Сделай Сам Свою Работу на 5

Как разговаривать с детьми





  1. С детьми не надо сюсюкаться, особенно со старшими и называть их не «дети», а «ребята».
  2. Вожатый должен проявлять неподдельный интерес к рассказам ребят и при таком общении спускаться до уровня детей, то есть рассказывать и смеяться над их анекдотами, обсуждать, что же произошло с героем популярного мультфильма в последней серии и т.д.
  3. Вожатый должен учить детей, делиться своим жизненным опытом, рассказывать истории, произошедшие с ним и его знакомыми и делать поучительные выводы.
  4. Когда речь идёт о деле, вожатый должен приподниматься над уровнем детей и говорить уверенным голосом.
  5. Дети во всём должны брать с вожатого пример. А свои негативные стороны вожатый должен умело скрывать.
  6. Мальчишкам старших отрядов, как правило, нравится, когда их называют «мужиками», а девчонкам нравится, когда им делают комплементы и обращаются с ними нежно, называя их «красавицами» и т.п.
  7. На детей нельзя кричать! В противном случае они будут понимать только крик. Детям можно всё доходчиво объяснить спокойным голосом.
  8. Если Вы хотите, например, пригрозить детям наказанием за то, что они шалят и не спят после отбоя, то говорить с ними надо очень строгим голосом и главное в данном случае, какими бы весёлыми не были их шалости, не засмеяться самому. Иначе детей уже точно будет не успокоить долгое время.
  9. Отношения между детьми и вожатым должны строиться на взаимном доверии и уважении, необходимо дать детям чётко понять, что вожатый не дружок, с которым можно общаться, как вздумается, но и не жестокий надзиратель, которого нужно бояться. Вожатый - это старший товарищ, к которому можно придти за советом или помощью и обязательно её от него получить.


У начинающего вожатого всегда встает вопрос о том, как правильно выстроить дистанцию между детьми, сохранив при этом теплые и доверительные отношения. Это как будто сидеть на двух стульях одновременно. Профессионализм в работе вожатого как раз и заключается в том, чтобы найти этот баланс. Для молодого человека найти этот баланс тем сложнее, что еще не так много жизненного опыта, но если задаться целью, то все возможно.



Для начала несколько типичных ошибок-крайностей начинающих вожатых:



  1. Вожатый-добряк. Вожатый, который втирается в доверие детям, стирая все границы и убирая любые барьеры для общения. Такие вожатые зачастую становятся самыми популярными вожатыми в лагере после директора лагеря. Так как они чувствуют, что намного ближе к детям, чем другие вожатые и становятся местным авторитетом еще и за счет небольшой разницы в возрасте. Но такой вожатый теряет возможность отвечать за жизнь и здоровье таких детей, он становится с ними на одну ступень. Если такой вожатый захочет застроить разбушевавшийся отряд, то у него это не получится. Дети лишь разочаруются в нем и выкинут из своего круга. Поэтому в скором времени такой вожатый окажется в плену своей же доброты. И, как правило, к середине смены ребята найдут себе нового авторитета, а про вожатого просто забудут.
  2. Вожатый-злодей. Многие начинающие вожатые так теряются, что начинают строить немыслимые барьеры между собой и детьми. В конце концов, все превращается лишь в дрессировку, где вожатый дрессировщик, который постоянно в плохом настроении и кричит, а дети из страха ему подчиняются.

Очень часто два этих типа встречаются на одном отряде, и тогда начинается игра в плохого и хорошего полицейского. Отряд с такими вожатыми просто потерян для лагерной жизни. Они будут всю смену разбираться в своих отношениях и наводить мосты.
Далее рассмотрим золотую середину между двумя этими типа вожатых. И так начнем.

Вожатый должен обладать следующими качествами:

  1. Открытость. Как только Вы увидите детей не хмурьтесь и не стройте взрослого дядю или тетю, а то дети Вам поверят. Покажите детям, что с каждым из них Вы готовы познакомиться и найти общий язык. Пусть Ваш голос звучит спокойно и четко, не заигрывайте с ними, чтобы не скатится к «добряку». Покажите детям, что Вы готовы к нормальному человеческому конструктивному диалогу. Именно к диалогу, а не к отношениям, где Вы говорите, а они делают. Главное здесь, проявить уважение к ребенку.
  2. Внимательность. Здесь главное быть внимательным к каждому проявлению ребенка. Они могут не сказать, что им не нравится в лагере. Но вожатый должен это почувствовать и, по-возможности, решить проблему ребенка. Главное быть чутким к потребностям детей. Именно к потребностям, а не к капризам.
  3. Искренность. Важно быть искренним с детьми, тем более современными. Современные дети отличаются повышенной чувствительностью и быстро распознают, когда вожатый неискренен. Если Вам что-то не нравится в ваших взаимоотношениях с ребенком, нужно говорить это прямо. Мы все разные люди и должны находить разумный компромисс. Если Вы четко объясните свою позицию ребенку, то он воспылает к Вам уважением.
  4. Требовательность. Будьте требовательными. Но формируйте свои требования ясно, четко и лаконично, чтобы ребенок не потерялся в ваших правилах. Будьте гибкими, если ребенок предлагает достойную альтернативу Вашему требованию и объясняет ее, то будьте готовы принять ее. Нам тоже есть чему у них поучиться, и тем более нет идеальных правил. Не бойтесь предъявлять свои требования, если они пойдут на пользу детям и отряду в целом, в конце концов дети примут их и будут Вам благодарны, что Вы помогаете им жить вместе.
  5. Справедливость. Оценивайте все ваши решения и требования с точки зрения справедливости. Не упражняйтесь в дисциплинарных наказаниях. Будьте мудрыми и справедливыми для ваших детей.
  6. Гибкость. Помните, что у каждого ребенка есть свое мнение, которое мы должны уважать. Не следуйте только четко прописанным правилам, будьте готовы менять свое поведение, для того чтобы найти с ребенком больший контакт.
  7. Креативность. Если ты выбрал работу вожатого, ты должен быть готов удивлять детей нестандартным мышлением. Креативным подходом в решение проблем и в простых взаимоотношениях. Перестаньте думать только логично и больше доверяйте интуиции и голосу сердца. Будьте позитивно настроены и не ходите к детям в плохом настроение. Вы должны быть постоянно бьющим фонтаном, который заполняет бездонные колодцы ребяческих душ.
  8. Терпимость. Будьте терпеливы к детям, они много не знают и многое хотят узнать и зачастую пытливые умы могут выводить Вас из равновесия. Помните, чем больше Вы поможете детям используя свое терпение и сдержанность, тем больше у Вас шансов на успех. Не бойтесь тратить время на отдельного взятого ребенка в отряде. Это поможет Вам заслужить авторитет у всех детей.
  9. Уверенность и решимость. Вожатый является гарантом защиты детей. Вы как щит для всего отряда. Если дети видят в Вас опору и внутреннюю силу, то они будут доверять вам больше. И будут гордится Вами, как своим вожатым и защитником.


4 совета, которые могут уберечь Вас от многих проблем, и построить замечательные отношения со своими подопечными.



  • Никогда не кричите на детей. Понятно, что это очень сложно сделать. Даже когда Вы чем-то очень недовольны, решайте все спорные вопросы спокойным голосом. Самое главное - не повышать голос в орг. период. Если ребенок услышит Ваш повышенный тон, то сделает вывод, что это Ваша нормальная манера говорить. В следующий раз, если вам понадобится навести тишину в отряде, придется ГАРКНУТЬ ЕЩЕ ГРОМЧЕ. Есть еще момент. Крики на детей, равно как и рукоприкладство говорят только об одном - о Вашей неуверенности. Раз Вы не можете решить проблему спокойно, то начинаете повышать голос. Хотите Вы или не хотите - а это так. Ну а если ситуация такая что поднять голос действительно надо, то поверьте - он (голос) прозвучит для детей как раскат грома! Но, повторяю, в орг.период этого делать ни в коем случае нельзя.
  • Не играйте ни в "доброго", ни в "злого" вожатого! Будьте собой! Будьте СПРАВЕДЛИВЫМ вожатым. Будьте ИНТЕРЕСНЫМ вожатым! Дети Вас полюбят и пойдут за Вами лишь в одном ЕДИНСТВЕННОМ случае: если Вы для них будете интересны. Если Вы сможете им открыть что-то новое, научить чему-то жутко необычному. Вот тогда когда Вы завоюете ТАКОЙ АВТОРИТЕТ, они будут управляемы, и на руках Вас носить будут до конца смены.
  • Никогда не обманывайте детей. Особенно старших. Они вас видят насквозь. И Ваши отношения с напарником тоже видят насквозь. Обманув однажды, Вы рискуете растерять все их доверие. А когда нет искренности в отношениях между Вожатым и отрядом... хуже не бывает.
  • В общении с детьми в большинстве случаев желательно вместо жесткого отказа использовать мягкий. Например. Вместо фразы "нет, потому что..." вожатым желательно говорить: "да, но при условии..." (Мы пойдём купаться на речку? Да, но при условии, что вода нагреется! и пр.) Вроде бы избитая истина, но насколько легче становится договориться с окружающим миром "при условии" :) И волки сыты, и овцы целы.

 

Чем отличаются дети???

  • внешностью, мимикой;
  • способностями;
  • скоростью реакции;
  • живостью;
  • логическим мышлением;
  • психологическая разница;
  • сменой настроения;
  • умениями;
  • вкусами;
  • увлечениями и пристрастиями;
  • привычками;
  • ограничениями;
  • чувством прекрасного;

Нет таких, кто лучше или хуже, просто все разные.

Что необходимо учитывать вожатому???

  • поддерживать;
  • не критиковать;
  • выслушивать.
  • дать высказаться, не перебивая и не высмеивая.
  • развивать индивидуальные способности;
  • давать чувство свободы действий;
  • доверять,. дать почувствовать это доверие.
  • помочь переступить через свои ограничения, фобии, страхи, стеснения.

Чтобы не подавлять индивидуальность, вожатому никогда НЕЛЬЗЯ:

  • унижать ребёнка, зло подшучивать
  • сравнивать ребёнка с другими детьми: «Посмотри какой ты грязный по сравнению с Настей»
  • указывать ребёнку на негативные стороны его характера
  • касаться физических недостатков ребёнка: «Какой ты неуклюжий!»
  • выражаться непонятными словами: «Дисциплина, брат, это тебе не фунт изюма. Аванта-тутти!»
  • категорически отбрасывать аргументы ребёнка: «Что ты понимаешь, слушай, что я тебе говорю».
  • делать широкие обобщения о чести, совести, обязанностях ребёнка на основе его отдельных поступков
  • нельзя употреблять следующие выражения: «Ты позор всего отряда, лагеря», «Ты дурак, хлюпик, мямля, растяпа», «Я знаю, что ты всегда начинаешь первым», «Ты молчи и слушай меня», «Таких глупых я никогда не видел» …..

Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять его таким, какой он есть. Нельзя его любить только за его достижения. Нужно верить в благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию, дать реализовать себя.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.