Сделай Сам Свою Работу на 5

Отлич только местом образования от а)п:т,к





Строение речевого аппарата

1. Назовите основные части речевого аппарата и их функции (отдельно для гласных и согласных)

Речевой аппарат:губы,зубы,язык,небо,маленький язычок,полость носа,глотка,гортань,трахея,бронхи-легкие,диафрагма

Нижн этаж речевого аппарата нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы, нужные для образования звуков в качестве движущей силы

Верхний этаж реч аппарата-образуются обертоны и резонаторные тоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва сомкнутых органов.

Если мягкое небо опущено и маленький язычок продвинут вперед, то воздух может пройти через нос и выйти через ноздри -получаются носовые звуки.

Язык может перегораживать полость рта ,разделяя рот на 2 резонирующие полости ,что создает различные условия резонанса,это важно при произнесении гласных.

Гортань-источник голоса.

Диафрагма ,легкие,бронхи,трахея-источники струи возду

2. Назовите активные и пассивные органы речи, в чём между ними отличие.

Голосовые связки,мягкое небо,язык,губы-активные органы



Твердое небо,зубы-пассивные

Отличие между ними состоит в том,что одни двигаются-активные,доугие остаются на месте-пассивные

3. Опишите строение гортани, укажите основные положения голосовых связок. Как & положение голосовых связок отражается на качестве звука?

Основа гортани-перстневидный хрящ.подвижность хрящей гортани обеспечивается связками и двумя суставами:перстнещитовидный и перстнечерпаловидный

Гортань сост из:непарных хрящей-перстневидный,щитовидный,надгортанный

Парные хрящи:черпаловидный,клиновидный,рожковидный

Голосовые складки начинаются от голосовых отростков черпаловидных хрящей и прикрепляются на внутренней поверхности щитовидного хряща

Образование голоса происходит за счет вибрации смыкающихся голосовых связок и сужения гол.щели.они участвуют в образовании звуков.под давлением выходящего из легких воздуха голос.связки сближаются,натягиваются и колеблются,в результате появляется голос.

4. Назовите основные положения нёбной занавески. Каким образом оно сказывается на качестве звука?



В зависимости от формы твердого неба ,высоты альвеолярных отростков,свод ,образованный верхней стенной рот.полости,может быть различной высоты

Мягкое небо свободно свисает ,закрепленное вверху вдоль костных элементов тв.неба.при спокойном дыхании оно отделяет полосмть рта от глотки

5. Что такое артикуляция звука, каковы её части?

Артикуляция-совокупность работ отдельных органов при образовании звуков речи

-смысные согл образуются путем смычки,образующей преграду возд.струе: взрывные(п,б,т,д,к,г),аффрикаты (ц,ч),смычные носовые (м,н)

-щелевые-путем трения воздуха(в,ф,с,ш,х)

-смычно-щелевые

-боковые(л)-бок языка опущен

-дрожащие (р) -с попеременным наличием смычки и щели

 

Классификация согласных звуков

1. Укажите основные признаки согласных звуков.

Признаки:соотношение шума и тона,участие или неучастие голоса,твердость или мягкость,место образования,способ образования

2. На какие группы делятся согласные звуки по месту образования:

Группы по м.о.:губные ,язычные,увулярные,надгортанниковые,гортанные

3. На какие группы делятся согласные по способу образования?

Фрикативные,взрывные,аффрикаты,носовые,боковые,дрожащие

4. Чем определяется (от чего зависит) различие согласных по способу образования?

От того,как воздух преодолевает преграду на своем пути,зависит способ образования согласного

5. Опишите положение органов речи при образовании:

а) фрикативных согласных. Назовите их, приведите примеры;

б) смычных согласных. Назовите их, приведите примеры. По какому принципу смычные согласные разделяются на отдельные группы?



Фрикативные-артикуляционно подходят близко друг к другу ,но не полностью смыкаются (ф,в,с,з,ш,ж,м,х,й')

Смычные-поток воздуха блокируется с помощью смычки:взрывные,аффрикаты,носовые

Разделяются на такие группы в зависимости от положения небной занавески

6. Приведите примеры различных дрожащих: дрожащие согласные, шумные звонкие, дрожащие глухие.

Дрожащие :р

Дрожащие глухие- р глухая

Звонкие:б,в,г,д,ж,з

7. Сопоставьте характеристику способа образования [л] в учебнике А.А. Реформатского «Введение в языкознание» и в учебнике «Русский язык» под редакцией Л.Л. Касаткина (М., 2001, с.321). В чём различие, чем оно объясняется? Какая точка зрения представляется вам более обоснованной? (Как артикулируются боковые согласные, почему боковые согласные нельзя считать смычными?).

8. B чём состоит акустическое и артикуляционное различие между:

а) глухими и звонкими согласными [т-д];

б) твёрдыми и мягкими согласными [т-т'].

Д - звонкий шумный мгновенный,

Т- глухой шумный мгновенный

Артикуляционное:

Звук [д] является параллелью звука [т], но при его артикуляции, в отличие от [т] голосовые связки вибрируют.

9. Что такое палатализация?

Палатализация - это дополнительный к основной артикуляции согласного звука подъём средней части языка к твёрдому нёбу (т.е. йотовая артикуляция), что резко повышает характерный тон и шум ("смягчение").

10. В чём различие между палатализованными и палатальными согласными?

Палатализованным является любой мягкий согласный (т.к. приобретает дополнительную среднеязычную (йотовую) артикуляцию), в то время как палатальный один - j, внепарный мягкий, для него среднеязычная артикуляция является основной.

11. Что такое веляризация?

Веляризация - это дополнительный подъем задней части языка к мягкому нёбу, что резко понижает характерный тон и шум. ("отвердение")

12. Приведите примеры веляризированных согласных.

Наиболее яркий пример веляризованного согласного - русский твёрдый [л], однако веляризация характеризует и другие русские твёрдые согласные.

13. Назовите велярные согласные.

В русском языке велярными согласными являются заднеязычные /к/, /г/, /х/.

14. В каких позициях выступают лабиализованные согласные? Приведите примеры.

Лабиализация

(от ср.-лат. labialis — губной) (огубление) — артикуляция звуков речи (как гласных, так и согласных), сопровождаемая округлением вытянутых вперёд губ.

Лабиализация согласных происходит перед звуками "о" и "у", например, в следующих словах: р'от, с'умрак, чт'о, тоб'ой, с'удьба.

15. Докажите, что согласные звуки [ц], [ч] и [х] являются парными по глухости- звонкости. Назовите парные им звонкие, приведите примеры.

[Ц ]– [дз] (отец – отец бы)

[ч] - [дж] ( меч – меч бы)

[х] - [ϒ] (смех – смех бы)

16. Докажите, что согласные [р], [л], [м], [н] и [j] являются парными по глухости- звонкости. Назовите парные им глухие, приведите примеры.

[р] - [р̥-не слоговое] (рот-театр)

[л] - [л̥-не слоговое] (лампа – смысл)

[м] - [м-не слоговое̥] (мать – косм)

[н] - [н̥-не слоговое] (нож – песен)

[j] – [и̯-неслоговое] (заявка – за нею)

17. Глухой или звонкий согласный [р] в словах: семестр, театр?

согласный [р] в словах семестр и театр – глухой

18. Докажите, что согласный [j] является непарным по твёрдости-мягкости. Почему [j] нельзя считать ни палатализованным, ни веляризованным звуком?

Звук [j] является непарным по твёрдости-мягкости и его нельзя считать ни палатализованным, ни веляризованным звуком, потому что возникает неполный подъем средней части языка к твердому небу (т.е. палатализации). Строго говоря относится к мягким палатальным, а не палатализованным звукам.

19. Опишите артикуляцию согласных [ц] и [ч']. Почему [ц] - это один звук, а не два?

[ц] 1) по способу образования: смычная аффриката, по месту образования переднеязычный, зубной:. акустическая хар-ка: шумный, глухой

Голосовые связки расслаблены, небная занавеска поднята, передняя часть языка обр щель с зубами

[ч’] 1) по способу образования: смычная аффриката, по месту образования: переднеязычный, нёбный, акустическая хар-ка: шумный, глухой

Голосовые связки расслаблены, небная занавеска поднята, зубы сомкнуты

[ц] - это один звук, потому что происходит смычное начало артикуляции и щелевое завершение, звук проходит через щель мгновенно.

20. Чем объясняется аффрикация [т'] и [д']? Почему мягкий [т'] звучит как [ц], а [д'] - как [дз]?

21. Какие звуки отличаются от звуков [з], [х], [б] и [т] только способом образования?

отлич. только способом образ. от а)[з]: д,дз,н глух,л глух,р глух.

Б)х: к,ню

В)б:м

Г)т:с,ц,н,л,р

22. Какие звуки отличаются от звуков [п], [з] и [м] только местом образования?

отлич только местом образования от а)п:т,к

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.