Характеристика муниципальных правовых актов
Тема: СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Понятие системы муниципального права. 2. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации. 3. Характеристика муниципальных правовых актов
Под системой муниципального права понимается объединение однородных нормативных правовых норм, действующих в рассматриваемой сфере, в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муниципальных отношений.
Система муниципального права включает следующие структурные части (институты):
1) местное самоуправление в системе народовластия;
2) основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;
3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
4) гарантии местного самоуправления;
5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.
Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации
Муниципальное право — комплексная отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.
Тесная связь муниципального права имеется с конституционным правом, которое определяет принципы деятельности всех других отраслей права, в том числе и муниципального права. Конституционное право и его нормы устанавливают основы общественных отношений, складывающихся в сфере правового статуса личности, ее взаимоотношений с государством; государственного устройства; организации государственной власти, ее осуществления на основе функционального разделения на законодательную, исполнительную и судебную и др. Конституционное право определяет самостоятельность местного самоуправления и его правовые основы. Деятельность местного самоуправления признается и гарантируется государством. В гл. 8 (ст. 130—133) Конституции РФ закреплены общие принципы организации и деятельности местного самоуправления, его гарантии.
Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законам административной право-субъектностью.
Так, местная администрация, административная комиссия при местной администрации вправе налагать в пределах своей компетенции, согласно КоАП РФ, административные наказания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения, а также осуществлять другие полномочия административно-правового характера.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае их полномочия подконтрольны государственным органам власти (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Муниципальное право связано с гражданским правом. В гражданском законодательстве определяются общие для всех участников имущественного оборота правила, относящиеся к праву собственности, вместе с тем устанавливаются и особенности. Эти особенности обусловлены тем, что население самостоятельно решает вопросы местного значения, владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью.
Характеристика муниципальных правовых актов
Муниципальные правовые акты относятся к источникам муниципального права, их назначение, порядок принятия и статус определяются законодательно.
К признакам муниципального правового акта относятся следующие:
• представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;
• принимается населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;
• документально оформлен;
• обязателен для исполнения на территории муниципального образования;
• устанавливает либо изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер.
Муниципальные правовые акты издаются по вопросам:
1) местного значения;
2) осуществления отдельных государственных полномочий.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 43 Закона 2003 г. №131 в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования;
2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Уставом муниципального образования должны определяться (ст. 44 Закона 2003 г.):
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек—населением непосредственно на сходе граждан.
Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции РФ, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ;
2) нарушение установленного порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.
Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Отношения, регулируемые муниципально-правовыми актами, должны находиться в сфере компетенции органа или должностного лица, издавшего данный акт.
За неисполнение муниципально-правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Муниципально-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Орган местного самоуправления праве обратиться в суд, если полагает, что федеральный закон или иной нормативно-правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ.
До вступления в силу решения суда принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается. Это связано с необходимостью соблюдения принципа законности.
Нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, составляют единую правовую систему и должны сообразовываться друг с другом.
Законодательство предусматривает специальную процедуру принятия муниципальных правовых актов.
Так, проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам местного значения в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.
Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.
Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|