Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос. Специфические особенности стратегии.





Тема 2. Экономическая стратегия предприятия

Цель лекции: Раскрыть сущность стратегии, стратегии предприятия. Необходимость и значение стратегии на предприятии.

Ключевые слова: стратегия, стратегия предприятия, экономическая стратегия, транзакционные издержки.

План лекции:

1. Понятие и сущность экономической стратегии фирмы

2. Специфические особенности стратегии.

 

Стратегия – это обязательство действовать определенным образом: таким, а не другим.

Шерон М.Остер, профессор Йельского университета

 

Вопрос. Понятие и сущность экономической стратегии фирмы

Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.
Стратегия экономическогоуправления или экономическая стратегия:

а) вырабатывает правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей;

б) вырабатывает правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективном достижении этих целей.



Выделяют 4 группы таких правил:

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе,

2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с его внешней средой, определяющие какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами,

3. Правила, по которым устраиваются отношения и процедуры внутри организации,

4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность.

Экономическая стратегия предполагает эффективное достижение целей экономическими методами и средствами.

Для удовлетворения потребностей рынка, предприниматель должен учитывать интересы всего множества потенциальных потребителей его продукции. Порой это множество может быть представлено целой отраслью народного хозяйства, либо отраслью промышленности, либо значительной социальной группой индивидуальных покупателей. Следовательно, принимая то или иное стратегическое решение, в частности выбирая ту или иную цель стратегического характера для своей фирмы, предприниматель должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, отражающих интересы других субъектов рынка, и могущих принести ему в стратегической перспективе определенный эффект.



Выбор стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости, то есть с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели. Это означает, что экономическая стратегия должна вырабатывать такие правила и приемы выбора целей и средств их достижения, чтобы направление какого-либо ресурса на реализацию той или иной цели не оказывало бы отрицательного влияния на процесс достижения хотя бы одной из других стратегических целей.

Экономическая стратегия - это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью- создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы. А также- это план поддержания фирмы (отрасли, национальной экономики в целом) в состоянии, соответствующем критерию Парето-эффективности.

Цели, на достижение которых направляются ресурсы, должны быть равнозначными с точки зрения масштабов влияния на живучесть фирмы (отрасли национальной экономики или национальной экономики в целом) в долговременной перспективе

Таким образом, экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективногодостижения однотипных по масштабам влияния на конкурентный статус фирмы стратегических целей.



Сущность стратегии состоит:

- во-первых, в выборе таких способов выявления стратегических целей, которые приводили бы к сокращению трансакционных издержек;

- во-вторых, в выборе таких целей, достижение которых требовало бы меньших суммарных производственных и трансакционных издержек;

- в-третьих, в выборе целей, достижение которых обеспечивало бы наибольший прирост уровня конкурентного статуса фирмы за счет усиления совокупного влияния стратегического потенциала фирмы и детерминантов национального ромба.

Экономическая стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система:

- что и в каком количестве производить?

- как и какими средствами производить?

- для кого и когда производить?

Главными направлениями деятельности фирмы в выработке стратегических решений являются:

- сбор и переработка значительных объемов многообразной по характеру информации;

- ведение переговоров с многочисленными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками ресурсов, клиентами, заказчиками;

- мониторинг рынков товаров и услуг, факторов производства;

- выработка собственно стратегических решений.

Таким образом, разработка вариантов и выбор предпочтительной экономической стратегии представляет собой, по существу, процесс формирования портфеля (набора) стратегических рыночных трансакций, то есть разнообразных соглашений, сделок с многочисленными партнерами, которые фирма должна осуществить в перспективе, чтобы обеспечить себе устойчивое процветание.

 

вопрос. Специфические особенности стратегии.

Существуют следующие особенности экономической стратегии, отличающие ее от краткосрочного (текущего) управления фирмой:

Первая особенность состоит в том, что процесс выработки экономической стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый прирост уровня конкурентного статуса фирмы и, как следствие, уровня конкурентного преимущества фирмы.

Вторая особенность состоит в существенном отличии выбора и реализации оперативных (тактических) трансакций, полнота и надежность информации для которых, значительно выше, чем полнота и надежность информации, имеющаяся в распоряжении фирмы при выборе стратегических трансакций. Входе формирования экономической стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении конкретного стратегического проекта. Поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах, что приводит к росту неопределенности всех типов:

- «неопределенности природы» (т. е. внешней среды фирмы);

- неопределенности целей;

- неопределенности действий конкурентов (противника).

Поэтому экономическая стратегия вырабатывает своеобразную «зону неопределенности» — множество вариантов развития фирмы, каждый из которых оптимален при некотором реально возможном сочетании внешних условий.

Третья особенность выражается в существенном усилении роли обратной связи при выработке экономической стратегии. Поскольку в процессе выработки стратегических решений постоянно появляются новые альтернативы, осуществляется целенаправленный поиск наиболее предпочтительных решений, появляется более полная и достоверная информация о тех или иных стратегических трансакциях первоначально намеченные цели стратегического развития могут быть подвергнуты сомнению или просто отброшены. Вследствие этого разработка экономической стратегии представляет собой циклический (кольцевой) процесс постоянной корректировкой первоначальных целей по мере уточнения информации о факторах, определяющих конкурентный статус фирмы в исследуемой перспективе.

Четвертая особенность экономической стратегии заключается в том, что на уровне стратегического планирования — в отличие от планирования на тактическом уровне весьма трудно определить абсолютный показатели полезности тех или иных стратегических решений.

Вопросы контроля:

1. Что такое экономическая стратегия и его значение?

2. Назовите главные направления деятельности фирмы в выработке стратегических решений?

3. Какие особенности экономической стратегии вы можете назвать, и в чем они выражаются?

4. На какие вопросы отвечает экономическая стратегия?

Литература:

1. В.А. Горемыкин. Экономическая стратегия предприятия. Учебное пособие.- М: Издательство «Альфа- Пресс». 2007г.

2. Баринов В.А. Экономика фирмы: Стратегическое планирование: Учебное пособие.- М.: КНОРУС, 2005г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.