Сделай Сам Свою Работу на 5

Эстетическая теория языка К. Фосслера.





Агглютинация и фузия как две тенденции в присоединении аффиксов к корню. Синтетические и аналитические языки.

Агглют-я - это соед-е неизменяемого корня с однознач-ми станд-ми аффиксами. Фузия- это соедин-е изменяемого корня с нестанд-ми многозн-ми аффиксами. Фузия хар-на для индоевр-х яз-в. Одним из важных следствий проявления указанных 2х тенденций - агглютинации и фузии - явл-ся общая грамматическая направл-ть того или иного яз-а в сторону аналитизма или синтетизма.

Под аналитизмом следует понимать расчлененность заданной в высказывании информации по отдельным элементам структуры языка. Под синтетизмом же следует понимать комплексную сопряженность заданной в высказывании информации без строгого расчленения на отдельные элементы структуры. При аналитизме носителями расчлененной информации могут быть как отдельные лексемы, так и отдельные морфемы, если характер их соединения в лексему не противоречит основной тенденции аналитизма. Порядок элементов определяет линейный ряд высказывания и может самостоятельно нести информационную нагрузку. В качестве самостоятельного же носителя информации может выступать интонация, опять же отдельно действуя как коммуникативное средство. При аналитизме у каждого элемента есть своя строго очерченная нагрузка и каждый элемент заданной информации имеет своего носителя. Тем самым достигается экономичность высказывания и регулировка его строения простыми правилами. При синтетизме носителями информации служат индивидуально сочетающиеся комплексы, где нет строгого "разделения труда", так как один элемент может совмещать в себе разных носителей, а разные элементы могут быть носителями той же информации. Тем самым возникает неизбежная избыточность высказывания, наличие "холостых" элементов, не несущих своей отграниченной нагрузки, а участвующих лишь в качестве "наполнителей" комплексов. Индивидуализация связей комплексов не позволяет регулировать построенные таким методом высказывания простыми правилами. Аналитические языки,



тип языков, в которых грамматические отношения выражаются служебными словами, порядком слов, интонацией и т. п., а не



Понятие о знаке. Типы знаков.

Известно,что чел-ек живёт в море знаков,и он единственное существо способное изобретать и использовать знаки.

Наука изучающая знаковые системы - семиотика.

В настоящее вр. семиотика подразделяется на два узла:

1 - семиотика культуры и языка (с.лит-ры,фольк-ра,музыки)

2- семиотика коммуникативных систем жив-ых

ЗНАК - это материальный носитель социальной информации.

Это единица, основная функция которой - быть заместителем какой-либо идеи, вещи, ситуации.

Лингвосемиотика - наука, изучающая языковые знаки.

Биосемиотика - наука, изуч.биологические знаки.

Этносемиотика - наука.изуч. поведение разных народов,в разных ситуациях(обряды,обычаи, цветовая гамма,игры.танцы)

Классификация знаков была разработана амер.филос.Пирсом.

Он выделил 3 типа знаков:

1) иконический (подобие,подражание: фото,икона)

2) знаки-символы (создаются по соглашению: больш-во знаков)

3) знаки-индексы (создаются по смежности в пространстве или времени - цифровые.буквы,звуки)

Не все языковые ед-цы явл-ся знаками.

Фонемы не явл. знаками.

Морфемы - полузнаки.

Слово - полноценный знак.

Предложение - комплекс знаков.

Словесные знаки делятся по категориальному значению на типов:

1) характеризующие знаки (полнозначные слова)

2) диектические знаки - указ. и лич. мест.

3) идентифицирующие знаки - имена соб.

4) квантитативные знаки - им.числ.

5) связочные знаки - союзы,предлоги.

6) заместительные знаки - неопр.,отриц.,вопрос. мест.

Отличия языка от др.знаковых систем:

1) универсальный хар-ер.



2) первичность.

3) многофункциональность.

4) естественность происхождения.

5) способность развиваться без вмешательства.

6) способ.выр.оттенки мысли.

 

 

ступенчатые (градуальные) и неступенчатые (цепочки и пучки).

-Цепочечные оппозиции не предполагают ни нарастания, ни убывания степени признака, например [p] : [t] : [k] или [f] : [s] : [S] : [x]); наконец,

-пучковые оппозиции устроены не как последовательный ряд, а как многоугольник, например, рус. [t] : [s] : [c] или [d] : [n] : [l]).

Изоморфизм языковых планов, параллелизм в организации звуковой и смысловой сторон языка (так называемых плана выражения и плана содержания). Термин «изоморфизм» связан с именем польского языковеда Е. Куриловича, употреблявшего его для обозначения структурных аналогий между звуковыми и семантическими единицами, например слогом и предложением.

 

Эстетическая теория языка К. Фосслера.

Согласно теории Ф.,язык - это часть культуры, и он образует пространство в котором происходит духовная и интеллектуальная жизнь чел-а.

Эта терия,сформированная в 20-е гг.20-го столетия восходит к философии нем.фил. Гумбольдта,кот.писал : "как для физического существования человека необходима воздушная среда,так и для дух-го сущ-ия нужна языковая был напсреда. Язык - есть чудесным образом запечатлённая в звуках духовная энергия народа"

"Язык - есть непрерывная творч-ая деятельность".

"Язык - это не средство общения,а средство самовыражения".

Этот тезис был направлен против младограмматиков и структуралистов,которые производили анатомический анализ языка, механически расчленяли его на фонетику,грамматику и лексику.

Ф. считал,что язык - есть нечто целое, взаимосвязанное.

Каким он предстаёт в стилистике,таким он и должен стать в центральной дисцмплине.

Все эл-ты языка по своему выражению стилист-ие средства,которые со временем становятся грам-ми средствами.

Ф. писал о той роли,которую играют мастера слова в истории того или иного языка. Он выступил в защиту специфики гумманитарных знаний. Он выступал против антиментализма. Ментализм- логическая категория.

Язык - сущность его в соединении звука и смысла.

 

 

38.Двуязычие, его типы. К проблеме контактов языков тесно прилегает двуязычие, т.е. существование 2-ух или более языков в индивиде. Двуязычие - владение двумя языками и регулированное переключение с одного я-ка на другой в зависимости от ситуации общения. Щерба выделял два типа двуязычия: 1 тип - смешанный. Когда белингвы склонны обращаться с обоими языками, как с тесно связ-ми частями единой знаковой системы. 2 тип - координативный Когда белингвы располагают двумя соотнесёнными, но отдельными языковыми системами. У двуязычия есть тенденция к разграничению тем и собеседников. Ведутся споры по поводу того, какой же всё-таки язык у билингвов доминирующий? Существует несколько версий. 1) тот язык, которым чел. овладел в первуб очередь. Но он может стереться из памяти. 2) тот язык, с которым прих-ся чаще сталкиваться. 3) тот язык, на котором билингв знает письмо, грамоту. 4) тот язык, который важен для продвижения чел. по общественной лестнице. Для билингвизма имеет значение степень близости языков генетической и типологической.     39.Сравнительно-исторический метод, основные принципы. На рубеже 19-20 столетия зарождается интерес к вопросу происхождения языков и их генеологических связей. Было установлено, что язык непрерывно изменяется. С возниконвениеем срав.-ист.-го язык-ия его идеи и методы отвечали общей тенденции развития научной мысли руб. 18-19вв. Исследователи осмысляли накопленный материал сквозь призму историзма, стремились объяснить многообразие форм чеез их генетическое единство. В этот период формируетя общефилософская теория эволюции. Метод сопоставления использовался при анализе неродственных яз-ов с целью выявления как универс-ых черт, так и специф-их особ-ей. Толчком для появления срав.ист.-их исследования в лингвистике послужило знакомство учных с санскритом. Санскрит был удалён от современных языков. Но вместе с тем обнаруживал удивительное сходство с европейскими языками как в лексике так и в грамматике. Исторически сложилост так,что именно индоевропейские языки послужили тем материалом на кот-ом были разработаны и опробированы первые идеи и методы компоротивистики. Принципы сравнит.ист. язык-ия: 1) принцип отбора лекс-го мат-ла.(числительные, лич.мест., соматизмы, элементарные понятия) 2) планомерный методич.анализ по звукам. 3) грам-ие соответствия. 4) семантич-ие соответствия. 5) принцип относительной хронологии( Б.де Куртане). Был против младограм-ов. Считал, что нужно изучать я-к не изолированно, а хронологически.Установление родства должно опиаться не на отдельные факты, а на анализ системных отношений м.д.ними. Сходство должно носить регулярный хар-ер. 7) принцип внутренней реконструкции я-а.(Соссюр). Изучать я-к по универсалиям и по типологическим законам (во всех я-х есть имена соб-ые, есть возвыш. и простореч.лексика) "Теория волн" Шмидта - языковая инновация, возникая в опр.точке лингво-геогр-го простр-ва нач-ет распр-ся охватывая близлежащие я-ки как волны.     42.Проблема индоевропейской общности: теория «волн» и принцип лингвистической непрерывности. В 1850 г.швейц.лингвист А.Пикте(1799-1875) вывел принцип лингвистической неприрывности. Согласно этому принципу, в отдалённую эпоху между индоевропейскими языками не существовало чётких территориальных границ. Родственные языки плавно переходят друг в друга через ряд промежуточных диалектов. Подтверждением этому служит факт,что каждый индоевропейский язык состоит в ближайших отношениях родства с другими: иранским, таджикским, осетинским, индийским, слав. Утрата языка или диалекта играющего роль переходного звена приводит к появлению границ между языками. Пример: в Австралии в 19в. на 300 тыс.чел. сущ-ло 260 яз-ов.   В 1872г.- выходит книга ученика Шлейхера - И.Шмидта "Взаимоотношения родства индоевропйских языков". В ней была обоснована "теория волн" , которая была напрвлена против родословного древа Шлейхера. Теория волн - языковая инновация, возникая в определённой точке лингво-географического пространства, начинает распространятся, охватывая близлежащие языки наподобие волны от брошенного в воду камня.     34.Индоевропейская семья: основные группы языков. Первой языковой семьей, установленной посредством сравнительно-исторического метода, была так называемая «индоевропейская». После открытия санскрита многие европейские ученые – датские, немецкие, итальянские, французские, русские – занялись изучением подробностей родства различных внешне сходных друг с другом языков Европы и Азии тем методом, который был предложен Уильямом Джоунзом. Немецкие специалисты назвали эту большую группировку языков «индогерманской» и нередко продолжают называть ее так и по сей день (в других странах этот термин не используется). Группы языков: кельтская, германская, балтийская, славянская, тохарская, индийская, иранская, армянская, хетто-лувийская, греческая, албанская, италийская (включая латынь и произошедшие из нее романские языки, которые иногда выделяют в отдельную группу). По общему числу входящих в нее языков индоевропейская семья уступает многим другим языковым семьям, однако по географической распространенности и числу говорящих не имеет себе равных.Ареал ее распространения включает практически всю Европу, обе Америки и континентальную Австралию, а также значительную часть Африки и Азии. Более 2,5 млрд. человек – т.е. около половины всего населения земного шара – говорят на индоевропейских языках. Все основные языки Западной цивилизации являются индоевропейскими.     24.Психолингвистика: задачи, цели, метод.   Психолингви́стика — дисциплина, кот-я нах-ся на стыке психологии и лингв-ки. Изуч-т взаимоотн-е яз-а, мышл-я и созн-я. Возн-ла в 1950-х гг. У психолингвистики 3 осн-х теоретич-х источ-ка. 1)психол-е направл-е в языкознании. Языковеды прошлых веков писали о том, что язык — это деятел-ть духа и отражает культуру народа. При этом они отмечали, что язык содержит в себе не т/о физический, но и психический компонент и тем самым принадлежит индивидууму. Являясь условием общ-я и регулируя деятел-ть чел-ка, язык огранич-т познание мира и делает невозможным полное понимание др-го чел-ка. 2) работы американских дескриптивистов, кот-е полагали, что владение яз-м основано на спос-ти произв-ть правильные предл-ия. 3)работы психологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского организ-я процесса производства речи трактуется как последоват-ть фаз деят-ти (мотивация — мысль — внутреннее слово — реализация). В концепции Л. В. Щербы постулируется наличие языкового материала (текстов), языковой системы (словарей и грамматики) и язык-й деят-ти (как говорения и понимания речи). Отеч-я психолингвистика сформиро-валась прежде всего как теория речевой деят-ти. Психолингвистика заним-ся описанием речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, изучением функций речевой деятельности в обществе, исследованием связи м/у речевыми сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация их слушающим), анализом языкового развития в связи с развитием личности.   словоизменением, т. е. не грамматическим чередованием морф в пределах словоформы, как в синтетических языках. К Аналитическим языкам относятся английский, французский, новоперсидский, болгарский языки.Синтетические языки, типологический класс языков, в которых преобладают синтетические формы выражения грамматических значений. Синтетические языки противопоставляются аналитическим языкам, в которых грамматические значения выражаются при помощи служебных слов, и полисинтетическим языкам, в которых в пределах цельнооформленного комплекса (внешне напоминающего слово) объединено несколько именных и глагольных лексических значений. Деление языков на синтетические и аналитические предложил А. Шлегель (только для флективных языков), А. Шлейхер распространил его на языки агглютинативные. Морфемы, входящие в слово в Синтетические языки, могут объединяться по принципу агглютинации, фузии, претерпевать позиционные чередования (например, тюркский сингармонизм). Синтетические формы встречаются в значительной части языков мира. Поскольку язык в принципе не бывает типологически однородным, термин «Синтетические языки» применяется на практике к языкам с достаточно высокой степенью синтеза, например тюркским, финно-угорским, большинству семито-хамитских, индоевропейским (древним), монгольским, тунгусо-маньчжурским, некоторым африканским (банту), кавказским, палеоазиатским, языкам американских индейцев.     41.Глоссематика: три типа языковой зависимости. Глоссематика - (от греч. glossa - язык), лингвистическая теория, возникшая в кружке датских лингвистов Копенгагенского университета в середине 30-х гг. 20 в. Создателем Глоссематика является Л. Ельмслев в сотрудничестве с В. Брендалем (1887-1942) и Х. Ульдаллем (1907-57). Глоссематика ориентируется на структурно-семиотический аспект языка и абстрагируется от всех др. его аспектов - социального, биологического, физического, психологического и т.д., не связанных якобы с "автономной сущностью" языка. Рассматриваются три общих типа глоссематических функций, под которые подводятся отношения между любыми единицами плана выражения и плана содержания и в тексте, и в системе: 1) Двусторонняя зависимость, или интердепенденция, имеющая место между двумя элементами, не существующими один без другого. Таково отношение между гласными и согласными, существительными и глаголами (в системе); между подлежащим и сказуемым, морфемой падежа и морфемой числа в латинских или русских существительных (в тексте). 2) Односторонняя зависимость, или детерминация, имеющая место между двумя элементами, один из которых предполагает другой. Таково отношение между любым косвенным падежом, например, дательным и именительным: если в системе есть дательный, в ней обязательно должен быть и именительный; 3) Свободная зависимость, или констелляция, имеющая место между двумя элементами, каждый из которых может существовать без другого Таковы отношения между категорией лица и рода русского глагола в системе (в настоящем времени выражается лицо и не выражается род, а в прошедшем времени выражается род и не выражается лицо).     46.Интерлингвистика. Искусственные языки. Интерлингвистика - это наука о конструировании новых языков. Термин интерлингвистика появился в 1911 г. и был определен его автором, бельгийским ученым Ж. Мейсмансом, как наука о "естественных законах формирования общих вспомогательных языков", под которыми он подразумевал любые языки, способные выступать в роли посредников межъязыкового и даже междиалектного общения, т. е. как естественные, так и искусственные языки. По мнению Мейсманса, законы формирования естественных международных языков могли быть перенесены и на искусственные языки-посредники. Первый проект искусственного языка (составленный Алексархом) предположительно возникает на рубеже IV -- III в. до н. э. До эпохи Декарта все попытки велись вслепую, "методом проб и ошибок", поскольку общей теории лингвопроектирования еще не существовало. Один из первых искуств.языков - волапюк,созданного в 1879 г. пастором И. М. Шлейером.Он постарался снабдить свой язык разнообразными формами. Грамматика конструировалась на логическом принципе, однако словарь имел не классификационную основу, а строился путем заимствования слов из национальных языков (главным образом английского). Вскоре пришёл закат волапюку. С конца XIX в. и по настоящее время действительно широкое распространение имеет лишь эсперанто. Другие иск-ые языки: 1) ретроманский язык - на нём говорят 60 тыс.в Швейцарии. Это собирательное название нескольких род-ых я-ов ром.гр. 2) иврит и кафаревуса. иврит- современная модификация др.еврейского,семито-хамитская семья. Есть язык 40 проц.слов которого составляют недавно придуманные слова - турецкий язык.     48.Принцип иерархической организации языка. Функции языковых единиц. Язык имеет уровневую структуру. УРОВНИ : - Синтаксический - лексический - морфологический - фонетический ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА: - предложение - слово - морфема - фонема ФУНКЦИИ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ: - коммуникативная - номенативная - сигнификативная (выражение смысла) - отождествляющая (смыслоразличительная) Иерархические отношения уровней языковой системы находятся между собой в ступенчатой зависимости. Выделяются единицы высшего и низшего уровней. Парадигматические отнош. - ряд противопоставленных ед-ц я-ка,каждый член которого определяется отношениями к др.члену ряда.(спряж.,числ..мест.,) Синтагматические отношения - отношения логической последовательности (сочетаемостные) Элементы языка находятся в определённых окружениях - дистрибуция. СИСТЕМА - такая совокупность единиц, в которой каждая единица определяется всеми остальными. СИСТЕМА = ЭЛЕМЕНТ+СТРУКТУРА        

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.