Техническое регулирование. Основные принципы
История стандартизации. Развитие стандартизации в России
Стандартизация возникла в глубокой древности. В Древнем Египте более 5 тысяч лет назад в строительстве использовался кирпич постоянных размеров. Древние римляне применяли принцип единообразия при прокладке водопроводов – трубы были одного постоянного диаметра. Причем отклонение от этого размера каралось строго, вплоть до смертной казни. В Англии в 1324 г. закон установил, что три круглых и сухих ячменных зерна, уложенных по длине, составляют один дюйм, фут состоит из 12 дюймов, ярд – из трех футов. Исходя из этого в 1496 г. был изготовлен основной эталон ядра. Это был латунный стержень восьмигранного сечения.
В средние века с развитием ремесел методы стандартизации стали применяться чаще. Так, были установлены единые размеры ширины тканей, количество нитей в основе и даже единые требования к сырью, которое использовалось в ткацком производстве.
В 1846 г. в Германии была унифицирована ширина железнодорожной колей, в 1869 г. там же был впервые издан справочник, содержащий размеры стандартных профилей катаного железа. В 1901 г. в Англии был создан Комитет стандартов. Во время первой мировой войны и сразу после нее было основано несколько национальных организаций по стандартизации. Стимулом к этому послужило усиление милитаризации многих государств, потребовавшее большого количества вооружении при соблюдении принципа взаимозаменяемости.
В 20-30 гг. ХХ в. была основана Международная ассоциация по стандартизации (ИСА), работа которой была прервана в 1939 г. в связи с началом второй мировой войны. После окончания войны в 1946 г. в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО). В настоящее время ИСО – одна из самых крупных международных технических организаций.
Россия имеет свою историю стандартизации. Указы Ивана Грозного о калибровке пушечных ядер, бракеражные комиссии Петра I, проверявшие качество экспортируемых Россией древесины, льна, пеньки, промышленные предприятия царской России, устанавливавшие собственные стандарты, и три системы мер (старая русская, дюймовая английская и метрическая), применявшиеся в России долгое время, – все это осталось в прошлом. Система стандартизации современной России сформировалась в советское время и начала меняться в 1990-ые годы.
Первым правовым актом, положившим начало стандартизации в СССР, был декрет «О введении международной метрической системы мер и весов». В 1923 г. был создан Комитет эталонов и стандартов (КЭС), позднее преобразованный в Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Комитет руководил работой наркоматов, разрабатывающих ведомственные стандарты, и утверждал их. Тогда же было введено понятие общесоюзного стандарта – ОСТ. В 1926 г. появились первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат черных металлов и некоторые товары народного потребления. Первый общесоюзный стандарт был принят 7 мая 1926 г. К концу 1930-ых годов насчитывалось уже около 1000 ОСТ.
В 1940 г. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР отменили порядок утверждения стандартов наркоматами. При Совнаркоме СССР организовали Всесоюзный комитет по стандартизации. На смену общесоюзным и отраслевым стандартам пришли государственные общесоюзные стандарты – ГОСТ. Всего за советское время в системе стандартизации было создано более 50 тыс. нормативных актов: ГОСТ и отраслевых стандартов. В дальнейшем Всесоюзный комитет по стандартизации был преобразован в Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР.
В 1968 г. в соответствии с Постановлением СМ СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране» от 11 января 1965 г. впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов «Государственная система стандартизации» (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0-68 системы были установлены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).
В 1978 г. в соответствии с законом СССР о Совете Министров, принятым Верховным Советом СССР 5 июля 1978 г., был образован центральный орган по стандартизации, получивший наименование Государственный комитет СССР по стандартам (Госстандарт).
После распада СССР руководство стандартизацией в РФ осуществлял правопреемник Госстандарта СССР Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).
Правительство Российской Федерации Федеральным Законом № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. 14) определило национальный орган по стандартизации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) (Положение о Федеральном агентстве по техническому регулировании и метрологии, утвержденное постановлением правительства РФ от 17.07.2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулировании и метрологии»).
Принятие ФЗ положило начало реорганизации системы стандартизации, необходимой для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.
Общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в РФ установлены национальным стандартом ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
Положения основополагающих стандартов системы стандартизации РФ разработаны для применения Федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.
Техническое регулирование. Основные принципы
В мире, особенно в странах Европы, вопросам технического регулирования, уделяется должное внимание. За последние 25 лет в странах Европы сформировалась так называемая надлежащая практика технического регулирования. Эта практика заключается в согласованном разделении функций государства и бизнеса. Использование бизнесом гармонизированных стандартов является ключевым знаком в данной практике и позволяет обеспечить, с одной стороны, безопасность и здоровье граждан, а с другой – обеспечивать конкурентоспособность продукции и услуг на международном рынке при снижении барьеров, возникающих при торговле между странами. Повышение интереса к техническому регулированию вызвано глобализацией торговли продукцией и услугами, делокализацией инвестиций, дерегулированием в различных странах, желанием общества защитить окружающую среду, необходимости международной солидарности по противостоянию терроризму и эпидемиям.
Стандартизация является неотъемлемой частью технического регулирования – правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Опыт зарубежных кампаний показывает, что вложения в стандарты дают на 1 единицу затрат от 20 до 40 единиц прибыли. По подсчетам экспертов, эффективное применение технического регулирования позволяет увеличивать долю прибыли в среднем на 0,26 % от ВВП.
Организа́ция экономи́ческого сотру́дничества и разви́тия (ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики) недавно был проведен анализ действующей практики технического регулирования в разных странах. Были выявлены концептуальные принципы регулирования, которые должны учитываться в национальных законодательствах разных стран. К данным принципам относят: прозрачность; отсутствие дискриминации; предотвращение неоправданных барьеров в торговле; использование интернационально согласованных мер регулирования; упрощение процедур оценки соответствия; интеграция конкурентных принципов.
Согласование и соблюдение основных положений реформы технического регулирования с международной практикой позволит улучшить качество продукции и услуг, создать необходимые условия для внедрения технологических и технических инноваций. А ведь только инновации способны совершить прорыв в условиях конкурентного рынка. Государство и бизнес должны быть напрямую заинтересованы в эффективном применении методов технического регулирования для обеспечения конкурентоспособности нашей продукции и услуг.
Представляет интерес, насколько реформирование технического регулирования в стране может повлиять на инновационную деятельность в части внедрения технологических и технических инноваций. Хотя в законе «О техническом регулировании» формально нет положений, направленных на реализацию нововведений, на создание новой техники, косвенно этот закон должен содействовать развитию инноваций, появлению конкурентоспособной продукции.
Одной из основных идей ФЗ «О техническом регулировании» является необходимость введения нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике подхода к вопросам внедрения новой техники. Важнейшими целями реформирования национальной системы стандартизации при этом являются:
· повышение качества и конкурентоспособности российской продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;
· обеспечение научно-технического прогресса;
· обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научной технической и технологической безопасности Российской Федерации.
Реформа сферы технического регулирования была необходимой в силу следующих недостатков старой системы:
- громоздкость, противоречивость и непрозрачность привела к тому, что обязательные требования к продукции, процессам производства и т.п. устанавливались многочисленными нормативными актами;
- избыточный охват – основным способом подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям является сертификация, и хотя постепенно сокращалась номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации, этот список оставался чрезмерно большим и охватывал более 60 % товарной номенклатуры;
- низкое качество стандартов, которые значительно устарели и перестали соответствовать современным требованиям науки, технологии и международным стандартам;
- неэффективность системы контроля из-за слишком широкого охвата системой обязательной сертификации приводил к тому, что система явно не справлялась с возложенными на нее задачами. В результате, к моменту принятия закона «О техническом регулировании», количество официальных документов превышало 60 тысяч, а, например, плата за сертификацию без учета транзакционных издержек импортеров и экспортеров «перекачивает» из промышленности и торговли суммы, эквивалентные 150 млн. долларов ежегодно.
Одной из важнейших задач закона было приведение в соответствие с ним действующих в этой сфере федеральных законов, а таких законодательных актов, которые надо было привести в соответствие, насчитывалось около 90. Число согласующих органов исполнительной власти, участвующих в этом процессе – более 30 министерств и ведомств. Кроме того, должно было быть пересмотрено около 800 постановлений Правительства Российской Федерации.
В РФ техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
- применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
- независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
- единой системы и правил аккредитации;
- единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
- единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
- недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
- недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
- недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, предусмотренных № 184-ФЗ.
Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены № 184-ФЗ, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство РФ.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|