Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии оценки налоговых систем.





Налоговая система и ее элементы.

 

В финансировании общественного сектора основную роль играет налоговая система. Налоговые регуляторы выполняют комплекс функций, посредством которых государство оказывает воздействие на воспроизводственные процессы. Прежде всего, речь идет о фискальной и стимулирующей функциях.

Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны.

Основными элементами налоговой системы являются:

- налог - обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд соответствующего уровня в определенных законом размерах и установленные сроки;

- налогоплательщик - лицо, на которое возложена обязанность уплачивать налог;

- объект налогообложения - доход или имущество, с которого начисляется налог;

- источник налога - доход, за счет которого выплачивается налог;

- ставка налога - величина налога на единицу налогообложения.

Во взимании налогов реализуется монополия государства в его взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Это объективно присуще механизму государственного регулирования. Коренной признак налогов - их принудительный характер. Поэтому налог может быть рассмотрен как одна из форм внеэкономического принудительного изъятия средств в пользу государства без взаимного удовлетворения с целью перераспределения национального дохода. И в этом отношении налог не отличается от таких форм внеэкономического принуждения, как штрафы, конфискации и другие государственные повинности. Налоги в данном случае понимаются широко. Они включают все виды доходов, аккумулируемых госу­дарством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему пра­ва принуждения. Однако налог может быть рассмотрен и с позиции договорной теории государства и выступает как своеобразная цена, как особая форма платы за общественные блага, предоставляемые государством налогоплательщиками. Проблема заключается в том, что монополия государства на взимание налогов создает противоречия между государством, как носителем монополии, и хозяйствующими субъектами, стремящимися к равной самореализации.



Если государство применяет селективное налогообложение, стремясь оказать поддержку тем сферам экономики, в которых заинтересованы органы государственной власти, то сужается налогооблагаемая база, обостряется противоречие между фискальной и стимулирующей функцией. В результате возникают два негативных последствия - усиливается фискальная направленность налогообложения в сферах, на которые не распространяютсяльготы, и предприниматели различных отраслей, регионов ставятся в неравные условия. Последнее затрудняет рыночное саморегулирование.



Следовательно, должен быть найден механизм разрешения возникающего противоречия. Формирование оптимальной налоговой системы дает возможность защищать экономику от перегрева, способствовать экономическому росту, эффективно перераспределять ресурсы, материальные и денежные потоки.

Виды налогов.

 

Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяй­ство и путей оптимизации налоговой системы относится к числу важнейших задач экономики общественного сектора.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательно.

Рассмотрим некоторые видов налогов в соответствии со следующими классификационными признаками.

По способу изъятия выделяют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика.



Косвенные – включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.

По методу обложения - пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и др.

Пропорциональный метод налогообложения предполагает, что сумма налога возрастает в той же пропорции, что и доход налогоплательщика при неизменной ставке налога.

Прогрессивный – увеличение доли налога в доходе с ростом дохода, при этом ставка повышается по мере возрастания дохода.

Регрессивный – повышение ставки налога по мере уменьшения дохода и понижение при его увеличении.

По объекту обложенияналоги бывают специфические и стоимостные.

Специфические налоги устанавливаются в фиксированной сумме на еди­ницу товара или услуги.

Стоимостные - устанавливаются исходя из стоимости объекта налогообложения.

Размеры и структура налогообложения должны соответство­вать потребностям в общественных благах и справедливом пере­распределении. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое целевое назначение каждого налога. Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например с конкретным видом общественных благ, со­здаваемых за его счет, называется маркировкой налога.

В зависимости от назначения принято различать маркированные и немаркированные налоги.

Маркированным называется налог, если он имеет целевой характер, и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.

В демократическом обществе маркированные налоги способны служить наиболее адекватным выражением спроса на конкретные общественные блага. Однако на практике они чаще всего являются инструментами аккумулирования средств для последующих индивидуальных выплат.

Так, в государственных пенсионных фондах накапливаются средства для выплаты пенсий, в фондах медицинского страхова­ния — для покрытия расходов на лечение и т.д. Выплаты из по­добного рода фондов представляют собой частные блага. Обще­ственными благами в данном случае являются те организации и институты, которые обеспечивают общенациональный охват страхованием и пенсионным обеспечением.

В ряде случаев маркированными бывают и иные налоги, ко­торые в отличие от пенсионных и других подобных платежей целиком предназначены для финансирования производства об­щественных, а не частных благ. Так, в ряде стран средства, по­ступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, на­правляются на содержание и развитие дорожной сети. В резуль­тате те, кто больше используют дороги, несут большую долю рас­ходов по их финансированию. Однако большая часть общест­венных благ, поставляемых государством, финансируется за счет немаркированных налогов.

Немаркированными являются налоги, средства, аккумулируемые с помощью которых, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех орга­нов, которые утверждают бюджет.

 

Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговую систему, перерас­пределять поступающие средства между направлениями расхо­дов. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что доходы государства не находятся в непо­средственной связи с колебаниями спроса потребителей на конкретные общественные блага. Оборот­ной стороной гибкости выступает фактическое ослабление зави­симости бюджетной политики от потребительских предпочтений населения.

Доминирование немаркированных налогов в современных налоговых системах коренится в рациональном неведении по­требителей общественных благ и порождаемой им тенденции приобретать эти блага «в пакетах», предоставляя государствен­ным органам право заниматься аллокацией ресурсов обществен­ного сектора без детальных консультаций с избирателями. В этой связи единый процесс формирования спроса на обще­ственные блага разделяется на два компонента: определение суммар­ного лимита налоговых поступлений, которые налогоплательщики согласны предоставить государству, и спецификация использо­вания этих средств, в которую рядовые граждане чаще всего не вникают.

Необходимо использовать всю доступную информацию о дифференциации потребительских предпочтений в отношении общественных благ. Однако не менее важным и нередко более осуществимым является анализ воздействия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей, продавцов и покупателей, работодателей и работников в различных отраслях экономики. Такой анализ позволяет выявлять искажающее влияние налогов и, правильно подбирая их характеристики, добиваться относительного уменьшения нежелательных искажений.

По характеру воздействия на экономикуможно говорить об искажающих и неискажающих налогах.

Искажающим называется налог, который, воздействуя на мо­тивацию участников экономической жизни, побуждает их избирать аллокационные решения, отличающиеся по своей эффективности от тех решений, которые были бы приняты при отсутствии данного налога. Примером может служить способ налогообложения строений, который до­вольно широко использовался в Западной Европе в эпоху абсо­лютизма. Естественно облагать больший дом более высоким на­логом, чем меньший, поскольку размер строения косвенно ха­рактеризует платежеспособность владельца. В этой связи жилые строения облагались так называемым налогом на окна, который, однако, привел к тому, что большие дома стали строиться с малым числом окон. Для налогоплательщиков ущерб в этом случае сво­дился не только к платежам как таковым. Под влиянием налога они изби­рали не самые удобные, красивые и экономичные проекты до­мов, то есть отказывались от наиболее эффективных способов аллокации ресурсов при производстве одного из видов частных благ.

Примечательно, что искажения связаны не с величиной сум­мы, аккумулируемой государством, как таковой, а именно с формой обложения, способом, которым собираются средства. Поэтому минимизация искажений - это в известном смысле проблема техники налогообложения.

Неискажающим называется налог, который не оказывает такого действия.

Обычно, когда говорят об искажающем налогообложении, подразумевают негативное влияние на эффективность. Это вер­но при условии, что «доналоговое» равновесие являлось опти­мальным. Данное условие в свою очередь предполагает отсутст­вие изъянов рынка. Если же налогообложение осуществляется в зоне изъянов рынка, искажающее дей­ствие налога способно оказаться его достоинством.

Разумеется, для этого налог должен быть сконструирован специальным образом, чтобы полностью или хотя бы частично нейтрализовать изъян рынка. Налог на источники загрязнения окружающей среды, противодействуя негативным экстерналиям, может благоприятствовать повышению эф­фективности. Коль скоро он влияет на эффективность, то, очевидно, не является нейтральным. Искажающий налог принято называть корректирующим, если его искажающее действие ведет не столько к потерям, сколько к приобретениям.

Критерии оценки налоговых систем.

 

Основное назначение налогов в демократичес­ком обществе - служить выражением спроса налогоплательщиков на общественные блага и признанных гражданами принци­пов перераспределения доходов. В то же время в силу изъянов государства налоговые системы на практике не способны вполне безукоризненно выполнять данную миссию. Если некоторые несовершенства в принципе неизбеж­ны, надо располагать критериями, позволяющими отсекать наи­худшие варианты и отбирать относительно приемлемые.

Подобные критерии способны помогать не столько в опреде­лении социально-экономической стратегии государства, сколь­ко в выборе средств ее осуществления. Сравнивая нало­говые системы и оценивая возможности их совершенствования, целесообразно принимать во внимание, прежде всего критерии относительного равенства обязательств, экономической нейтраль­ности, организационной простоты, гибкости и контролируемости налогов со стороны плательщиков.

Равенство обязательствозначает, что поскольку принудительное изъятие средств налогоплатель­щиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение должно в равной степени применяться ко всем гражданам.

Равенство граждан в сфере налогообложения не означает, что налоги не подлежат дифференциации. Оно предполагает, что, во-первых, дифференциация производится по четким принципам, соответствующим принятым в данном обществе пред­ставлениям о справедливости, и, во-вторых, эти принципы связа­ны с результатами действий индивидов, а не с их врожденными неизменными качествами.

Имеются два основных принципа дифференциации налогов: принцип получаемых выгод и принцип платежеспособности.

Принцип получаемых выгод предполагает, что различия в величине налогового бремени, соответствуют различиям в полезности действий государства для разных налогоплательщиков. Если для одного индивида эти действия полезнее, чем для другого, первый должен вносить боль­ший вклад в финансирование общественного блага. Поскольку на практике отсутствует возможность адекватно оценивать полезность получаемого блага, учитывается дифференциация не функций полезности, а объ­емов фактического потребления общест­венных благ. Именно количество реально потребляемых услуг госу­дарства используется в ка­честве индикатора получаемых выгод.

Принцип платежеспособности означает соразмерность налогооб­ложения объективной способности отдельных плательщиков нести налоговое бремя. Эта способность оценивается размером получаемых доходов, объемом покупок и т.п.

Какой бы конкретный принцип ни был положен в основу относительного равенства налоговых обязательств, оно предус­матривает, во-первых, равенство по горизонтали и, во-вторых, равенство по вертикали.

Равенство по горизонтали - это непосредственное равенство обязательств для всех лиц, находящихся в одинаковом положении с точки зрения принятого принципа. Так, если в качестве основного выбран принцип платежеспособности, то каждый налогоплатель­щик вправе рассчитывать, что принудительное изъятие его средств будет осуществляться лишь в тех формах и размерах, что и у других лиц с аналогичными доходами.

Равенство по вертикали - это соответствие дифференциации на­логовых обязательств индивидов различиям в их положении, оцени­ваемом с точки зрения принятого принципа. Так, если общим прин­ципом остается дифференциация дохода, причем налоговые обязательства увеличиваются пропорционально росту доходов, то ни один индивид не должен облагаться налогом, например, по прогрессивной шкале.

Если критерий относительного равенства связан в первую очередь с принципами справедливости, то критерий экономи­ческой нейтральности выражает важнейший аспект эффектив­ности налоговой системы.

Проблема экономической эффективности налогов может рас­сматриваться в двух разных плоскостях. С одной стороны, встает вопрос об эффективности аллокации ресурсов внутри общественного сектора. Повышение эффективности в данном случае предполагает увязку налогового бремени с потребностями в об­щественных благах. Однако существует и другая сторона данной проблемы. Коль скоро налог введен, он влияет на аллокацию ресурсов за предела­ми общественного сектора. Если, например, инвестиции в про­мышленность облагаются большими налогами, у предпринима­телей теряется заинтересованность в развитии промышленного производства. Если очень высок уровень импортных и экспортных пошлин, нет стимула производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Если про­грессивный подоходный налог построен таким образом, что сред­няя норма налогообложения возрастает очень быстро, он тормо­зит повышение эффективности.

Нейтральность означает использование неискажающих налогов, не оказывающих воздействия на эффективность ал­локации ресурсов.

на практике, анализи­руя конкретный налог с позиций экономической эффективнос­ти, необходимо концентрировать внимание на минимизации порожда­емых им искажений. В этом контексте экономическая эффек­тивность налога предполагает как можно большую его нейтраль­ность по отношению к аллокации ресурсов за пределами обще­ственного сектора.

Организационная простотаналога позволяет при прочих равных условиях собирать суммы, необходимые государству для выполнения его функций, при от­носительно низком уровне администра­тивных издержек налогообложения.

Сбор налогов, как и другие экономически значимые действия, требует затрат. Затраты на обслуживание налоговой системы подчас не менее значимы для характеристики ее экономической эффективности, чем оказываемое искажающее воздействие на производство частных благ. В состав администра­тивных издержек налогообложения входят: расходы на содержа­ние налоговой службы; затраты времени и средств плательщиков, связанные с определением причитающихся с них налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документирова­нием правильности уплаты налогов; затраты на при­обретение услуг налоговых консультантов и адвокатов, а также другие виды расходов, обусловленные потребностью в квалифи­цированной трактовке налогового законодательства и его при­менении для разрешения возникающих конфликтов.

Эти затраты за­висят от вида налога, дифференциации его ставок, наличия льгот и иных особых условий его выплаты. При прочих равных условиях они тем ниже, чем яснее и единообразнее налоговые обязательства и легче про­верка их выполнения.

Мера искажающего воздействия налога и величина связан­ных с ним административных издержек характеризуют его влия­ние на экономику, рассматриваемую в целом. В этом же ряду находится и такая характеристика налогообложе­ния, как экономическая гибкость.

Гибкость налога - это его способность реагировать на динамику макроэкономических процессов, прежде всего на смену фаз делового цикла.

Гибкость налога предполагает адекватную направленность его реакции на изменения и своевременность отклика. Про­грессивные налоги на прибыль, доходы, потребление и т.п., реа­гируя на деловой цикл, как правило, порождают сдвиги в жела­тельных направлениях. В то же время регрессивным налогам соответствуют противоположные направления воздействия. Пусть речь по-прежнему идет о прогрессивном налогообло­жении прибыли, причем налог уплачивается в конце каждого года по итогам прошедшего периода. Допустим, что начало и середина года характеризовались экономическим подъемом, ко­торый сменился резким спадом в последнем квартале. В этом случае налог, который по своим размерам соответствует ситуации подъема, будет пере­числен в бюджет в тот момент, когда уместно было бы уменьше­ние налогового бремени.

Критерий контролируемости налоговой системы со стороны налогоплательщиковподразумевает, во-первых, их право корректировать налоговую политику через участие в вы­борах и референдумах и, во-вторых, способность граждан на практике распознавать особенности тех или иных налогов и проецировать их на собственные интересы.

В демократическом обществе политика государ­ства в сфере налогообложения зависит от предпочтений избирателей. Однако она далеко не всегда непосредственно выражает позицию большинства. Рядовой избиратель не слишком компе­тентен в деталях налоговой политики, не всегда ощущает ее от­даленные последствия и, проявляя рациональное неведение, не очень стремится их прогнозировать. Поэтому он по-разному от­носится к тем налогам, прямая связь которых с его уровнем бла­госостояния очевидна, и тем, которые, на первый взгляд, затра­гивают его не столь сильно. Высокая мера кон­тролируемости соответствует своего рода прозрачности налого­вой системы. При прочих равных условиях она выше у прямых налогов по сравнению с косвенными, у маркированных по срав­нению с немаркированными и у налогов, отличающихся органи­зационной простотой, по сравнению с более сложными.

Принимая во внимание все рассмотренные критерии, удается, с одной стороны, выбирать приемлемые компромиссные варианты налоговой системы, а с другой - различать не только достоинства, но и недостатки из­бранного варианта, по мере возможности уравновешивая пос­ледние специально подобранными мерами социально-экономи­ческой политики.

Именно потому, что на практике приходится довольствоваться такими решениями, которые всего лишь обеспечивают компро­мисс между несколькими не вполне согласующимися между со­бой критериями, отсутствует какой-либо единственный вариант налоговой системы, способный продемонстрировать свои пре­имущества перед любыми другими. Разнообразие структур нало­гообложения обусловлено тем, что в разных странах придают не одинаковое значение отдельным критериям, точнее их относи­тельной значимости. Так, для государств со стабильно развивающейся эко­номикой, располагающих эффективно действующими налоговыми службами, организационная простота налога, позволяющая равномерно и достаточно полно собирать его на протяжении всего года при невысоких административных издержках, не так важна как для государств, характеризующихся меньшим уровнем соци­ально-экономического благополучия и испытывающих затруднения со сбором прямых налогов. Это во многом объясняет суще­ственные различия в соотношениях прямого и косвенного нало­гообложения в отдельных странах.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.