Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика муниципальных правовых актов





Тема: СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Понятие системы муниципального права. 2. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации. 3. Характеристика муниципальных правовых актов

Под системой муниципального права понимается объеди­нение однородных нормативных правовых норм, действующих в рассматриваемой сфере, в муниципально-правовые институ­ты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их назначения и роли в регулировании муници­пальных отношений.

Система муниципального права включает следующие струк­турные части (институты):

1) местное самоуправление в системе народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальные, органи­зационные и финансово-экономические;

3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.

Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

Муниципальное право — комплексная отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом вза­имодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятель­ности.



Тесная связь муниципального права имеется с конститу­ционным правом, которое определяет принципы деятельности всех других отраслей права, в том числе и муниципального права. Конституционное право и его нормы устанавливают ос­новы общественных отношений, складывающихся в сфере пра­вового статуса личности, ее взаимоотношений с государством; государственного устройства; организации государственной власти, ее осуществления на основе функционального разделе­ния на законодательную, исполнительную и судебную и др. Кон­ституционное право определяет самостоятельность местного самоуправления и его правовые основы. Деятельность местного самоуправления признается и гарантируется государством. В гл. 8 (ст. 130—133) Конституции РФ закреплены общие прин­ципы организации и деятельности местного самоуправления, его гарантии.



Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законам административной право-субъектностью.

Так, местная администрация, административная комиссия при местной администрации вправе налагать в пределах своей ком­петенции, согласно КоАП РФ, административные наказания на граждан и должностных лиц за совершенные ими администра­тивные правонарушения, а также осуществлять другие полно­мочия административно-правового характера.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдель­ными государственными полномочиями с передачей необходи­мых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае их полномочия подконтрольны государственным органам власти (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).

Муниципальное право связано с гражданским правом. В гражданском законодательстве определяются общие для всех участников имущественного оборота правила, относящиеся к праву собственности, вместе с тем устанавливаются и особен­ности. Эти особенности обусловлены тем, что население само­стоятельно решает вопросы местного значения, владеет, поль­зуется и распоряжается муниципальной собственностью.

Характеристика муниципальных правовых актов

Муниципальные правовые акты относятся к источникам му­ниципального права, их назначение, порядок принятия и статус определяются законодательно.

К признакам муниципального правового акта относятся сле­дующие:

• представляет собой решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;



• принимается населением муниципального образования непос­редственно, органом местного самоуправления и (или) долж­ностным лицом местного самоуправления;

• документально оформлен;

• обязателен для исполнения на территории муниципального образования;

• устанавливает либо изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты издаются по вопросам:

1) местного значения;

2) осуществления отдельных государственных полномочий.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных пол­номочий могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответст­вующими федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 43 Закона 2003 г. №131 в систему муници­пальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представи­тельного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, поста­новления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц мест­ного самоуправления, предусмотренных уставом муниципаль­ного образования.

Уставом муниципального образования должны определяться (ст. 44 Закона 2003 г.):

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении воп­росов местного значения, в том числе путем образования ор­ганов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного само­управления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов мест­ного самоуправления, должностных лиц местного самоуправ­ления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опублико­вания (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципально­го образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц мес­тного самоуправления, а также основания и порядок прекра­щения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания на­ступления этой ответственности и порядок решения соответ­ствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправ­ления, досрочного прекращения полномочий выборных орга­нов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местно­го бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом РФ;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муници­пального образования.

Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Устав муниципального образования принимается представитель­ным органом муниципального образования, а в поселениях с чис­ленностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек—населением непосредственно на сходе граждан.

Проект устава муниципального образования, проект муни­ципального правового акта о внесении изменений и дополне­ний в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предло­жений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граж­дан в его обсуждении.

Устав муниципального образования, муниципальный право­вой акт о внесении изменений и дополнений в устав муници­пального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представитель­ного органа муниципального образования.

Устав муниципального образования, муниципальный право­вой акт о внесении изменений и дополнений в устав муници­пального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным за­коном. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правово­го акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципаль­ного образования могут быть:

1) противоречие устава Конституции РФ, федеральным зако­нам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (ус­тавам) и законам субъектов РФ;

2) нарушение установленного порядка принятия устава, муни­ципального правового акта о внесении изменений и допол­нений в устав.

Отказ в государственной регистрации устава муниципально­го образования, муниципального правового акта о внесении из­менений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной ре­гистрации устава муниципального образования, муниципально­го правового акта о внесении в устав муниципального образова­ния изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Устав муниципального образования, муниципальный пра­вовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муници­пального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и всту­пают в силу после их официального опубликования (обнародо­вания).

Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципаль­ного образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправле­ния и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий предста­вительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

Муниципальные правовые акты, принятые органами мест­ного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Отношения, регулируемые муниципально-правовыми актами, должны на­ходиться в сфере компетенции органа или должностного лица, издавшего данный акт.

За неисполнение муниципально-правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государ­ственной власти и должностные лица органов местного самоуп­равления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципально-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, фе­деральным законам и иным нормативно-правовым актам Рос­сийской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Орган местного самоуправления праве обратиться в суд, если полагает, что федеральный закон или иной нормативно-правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ по вопросам местно­го самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления не соответствует Кон­ституции РФ, федеральным законам, договорам о разграни­чении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной вла­сти субъекта РФ.

До вступления в силу решения суда принятие муниципаль­ных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного пра­вового акта Российской Федерации либо иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается. Это связано с необходимостью соблюдения принципа законности.

Нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, составляют единую правовую систему и должны сообразовываться друг с другом.

Законодательство предусматривает специальную процедуру принятия муниципальных правовых актов.

Так, проекты муниципальных правовых актов могут вно­ситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными вы­борными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного са­моуправления, инициативными группами граждан, а также ины­ми субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих пол­номочий, установленных уставом муниципального образова­ния и решениями представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муници­пального образования в случае, если глава муниципального об­разования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряже­ния по вопросам местного значения в случае, если глава му­ниципального образования является главой местной админист­рации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципаль­ного образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномо­чий, установленных федеральными законами, законами субъек­тов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного зна­чения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных го­сударственных полномочий, переданных органам местного са­моуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.

Иные должностные лица местного самоуправления издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полно­мочиям уставом муниципального образования.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.