Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовое регулирование цен и тарифов





Цена как экономическая категория формируется с учетом:

  • Уровня потребительского спроса на продукцию;
  • Эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;
  • Возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;
  • Мер государственного ценообразования;
  • Уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и других факторов.

В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования НДС, акцизов, снабженческо-сбытовых и торговых надбавок.

Согласно статье 71 (пункт ж) Конституции РФ, основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. В настоящий момент нет единого ФЗ, регулирующего основы ценовой политики.

В зависимости от роли в ценообразовании государства цены могут быть:

  • Свободными – цены, складывающиеся на товарном рынке, без государственного воздействия на них; зависит от спроса и предложения; включает себестоимость и прибыль. Разновидности: рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (Статья 40 НК РФ); инвестиционная, ликвидационная, утилизационная цены;
  • Регулируемыми – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

Различают цены:



  • Контролируемые – установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государственными органами. Контроль за применением свободных цен может осуществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях;
  • Неконтролируемые – в основном свободные цены;

Существует деление цен на:

  • Оптовые – (оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием; мелкооптовая торговля – разновидность оптовой торговли, при которой минимальная партия товара не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке, производителя для розничной торговли); элементы оптовой цены: себестоимость, налоги и сборы, не относящиеся на себестоимость, прибыль изготовителя или другого поставщика;
  • Розничные – (розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с ПД); элементы розничной цены: оптовая цена предприятия-изготовителя или другого поставщика (цена закупки), торговая надбавка (издержки обращение, НДС, акцизы и прибыль).

По территории действия цены классифицируют:



  • Внутригосударственные – определяются законодательством РФ;
  • Мировые – устанавливаются на основе данных биржевых котировок;

По условию наличия или отсутствия в правовом акте условия о периоде действия цены подразделяют:

  • Временные – в отношении скоропортящейся, сезонной продукции при необходимости обеспечения ею населения;
  • Установленные без ограничения срока их применения -

Тариф (в переводе с французского «система ставок, по которым взимается плата за услуги») – понятие специальное, сфера его применения – это область работ и услуг.

ГК РФ (пункт 1 статьи 424)– норма, базирующаяся на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом: «исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон». В определенных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

НК РФ (статья 40) определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цн в целях налогообложения.

КоАП РФ (статья 14.6)– нарушение порядка ценообразования.



ФЗ от 14.04.1995 №41-ФЗ (в редакции от 31.12.2005) «О государственном регулировании тарифов на электрическую энергию в РФ». Им впервые на законодательном уровне были определены правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования тарифов в этой сфере.

ФЗ от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ дает определение (статья 4) необоснованно высокой цены финансовой услуги, необоснованно низкой цены финансовой услуги – цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию; также (статья 6, 7) монопольно высокой и монопольно низкой цены товара.

ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 (в редакции от 29.12.2006) в качестве одного из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий называет (статья 6) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Главную роль в регулировании данной сферы в настоящее время играют подзаконные НПА. Ими определены принципиальные положения ценового регулирования, закреплена государственная ценовая политика:

  • Указ Президента РФ от 28.02.1995 (в редакции от 08.04.2003) №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;
  • ПП РФ от 07.03.1995 (в редакции от 07.04.2007) №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Данными актами определена государственная ценовая политика (государственная политика цен), представляющая собой совокупность целей, принципов и задач государственного регулирования цен. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг.

ПП РФ утверждает перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию. В настоящее время утверждены три перечня:

  • Перечень продукции, товаров, услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют ПП РФ и федеральные органы исполнительной власти (например, продукция ядерно-топливного цикла, оборонного значения, транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам и другие);
  • Перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен на которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ (например, газ, реализуемый населению; твердое топливо, керосин, реализуемые населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта и другие);
  • Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительному власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок(например, тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах, наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и другие).

Государственное регулирование цен по каждой из групп товаров и услуг, включенных в указанные перечни, осуществляется специальными нормативными актами.

ПП РФ от 30.06.2004 №332 (в редакции от 27.07.2007) «Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам (ФСТ)»:

ФСТ является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.Руководство деятельностью ФСТ осуществляет Правительство РФ.

ФСТ в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, а также настоящим Положением.

ФСТ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, общественными объединениями и иными организациями. ФСТ осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.