Сделай Сам Свою Работу на 5

Стадии муниципальных выборов.





Выдвижение кандидатов. Законом установлен период, вклю­чающий выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в органы местного самоуправления — не менее 20 дней. Выдвижение может начинаться с момента утверждения схемы избирательных ок­ругов, но не ранее даты назначения выборов.

Граждане, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, блоком. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, блоком. О выдвижении кандидата, списка кандидатов в избиратель­ную комиссию представляется письменное уведомление. Форма уве­домления, порядок его представления устанавливаются законом. Гражданин считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в муниципальную (территориальную), окружную комиссию уведомления о выдвижении и заявления в пись­менной форме выдвинутого Лица о согласии баллотироваться по соот­ветствующему избирательному округу. В этом заявлении указывают­ся сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, да­та, место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства, вид, серия и но­мер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о су­димостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностран­ного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не­совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не бо­лее чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общест­венном объединении при условии представления вместе с уведомле­нием документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объе­динения.





Вместе с уведомлением о выдвижении в комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и о принадлежащем ему имуществе (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собст­венности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой дек­ларации за год, предшествующий году назначения выборов (с отмет­кой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством кандидат не обязан представлять налоговую декларацию, представля­ется справка о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, от юри­дических, физических лиц, являющихся налоговыми агентами, орга­низаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не полу­чал доходов, не имеет имущества, принадлежащего ему на праве соб­ственности, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться. Федеральным законом может быть преду­смотрена необходимость представления наряду с указанными сведениями таких же сведений о супруге кандидата.

На выборах депутатов представительных органов местного само­управления, при которых избирательные округа образуются в соот­ветствии со средней нормой представительства избирателей, не пре­вышающей 5 тыс. избирателей, кандидаты не обязаны представлять в комиссию сведения о размере и об источниках доходов и об имущест­ве, принадлежащем им на праве собственности, если иное не преду­смотрено законом субъекта РФ.



Все вышеназванные документы кандидат (кроме кандидата, вы-I двинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Эти доку­менты могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится под стражей. При этом подлинность подписи кандидата на заявлении должна быть удостове­рена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-про­филактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые.

Избирательная комиссия обязана обратиться в компетентные органы с представлением о проверке достоверности полученных ею в хо­де выдвижения кандидата сведений. Эти органы обязаны провести проверку и в десятидневный срок сообщить комиссии об ее результа­тах. Комиссия сообщает избирателям сведения о кандидатах, пред­ставленные при их выдвижении. Она направляет в средства массовой I информации данные о выявленных фактах недостоверности представ­ленных кандидатами сведений.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об и этом комиссий, в которых будет осуществляться регистрация канди­датов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога. Кандидатов, списки кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, блоки. В одномандатном или едином избирательном округе избира­тельное объединение, блок вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе они вправе выдвинуть кандидата на каждый подлежащий замещению депутатский мандат.

Выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) политических партий, иных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием.

Избирательные блоки образуются после официального опублико­вания (публикации) решения о назначении (проведении) выборов.

В избирательные блоки в порядке, установленном законом, могут вхо­дить только избирательные объединения. Избирательные блоки под­лежат регистрации в муниципальной комиссии непосредственно по­сле их образования либо одновременно с представлением в комиссию совместного списка кандидатов. Входящие в избирательный блок объ­единения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объ­единений. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

По запросу избирательной комиссии, организующей выборы, реги­стрирующие органы обязаны не позднее чем через десять дней со дня получения запроса представить в указанную комиссию список изби­рательных объединений по состоянию на день официального опубли­кования (публикации) решения о назначении выборов.

Наименованием избирательного объединения является наимено­вание, указанное в уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения. Наименование избирательного блока, в том числе краткое наименование, состоящее не более чем из семи слов, определяется на съезде (конференции) представителей из­бирательных объединений, вошедших в данный блок. В наименова­нии блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на этом или более высоком уровне и не вошедшего в данный блок, а также наименование иного ранее за­регистрированного на соответствующих выборах избирательного бло­ка. Использование имени и фамилии конкретного лица, наименова­ния государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается.

В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется за­коном. Число подписей, которое необходимо для регистрации канди­датов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может пре­вышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. Установленное законом число подписей, кото­рое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном изби­рательном округе, не может превышать 2% от числа избирателей, за­регистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов. Установление квот на сбор подписей избирателей при проведении выборов в органы местного самоуправления на части территории муниципального обра­зования не допускается.

Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объедине­ния, блока. Подписи могут собираться только среди избирателей, об­ладающих активным избирательным правом в том округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государст­венной власти, органов местного самоуправления, органов управле­ния организаций всех форм собственности, учреждений, членов изби­рательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается.

Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РФ, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, блок, могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата, избирательного объединения, блока.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись, дату ее внесения, указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрас­те 18 лет на день голосования — дополнительно день и месяц рожде­ния), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт; гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте, или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избира­телях, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов. Ука­занные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

Регистрация кандидатов. Регистрация кандидата на должность главы муниципального образования, списка кандидатов в депутаты от избирательного объединения, блока осуществляется муниципальной (или территориальной) комиссией. Регистрация отдельных кандидатов в депутаты осуществляется окружной комиссией. Для регистрации требуется заявление (заявления) кандидата (кандидатов) о согласии баллотироваться по избирательному округу, а также по общему правилу сведения о размерах и об источниках доходов и об имуществе, необходимое количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов или внесение из­бирательного залога.

Соответствующая избирательная комиссия в течение установлен­ного срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, спи­ска кандидатов либо об отказе в регистрации.

Число представляемых для регистрации кандидата, списка канди­датов подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, спи­ска кандидатов может превышать число подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 25%. Эта норма введена для того, чтобы дать возможность избирательной комиссии, отвечающей за регистрацию, оперативно и качественно проверить представленные подписи.

Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20% от установленного законом необходи­мого для регистрации кандидата, списка кандидатов, числа подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до пред­ставления подписей в комиссию.

При проведении проверки собранных подписей избирателей ко­миссией исключаются недействительные и недостоверные подписи. Недостоверными признаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Недействительными признаются подписи, соб­ранные с участием органов государственной власти, местного само­управления, организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, с при­нуждением избирателей, либо с вознаграждением избирателей за вне­сение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в про­цессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем со­кращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.

При проведении проверки подписей, представленных кандидатом. избирательным объединением, блоком, вправе присутствовать все представившие установленное число подписей кандидаты, уполномо­ченные представители кандидатов, избирательных объединений, бло­ков, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

При обнаружении среди проверяемых подписей 25% и более не­достоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов, числа достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превы­шена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, упол­номоченному представителю избирательного объединения, блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей (избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.

Факт сбора, представления кандидатом, избирательным объединением, блоком подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата, списка кандидатов не является поводом для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и С внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. В случае регистрации кандидата, списка кандидатов на основании представленных подписей избирателей избирательный залог подлежит возврату в избирательный фонд.

Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования меньше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем установлено законом, если избирательное объединение, блок не приняли участия в распределении депутатских мандатов и (или) набрали по результатам голосования меньше голосов избира­телей, принявших участие в голосовании, чем установлено законом, I избирательный залог, внесенный кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, перечисляется в доход местного бюджета. Указанное число голосов избирателей не может быть более 5% от числа избирателей, принявших участие в голосовании в соответст­вующем избирательном округе, для кандидатов и более 3% — для списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, бло­шками. Избирательный залог перечисляется в доход местного бюджета также в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объ­единением, блоком зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв при вводит к срыву выборов или назначению повторных выборов, и в случае отмены регистрации кандидата, списка кандидатов судом. В иных случаях, в том числе и в случае признания результатов выборов недей­ствительными, избирательный залог возвращается в соответствую­щий избирательный фонд.

Размер избирательного залога составляет 15% от устанавливаемо­го законом предельного размера расходования средств избирательно­го фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, блока.

Регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых поли­тическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депу­татов Государственной Думы Федерального Собрания РФ федераль­ные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутат­ских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической парти­ей, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.

При проведении выборов в представительные органы местного са­моуправления муниципальных образований со средней нормой пред­ставительства избирателей менее десяти тысяч сбор подписей в под­держку кандидатов может не проводиться, если законом субъекта РФ предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов.

Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть за­регистрирован только по одному избирательному округу. Данное пра­вило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением, избирательным блоком на од­них и тех же выборах одновременно в одномандатном (или многоман­датном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.

В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов соот­ветствующая комиссия обязана в течение одних суток с момента при­нятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномо­ченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, решения комиссии с изложением оснований отказа. Основа­ниями отказа в регистрации могут быть: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) для кандидатов, списков канди­датов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, иными общественными объединениями — несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов; в) отсутствие всех необ­ходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов; г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в мес­тах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата, списка кандидатов подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением ука­занного запрета считается сбор не менее 20% от представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов подписей в местах, где сбор подписей запрещен; д) недостаточное число представленных дос­товерных и действительных подписей избирателей, собранных в под­держку кандидата, списка кандидатов, или превышение установлен­ной законом предельной величины доли недостоверных и недействи­тельных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата, списка кандидатов не внесен избирательный залог либо не представлено требуемое решение избирательного объе­динения, избирательного блока); е) недостоверность сведений, пред­ставленных кандидатом. Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в список кандидатов, может слу­жить основанием только для исключения из списка кандидатов соот­ветствующих кандидатов; ж) несоздание кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком избирательного фонда, за ис­ключением случаев, когда создание избирательного фонда не обяза­тельно; з) использование кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5% от установленного зако­ном предельного размера расходования средств избирательного фон­да; и) превышение кандидатом, избирательным объединением, изби­рательным блоком при финансировании своей избирательной кампании, размера расходования из избирательного фонда более чем на 5% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; к) превышение числа кандидатов, ис­ключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, но решению избирательного объединения, блока об исключении кандидатов из списка кандидатов (за исключением вы­бытия по вынуждающим обстоятельствам), а также по решению изби­рательной комиссии об исключении кандидатов из списка кандидатов, более чем на 25% от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов; л) установленный решением суда факт злоупотребления свободой массовой информации в течение агитационного периода кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, изби­рательного блока; м) использование кандидатом, его доверенными ли­цами преимуществ должностного или служебного положения; н) на­личие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата Избирательным объединением, избирательным блоком одновременно

в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в соста­ве списка кандидатов.

В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов по­вторное выдвижение кандидата, списка кандидатов возможно с со­блюдением порядка и сроков, установленных законом. Кандидат вправе представить не позднее, чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в зарегистрировавшую его из­бирательную комиссию письменное заявление о снятии своей канди­датуры. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации. Ор­ган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному окру­гу, списка кандидатов, вправе принять решение об отзыве данного кандидата, списка кандидатов. Это решение должно быть представле­но в избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного канди­дата, список кандидатов, не позднее, чем за пять дней до дня голосова­ния (в том числе повторного голосования). В этом случае избиратель­ная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, обязана принять решение об отмене его регистрации.

Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному или многомандатному избира­тельному округу, исключить некоторых кандидатов из списка канди­датов, заверенного избирательной комиссией, по основаниям, преду­смотренным уставом избирательного объединения, соглашением о создании избирательного блока. Отзыв, исключение могут быть про­изведены не позднее чем за пять дней до дня голосования. Общее чис­ло кандидатов, выбывших из списка кандидатов, не должно превы­шать 25% от общего числа кандидатов в заверенном списке кандида­тов. Не допускается включение в список кандидатов лиц, ранее в нем не состоявших, равно как и перемещение в списке кандидатов, за ис­ключением случаев, когда такое перемещение вытекает из изменения очередности в связи с выбытием, в том числе с исключением, некото­рых кандидатов.

Если ко дню голосования в избирательном округе число зарегист­рированных кандидатов окажется меньше установленного числа де­путатских мандатов или равным ему либо если будет зарегистрирован только один список кандидатов ил» не будет ни одного зарегистриро­ванного списка кандидатов, проведение голосования в данном избира­тельном округе по решению соответствующей комиссии откладывает­ся на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих изби­рательных действий, за исключением двух случаев. Это: повторное голосование в одномандатном избирательном округе либо в едином из­бирательном округе по одной кандидатуре; голосование на выборах (депутатов органов местного самоуправления (если это предусмотрено законом субъекта РФ).

Статус кандидатов, их доверенных лиц. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, кандидаты, на­ходящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуще­ствляющих выпуск средств массовой информации, либо работающие ш таких организациях, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории «А» в органах исполнительной шли судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного само­управления), а также зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информа­ции (за исключением редакций периодических печатных изданий, уч­режденных кандидатами, избирательными объединениями), на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную ко­миссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряже­ний). Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в представительные органы местного самоуправления при определен­ном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанно­стей.

Администрация организации, командир воинской части, руково­дитель органа внутренних дел РФ, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов Обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата ос­вободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учеб­ных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до ре­гистрации в качестве кандидата.

Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без со­гласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке адми­нистративному наказанию. При даче согласия на привлечение зареги­стрированного кандидата к уголовной ответственности, на его арест прокурор обязан известить об этом избирательную комиссию, зареги­стрировавшую кандидата.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, ко­торые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей по представлению финансового отчета, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выбо­ров, а при досрочном выбытии — с даты выбытия. Если соответствую­щая избирательная комиссия назначит на основании закона повтор­ное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения из­бирательной комиссией повторного голосования.

Кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется неза­медлительно избирательной комиссией на основании письменного за­явления кандидата (представления избирательного объединения, бло­ка) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным ли­цом. Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности категории «А» или выборные муници­пальные должности. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобож­дения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, яв­ляющегося государственным или муниципальным служащим, осуще­ствляется при условии представления в соответствующую избира­тельную комиссию приказа об освобождении его от исполнения слу­жебных обязанностей (в том числе на период отпуска). Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и участву­ют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в том числе осуществляют агитационную деятельность. На период полномочий доверенного лица администра­ция (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным ли­цам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избиратель­ные объединения, избирательные блоки, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избиратель­ную комиссию.

Одна из важных составных частей выборов — информационные отно­шения. Без активно циркулирующей в обществе в период избиратель­ной кампании информации избирателям трудно определиться в соб­ственном окончательном выборе. Информационное обеспечение вы­боров включает: информирование избирателей и предвыборную агитацию. Каждая из двух частей способствует осознанному волеизъ­явлению граждан, гласности выборов, однако, разными методами.

Информирование избирателей должно нести факты, не сопровож­даемые их оценками агитационного характера. Информирование име­ет место как во время избирательной кампании, так и в межвыборный период. В отличие от информирования предвыборная агитация — дея­тельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосова­нию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Агитация выражается в первую очередь в побуждающих оценках. В приведенном определении предвыборной агитации, содержащемся в ст. 2 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав, как предвыборная агитация не рассматриваются агитационные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей к участию или неучастию в выборах.

Информирование избирателей. Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного само­управления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в со­ответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав. Очевидно, что названная деятельность должна также соответствовать специальным требованиям законодательства об информации, инфор­матизации и защите информации и о средствах массовой инфор­мации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках. Содержание информаци­онных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избиратель­ных объединений, избирательных блоков. Информирование избира­телей, в том числе через средства массовой информации, о ходе подго­товки и проведения выборов, о сроках и порядке совершения изби­рательных действий, о законодательстве Российской Федерации о выборах, о кандидатах, об избирательных объединениях, избиратель­ных блоках осуществляют комиссии. Деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по инфор­мированию избирателей, участников референдума осуществляется свободно.

В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в пе­риодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыбор­ных мероприятий должны даваться исключительно отдельным ин­формационным блоком, без комментариев. В них не должно отдавать­ся предпочтения какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, в том числе по времени освеще­ния их предвыборной деятельности, объему печатной площади, отве­денной таким сообщениям. Журналист, иной творческий работник, должностное лицо организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, участвовавшие в деятельности по информаци­онному обеспечению, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу в период соответствующей избирательной кампании и в течение одного года после окончания соответствующей избиратель­ной кампании, за исключением случая, когда на них было наложено в соответствии с трудовым законодательством взыскание, не оспорен­ное в судебном порядке либо признанное в судебном порядке закон­ным и обоснованным. Данная гарантийная норма направлена на огра­ждение названных лиц от стороннего давления, имеющего целью заставить их в рамках информационного обеспечения выборов в нару­шение законодательства вести предвыборную агитацию в чьих-либо интересах.

В день голосования до момента окончания голосования на терри­тории соответствующего избирательного округа запрещается публи­кация (обнародование) данных о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет). В течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубли­кование (обнародование) результатов опросов общественного мнения.

Прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с про­водимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая «Интернет»).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.