|
Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства»
Пояснительная записка
Рабочая программа базового курса «Технология. Обслуживающий труд.» 5-7 класс разработана на 2 часа в неделю в каждом классе. Всего по 70 часов в год. Она написана на основе программы «Технология», авторы –И.А. Сасова, А.В. Марченко и соответствует стандарту общего образования.
Технология – это первообразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир.
Результатом технологической деятельности являются продукты труда, соответствующие определённым характеристикам, заданным на стадии проектирования.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приёмов труда;
- Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи обучения
Ø Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
Ø Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
Ø Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
Ø Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовления продукции.
Ø Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
Ø Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии; работа в группах; создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования; обеспечение межпредметных связей; взаимосвязь технологического, экологического,, экономического, нравственного и других аспектов образования).
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Программа предусматривает выполнение трёх-четырёх проектов в год. Учитель вправе изменить количество выполняемых проектов.
В соответствии с новым базисным планом Федеральный компонент выделяет на курс «Технология» в 5-7 классах 70 часов ежегодно (по 2 часа в неделю.)
Особенностью программы является то, что овладение учащимися обязательным минимумом содержания технологического образования осуществляется через учебные проекты.
Учебный проект представляет собой вид учебной деятельности учащихся , включающий:
ª Выявление потребностей людей и общества;
ª Определение конструктивно-технологической или иной творческой задачи по предмету проектирования;
ª Разработку перечня критериев, которым должно соответствовать изделие или услуга, удовлетворяющее конкретную потребность;
ª Выдвижение идей по проектированию и изготовлению изделия;
ª Выбор идеи, наиболее полно соответствующей критериям;
ª Исследования процесса планирования и изготовления изделия или услуги;
ª Изготовление изделия или оказание услуги;
ª Проведение испытаний в реальной ситуации;
ª Оценку процесса проектирования и качества изготовленного изделия.
Раздел «Основы проектирования»
Цель изучения данного раздела – научить школьников творчески использовать знания и трудовые умения для решения задач, выдвигаемых практикой.
В результате изучения этого раздела ученик должен:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
o Что такое учебный проект;
o Основные компоненты проекта;
o С чего начинается технологический проект
УМЕТЬ
o Определять потребности людей и общества;
o Проводить опрос (интервью) для определения потребностей;
o Осуществлять дизайн-анализ изделий;
o Обосновывать выбор изделия для проекта;
o Формулировать задачу проекта;
o Разрабатывать перечень критериев для выбранного изделия;
o Представлять результаты проектной деятельности; проводить самооценку результатов планирования и выполнения проекта, оценивать качество изделия.
Радел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»
Основная цель данного раздела – освоение учащимися технико-технологических знаний и овладение практическими умениями обрабатывать текстильные и поделочные материалы для создания изделий, необходимых людям. Школьники обучаются работе на швейных машинах с различным приводом.
В результате изучения раздела ученик должен:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
o Назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.
УМЕТЬ
o Выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи изделий4 проводить примерку изделия выполнять не менее трёх видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.
Раздел «Кулинария»
Основная цель изучения раздела – овладеть способами обработки пищевых продуктов, оставление меню, с учетом требований сбалансированного питания, с приёмами обработки и хранения продуктов, способствующими сохранению питательных веществ.
В 5 классе учащиеся разрабатывают проект «Воскресный завтрак».
В результате изучения раздела учащиеся должны:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
o Влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
o Санитарно-гигиенические требования к помещению кухни столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.
УМЕТЬ
o Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам, составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов оказывать первую помощь при пищевых отравлениях.
Раздел «Технология ведения домашнего хозяйства»
Цель изучения данного раздела – подготовить школьников к использованию технологических знаний и умений для рационального ведения домашнего хозяйства
В результате изучения раздела ученик должен:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
o Характеристики основных функциональных зон и инженерных коммуникаций в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта.
Календарно-тематическое планирование 5 класс.
№
| Тема урока
| Кол-во час
ов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Вид контроля, измерители
| Планируемый результат освоение материала.
| Дом. задание
| Дата проведения
| По плану
| Факт.
|
| Вводное занятие
|
| Новый материал
| Введение в курс технологии.
| Опрос
| Знать правила ТБ. Уметь использовать их в практике.
|
|
|
|
| Технология в жизни человека и общества
|
| Новый материал
| Практическая работа стр.11 №1
| Опрос
| Знать виды технологии.
| § 1
|
|
| Основы проектирования (10 часов)
|
| Учебный проект. Основные компоненты учебного проекта
|
| Комбинированный
| Выбор темы проекта и его обсуждение, обоснование выбора, разработка эскиза изделия, подбор материалов.
| Контроль выполнения
| Уметь выбирать посильную и необходимую работу. Аргументировано защищать свой выбор. Делать эскизы и подбирать материалы для выполнения.
| стр. 11,12
|
|
|
| Определение потребностей в изделиях.
|
| Комбинированный
| Работа с учебником. Анализ потребностей человека и их технологическое решение.
| Контроль выполнения
| Уметь определять потребности людей и общества;
| стр. 17-25
|
|
|
| Краткая формулировка задачи.
|
| Комбинированный
| Работа с учебником. Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для проекта.
| Опрос
| Уметь оценивать интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей для проекта.
| стр. 26-29
| 20.09
|
|
| Разработка критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя.
|
| Комбинированный
| Работа с учебной литературы.
| Опрос
| Уметь разработать критериев для оценки соответствия изделия потребностям пользователя.
| стр. 29-37
| 20.09
|
|
| Набор первоначальных идей. Изображение их в виде эскизов.
|
| Комбинированный
| Выбор тем проекта и обсуждение.
| Опрос
| Уметь изображать первоначальных идей в виде эскизов.
| стр.38
| 27.09
|
|
| Проработка и выбор лучшей идеи.
|
| Комбинированный
| Выбор темы, обоснование выбора.
| Контроль выполнения
| Уметь выбирать посильную и необходимую работу.
| стр. 39,40
| 27.09
|
|
| Планирование изготовления изделия.
|
| Комбинированный
| Моделирование, изготовление изделия
| Контроль выполнения
| Уметь планировать изделия.
| стр. 13,40,41
| 4.10
|
|
| Разработка технологической карты.
|
| Комбинированный
| Работа с технологической картой.
| Контроль выполнения
| Уметь конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы.
| -
| 4.10
|
|
| Изготовление изделия. Испытание изделия в реальных условиях.
|
| Комбинированный
| Работа с учебником.
| Контроль выполнения
| Уметь конструировать и моделировать, выполнять намеченные работы.
| стр. 14
| 11.10
|
|
| Оценка изделия пользователем и самооценка учеником.
|
| Комбинированный
| Выполнение рекламного проспекта изделия.
| Защита проекта.
| Уметь оценивать выполненную работу и защищать ее.
| стр. 42-44
| 11.10
|
| Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Технология обработки ткани (22 часов)
|
| Классификация текстильных волокон.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Натуральные растительные волокна. Процесс изготовления тканей из них.
| Опрос.
| Иметь представление о происхождении волокон, процессах их обработки.
| стр. 130-131
| 18.10
|
|
| Классификация и свойства тканей.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Свойства тканей из растительных волокон их ассортимент.
| Опрос.
| Иметь представление о прядении и ткачества, свойствах тканей из них.
|
| 18.10
|
|
| Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила ТБ.
|
| Комбинированный.
| Виды машин, применяемые в швейной промышленности. Безопасные приемы работы.
| Опрос. Контроль подготовки рабочего места.
| Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ
| стр. 139,140
| 19.10
|
|
| Работа на швейной машине. Назначение и устройство ручной швейной машины.
|
| Комбинированный.
| Технические характеристики и устройство бытовой швейной машины.
| Опрос.
| Иметь представление о технических характеристиках швейной машины и назначении основных узлов.
| стр. 141-145
| 25.10
|
|
| Подготовка швейной машины к работе.
|
| Практическая работа.
| Подготовка швейной машины к работе. Заправка нитей.
| Контроль выполнения.
| Уметь готовить швейную машину к работе.
| стр. 145,146
| 25.10
|
|
| Упражнения по работе на машине.
|
| Практическая работа.
| Работа на машине.
| Контроль выполнения.
| Уметь работать на машине.
| -
| 1.11
|
|
| Виды машинных швов.
|
| Комбинированный.
| Работа с таблицей.
| Опрос.
| Знать виды машинных швов.
| стр.147-149
| 1.11
|
|
| Инструменты и приспособления для швейных работ.
|
| Комбинированный.
| Работа на машине.
| Опрос.
| Знать инструменты и приспособления для швейных работ
| стр.138
| 15.11
|
|
| Виды ручных стежков и сточек.
|
| Комбинированный.
| Работа с таблицей. Прямые стежки и строчки, выполняемые ими: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная. Понятия: шов, строчка, стежок, длина стежка.
| Опрос.
| Знать область применения стежков.
Уметь выполнять стежки.
| стр. 135-137
| 22.11
|
|
| Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике.
|
| Практическая работа.
| Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике.
| Контроль выполнения.
| Уметь выполнять изделия в лоскутной технике.
| -
| 22.11
|
|
| Проект «Изготовление прихватки»
|
| Практическая работа.
| Работа над проектом.
| Опрос.
| Знать этапы проектирования.
| стр. 163-170
| 29.11
|
|
| Изготовление изделия. Фартуки в национальном костюме.
|
| Комбинированный.
| Назначение рабочей одежды и ее ассортимент. Фартуки в национальном костюме.
| Опрос.
| Иметь представление о рабочей одежде и требованиях к ней.
| Лекция.
| 29.11
|
|
| Снятие мерок и построение чертежа простейшей выкройки.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Особенности строения фигуры человека. Правила снятия мерок и их условные обозначения.
| Контроль над действиями.
| Знать правила снятия мерок.
Уметь их использовать.
| Прочитать лекцию.
| 6.12
|
|
| Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Типы линий. Понятие о масштабе, чертеже и эскизе.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Правила пользования чертежными инструментами. Типы линий в системе ЕСКД. Понятие о масштабе, чертеже и эскизе.
| Тестирование.
| Иметь представление о правилах пользования чертежными инструментами и принадлежностями, типах линий, масштабе, чертеже, эскизе.
| Лекция.
| 6.12
|
|
| Построение чертежа выкройки фартука в масштабе.
|
| Практическая работа.
| Последовательность постарения чертежа выкройки фартука.
| Контроль чертежа.
| Уметь строить чертеж по описанию.
| -
| 13.12
|
| 28-29
| Построение чертежа выкройки фартука в натуральную величину по своим меркам.
|
| Практическая работа.
| Постарение чертежа выкройки фартука в натуральную величину.
| Контроль чертежа.
| Уметь читать чертеж.
| -
| 13.12
20.12
|
|
| Основные стили в одежде и современные направления моды.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Диспут по теме: «Мода»
| Опрос
| Знать основные стили в одежде и современные направления моды.
| стр. 153, 154
| 20.12
|
|
| Дизайн-анализ швейных изделий.
|
| Комбинированный.
| Работа с таблицей.
| Опрос
| Уметь делать дизайн-анализ швейных изделий.
| стр.155
| 27.12
|
| 32-33
| Понятие о конструировании и моделировании одежды.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Виды отделки швейных изделий (комбинирование ткани, оборки, тесьма, аппликация, вышивка). Особенности и способы моделирования. Понятие о контрасте и форме одежды.
| Контроль выполнения.
| Иметь представление о видах отделки швейных изделий, моделирования. Уметь вносить модельные изменения в выкройку.
| стр. 157-161
Готовить материалы по теме « Профессии: закройщик, модельер, швея и гладильщица»
| 27.12
17.01
|
|
| Производство швейных изделий. Профессии: закройщик, модельер, швея и гладильщица.
|
| Комбинированный.
| Доклады учащихся.
| Опрос
| Иметь представление о профессии: закройщик, модельер, швея и гладильщица.
| -
| 17.01
|
| Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного творчества (11 часов)
|
| Украшение интерьера дома композициями из цветов. Ассортимент растений для составления композиций, букетов, картин.
|
| Комбинированный.
| Составление букетов из сухоцветов.
| Контроль выполнения.
| Знать о видах цветов.
Уметь объяснить условия высушивания растений.
|
| 24.01
|
|
| Миниатюры из сухих растений.
|
| Практическая работа.
| Композиции из сухоцветов.
| Контроль выполнения.
| Уметь использовать сухоцветов при составлении композиции.
| Доделать работу.
| 31.01
|
|
| Эстетическое значение цветов в доме.
|
| Комбинированный.
| Диспут.
| Опрос.
| Знать эстетическое значение цветов в доме.
Комнатные цветы.
| Краткая характеристика комнатным цветам.
| 31.01
|
|
| Вышивка. История вышивки, её мотивы: сказочные и местные.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником, с книгами о вышивки. Копирование узоров.
| Опрос.
| Знать виды декоративно-прикладного искусства; Материалы и инструменты для вышивания; Свойства цвета и элементы построения вышивки.
| Лекция.
| 7.02
|
| 39-40
| Виды ручных стежков и строчек. Простейшие ручные швы: «вперёд
иголку», «за иголку», «назад иголку»
|
| Практическая работа.
| Вышивка изделий. Правила посадки и постановки рук во время вышивания. Правила ТБ
работы с тканями. Техника выполнения швов.
| Качество образца.
| Уметь закреплять нити разными способами. Выполнять швы «вперёд иголку», «за иголку», «назад иголку»
| Прочитать из тетради. Продолжить работу.
| 7.02
14.02
|
| 41-42
| Простейшие ручные швы: петельный, стебельчатый, тамбурный, «козлик».
|
| Практическая работа.
| Вышивка изделий.
| Качество образца.
| Уметь выполнять стебельчатый и тамбурный швы. Закреплять ткань в пальцы.
| Продолжить работу.
| 21.02
21.02
|
|
| Увеличение и уменьшение рисунка. Перевод рисунка на ткань.
|
| Практическая работа.
| Работа с тканью и рисунком. Копирования.
| Качество образца.
| Знать способы изменения величины рисунка и перевода его на ткань.
| Этапы перевода рисунка на ткань.
| 28.02
|
|
| Свободная вышивка по рисованному контуру.
|
| Практическая работа.
| Вышивка по рисунку.
| Качество образца.
| Уметь выбирать материалы и технику выполнения вышивки по рисунку.
| Доделать работу.
| 28.02
|
|
| Творческий проект.
|
| Практическая работа.
| Выбор темы по вышивки.
| Контроль.
| Знать этапы проектирования.
| Работа над проектом.
| 6.03
|
| Кулинария. Технология обработки пищевых продуктов (7 часа)
| 47-48
| Кухня. Требования, предъявляемые к современной кухне. Виды оборудования современной кухни.
|
| Комбинированный.
| История и национальные традиции в архитектуре. Деление кухни на зоны.
| Опрос.
| Иметь представление о требованиях, предъявляемых к интерьеру кухни и столовой. Оборудования и его влияния на человека.
| стр. 170-180
| 6.03
13.03
|
| 49-50
| Общие сведения о пище. Питательные вещества.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах.
| Опрос.
| Иметь представление о процессах пищеварения, витаминах и их влиянии на здоровье человека.
| стр. 180-185
| 13.03
|
|
| Способы хранения продуктов питания.
|
| Комбинированный.
| Работа в тетради. Виды хранения продуктов.
| Опрос.
| Знать способы хранения продуктов питания.
| Повторить раздел «Кулинария»
| 20.03
|
| 52-53
| Правила безопасной работы и личной гигиены при выполнении кулинарных работ. Выбор меню для воскресного завтрака. Проект «Воскресный завтрак»
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов. Правила ТБ при кулинарных работах, оказание первой помощи при ожогах и порезах.
| Контроль
| Знать правила санитарии и гигиены, ТБ на кухне и оказание первой помощи.
| стр.185-195
| 20.03
|
| Приготовление блюд (12 часов)
| 54-55
| Бутерброды. Оформление части проекта по приготовлению бутербродов для воскресного завтрака.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Продукты, используемые для бутербродов. Виды бутербродов, способы их оформления, условия и сроки хранения.
| Опрос.
| Иметь представление о разновидностях бутербродов, способах нарезки продуктов, инструментах и приспособлениях.
| стр. 195-200
|
|
|
| Блюда из яиц.
|
| Комбинированный.
| Строение яйца. Способы определения его свежести. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для этого.
| Опрос.
| Знать технологию приготовления блюд из яиц.
Уметь определять свежесть яиц.
| стр. 200-210
|
|
|
| Оформление части проекта по приготовлению блюд из яиц к воскресному завтраку.
|
| Комбинированный.
| Работа над проектом.
| Контроль
| Знать этапы проектирования.
| -
|
|
| 58-59
| Блюда из овощей.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Виды овощей и содержание в них полезных веществ. Правила первичной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе. Виды салатов.
| Опрос.
| Иметь представление о правилах первичной обработки всех видов овощей. Пищевой ценности, способах использования, рецептуре овощных блюд.
Знать правила нарезки овощей.
Уметь выполнять правила нарезки овощей. Готовить и украшать салат.
| стр. 212-215
|
|
|
| Оформление части проекта по приготовлению салатов для воскресного завтрака.
|
| Комбинированный.
| Работа над проектом.
| Контроль
| Знать этапы проектирования.
| -
|
|
| 61-62
| Горячие напитки. Сервировка стола к завтраку.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Виды горячих напитков и способы их приготовления.
Эстетическое оформление стола.
| Опрос. Эскиз накрытого стола.
| Иметь представление о горячих напитков.
О правилах подачи горячих напитков, столовых приборах, правилах этикета и пользования ими.
Уметь накрывать стол.
| стр. 192-195,
|
|
|
| Правила поведения за столом. Элементы этикета.
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Правила поведения за столом.
| Опрос.
| Знать и соблюдать правила за столом.
| -
|
|
|
| Технологическая карта приготовления завтрака для всей семьи
|
| Комбинированный.
| Работа с технологической картой.
| Опрос.
| Знать технологическую карту приготовления завтрака для всей семьи
| стр. 221-224
|
|
|
| Оценка и самооценка учеником проекта. Профессия повара.
|
| Практическая работа.
| Работа над проектом.
| Опрос.
| Знать этапы проектирования.
| стр. 224
|
|
| Технология ведения домашнего хозяйства (3 часа)
|
| Интерьер жилых помещений
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником. Современные стили в интерьере.
| Опрос.
| Иметь представление о требованиях, предъявляемых к интерьеру помещений. Оборудования и его влияния на человека.
| 6.1
|
|
| 67-68
| Обычаи, традиции, правила поведения
|
| Комбинированный.
| Работа с учебником.
| Опрос
| Знать обычаи, традиции, правила поведения в доме, гостях.
| 6.2
|
|
|
| Повторение курса 5 класса.
|
| Урок-повторение.
| Работа с учебником.
| Контроль
| Знать разделы курса технологии 5 класса.
| Подготовиться к зачету
|
|
|
| Зачет
|
|
| Тестирование
| Контроль
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | |
УМК
1. Сасова И.А., Марченко А.В.Технология: 5-8 классы: Программа. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 96 с.
2. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 296 с.: ил.
3. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. /Под ред. И.А. Сасовой - М.: Вентана-Граф, 2006.
4. Технология: Тетрадь творческих работ для 5 класса общеобразовательной школы. / Под ред. И.А. Сасовой - М.: Вентана-Граф, 2004.
5. С.Э. Маркуцкая Тесты по технологии «Обслуживающий труд» для 5-7 класса.: Учебно-методический комплект – М.: «Экзамен», 2006
6. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Дидактический материал по трудовому обучению. Кулинарные работы и обработка ткани: 5 класс: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1996.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|