Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядковый подход к анализу полезности и спроса





Равновесие потребителя. Первый и второй законы Госсена.

Выбор и теория полезности.

Количественный подход к анализу полезности и спроса.

Кривые безразличия и оптимум потребителя.

Оптимум потребителя.

Эффект дохода и эффект замещения. Потребительский излишек и излишек продавца

Эффекты дохода и замещения

Экономический излишек

Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу

3.1. Равновесие потребителя. Первый и второй законы Госсена.

 

Согласно взглядам классика Давида Рикардо ценность (стоимость) товара определяется не только затратами труда, но и редкостью благ.

Редкость благ не абсолютна. Она относительна потребности. При повышении потребности то же количество благ оказывается более редким, а поэтому и относительно более полезным. По сути полезность есть степень желания потребителя.

Теория полезности призвана показать как потребитель выбирает вещи.

Парадокс Адама Смита (Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Т.I. - СПб.: Тип. И.И. Глазунова, 1866. - С. 132.) «Предметы, имеющие чрезвычайно высокую ценность в потреблении, нередко вовсе не имеют или имеют весьма ничтожную меновую ценность. Ничего не может быть необходимее воды, но за нее едва ли можно что получить».



Здесь полезность берется как абсолютная величина, что и приводит А.Смита к парадоксу, которого в действительности не существует. Существует не противоречие, а точное соответствие потребительной ценности с учетом редкости блага.

Потребительная ценность блага есть оценка степени потребности в нем. Рост производства снижает ценность благ, а рост населения увеличивает ценность благ.

Полезность товарного набора

TU = F(QA, QB, ..., QZ),

где TU — общая полезность данного товарного набора;

QA, QB, ...,QZ— объёмы потребления товаров a, b, ..., z в единицу времени.

Количественный (кардиналистский) подход к равновесию потребителя

Количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Выразить общую полезность TU количественно пытались в единицах измерения - ютилях.



Но реально нас интересует : 1) то, как изменяется общая полезность вещи в процессе потребления благ; 2) то, как при этом меняется поведение потребителя, уравновешивая его желания.

Предельная полезность и ее изменение

Предельная полезность MU есть приращение общей полезности товарного набора TU при приращении количества Q потребления данного товара на одну единицу.

Таблица 3.1 Первый закон Госсена: предельная полезность в непрерывном акте потребления снижается, а общая полезность растёт убывающими темпами
Количество благ Q Общая полезность TU Предельная полезность MU
-

.

Второй закон Госсена.Потребитель с фиксированным доходом при данных рыночных ценах на товары достигнет максимума удовлетворения потребностей или потребительского равновесия, когда предельная полезность каждого последнего доллара, потраченного на тот или иной товар является в точности такой же, как и предельная полезность последнего доллара, потраченного на любой другой товар.

Потребитель достигает максимума, если для всех реально покупаемых товаров A, B, C... имеет место равенство:

Отношение представляет собой прирост общей полезности в результате увеличения расходов потребителя на товар А на один рубль. В состоянии равновесия потребителя все подобные отношения для реально покупаемых товаров равны друг другу.

 

Порядковый подход к анализу полезности и спроса

Неудачная попытка измерить количество полезности в ютилях привела к попытке измерить не саму полезность, а ее место в ряду полезностей.



Ординалистский (порядковый) подход основан на сравнительной оценке и поэтому из сферы субъективных вкусов переносит нас в сферу статистически объективных мнений многих.

От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах.

При порядковом подходе достаточно указать, что один товарный набор предпочтительнее другого, т.е. ранжировать наборы. Система предпочтений потребителя графически изображается с помощью кривых безразличия и карт безразличия..

Кривая безразличия показывает все комбинации двух товаров с одинаковым уровнем полезности.

 
 

Кривая U1 показывает все комбинации товаров X и Y, представляющих U1 единиц полезности.

Карта кривых безразличия показана на рис 3.1.

Свойства кривых безразличия

1. Большее количество предпочтительнее меньшего (U2 > U1 > U0).

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

3. Кривые безразличия выпуклы к началу координат. Когда продукт Y в избытке, от него легко отказаться для получения единицы товара Х, но когда продукта Y мало, то наоборот ради него легко отказаться от большого количества товара Х (верхняя и нижняя части кривой безразличия соответственно).

Наклон кривой безразличия измеряется предельной нормой замены MRSхy товаром X товара Y, (является тангенсом угла наклона касательной к кривой безразличия). Она показывает число единиц товара Y, от которых потребитель готов отказаться, чтобы получить взамен единицу товара X, оставаясь на той же кривой безразличия (том же уровне полезности набора).

 

На рис. 3-2 показаны предпочтения двух потребителей А и Б в отношении масла и сыра: А предпочитает масло, в то время, как Б - сыр.

Рис. 3-2. Различие предпочтений потребителей

Бюджетное ограничение

Потребитель стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия. Но он ограничен своим бюджетом. Для изображения множества доступных потребителю по деньгам товарных наборов используется линия бюджетного ограничения. Допустим, что месячный доход потребителя равен I. Потребитель весь доход расходует на приобретение только двух товаров в количествах X и Y с соответствующими ценами Px и Py. Тогда Px X+PyY= I. Приведем его к виду, соответствующему стандартному уравнению прямой.Решив последнее уравнение относительно у, получим уравнение линии бюджетного ограничения или уравнение линии цен:

Коэффициент при Х показывает, что угол наклона прямой бюджетного ограничения определяется отношением цен товаров Х и У.

Рис. 3-3. Бюджетное ограничение

 

Все товарные наборы, соответствующие точкам на линии бюджетного ограничения стоят ровно I и являются доступными для потребителя. Все товарные наборы, расположенные выше и правее линии бюджетного ограничения стоят более I и недоступны для потребителя.

На рис. 3-3 представлен график бюджетного ограничения. Точки пересечения линии бюджетного ограничения с осями координат получены следующим образом.

Если потребитель израсходует весь свой доход I только на покупку товара Х, то он сможет приобрести I/Px единиц этого товара; аналогично - если весь доход будет потрачен только на покупку товара Y, то потребитель приобретет I/Py единиц товара Y.

Таким образом, линия бюджетного ограничения ограничивает сверху множество доступных для потребителя наборов. Наклон линии бюджетного ограничения равен - Рx/Py, он показывает от какого количества товара Y потребитель должен отказаться для покупки одной дополнительной единицы товара Х. Если доход потребителя сокращается с I до I’ при неизменных ценах на товары, то происходит сдвиг линии бюджетного ограничения внутрь к началу координат (см. рис. 3-3). Если Рy уменьшается от Рy до Рy’, то точка линии бюджетного ограничения из положения I/Рy сдвигается вверх в положение I/Py’, положение точки I/Px остается неизменным. Если Рy возрастет, то точка переместиться вниз. Подобные перемещения совершит и точка I/Px при изменении цены Рx.

Из всех доступных наборов товаров Х и Y потребитель выберет тот, который дает ему максимальную полезность. На рис. 3-4 это происходит в точке А, расположенной на наиболее удаленной, доступной для потребителя кривой безразличия. В этой точке он исчерпывает весь доход на покупку товаров Х и Y по их ценам.

В точке А кривая безразличия касается линии бюджетного ограничения. В этой точке MRSxy= Рx y. Это точка равновесия потребителя при бюджетном ограничении. В точке В MRSxy > Px /Py, а в точке С MRSxy < Px /Py. В этих двух точках потребитель не достигает максимальной полезности при полном расходовании своего бюджета. Это объясняется тем, что при движении вдоль линии бюджетного ограничения вправо вниз из точки А и влево вверх из точки С потребитель может перейти к комбинациям товаров, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия.

В точке А набор товаров с максимальной полезностью (на наиболее удаленной кривой безразличия). Одновременно истрачен весь доход I.

В точке А линия бюджетного ограничения является касательной к кривой безразличия MRSxy = Рx y. В точке В MRSxy > Px /Py, а в точке С MRSxy < Px /Py. при движении вдоль линии бюджетного ограничения вправо вниз из точки А и влево вверх из точки С потребитель может перейти к комбинациям товаров, лежащим на более удаленных от начала координат кривых безразличия.

 
 

3.2. Эффект дохода и эффект замещения. Потребительский излишек и излишек продавца

 

Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательскую способность потребителя. Снижение цен равносильно росту реального дохода. Номинальный доход при снижении цен остается прежним, а реальный, выраженный в количестве покупаемых товаров растет. Следовательно, при снижении цены покупатель способен купить больше данного товара, а также и других товаров. Это отражено законом спроса: чтобы продать больше товара, нужно снижать на него цену.

Например, при росте цен продовольствия на 50% ежедневные траты семейного бюджета на них выросли с 800 до 1200 руб. Снижение реального дохода домохозяйств ведет к сокращению спроса как на количество продовольственных товаров, так и к сокращению спроса на все непродовольственные товары, хотя цены на них не успели вырасти.

Эффект замещениявозникает в результате изменения относительной цены товара. Если цена на товар падает, то цены всех других товаров относительно нее повышаются, они кажутся дороже, оставаясь прежними. Поэтому покупатель замещает их подешевевшим товаром, покупает его больше, а их меньше. Это соответствует падающей кривой спроса на товар.

При росте цены товара покупатель начнет больше покупать заменителей, хотя цены на них не менялись.

Например, та же ситуация: при росте цен продовольствия на 50% ежедневные траты семейного бюджета на них выросли с 800 до 1200 руб. Однако все непродовольственные товары, на которые цены не успели повыситься, кажутся покупателям подешевевшими, что увеличивает спрос на них.

Экономический излишек

Рисунок 3.5. Потребительский излишек и излишек продавца

Рента (излишек) покупателя.Понятие пришло с аукциона.

Разница между готовностью заплатить и рыночной ценой.

0AEQe - сумма, которую готовы уплатить потребители за равновесное количество товара (сумма цен спроса).

0PeEQe - фактические расходы потребителей (Pe·Qe).

Излишек покупателя = 0AEQe - 0PeEQe , т. е. PeAE - сумма, которую покупатели, готовые больше заплатить, выигрывают.

Рента (излишек) продавца. Разница между издержками и рыночной ценой.

0BEQe - сумма, за которую производители готовы предложить свой товар (сумма цен предложения).

0PeEQe - фактическая выручка продавцов (Pe·Qe).

Излишек продавца = 0PeEQe - 0PEQe = PeBE – сумма выигрыша продавцов.

Суммарный излишек покупателя и продавца составляет их общий выигрыш от обмена.

 

3.3. Эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу

Формула ΔQ : ΔP (на сколько изменится спрос при изменении цены на 1 рубль) не позволяет сравнивать эластичность при использовании разных систем мер и весов и валют. Использование процентов позволяет и в числителе и в знаменателе использовать безразмерные величины.

Эластичность спроса по цене: на сколько процентов изменится спрос Q при изменении цены P на один %.

 

 

Спрос эластичен если Е > 1.

Неэластичным спросом отличаются товары, удовлетворяющие потребности в еде. Эластичен спрос на путешествия: рост курса доллара в 2014-15 гг. вдвое привел к сокращению его на 30%.

На рис 3.6.Слева - абсолютно жесткий спрос; справа - абсолютно эластичный спрос.

 

 
 

Перекрестная эластичность

позволяет оценить, насколько чувствителен потребительский спрос на один продукт Qx к изменению цены другого продукта Py, в процентах.

Продукты X и Y являются взаимозаменяемыми товарами, если рост цены на один из них вызовет рост спроса на другой, например, рост цены авиабилетов ведет к росту покупок железнодорожных билетов.

Товары X и Y являются взаимодополняющими, когда они входят в комплект, например, лодка и лодочный мотор. Перекрестная эластичность в этом случае отрицательная, т.е. рост цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой товар.

Полезно почитать

• Менгер К. Основания политической экономии. Гл. 3. Учение о ценности //Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем.- М.: Экономика, 1992. - С.94 - 148.

• Визер Ф. Теория общественного хозяйства. §16 Предельная полезность в изолированном хозяйстве и основной закон экономического исчисления полезностей //Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем.- М.: Экономика, 1992. - С.428 - 439.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.