Что необходимо учитывать в процессе занятий?
Язык и речь
Быстрое А. Л., Быстрова Е. С.
Развивающие
Игровые Упражнения
ББК 88.8
Б95
Рецензенты:
доцент кафедры управления учебным заведением
и психологии ХГПУ им. Г. С. Сковороды О. В. Колесник;
учитель высшей категории кафедры начального образования СЭПШ ХПУ
«Народная украинская академия» 3. И. Шилкунова
Учебное издание
Быстрое Александр Леонидович, Быстрова Елена Сергеевна
Язык и речь.
Развивающие игровые упражнения
Редактор И. Сметана
Художник С. Черкашин
Корректоры И. Ачкасова, Н. Боровая
Компьютерная верстка Е. Холодная
Подписано в печать 25.10.2005 г.
Формат 60x84 '/16. Бумага офсетная. Гарнитура Школьная.
Печать офсетная. Уч.-изд. л. 2,8- Зак. №
«ТОРСИНГ ПЛЮС»
Свидетельство серия ДК № 2143
от 01.04.05 р.
Издание осуществлено по лицензии ФОП Шапиро М. В.
По вопросам оптовых поставок обращаться:
61057, г. Харьков, ул. Сумская, 13
Тел.: (057) 719-98-73, тел./факс: 717-10-26
Е-таП: Ъогзт|*_ог@Г1с1ег.сот.иа
\у\У№. ^огвт^. сот. иа
Книга — почтой: 61057, г. Харьков, а/я «Книжкова Л1га»
тел.: (057) 719-98-80
Быстрое А. Л., Быстрова Е. С.
Б95 Язык и речь. Развивающие игры — Харьков: ТОРСИНГ ПЛЮС. 2006. — 64с.
18ВЫ 966-404-066-5
Эта книга продолжает серию изданий, направленных на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, адекватного отношения к себе и окружающему миру у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предложенные игры — результат практической работы авторов с детьми 3-6 лет в группах психоинтеллектуального развития.
Шестой выпуск посвящен развитию речи.
ББК 88.8
© Быстров А. Л.,
Быстрова Е. С, 2006
© ФОП Шапиро М. В., макет, 2006
© Черкашин С, дизайн
18ВЫ 966-404-066-5обложки, 2005
Содержание
Вступительное слово................................................................. 4
«Буквы-путешественницы»...................................................... 7
«Веселый Паровозик»............................................................... 8
«У кого больше?».................................................................... 12
«Сказочный калейдоскоп»..................................................... 13
«Расскажи — покажи» ........................................................... 15
«Диалог»................................................................................... 16
«Бегут, плывут, летят...»........................................................ 18
«Клячики» ................................................................................ 20
«Встретились однажды...» .................................................... 25
«Новый год»............................................................................. 26
«Раз словечко, два словечко...»............................................ 28
«Тянем — потянем...»............................................................. 28
« Хвостики »............................................................................. 29
«Аквариум »............................................................................. 31
«Буква за буквой»................................................................... 32
Вступительное слово
«Давай поиграем!»
Более десяти лет назад, начиная работать с детьми в группах интеллектуального развития, мы искали оптимальные формы организации занятий. Хотелось, чтобы малыш, достигнув школьного возраста, обладал не только необходимыми знаниями и умениями, но и высоким уровнем познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи — всем тем, что поможет ему легче справиться со школьной программой и школьными требованиями. Благодаря бесценному опыту общения с маленькими умниками можно утверждать: игра — это обязательное условие успешного развития и само развитие одновременно; это естественный, т. е. заложенный в ребенке самой природой, принцип постижения себя и окружающего мира.
«Давай поиграем!» — вы, наверное, не раз замечали, с каким искренним интересом реагирует ваш ребенок, когда слышит эту фразу. Игры, а в особенности настольные,— это чудесная возможность пообщаться с ребенком, войти в его мир и открыть перед ним все новое и неизведанное. Создать атмосферу игры в ходе занятия совсем не трудно. Нужно лишь захотеть и чуть-чуть постараться. Закройте на минутку глаза и вспомните себя маленьким, каким вы были когда-то, и тогда вы обязательно поймете, что ожидает от вас малыш и как полезное сделать интересным и захватывающим.
Умейте заинтересовать
Дети с удовольствием занимаются только тем, что их увлекает, позволяет свободно выражать свои мысли, фантазии, желания. Превратите, например, скучное: «Ты должен выучить эти буквы!» в занимательное: «Эта буква очень хочет с тобой познакомиться...», и положительный результат не заставит себя долго ждать.
Одобряйте и поощряйте
Если во время игры ребенок совершил какую-то ошибку, не говорите: «Это неверно!», поинтересуйтесь, почему он так делает, дайте ребенку возможность пояснить свои действия и не бояться услышать отрицательную оценку.
Пусть он усвоит, что ошибка — естественный этап движения вперед, который должен вызывать не стыд, а желание его преодолеть.
Оставайтесь другом
Игра дарит вам самое главное — общение с ребенком. Из вечно занятого родителя вы превращаетесь в близкого друга, а это очень важно, согласитесь!
Начинаем играть
Вашему вниманию предлагается серия изданий для развития основных познавательных процессов. Шестой выпуск посвящен языку и речи. Собранные в нем упражнения помогут вашему малышу запомнить, как произносятся и пишутся буквы алфавита, освоить чтение слогов, а затем и слов. В игровой форме ребенок будет расширять словарный запас, учиться грамотно и красиво излагать мысли, сочинять и рассказывать сказки. Важно помнить при этом, что овладение языком и речью — процесс тонкий и постепенный, требующий от взрослого чуткости, деликатности и помощи там, где нужно.
Что необходимо учитывать в процессе занятий?
— Перед началом игры убедитесь, что малыша ничего не. отвлекает, у него нет каких-то срочных, неотложных дел, которые помешали бы сосредоточиться.
— Важно, чтобы и у вас, и у ребенка было хорошее настроение. Если ребенок утомлен, не стоит начинать игровое занятие.
— Ваш настрой очень важен! Если вам сейчас не до занятий, мысли заняты чем-то другим, и вы с беспокойством поглядываете на часы, торопя себя и ребенка, — не ожидайте ничего хорошего.
— Выбирайте постоянное время для игр, лучше в первой половине дня.
— Вводите элементы соревнования («кто быстрее») там, где позволяет игра. Победитель может получать счетные палочки, старые монеты и т. д. Но в случае, когда вы замечаете чрезмерно сильную реакцию на поражения и победы, откажитесь от соревнований.
— Не спешите поправлять ребенка, если он допустил ошибку. Попробуйте выяснить, почему он так поступил, и с помощью наводящих вопросов подведите его к правильному действию. Прямую подсказку используйте в крайнем случае, но лучше обойтись без нее, предложив более простой вариант задания. Важно, чтобы малыш исправлял ошибки самостоятельно! Это необходимо для эффективного интеллектуального и эмоционального развития.
— Обязательно хвалите ребенка, подбадривайте, говорите, что с каждым разом у него будет получаться все лучше и лучше.
— Предложите ребенку роль ведущего, а сами побудьте учениками, детям обычно это очень нравится. Такой обмен способствует раскрытию игрового потенциала малыша.
— Не настаивайте на продолжении игры, если видите, что ребенок устал, ему неинтересно, иначе он потеряет желание вернуться к игре снова.
Авторы ни в коем случае не против творческого подхода к предлагаемым играм. Вы можете дополнять или совершенствовать упражнения, если сочтете это целесообразным.
Итак, играйте, развиваясь, и развивайтесь, играя. А мы от души желаем успеха вам и вашим детям.
С уважением, авторы
Условные обозначения:
— подготовительный этап;
— описание игры;
— пояснения и рекомендации для ведущего.
«Буквы-путешественницы»
_ Игровой комплект включает в себя: карту Сказочной страны (лист № 1), буквы-фишки (лист № 2) и кубики (лиса № 2), которые вам нужно вырезать и склеить. Буквы после вырезания сложите в конверт.
В этой игре вам с малышом предстоит отправиться в увлекательное путешествие по Сказочной стране. Но сначала, чтобы не заблудиться, нужно хорошенько изучить карту. Достаньте ее и внимательно рассмотрите. Покажите ребенку маршрут. Попросите назвать героев сказок, встречающихся на пути. Объясните, для чего нужен кубик и как с его помощью двигать фишки.
Фишкой может быть любая из десяти букв: А, О, И, Е, У, Я, Ё, Ю, Ы, Э. Выберите, какими буквами вы будете сейчас играть и положите обе справа от кружка с цифрой «1».
Итак, к путешествию все готово. Тот, кто первым доберется до финиша, считается победителем. В дороге соблюдайте правило: обязательно называть слог, который образуется, когда фишка-буква становится рядом с буквой на маршруте.Например, фишка «А» попала на кружок № 5 — нужно произнести: «ЗА» и т.п. Счастливого пути!
Цель данного упражнения — помочь ребенку научиться читать слоги. Но сделать это в игре, незаметно для него самого. Поэтому не следует уж очень акцентировать внимание малыша на том, как он справляется с заданием и добиваться идеального выполнения. Просто играйте — и все прийдет само собой. При этом вы должны четко, нараспев произносить слоги, образованные вашей фишкой и помогать, при необходимости, ребенку.
Если малыш не знаком с алфавитом, упростите задачу; пусть он называет не слоги, а только буквы, рядом с которыми ставит фишку. В дальнейшем вернитесь к основному правилу.
На начальном этапе используйте в качестве фишек буквы: А, О, И, Е, У. Затем включите в игру остальные. Следите за самочувствием малыша. Усталость или потеря интереса — сигнал к прекращению занятий и смене деятельности.
Второй комплект букв и кубик — запасные.
«Веселый Паровозик»
Игровой комплект помещен на листах 3-9, 27. Разрезав их согласно разметке, вы получите: вагоны, Паровозик, алфавит и набор картинок. Обратите внимание на то, что картинки объединены в 23 серии. Каждая серия состоит из 4-х карточек, а слова, обозначающие нарисованное на них, начинаются с одной и той же буквы. Например,- серия «Т»: тюльпан, тигр, туфли, торт. Для удобства использования разложите картинки в отдельные конверты по несколько серий и напишите сверху соответствующие сериям буквы. Алфавит так же сложите в конверт. Играть можно за столом или на ковре.
| | |
Составьте Паровоз и вагоны в поезд. Выберите в алфавите букву, с которой будете играть (любую из тех, которыми начинаются слова в сериях) и поместите ее в окошко Паровозика. Затем разложите перед ребенком картинки выбранной серии и какой-либо другой вперемешку (рис. 1.1). Дайте малышу рассмотреть игровой набор, подержать в руках, задать вопросы. «Наш Паровозик отправляется в путь. Сейчас им управляет буква «Т» (рис. 1.1). Поэтому пассажирами будут только слова, начинающиеся на эту букву. Рассмотри картинки, назови нарисованное на них, определи, какие слова начинаются на букву «Т» и «рассади» соответствующие карточки по вагонам».
Ваша помощь и ваши действия в игре зависят от того, насколько малыш владеет языком.
Если он только начал знакомиться с буквами и звуками, то обязательно проговаривайте несколько раз четко букву, которая «управляет» Паровозиком и просите ребенка повторить. Научите малыша произносить слова, «нарисованные» на картинках, медленно, акцентируя голосом первый звук.
Если же ребенок хорошо знает алфавит и может безошибочно назвать каждую букву, то пусть попробует справиться с заданием самостоятельно. При необходимости, помогите, как описано выше.
В том случае, если ваш малыш уже может выделять на слух слоги в словах, измените правила. Кладите в окошко Паровозика не отдельную букву, а слог. «Пассажиром» тогда будет только одна картинка.
В более трудном варианте игры, рассчитанном на детей, умеющих читать, в окошко Паровозика помещаются две (одна) последние буквы слова (слов). Карточек, среди которых малыш выбирает нужные, должно быть от 4 до 8 и более. Вы можете взять их из разных серий так, чтобы «пассажир» был один или несколько (рис. 1.2).
Рис. 1.2
В дальнейшем дополните игровой набор новыми картинками, вырезав их из журналов, старых книг, календарей и т.п.
Когда ребенок освоит упражнение в достаточной степени, поиграйте «на скорость», предложите выполнить задание за определенное время.
Данное упражнение эффективно на всех этапах обучения ребенка языку. В начале очень важно научить малыша «пропевать» слова, выделяя голосом отдельные звуки, а затем и слоги.
Не спешите усложнять задание. Продвигайтесь вперед постепенно, ориентируясь на возможности ребенка.
Чтобы сделать игру увлекательней, можно «сцепить» Паровозик и вагоны ниткой, построить из кубиков два «вокзала» и возить «пассажиров» (картинки) из одного города в другой с гудками, с «Поезд отправляется!» и т.д.
Длительность занятий выберите такой, чтобы не переутомить малыша и не вызвать, тем самым, негативного отношения к упражнению. Ниже дан список серий и таблица слов с одинаковыми окончаниями (Таблица 1).
Серия «Т»
торт
тюльпан
тигр
туфли
Серия «М»
мост
матрос
мельница
муравей
Серия «Д»
диван
дерево
доктор
дудка
Серия «П»
привидение
павлин
пылесос
перец
Серия «Щ»
щетка
щенок
щука
щит
Серия «Я»
яблоко
яхта
яичница
якорь
Серия«С»
солнце
сачок
седло
сумка
Серия«К»
кукуруза
капитан
компас
кит
Серия «Н»
ноты
нитки
негр
наушники
Серия «Ф»
факел
футболист фотоаппарат фейерверк
Серия«Ж»
журавль
жук
жаба
желудь
Серия «И»
игрушки
индеец
индюк
искры
«Серия «Р»
ранец
ракета
рукавицы
рояль
Серия «Б»
бусы
банан
бочка
белка
Серия«3»
зебра
зажигалка
зубр
замок
Серия «Ч»
чайка
чашка
Чипполино черепаха
Серия «А»
ананас
автобус
акула
абрикос
Серия «О»
огурец
осел
олень
орел
Серия«В»
ваза
вилка
вертолет
волк
Серия«Г»
гиря
газета
гусеница
горка
Серия«Л»
ласточка
лебедь
лимон
ложка
Серия «Ш»
шуба
шапка
шоколад
шимпанзе
Серия«У»
узор
ученик
улыбка
умывальник
Таблица 1
|
| КА
| Сумка, вилка, бочка, белка, дудка, ласточка, зажигалка, ложка, чайка, чашка, шапка, щетка, щука, улыбка, горка.
| ЗА
| Кукуруза, ваза.
|
| АН
| Тюльпан, капитан, банан, диван.
|
| АС
| Компас, ананас.
|
| ЦА
| Мельница, гусеница, яичница.
|
| ТА
| Ракета, яхта, газета.
|
| БА
| Шуба, жаба.
|
| ЕЦ
| Перец, индеец, огурец, ранец.
|
| КИ
| Нитки, наушники, игрушки.
|
| ОК
| Щенок, замок, сачок.
|
| ОС
| Матрос, пылесос, абрикос.
|
| ДЬ
| Лебедь, желудь.
|
| СТ
| Мост, футболист.
|
| ОР
| Доктор, узор.
|
|
«У кого больше?»
Игра рассчитана на детей старше 4 лет, но может быть предложена и младшим детям.
Игровое поле помещено на листе № 10. Алфавит и комплект карточек с картинками возьмите из упражнения № 2 «Веселый Паровозик». Если вы еще не знакомы с этим упражнением, то, прежде чем приступать к игре, рассмотрите карточки вместе с ребенком. Обратите внимание: все они поделены на серии. Каждая серия состоит из четырех картинок, а слова, обозначающие нарисованное на них, начинаются с одной и той же буквы. Например, серия «М»: мельница, муравей, мост, матрос. Играть лучше за столом.
Сядьте рядом. Положите перед собой игровое поле. Достаньте из комплекта любые четыре серии картинок, переверните цветной стороной вниз и перемешайте. Затем разложите произвольным образом картинки в клетках игрового поля так, чтобы вы не знали, где какая лежит. Часть поля останется пустой. Возьмите из алфавита каждый по две буквы, соответствующие выбранным сериям.
Теперь вы по очереди снимаете с поля карточки, открываете, называете предметы, которые на них нарисованы, и расскладываете на группы. У каждого из вас получится по две группы карточек: в одной будут слова, начинающиеся на ваши буквы, в другой — на буквы партнера. Победителем считается тот, у кого «своих» карточек окажется больше.
В более трудном варианте игры на поле выкладываются двадцать картинок: по две от каждой из десяти каких-либо серий, а игроки «контролируют» уже по пять букв.
Игра поможет ребенку легко запомнить, как читаются и пишутся буквы алфавита. Ваша задача при этом: 1) стараться избегать подсказок. Пусть малыш сам определяет, на его ли букву начинается слово или нет; 2) научить его выделять голосом первый звук в слове на карточке и сравнивать с названиями букв, которыми он играет.
«Сказочный калейдоскоп»
Игра рассчитана на детей старше 5 лет, но может быть предложена и младшим детям.
Игровой набор состоит из карты Чудесной страны (лист № 11) и комплекта сюжетных картинок (листы № 12-15), которые вам нужно вырезать и сложить отдельно.
Перед началом игры рассмотрите карту и картинки. Пусть малыш сам назовет сказочных персонажей, выскажет свое мнение об их особенностях, характере, назначении и т. п. Не все из представленных образов однозначны, поэтому старайтесь не направлять воображение ребенка. Дайте ему возможность составить собственное представление о содержании картинок, а не использовать ваше. После этого можно начинать игру.
Переверните карточки цветной стороной вниз (пустые пока не участвуют в игре). Перемешайте. Выберите наугад девять штук и разложите на Волшебной дорожке. Затем переверните их «лицом» вверх. Остальные карточки отложите.
«Представь, что ты оказался в Чудесной стране, где рождаются Сказки. Как это происходит? А вот как! Каждый раз, когда сказочные герои — жители этой страны — становятся друг за другом на Волшебной дорожке, возникает новая Сказка. Как сейчас! Посмотри на картинки и попробуй рассказать ее. Начни с карточки, лежащей на середине карты и двигайся по стрелкам к концу истории».
В более сложном варианте игры карточки, после раскладывания на поле, остаются закрытыми. Ребенок не видит сразу весь сюжет целиком. Он открывает картинки по очереди, по мере продвижения вперед. Так труднее, но и интереснее.
Через какое-то время предложите малышу придумать и нарисовать на пустых карточках своих сказочных героев и включите их в игру.
Сочинить сказку, даже по готовым картинкам,— дело не простое. Особенно, если это первый подобный опыт. Не торопите ребенка, не спешите подсказать. Лучше, в качестве примера, придумайте несколько историй сами.
Упражнение активно задействует воображение. Однако помните, что направлено оно на развитие речи ребенка, т.е. на формирование словарного запаса, умения последовательно и грамотно излагать мысли, правильно употреблять слова и т.д. Помогайте ему в этом, поправляя при необходимости мягко и ненавязчиво.
В течение одного занятия достаточно рассказать 1-2 сказки.
«Расскажи — покажи»
Вырежьте согласно разметке игровое поле (лист № 16). Карточки-картинки возьмите из упр. № 2 «Веселый Паровозик». Играть можно за столом или на ковре.
Сядьте рядом. Заполните клетки игрового поля карточками (любыми). Предложите ребенку выбрать глазами одну из них и рассказать об изображенном предмете (животном, растении и пр.) так, чтобы вы сумели понять, о какой картинке идет речь. Если картинка угадана, вы снимаете ее с поля и кладете возле себя, если нет — оставляете на месте. Затем вы описываете какую-либо картинку, а малыш внимательно слушает и старается определить ее. И так дальше по очереди до тех пор, пока все карточки не будут сняты с поля. Выигрывает тот, у кого их окажется больше.
Играя с детьми 3-4 лет, закройте половину поля альбомным листом и используйте только 6 картинок. Постепенно, по мере освоения игры, увеличивайте поле, добавляя по 3 карточки. Дети 5 лет могут начать с 9 карточек.
Важно, чтобы вы и ребенок при описании картинок не ограничивались видимыми (нарисованными) признаками того или иного предмета (животного, растения и пр.), а сообщали как можно больше различной информации о его свойствах, особенностях, назначении и т.п. Например, говоря о гусенице, мало сказать: она маленькая и зеленая. Добавьте, что она превращается в бабочку, кушает листья, медленно двигается, ею питаются птицы и т.п. Конечно же, трехлетнему ребенку сразу выполнить это задание будет не под силу. Но шаг за шагом, с вашей помощью, он научится.
_ Картинки описывайте медленно, при необходимости повторяйте описание.
Помогайте малышу правильно выстраивать фразы, подбирать нужные слова.
Учитывайте, что это игра-соревнование и ребенку будет хотеться выиграть у вас. Не лишайте его удовольствия почувствовать себя победителем. Поддайтесь иногда, но незаметно для малыша.
В дальнейшем подберите новые картинки, вырезав их из ненужных журналов, буклетов и т.п.
Средняя продолжительность игры — 10 минут.
.
«Диалог»
Игра рассчитана на детей старше 4-х лет, но может быть предложена и младшим детям. Наглядный материал помещен на листах № 17-21. Вырежьте картинки и сложите в конверт.
Каждая из картинок имеет свой сюжет, в центре которого два персонажа. Художник изобразил их в момент активного общения между собой. Задача ребенка — внимательно рассмотреть рисунок, пофантазировать и сочинить диалог главных героев. Можно дать персонажам имена и говорить от лица то одного, то другого.
В том случае, если малыш не сможет сразу понять смысл задания, возьмите первую картинку и приведите пример. Затем вновь предложите ему попробовать самостоятельно.
Как вариант, одну из ролей вы можете брать на себя, а также обмениваться ролями в ходе диалога.
Для детей старше 5-ти лет правила меняются: нужно не только придумать, о чем говорят сейчас герои, но и представить, что они чувствуют, о чем думают, что было до этого и чем все закончится.
Картинки пронумерованы в порядке возрастания сложности. На первых — сюжет более прозрачен и легок для интерпретации. Постепенно усложняясь, он требует от воображения больших усилий. Поэтому включать карточки в игру лучше по очереди.
Важно дать малышу возможность свободно выражать мысли по поводу увиденного, какими бы непонятными они ни казались вам. Задавайте вопросы, уточняйте что-либо, просите пояснить, почему он сделал тот или иной вывод, словом, будьте активным участником игры.
Речевые ошибки исправляйте мягко, ненавязчиво, чтобы не вызвать у ребенка негативного отношения к своим возможностям и упражнению.
Каждая из изображенных ситуаций неоднозначна, и описать ее можно по-разному. Это дает возможность использовать картинки многократно, до определенного момента. В дальнейшем подберите новые, взяв их из журналов, книг и т.п.
На каждом занятии достаточно использовать 2-3 картинки.
«Бегут, плывут, летят...»
Наглядный материал к игре помещен на листе № 22. Разрезав его согласно разметке, вы получите две серии по 10 кружков («зеленую» и «голубую») и 8 геометрических фигур, из которых составляется квадрат. Сложите их в конверт.
Разложите перед малышом игровой набор. Покажите, какиз деталей собрать квадрат, и дайте потренироваться ребенку. Попросите малыша назвать изображенное на кружках. Обратите его внимание на то, что все персонажи картинок нарисованы в действии: собака бежит, корабль плывет, колокольчик звенит и т.д.
Теперь возьмите какой-либо кружок. Положите отдельно. Еще раз проговорите, какое действие он обозначает, и предложите ребенку подобрать другие слова, которые также могли бы «выполнять» это действие. За каждое правильно найденное слово к кружку добавляется один элемент квадрата до тех пор, пока он не будет собран.
Ниже даны названия картинок и, в качестве примера, несколько слов к ним. В дальнейшем придумайте и нарисуйте новые картинки, используя для этого пустой кружок.
Независимо от возраста ребенка, начните играть с «зеленой» серии кружков и постепенно перейдите к «голубой», более сложной.
Названия картинок.
І. «Зеленая» серия.
1.«Бежит собака».
Бежать могут: человек, олень, ручей и т.д.
2. «Плывет корабль».
Плыть могут: облака, рыба, бревно и т.д.
3. «Падает снег».
Падать могут: листья, человек, стакан со стола и т.д.
4.«Летит ласточка».
Лететь могут: самолет, орел, воздушный змей и т.д.
5. «Висит груша».
Висеть могут: лампочка, яблоко, картина и т.д.
6. «Лежит кошка».
Лежать могут: книга на столе, мальчик на диване, кошелек в сумке и т.д. 7.«Стоит дом».
Стоять могут: забор, девочка, автобус и т.д.
8. «Прыгает лягушка».
Прыгать могут: заяц, спортсмен, мячик и т.д.
9. «Пахнет цветок».
Пахнуть могут: торт, краска, арбуз и т.д.
10. «Блестит кольцо».
Блестеть могут: капля воды, звезды, новогодние игрушки и т.д.
ІІ. «Голубая серия».
1. «Колется иголка».
Колючими могут быть: ежик, роза, шарф и т.д.
2. «Сыпется сахар».
Сыпаться могут: крупа, песок, конфеты и т.д.
3. «Звенит колокольчик».
Звенеть могут: звонок, ключи на связке, трамвай и т.д.
4. «Качаются качели».
Качаться могут: дерево, ветки, маятник и т.д.
5. «Открываются двери».
Открываться могут: чемодан, книга, окно и т.д.
6. «Складывается пирамида».
Складываться могут: вещи, карандаши в коробку, мозаика и т.д.
7. «Шуршат листья».
Шуршать могут: газета, сено, ежик в саду и т.д.
8. «Цепляется колючка».
Цепляться могут: обезьяна за ветку, полотенце на крючок, прицеп к машине и т.д.
9. «Светит фонарик».
Светить могут: солнце, лампочка, свеча и т.д.
10. «Кружится ветер».
Кружиться могут: птицы, пыль, листья и т.д.
___Это упражнение можно сравнить со своеобразным конструктором, где деталями служат слова. Малыш мысленно перебирает детали-слова, соединяя их друг с другом, пока не найдет взаимное соответствие. Для этого нужно время. Поэтому старайтесь не торопить его, но и не подсказывайте. В случае необходимости, соберите 1-2 квадрата, называя слова по очереди.
Следите за самочувствием ребенка. Усталость и потеря интереса к игре — сигнал к смене деятельности.
«Клячики»
Упражнение рассчитано на детей старше 5-ти лет, но может быть предложено и младшим детям.
Игровой комплект состоит из карты страны Противоположностей (лист № 23) и тридцати черных и белых кружков (лист № 27), которые вам нужно вырезать и сложить в конверт.
На столе или на ковре расположите карту страны Противоположностей и кружки (по десять каждого цвета). Рассмотрите ее вместе с ребенком. Спросите, как он думает, почему она так называется. Предложите поискать на карте и назвать «противоположности»: высокий — низкий, длинная — короткая и т.д.
«В стране Противоположностей живут необычные существа — Клячики. Они милые и симпатичные, но очень рассеянные, и часто теряют свои черно-белые шубки. Хочешь помочь им отыскать одежду? Тогда смотри и слушай, что нужно делать!
Я беру черный кружок, кладу его Клячику (любому) и называю слово, например, «горячо». Половина шубки есть. Чтобы «найти» и положить вторую половину (белый кружок), ты должен подобрать к слову «горячо» слово с противоположным значением. Подумай, какое это слово?
Умница! Это слово — «холодно». Один Клячик у нас одет. Теперь я кладу черный кружок другому Клячику. Называю слово — «тяжелый», а ты слово?., и кладешь белый кружок. Наша задача — одеть всех Клячиков».
Ниже даны пары слов с противоположным значением. Используйте их попорядку, независимо от возраста ребенка.
С данным списком можно сыграть дважды. Сначала вы называете первые слова в паре. Затем, дойдя до конца, начните заново, но называйте уже второе слово в паре. В дальнейшем попробуйте дополнить список, придумав свои «противоположности». Пары слов:
1. Громко — тихо.
2.Горячо — холодно.
3. Добрый — злой.
4. Высокий — низкий.
5. Сильный — слабый.
6. Толстый — худой.
7. Длинный — короткий.
8. Черный — белый.
9. Мокрый — сухой.
10. Грязный — чистый.
11. Мягкий — твердый.
12. Тяжелый — легкий.
13. Голый — одетый.
14. Грустный — веселый.
15. Плакать — смеяться.
16. Кривой — прямой.
17. Волосатый — лысый.
18. Острый — тупой.
19. Новый — старый.
20. Темный — светлый.
21. Пустой — полный.
22. Утро — вечер.
23. Храбрый — трусливый.
24. Узкий — широкий.
25. Говорить — молчать.
26. Шершавый — гладкий.
27. Одеться — раздеться.
28. Лето — зима.
29. Много — мало.
30. Глупый — умный.
31. Открыть — закрыть.
32. Кислый — сладкий.
33. Больной — здоровый.
34. Первый — последний.
35. Налить — вылить.
36. Трудный (путь) — легкий.
37. Похвалить — поругать.
38. Начало — конец.
39. Быстро — медленно.
40. Выиграть — проиграть.
41. Далеко — близко.
42. Потерять — найти.
43. Поймать — отпустить.
44. День — ночь.
45. Вход — выход.
46. Включить — выключить.
47. Зажечь — потушить.
48. Часто — редко.
49. Застегнуть — расстегнуть.
50. Вопрос — ответ.
51. Голодный — сытый.
52. Забыть — вспомнить.
53. Загадка — отгадка.
54. Ушел — пришел.
55. Подняться — опуститься.
56. Левый — правый.
57. Сложный — простой.
58. Проснуться — заснуть.
59. Закопать — выкопать.
60. Небо — земля.
61. Убежать — прибежать.
62. Обрадоваться — огорчиться.
63. Огонь — лед.
64. Интересно — скучно.
65. Поздороваться — попрощаться.
66. Молодой — старый.
67. Пришить — оторвать.
68. Верх — низ.
69. Стоять — лежать.
70. Испачкать (одежду) — постирать.
71. Забежать — выбежать.
72. Глубоко — мелко.
73. Согнуть — выпрямить.
74. Прилепить — отлепить.
75. Причесать — разлохматить.
76. Весна — осень.
77. Впереди — сзади.
78. Друг — враг.
79. Потолок — пол.
80. Сломать — починить.
81. Крыша — подвал.
82. Нарисовать — стереть.
83. Ветки - корни.
84. Гора - яма.
85. Уехать — приехать.
86. Лицо — затылок.
87. Купить — продать.
88. Клюв - хвост.
89. Будущее — прошлое.
90. Пятка — носок.
91. Разрезать (ткань) — сшить.
92. Забрать — отдать.
93. Повесить — снять.
94. Нагреть — остудить.
95. Родной — чужой.
96. Кричать — шептать.
97. Спина — грудь, живот.
98. Лужа — море, океан.
99. Порядок — беспорядок.
100. Двоечник — отличник.
101. Вчера — завтра.
102. Голова — ноги.
103. Любовь — ненависть.
104. Вкрутить — выкрутить.
105. Внутри — снаружи.
106. Дикий — домашний.
107. Урок — перемена.
108. Мутный — прозрачный.
109. Взлететь — приземлиться.
110. Понедельник — воскресение.
Значения некоторых слов нельзя назвать противоположными в строгом смысле этого слова. Гора — яма, потолок — пол, спина — грудь и др. — не являются антонимами. Их противоположность становится понятной только тогда, когда эти слова образуют пару. Поэтому просите ребенка представить себе, например, птицу и подумать, что противоположно ее клюву (хвост).
На подбор нужного слова отведите столько времени, чтобы пауза не слишком затягивалась, но и не торопите малыша. Если слово пока не отыскивается, оставьте этого Клячика без второй половины шубки и перейдите к следующему. Подсказок лучше избегать.
Продолжительность игры выберите, исходя из самочувствия ребенка и его реакции на упражнение.
«Встретились однажды...»
Игра рассчитана на детей старше 5 лет, но может быть предложена и младшим детям. В качестве игрового комплекта используйте карточки-картинки к упр. № 2 «Веселый Паровозик».
Разложите картинки цветной стороной вниз. Перемешайте. Возьмите семь любых и положите стопочкой «лицом» вниз возле себя. Это же попросите сделать ребенка. Тот, кто ходит первым, берет из своей стопки верхнюю карточку, переворачивает и кладет перед собой. Второй игрок подкладывает к ней свою верхнюю карточку тоже цветной стороной вверх.
Задача первого игрока — придумать ситуацию, которая могла бы произойти на самом деле и в которой участвовали бы оба изображенных предмета (растения, животных и т. д.). Если ему это удается, то обе карточки он забирает себе. Если нет — отдает партнеру. Затем выкладываются следующие картинки, и ситуацию пробует сочинить второй игрок и т.д. Выигрывает обладатель большего числа карточек.
Например (рис. 2):
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|