|
Принципы развития современного образования
Тема 2. Свобода
Статья 3. Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность».
Личная неприкосновенность — это первая предпосылка (условие) свободы.
Свобода
| естественное право человека
| высшая ценность человеческой жизни
| идеал (основная идея) либералов
| одна из основных составляющих мирового стандарта демократии
| Стремление к свободе — одно из самых сильных человеческих чувств.
| Объект свободы является критерием социального прогресса.
| Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Условия существования свободы:
- Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за свой выбор.
- Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.
Свобода в деятельности человека
| Относительная свобода во внешних условиях жизни
| Абсолютная свобода во внутренней жизни
| Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности
| В деятельности человека отсутствуют внешние препятствия для выбора цели и средств достижения, т. е. человек должен сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями
|
Тема 3. Равенство
Статья 1. Всеобщей декларации прав человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».
Социальное равенство — это наличие равных условий и возможностей для свободного развития способностей и удовлетворения потребностей всех членов общества, одинаковое социальное положение людей в обществе.
Равноправие — это формально равное отношение всех к правам и законам, а также формально равное отношение закона ко всем.
Убеждение
| Убеждение - вера
| Убеждение - знание
| Пример: убеждение Джордано Бруно
| Пример: убеждения Галилео Галилея
| Вера — особый вид убеждения. Верить можно не только в Бога. Вера не подтверждена практикой, не обоснована логикой. Окончательно заменить веру знанием невозможно.
| Знание – это объективная истина для субъекта познания. Знание основано на аргументации, доказательствах, на логике, достоверной информации.
| Вера – это психологическая установка человека, включающая надежду и убеждённость в том, что события могут развиваться по его предположению.
| Знание – это проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека.
| Убеждения: — Связано с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний; — Это твёрдый взгляд, в котором человек уверен; — Выступает регулятором сознания и поведения личности; — Кроме знания и уверенности, включает ценностные ориентации, направляющие деятельности. — Убеждения формируются каждой личностью самостоятельностью.
Убеждения – это взгляды, которые человек считает истиной, а их реализацию благом.
Мораль
Мораль — особая форма общественного сознания, совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости.
Категории морали: добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность.
Задачи морали
| Оценка явлений, событий, действительности, поступков людей.
| Регулирование общественных отношений
| Воспитание подрастающего поколения
| Определение, что хорошо и что плохо, что добро и зло, а также сущности идеалов и ценностей; умение правильно оценивать общественное мнение
| Направление деятельности человека, общества на гуманные цели, на изменение человека и мира в соответствии с законами добра, справедливости
| Воздействие на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, гуманистического мировозрения.
| Мораль – это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. Нравственность – это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий. Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.
Различия морали и права
| Нормы морали
| Нормы права
| Появилась задолго до возникновения государства
| Сформировались и развивались вместе с государством
| Регулируют все стороны человеческой жизни
| Регулирует наиболее важную, жизнеобеспечивающую сферу общественных отношений
| Формируется людьми и выражают мнение общества
| Устанавливаются и фиксируются государством и выражают волю государства
| Существуют и действуют как свод неписаных правил в виде поучений и притч
| Формируются в письменном виде в источниках права: в нормативно-правовых актах, нормативных договорах и т.д.
| Носят оценочный субъективный характер, распространяются на определённые группы людей
| Имеют конкретную формулировку, формально определены, обязательны для исполнения всеми гражданами государства
| Предъявляют требования к поступкам, мыслям и чувствам
| Регулирует только поступки, действия людей
| Поддерживаются силой общественного мнения
| Обеспечиваются силой государственного принуждения
|
Общие признаки морали и права
- Регулируют общественные отношения (поведение людей);
- Способствуют стабильности общества;
- Являются элементами культуры народа.
Образование
Образование — целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства. Цель — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения её культурного достояния.
Функции образования
| Название функции
| Содержание функции
| Профессионально-экономическая
| - формирование профессиональной структуры общества, воспроизводство рабочей силы различной квалификации;
- переподготовка и повышение квалификации кадров;
- повышение производительности труда, создании новых технологий
| Социальная
| - социализация и воспитание личности;
- социальный лифт, способствующий вертикальной социальной мобильности человека в обществе
| Культурно-гуманистическая
| - обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту,
- участие в производстве новых знаний;
- формирование и развитие способностей личности к творческой деятельности
| Политико-идеологическая
| - выполнение социального и государственного заказа для подготовки к жизни подрастающих поколений, осуществление образовательной функции в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов,
- формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества
| Формы образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, семейное образование.
Принципы развития современного образования
- гуманизация образования - большое внимание общества к личности, её психологии, интересам; сосредоточие усилий на нравственном воспитании человека; изменение отношений между учащимися и преподавателями, создание доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- гуманитаризация образования – усиление внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни и деятельности современного человека;
- интернационализация образования – создание единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения в разных странах, усиление академической мобильности обучающихся и преподавателей;
- профилизация образования – ранняя профессиональная ориентация, вjзможность углубленного изучения отдельных предметов, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности;
- информатизация образования – использование компьютеров, информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, задействование широких информационных ресурсов;
- непрерывность образования – образование в течении всей жизни человека, что связано с развитием научно-технического прогресса, с необходимостью постоянно обновлять свои знания, чтобы быть активным членом общества и конкурентоспособным специалистом.
Система образования РФ включает в себя образовательные ступени:
Дошкольное образование — ясли, детский сад;
Общее образование включает в себя три ступени:
- Начальное общее образование (1–4 классы), основное общее образование (5–9 классы), среднее общее полное образование (10–11 классы).
- Главная цель общего образования — передача минимума общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;
Профессиональное образование имеет следующие ступени:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|