Сделай Сам Свою Работу на 5

Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований





Совокупность муниципальных образований в субъектах Федерации весьма подвижна — причины разного рода приводят к появлению но­вых муниципальных образований, к упразднению некоторых из дей­ствующих, к изменению границ между муниципальными образова­ниями, к иным существенным изменениям их статуса. Все эти отно­шения требуют нормативного упорядочения.

Понятие образования, упразднения, преобразования муници­пального образования. Для описания изменений территориальной организации местного самоуправления основными являются категории «образование», «преобразование», «упразднение». Остальные ка­тегории, такие как «объединение», «выделение», «разделение», слу­жат их детализации.

Образование муниципальных образований — процесс создания муниципальных образований на территориях, не охваченных местным самоуправлением, не входящих в состав уже имеющихся муниципальных образований. Данный процесс должен основываться на волеизъявлении населения обособляемых территорий и заключается в за­кладке на обособляемых территориях обязательных для муниципального образования признаков: самостоятельной структуры местного самоуправления, муниципальной собственности, местного бюджета. Юридически создание нового образования фиксируется в его уставе. Хотя появление подлинно самостоятельного муниципального образо­вания требует еще и включения нового образования в состав субъектов межбюджетных отношений.



Упразднение муниципальных образований — процесс прекращения существования муниципальных образований. Процесс упразднения противоположен процедуре образования новых муниципальных образований. Однако порядок упразднения принципиально совпадает с порядком образования муниципальных образований и предполагаем решение тех же вопросов, что решаются при образовании муниципальных образований. Здесь также необходимо первичное волеизъявление населения или учет его мнения по вопросу о возможности упразднения муниципального образования, если, конечно, последнее не упраздняется в связи с утратой признака населенности, например по причине выезда людей в другую местность. В случаях исчезновения местных сообществ, населенных пунктов решения об упразднении соответствующих муниципальных образований, включении их территории в территорию других муниципальных образований, видимо, вправе принимать органы государственной власти субъектов РФ.



Преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Думается, что возможно преобразование также пyтем выделения одних муниципальных образований из состава другим присоединения одних муниципальных образований к другим муниципальным образованиям, приобретения или утраты муниципальный образованием части населенной территории (населенных пунктов).

Объединение — слияние двух или более муниципальных образований в одно новое муниципальное образование с переходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся муниципальных образований к вновь возникшему муниципальному образованию. Разделение — раз­деление одного муниципального образования на два и более муници­пальных образований. При этом разделяемое муниципальное образо­вание прекращается с передачей его территории, прав и обязанностей вновь создаваемым муниципальным образованиям. Выделение — соз­дание одного или нескольких муниципальных образований путем вы­деления их из состава преобразуемого муниципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего. Присоединение — вхождение одного муниципального образования в состав другого с передачей преобразуемому муниципальному образо­ванию своей территории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существования. Приобретение (утрата) части населенной территории — передача одним муниципальным образованием друго­му муниципальному образованию части его территории с располо­женным на ней населенным пунктом.



Порядок преобразования. Преобразование муниципальных обра­зований осуществляется законами субъектов Федерации по инициа­тиве населения, органов местного самоуправления, органов государст­венной власти субъектов Федерации, федеральных органов государст­венной власти в соответствии с положениями Закона от 6 октября 2003 г. Инициатива населения о преобразовании муниципального об­разования реализуется в порядке, установленном для выдвижения, инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобра­зовании муниципального образования оформляется решениями соот­ветствующих органов местного самоуправления, органов государст­венной власти.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения гра­ниц иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от б октября 2003 г., либо на сходах граждан. Объединение двух и более муниципальных районов, не вле­кущее изменения границ иных муниципальных образований, осуще­ствляется с учетом мнения населения, выраженного представитель­ными органами каждого из объединяемых муниципальных районов. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселе­ний, также выраженного путем голосования, либо на сходах граждан. Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного ст. 24 Закона от 6 октября 2003 г. и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включает) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

При преобразовании муниципальных образований решаются вопросы правопреемства, перехода от одних муниципальных образований к другим прав и обязанностей. Под правопреемством муниципальных образований следует понимать переход в соответствии с законом или договором прав, обязанностей от одного муниципального образования-правопредшественника к другому муниципальному образованию-правопреемнику.

Муниципальными образованиями-правопредшественниками выступают объединяющиеся, разделяющиеся, присоединяющиеся муниципальные образования, а также муниципальные образования, утра­чивающие часть населенной территории или из которых выделяются новые муниципальные образования. Муниципальными образованиями-правопреемниками выступают муниципальные образования, создаваемые путем объединения, разделения, выделения, муниципальные образования, к которым присоединяются другие муниципальные образования, а также приобретающие населенные территории. Нор­мативные правовые акты, принятые органами местного самоуправле­ния муниципальных образований-правопредшественников, продолжают действовать на соответствующих территориях до тех пор, пока они не будут пересмотрены или отменены (за исключением актов, содержащих обязанности перед гражданами и организациями) органами местного самоуправления муниципальных образований-правопреемников. В отношении гражданско-правовых договоров, заключенных муниципальным образованием-правопредшественником, находящихся в силе на момент правопреемства, применяются общие положения гражданского законодательства. В отношении иных договоров муни­ципальное образование-правопреемник заключает с контрагентом соглашение об их прекращении или о замене стороны в договоре.

В случае преобразования муниципальных образований в форме объе­динения и присоединения имущество переходит муниципальному образованию-правопреемнику в соответствии с законодательством РФ. В случае преобразования муниципальных образований в форме разделения или выделения вопросы правопреемства в отношении имущества решаются в соответствии с законодательством на основе договоров, заключенных муниципальными образованиями-правопре­емниками. В случае преобразования муниципального образования в форме приобретения или утраты им части населенной территории во­просы правопреемства в отношении имущества решаются на основе договоров, заключенных между муниципальным образованием, утра­чивающим соответствующую часть населенной территории, и муни­ципальным образованием, приобретающим ее. В собственность муни­ципального образования-правопреемника переходят расположенные на его территории муниципальные земли правопредшественника в границах вновь образованного муниципального образования, устанав­ливаемых областным законом.

Преобразование муниципальных образований требует для перехо­да от существующей системы муниципальной власти к новой введе­ния переходного периода. Переходный период — время, в течение ко­торого на преобразуемой муниципальной территории действуют и новые, и старые органы местного самоуправления, принимается устав нового муниципального образования, изменяется устав преобразуе­мого муниципального образования, решаются вопросы правопреемст­ва. В переходный период главная задача новых органов местного самоуправления — разработка и принятие устава муниципального об­разования. Главная задача органов самоуправления муниципального образования-правопредшественника — обеспечение муниципального управления в полном объеме, за исключением внесения изменений в устав муниципального образования.

Производство о преобразовании муниципального образованиявключает аналогичные этапы, хотя их содержание обладает некоторыми особенностями.

1-й этап. Выдвижение инициативы об изменении границ муниципального образования. В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» такая инициатива может исходить от населения, орга­нов местного самоуправления, органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации, федеральных органов государственной вла­сти в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референду­ма. Инициатива органов местного самоуправления, органов государст­венной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

2-й этап. Выявление мнения населения. Этот вопрос достаточно под­робно регулируется статьей 13 Федерального закона «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции». В законе выделяются особенности учета мнения населения при объединении муниципальных образований, разделении муниципальных образований и изменении статуса городского поселения.

Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения гра­ниц иных муниципальных образований, осуществляется с согласия на­селения каждого из поселений, выраженного путем голосования либо на сходах граждан. Объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуще­ствляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.

Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселе­ний, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых посе­лений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан. Разде­ление муниципального района осуществляется с учетом мнения населе­ния, выраженного представительным органом муниципального района.

Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского окру­га осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муници­пального района выявляются путем голосования и проводимого раз­дельно на территории городского поселения и на территории муници­пального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского посе­ления не допускается при отсутствии согласия на такое изменение насе­ления городского поселения и (или) населения муниципального района.

3-й этап. Проведение голосования. В соответствии со статьей 24 Фе­дерального закона «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» процедура голосования по во­просам преобразования муниципальных образований аналогична про­цедуре проведения голосования об изменении границ муниципальных образований.

4-й этап. Принятие закона субъекта Российской Федерации об изме­нении границ муниципального образования.

5-й этап. Внесение изменений в устав, в реестр муниципальных обра­зований. После принятия закона субъекта Российской Федерации о пре­образовании муниципального образования необходимо подготовить документы для внесения изменения в реестр муниципальных образований и получения нового свидетельства муниципального образования. Кроме того, возможно, потребуется внесения достаточно существенных изме­нений в устав муниципального образования, связанных, например, с численностью органов местного самоуправления, их формированием.

Так, в соответствии со статьей 8 Закона Владимирской области от 26 апреля 1996 г. № 10-03 «О порядке образования, объединения, пре­образования или упразднения муниципальных образований, установле­ния и изменения их границ и наименований» (в ред. от 17 марта 2003 г.) в случае вхождения одного муниципального образования в другое глава (глава администрации) базового муниципального образования сохраня­ет свои полномочия. Глава (глава администрации) присоединяемого муниципального образования утрачивает свои полномочия, однако за ним, же как и за депутатами, работавшими на постоянной основе, сохраняются социальные гарантии, установленные законодательством Влади­мирской области. Представительный орган местного самоуправления присоединяемого муниципального образования одновременно с приня­тием решения о присоединении к другому муниципальному образова­нию принимает решение о самороспуске.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.