных пособий

Учебники ко всему курсу

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов.- М.,1999.

2. Ермакова Е.Е. Философия: Учеб. для техн. вузов.- М.,2000.

3. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия. – Конспект. – СПб.,.

4. Канке В.А. Философия.-М.,1998.

5. Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: Учебник/Под ред. И.Н.Сиренко. – М., Серебряные нити. – М.,1998.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1998.

7. Философия:Учебник/ Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – М.,1997.

8. Философия:Учебник для вузов/ Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000.

 

К разделу 1 «История философии»

 

1. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX вв. – М.;2002.

2. Асмус В.П. Античная философия – М., Изд-во: «Высшая школа», 2001.

3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

4. Ивашковская Т.В., Павлов В.А. История зарубежной философии. – Конспект лекций. – СПб.:Изд-во «Михайлов», 2000.

5. История философии в кратком изложении. – М., 1994.

6. История философии/Под ред. В.М.Мапельмана и Е.М.Пенькова – М,1997.

7. История философии: Запад – Россия – Восток/Под ред. Н.В.Мотрошиловой.- В 4-х тт. – М., 1994 – 1999.

8. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. Ростов-на /Д. 2001.

9. Краткая история философии/Под ред. В.Г.Голобокова – М., 1997.

10. Рассел Б. История западной философии. -Новосибирск, 1994. - Т1,2.

11. Реале Дж. И Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.. - СПб. 1994. - Кн. 1-4

12. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.

13. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков.-М., 1984.

14. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. –М., 1999.

15.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.-М., 1986.

 

Хрестоматии

 

1. Антология мировой философии: Др. Восток. – М.:Минск, 2001.

2. Антология мировой философии: Античность. - М.:Минск, 2001.

3. Антология мировой философии: Возрождение. - М.:Минск, 2001.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. – М.,1997.

5. Глядков В.А. Философский практикум -М.,1994. Вып. 1-3.

6. Мир философии: Книга для чтения - В 2-х ч. -М., 1991.

7. Феномен человека: Антология. - М., 1993

 

Словари

 

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов.- М.,1994.

2. Всемирная энциклопедия: Философия /Под ред. А.Грицанова – М.: Аст, Минск – 2001.

3. Краткий философский словарь/ Под ред.А.П.Алексеева.- М.,2001.

4. Современная западная философия.-М.,1991.

5. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов на/Д., 1995.

6. Современный философский словарь/ Под ред. В.Е.Кемерова.-М., Бишкек, Екатеринбург, 1996.

7. Философский словарь Под ред. И.Т.Фролова.-М.,1991.

8. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. С.С.Аверинцева и др. -М.,1989 и др. изд.

9. Философский энциклопедический словарь/ Под ред. Е.Ф.Губского, Г.В. Кораблёва, В.А.Лутченко. -М., 1997.

 

Конспект лекций

Тема 1. Введение в философию. Философия, круг её проблем

1.1.Мировоззрение: компоненты, типы, уровни, формы

Исходное определение: мировоззрение – система наиболее общих взглядов и представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. В нём представлен основной вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру, которое возможно рассматривать многостороннее.

Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентирирует лишь всеобщие моменты. Мировоззрение – это умение видеть тенденции и перспективы развития мира, это кругозор, которым обладает человек. Формирование мировоззрения зависит от многих факторов: исторических условий, социальных перемен, форм правления и т.п.

Компоненты мировоззрения:

· знания и ценности;

· ценностная ориентация – представления о том, что ценно, а также отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их потребностями, интересами и идеалами; выбор собственных критериев добра, красоты, истины;

· убеждения и идеалы, готовность действовать.

Исторические типы мировоззрения:

· Мифологическое – форма общественного сознания, характерная для ранних стадий общественного развития. Мифологическое мировоззрение рассматривает мир и человека как единое целое, связанное во всех своих проявлениях: биологических, социальных, производственных, идеологических, поэтому миф может объяснить всё происходящее в мире в художественной форме, используя аллегории, символы, обращаясь к чувствам человека.

· Религиозное мировоззрение опирается на веру в высшее начало – сверхъестественную силу (Абсолют), что приводит к разделению мира на две части: мир земной и мир небесный. Религия даёт ценностные ориентиры, связывающие частное бытие человека с абсолютным началом мира и компенсирующие горести существования.

· Философское мировоззрение основано на разуме, доказательности. Опирается на широкий базис научного и художественного освоения действительности, на исторический опыт человечества.

Уровни мировоззрения:

· обыденное (повседневное);

· теоретическое.

1.2.Специфика философского знания

Философия формировалась на основе противоречий между религиозно-мифологическим мировоззрением и зачатками научного знания. Со временем новое по содержанию мировоззрение оказалось относительно самостоятельным и только на Западе обрело научную форму. История возникновения философии свидетельствует, что она аккумулировала зачатки научных знаний и других сфер человеческой деятельности (искусство, нравственность и т.д.), т.е. носила нерасчленённый, синкретичный характер. Такая единая наука получила название натурфилософии (философии природы), включающей в себя все естественно научные и философские взгляды.

В дальнейшем по мере развития естествознания актуальным становится вопрос об определении понятия науки, научной истины и вопрос о том, можно ли считать философию наукой? Если под наукой мы будем понимать то содержание, которое утвердилось в естествознании с расцветом частных наук, то мы вынуждены отметить, что философское знание имеет ярко выраженную специфику и по сравнению наукой. Бросается в глаза тот факт, что философия не способна доказать свои утверждения принятыми в науке методами логического доказательства или эмпирической проверки, она расходится и с общепринятыми истинами здравого смысла. Философское знание содержит определённые критерии научности (принцип объективности, рациональный тип знания, отношение к истине как цели познания, направленность на восприятие сущности) и входит в состав научной сферы знания, но она не сводима ни к какому виду научного знания.

Философская мысль в отличие от научной имеет своим предметом не мир сам по себе, а человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира. Человек – отправная точка философских суждений о мире. Цель философии – сформулировать последние принципы, идеалы как организующие и направляющие начала человеческой активности, выразить предельно широкую идею, которая лежит в основании целеполагающей деятельности человека. Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир – человек». Под предметом философии понимают всеобщие, предельные основания бытия мира и человека в мире.

С одной стороны, предметом философии выступают общие связи, законы объективного мира, т.е. формирование той или иной картины мира, универсума. С другой стороны, философия обращается к самому человеку, его внутреннему духовному миру. Человек выступает при этом не как часть мира в ряду других предметов, а как бытие особого рода – индивид с его самопознанием и самосознанием. Множество проблем философского мировоззрения спроецированы, в конечном счёте, на осмысление отношений человека и мира, которые конкретизируются в философии как отношение мышления к бытию, духа к природе. Решение этой проблемы определяет основные подходы к осмыслению других проблем. Оно же разделило философскую мысль на два главных направления: материалистическое и идеалистическое.

В структуру философского знания включают следующие разделы:

· Онтология - учение о бытии, об основных принциах, определяющих устройство мира.

· Гносеология – учение о познании, познавательных способностях человека, их возможностях и границах.

· Философская антропология – учение о человеке, его происхождении и взаимоотношении с природой и обществом.

· Социальная философия - учение о происхождении общества, его структуре и тенденциях развития.

· Аксиология – учение о ценностях, исследует ценностное отношение человека к миру, иерархию ценностей.

С развитием философии в её структуре выделяются и другие разделы: философия культуры, философия науки и техники и т.д. Важное место в системе философского знания занимает история философии.

1.3.Функции философии

Зачем нужна философия? Ответ на этот вопрос заключён в содержании тех функций, которые философия способна выполнять по отношению к человеку, социальной группе, к различным явлениям социальной жизни. Под функцией понимается способ действия, общий тип решаемых задач.

Философию возможно рассматривать:

1) как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру – тогда мы говорим о мировоззренческих функциях:

· гуманистической, помогающей осмыслить жизнь, найти её смысл и укрепить свой дух;

· социально-аксиологической, разрабатывающей представления о ценностях и социальном идеале, понимании и критике социальной действительности;

· культурно-воспитательной, формирующей у человека качеств культурной личности: ориентацию на истину, красоту, добро; философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления;

· объяснительно-информационной, помогающей выработать мировоззрение, которое соответствует современному уровню науки и социальной практики;

2) как комплекс принципов познания и познавательной деятельности – тогда мы говорим о методологических функциях:

· эвристической, содействующей приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий;

· координационная, базирующаяся на философских принципах взаимной дополнительности (всеобщей связи) и конкретности истины;

· интеграционной, опирающейся на философский принцип единства мира, нацеленной на преодоление разобщённости различных областей научного знания. Общекультурная интеграция призвана преодолеть отчуждённость рационального и художественного освоения действительности;

· логико-гносеологической, разрабатывающей методы научного познания, обоснования понятийных и теоретических структур научного знания.

 

Тема 2. Исторические типы философии

Философия возникает в странах Древнего Востока почти три тысячи лет назад в X – VIII веках до н.э., где несколько позднее оформились первые философские школы – санкхья в Индии (VIIв. до н.э.) и натуралистическая школа Ян инь цзя в Китае (VIII – Vвв до н.э.).

В восточной философии первенствующее значение имела нравственная и общественно-политическая проблематика, включающая в себя «вечный моральный порядок» Вселенной. Проблемы бытия и познания мира переплетались с проблемами устранения зла и страданий людей. Наиболее существенным в древнеиндийской философии было различение истинного бытия и мира явлений.

Философия Запада начала развиваться, как и на Востоке, в единении с мифом и религией и с нерасчленённого (синкретического) представления о мире как одушевлённой системе. В дальнейшем западноевропейская философия всё больше наполнялась научно-рационалистическим содержанием, становясь более дифференцированной сферой познания и знания.

2.1. Античная философия. Основанием античной философии были значительно более высокий уровень производительных сил (в сравнении с первобытно-общинным, родовым строем), дифференциация труда и ремёсел, расцвет торговли, развёртывание различных форм рабовладения, в том числе с предоставлением некоторым категориям рабов частичных прав, с развитием лично свободных людей.

Античная философия прошла в своём развитии почти тысячелетний период, выделяются следующие этапы:

I. Досократический (становление философии) с VI – V вв.до н.э.

II. Классический V – IV вв. до.н.э.

III. Эллинистически-римская философия кон IV в. до н.э. – VI в. н.э.

 

Досократический этап. Первой философской школой в европейской цивилизации была Милетская школа. Её виднейший представитель – Фалес. Он был также математиком, физиком, астрономом. В своём осмыслении мира Фалес поднялся до понятия первоначала, каковым, с его точки зрения, оказывается «вода». Всё, что есть в мире, производно от «воды» и основывается на этом первоначале. Оно отличается от простой воды; это вода одушевлённая. Вода пребывает в движении, вследствие чего все вещи и земля изменчивы.

Одной из центральных идей Гераклита (ок.520–ок.460 гг. до н.э.) была идея всеобщей изменчивости и движения, которая связана с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Логос («слово, порядок, закон») имеет функцию управления и в целом есть единство противоположностей. Гераклит заложил основы теории познания, впервые выделив и сравнив чувственное и разумное (рациональное) познание. Сущность и смысл вещей, логос вещей и космоса, единство и борьба противоположностей трудно уловимы для органов чувств, для обыденного взгляда на мир. Нужен разум, труд мышления, чтобы проникнуть в основы вещей и мира. Соединение разума и органов чувств ведёт к истинному познанию.

Классический этап. Вершина развития античной греческой философии приходится на вторую половину V до конца IV в. до н.э. Это период наибольшего расцвета классической греческой демократии, опирающейся на политическую форму города-государства – полисы. Потребности в широком образовании свободных граждан удовлетворялись деятельностью первых профессиональных учителей по общему образованию – софистов ( софос – «мудрый» ). Они учили риторике, политике, судопроизводству и всем другим областям знаний, которые человек мог практически использовать и которыми должен был владеть, если хотел, чтобы его считали «мудрым».

Ярким сторонником релятивизма среди софистов является Горгий (ок. 483 – 373 гг. до н.э.). Его релятивизм граничит со скептицизмом, что доказывается в трёх тезисах: ничего не существует; если что-то и существует, его нельзя познать; если это можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит в принятии определённой предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору. Горгий весьма точно различает значение слов и использует изменения значения в разном контексте. Осознание различия между познаваемым и познающим, между мыслью и её изложением сыграли позитивную роль в развитии философии.

В воззрениях Протагора (ок. 481 – 411 гг. до. н.э.) наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация софистов. Он утверждал, что материя изменчива и является основанием всех явлений. «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют», – известное высказывание Протагора в соответствии с его материалистической ориентацией, по сути, гласит, что человек воспринимает мир таким, каков он есть. Это привело к абсолютизации субъективной стороны знания о мире.

Большинство мыслей софистов относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты переносят центр внимания из области природы на человека. Вопрос о возникновении общества софисты решают с позиций стихийного материализма. Они обращаются к естественному порядку вещей, предпочитая его закону как социальной норме. Для софистов характерно умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Они доказывали, что существующие установления – не божественны, а суть - лишь соглашение между людьми, которое можно и нужно исправлять. Софист Антифонт отрицал изначальное различие рабов и свободных, говоря о равенстве всех людей «по природе».

Совсем с иной, этической точки зрения критиковал традиционные взгляды выдающийся философ античности Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ презирал наёмных учителей мудрости и в отличие от них не имел своей школы и не брал вознаграждения. Главной задачей своей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Считал излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. В философии для него центральными стали не онтологические проблемы, а этические и гносеологические, причём последние как дополняющие этику. Сократ считал, что всякий человек способен осмыслить жизнь во всех её проявлениях, для этого достаточно разрушить установившиеся неверные представления и условиться о том, что подразумевается под тем или иным понятием. Счастье зависит от добродетели, а добродетели надо учить. Ни один человек не откажется от счастья, если будет знать, как его достичь. Пороки проистекают от незнания путей к добродетели, то есть от невежества. Призыв к нравственному совершенствованию, последовательный рационализм, вера в силу разума – вот наиболее привлекательные черты учения Сократа.

Центральное место в философии ученика Сократа Платона (427 – 348 гг. до н.э.) занимает проблема идей. Если Сократ основное внимание уделил общим понятиям, то Платон пошёл дальше, он обнаружил особый мир – мир идей. Платон считал «идею» одновременно и причиной возникновения вещи или явления, и образцом, целью, к которой они стремятся. Идею вещи нельзя исследовать опытом, её можно понять только разумом, отбрасывая всё материальное, постигаемое чувствами. Логические категории, которые исследовал ещё Сократ, у Платона превратились в нематериальные сущности, живущие своей жизнью. Материальные предметы стали как бы тенями идей, искажающими, как всякие тени, свой прототип. По Платону, полностью постичь идеи может только бог, люди же воспринимают их частично. Желая познать идею, человек стремится стать причастным богу. Теория познания у Платона неотделима от его учения о душе, которая является посредником между «идеями» и чувственно воспринимаемым миром. Душа человека с самого его рождения питается воспоминаниями о мире идей, о том времени, когда она обладала полным знанием. Душе человека свойственно предаваться размышлениям, то есть стремиться к вечному «миру идей». Однако кроме ума ей присущи также страсти и вожделения. Души людей не равноценны: одни влекутся к миру идей, у других «крылья ломаются в полёте»: они довольствуются представлениями, почерпнутыми из материального мира.

Разработанная Платоном идеалистическая теория познания (теория воспоминания) преграждала путь единственно плодотворному методу исследования мира – посредством опыта и наблюдений. Но среди его учеников были люди, видевшие слабость теории «идей».

Самым выдающимся из них был Аристотель (ок.384 – 322 гг. до н.э.). По Аристотелю, общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о мире и человеке; никакие субъективные цели, сколь бы значимыми они ни были, не должны искажать «правды вещей». Логика мышления должна воспроизводить логику природы, а не наоборот. Аристотель не признавал «воспоминания о мире идей» источником наших знаний и не считал, что идеи предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, существуя отдельно от них. Наши ощущения отличаются достоверностью, допуская лишь незначительные ошибки. Нельзя, как это делает Платон, отделять материю от формы; для того чтобы материя обрела соответствующую форму, требуется энергия, то есть действие, осуществление возможности.

Аристотель оставил богатое наследие, в котором отражён весь спектр деятельности современного ему человека и общества: политика, нравственность, искусство и др.

Эллинистическо-римская философия. Эпоха эллинизма знаменует крушение полисных идеалов и обоснование новых моделей космоса. Основные течения данной эпохи: эпикуреизм, стоицизм, кинизм – обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души. Как жизненный идеал личности отсюда отказ от разработки фундаментальной философии. Явно выражен крен в сторону этики, причём весьма односторонней, в которой отстаиваются пути достижения «атараксии» - невозмутимости, что приводит к крушению культуры и философии, основанных на рационализме и личностных интуициях, обосновывающих единство и гармонию человека и природы.

2.2.Философия средневековья. Основная задача философии: не исследование действительности, а поиски рациональных путей истинности доказательства всего, что провозглашала вера. Истина уже дана в Откровении, необходимо её изложить и доказать посредством разума, то есть философии:

· С помощью разума легче проникнуть в истины веры и приблизить их к мыслящему духу человека.

· Религиозной истине необходимо придать систематическую форму при помощи философских методов.

· Используя философские аргументы исключить критику святых истин.

В философии средневековья выделяют два периода: патристика и схоластика.

I. Патристика (от лат. Pater – отец) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства.

Тит Флавий Климент (ок.150 – ок.219 гг.) обнаружил в философии те стороны, которые могли быть использованы богословами. Ему принадлежит положение, что философия должна быть служанкой богословия. В философии, указывал он, особо полезным является способ рационального доказательства. В религии единственным путём к Богу служит вера, которая будет сильнее, если будет дополнена логическими доказательствами. Климент сформулировал принцип гармонии веры и разума.

Аврелий Августин (354 – 430гг.) тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; провёл огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. Философская установка Августина: «верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить».

Спор об универсалиях: Существуют ли реально универсалии (общие понятия)? Философская основа спора - вопрос об отношении общего и частного (единичного, индивидуального).

Таблица 3

Позиции сторон в споре об универсалиях.

Реализм ( от лат. realis – действительный) Номинализм (от лат. nomen – имя)
Существует лишь общее – идеи. Общее существует после единичных вещей.
Крайние реалисты: идеи существуют до единичных вещей и вне их. Опора на учение Платона об идеях. Крайние номиналисты: Общее лишь пустой «выдох воздуха», звуковая сторона слова.
Умеренные: общее существует в вещах. Опора на учение Аристотеля. Умеренные: общее есть мысль (имя), играющая важную роль в познании

Спор об универсалиях подтолкнул философов к исследованию и развитию логических структур мысли.

Параллельно с теологией и в философии рассматриваются проблемы, касающиеся устройства мира (Бог и мир); места человека в мире (Бог и человек); возможность человека познать мир и бога.

Рационализация в поле веры обусловила переход от патристики к схоластике, сначала сформировавшейся как комплекс дисциплин для обучения, а потом уже развившейся в самостоятельное философское творчество, рождающее новое знание.

Пьер Абеляр (XII век) отмечает преимущества разума перед слепой верой. Прогресс в вере возможен лишь на пути знания, реализуемого диалектикой. Радикальный рационализм привёл Абеляра к определению веры как «предположения» о невидимых вещах, недоступных человеческим чувствам. Абеляр понимает роль диалектики как своего рода критического осмысления утверждений и тезисов, их принятие не силой авторитета и традиции, а рациональными аргументами; у разума есть свой предмет исследования и в природе, и в сфере христианских истин. Разум не слуга теологии, ибо развивается самостоятельно, осваивая свои инструменты и ориентируясь на свои цели. Тем самым Абеляр начинает процесс провозглашения независимости истин науки и философии от религиозной веры.

Схоластика. Крупнейший представитель эпохи – Фома Аквинский. Основной проблемой считал соотношение философии и теологии: по своему предмету не различаются – Бог и всё, что он создал. Теология идёт от Бога к природе, а философия – от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия ( а сюда тогда относились и научные знания о природе) опирается на опыт и разум, а теология - на веру. Но между ними нет отношений полной взаимной дополнительности; некоторые положения теологии, принимаемые на веру, могут быть обоснованы разумом, философией, но многие истины не поддаются рациональному обоснованию.

Фома Аквинский выдвинул доказательства существования Бога:

· «От движения». Всё, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное =› существует перводвигатель, т. е. Бог.

· «От причины». Всякая вещь имеет свою причину, но и причины имеют свою причину =› существует первопричина, т.е. Бог.

· «От необходимости». Всякая вещь существует конечное время. Остальное время она не существует. Значит в её сущность не входит существование =› должно быть нечто, включающее в себя существование всего мира, то есть Бог.

· «От целесообразности». Всё существующее в мире имеет свою цель =› должен существовать источник целенаправленной деятельности, то есть Бог.

· «От степени совершенства». Вещи обладают различными степенями совершенства =› должна быть высшая степень совершенства, то есть Бог.

В онтологии Фома Аквинат принимает аристотелевскую концепцию формы и материи, приспосабливая её к задачам обоснования догматов христианской религии. Для него все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна. Самой высшей и самой совершенной формой выступает Бог.

Рассматривая проблему соотношения общего и единичного (существования универсалий), Аквинат выдвигает своеобразное её решение. Общее содержится в единичных вещах, составляя их сущность. Общее извлекается человеческим умом и поэтому наличествует в нём уже после вещей: общее существует довещей, ввещах и после вещей.

Философия эпохи Возрождения подробно рассматривается на семинарском занятии.

2.3.Философия Нового времени. Для науки этого времени характерна ориентация на познание реальности опытным путём. Поворот к чувственному познанию действительности приносит небывалый рост фактических данных в различных областях производственной, социальной и формирующейся научной практики. Формирование естествознания в этот период связано с тенденцией познания не единичных, изолированных фактов, но многих фактов и общих связей. Одновременно с этим перед философами и учёными встаёт вопрос о сущности и характере самого познания, что закономерно ведёт к повышению роли рационального рассмотрения мира.

Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно-следственного объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и её данные. Что закономерно ведёт к повышению роли рационального рассмотрения мира.

Ф.Бэкон в разработке своей философии опирался на достижения прежней натурфилософии и результаты опытных наук, был первым, кто поставил перед собой цель сформулировать общий научный метод. Предметом философии являются Бог, природа и человек. Философия, ориентирующаяся на науку, концентрирует внимание на природе (богословие остаётся за пределами науки); задача «естественной философии» - познать единство природы, дать «копию Вселенной». Не отвергая значения дедукции в получении нового знания, Бэкон выдвигал на первый план индуктивный метод научного познания, опирающийся на результаты эксперемента.

Исследованию природы и развитию философии, по мнению Бэкона, мешают предрассудки, познавательные идолы (idolum – «призрак, видение»):

· «Идолы рода» коренятся в самой природе человека, который склонен считать, что чувства человека есть мера всех вещей. Человек проводит аналогии с самим собой, а не основывает свои заключения о вещах на «аналогиях мира».

· «Идолы пещеры» обусловлены индивидуальным жизненным опытом, узостью («пещерностью») этого опыта. В этом опыте и ошибки, основанные на заблуждениях других людей.

· «Идолы площади» возникают в результате некритического принятия слов «толпой», при «взаимной связанности» людей, когда слова могут иметь и разный смысл, и обозначать несуществующие вещи.

· «Идолы театра» - это философские творения, гипотезы учёных, многие начала и аксиомы наук, созданные как бы для театрального представления (игра в вымышленные искусственные миры).

Необходимо уметь распознавать все эти «идолы» и преодолевать их.

XVII и XVIII столетия характеризуются широкой разработкой методологической стороны философии и наук о природе. Это направление представлено основателем новейшего рационализма в философии Рене Декартом и основоположником классической механики Исааком Ньютоном. Для данной традиции характерным является представление о философии как форме рационально-теоретического сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообразные явления духа и действительности. В её основе лежит систематическое и целостное объяснение мира на глубоком чувстве естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нём гармоний и порядков, доступных рациональному постижению.

Р.Декарт тесно связывал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Первую и исходную определённость всякой философии он видит в определённости сознания – мышления. В основании нового метода мышления лежит Разум, что позволяет мыслителю сделать свой знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно, существую». Соответственно из этого вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и самоосознаваемого процесса мышления. Главным принципом в познании для Декарта было сомнение, то есть чётко определённый методологический скепсис, который помогал достичь истинного знания.

Основной заслугой рационалистической философии является её принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условиями ни оговаривался сам путь достижения истины. Человек при этом рассматривался как особый субъект познания, очищенный от своих личностных характеристик и выступающий в качестве конструирующего мыслящего начала.

 

 

Тема 3. Основные проблемы философии. Бытие

Категория бытия – фундаментальное понятие философии, основное понятие онтологии – философского учения о бытии. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно, их существования, что задаёт ми

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.