Семинар 4. Система и структура языка; языковые единицы и уровни.
Темы семинарских занятий
Перечень вопросов, заданий, упражнений, предлагаемый к каждому из семинаров, – это максимум, который наиболее полно охватывает сформулированную в теме семинара лингвистическую проблему. Объем реально проделываемой работы определяется, с одной стороны, задачами, которые ставит перед группой преподаватель, с другой - уровнем подготовки студентов.
Семинар 1. Общее представление о строении науки о языке.
Язык как знаковая система (2 часа)
Термины:
Язык; “внутренняя” и “внешняя” лингвистика; синхрония и диахрония; сравнительно-историческое, ареальное, типологическое описание языка; знак; план выражения и план содержания (означающее и означаемое, форма и значение); монолатеральная и билатеральная концепция; синтактика и прагматика; знак-индекс, иконический знак, символ.
Вопросы к семинару:
1. Объясните, почему языкознание относится к гуманитарным наукам. Каковы связи языкознания с другими гуманитарными науками? С естественными науками?
2. Перечислите и охарактеризуйте основные разделы языкознания.
Можете ли Вы определить, что значит "прикладное языкознание"?
3. Как Вы охарактеризовали бы место лингводидактики (в том числе методики преподавания иностранных языков) в системе языкознания?
4. В чем сущность знака? Каковы типы знаков?
5. Какие знаковые системы Вы можете назвать?
6. В чем состоит отличие человеческого языка от языка животных? От искусственных языков?
7. Для читавших романы Джона Ле Карре и т.п.: вспомните, какие знаки использовались агентами секретной службы, их значение. Придумайте сами, какие знаки Вы могли бы использовать в такой ситуации.
8. Какие знаковые системы инопланетян Вам известны из научной фантастики?
Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):
1. Язык муравьев, язык пчел (Степанов Ю.С. Основы языкознания. - М.: Просвещение, 1966. - §102, Краткие сведения о системах связи у пчел.)
2. Одежда как знаковая система.
3. Языки глухонемых.
4. Искусство как знаковая система.
5. Опыты обучения обезьян языку (шимпанзе Уошо, шимпанзе Сара).
Задания и упражнения:
1. Выразите без слов такие простые идеи, как "пожар!", "караул!", "больно!", "отлично!", "боюсь!", "очень рад", "уходи отсюда!"
2. Попробуйте показать следующие простые фразы: "Жили-были старик со старухой у самого синего моря"; "Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня"; "Ехали медведи на велосипеде. А за ними кот задом наперед".
3. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?
4. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. черный, англ. black, нем. schwarz, фр. noir?
Семинар 2. Теория и история письма (2 часа)
Термины:
Грамматология, пиктография, идеография, идеограмма, логограмма, иероглиф, фонография, консонантное письмо, силлабема, силлабарий, графика, орфография, буква, алфавит, диакритика, транскрипция, транслитерация.
Вопросы к семинару:
1. Чем характеризуются три этапа развития письма?
2. Как соотносятся термины “пиктограмма” и “иконический знак”? Какие термины Вы добавили бы в этот ряд?
3. Какие разновидности фонографии Вы знаете?
4. Кратко опишите историю латинского и кириллического алфавитов.
5. Назовите основные принципы орфографии; приведите примеры из русского и известных Вам иностранных языков.
6. В чем сущность слогового принципа русской графики?
7. Транслитерация и практическая транскрипция: сравните географические карты страны изучаемого Вами языка русского и их собственного издания: Ваши комментарии? Как Вы объясните случаи “Гудзонов залив”? “Мыс Доброй Надежды”?
Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):
1. Франсуа Шампольон, Розеттский камень и начало египтологии.
2. Кирилл и Мефодий.
3. Реформы письменности в России.
4. Системы транслитерации: Международной организации стандартов (ISO, International Standart Organisation), Института языкознания РАН 1951-56 гг., Библиотеки Конгресса США и др.
5. Стенография.
Задания и упражнения:
1. Запишите Ваши фамилию, имя, отчество, название вуза в латинской транслитерации (любая из известных Вам систем).
2. Сформулируйте правила употребления букв я и ъ.
3. Какая буква русского алфавита имеет больше всего значений?
4. Какие Вам известны языки, где используются буквы с диакритикой? Что можно сказать о диакритике в русском письме?
5. Приведите примеры несовпадения буквы и фонемы в изучаемом Вами иностранном языке (диграфы, полиграфы; диакритическое употребление букв; другое).
6. Найдите среди следующих письменных знаков пиктограммы, идеограммы, буквы, другие типы знаков; аргументируйте свой ответ.
Н2О; ¹; (х + у)= -1; (; 246; щ; ©; э; sh; `; МГУ; №; $; %;©; *; E.
7. Следуя какому принципу русская орфография различает написания словоформ: боятся - бояться, стыдится - стыдиться, вОзится - возИться; нож - рожь, ключ - дочь; крыш - мышь; кампания - компания?
Семинар 3. Функции языка; язык и речь.
Термины:
Функции языка: коммуникативная, когнитивная, экспрессивная, регулятивная, фатическая и др.; метаязык; лингвистическая относительность (гипотеза Сэпира-Уорфа); филогенез, онтогенез; речевая деятельность, речевая ситуация.
Вопросы к семинару:
1. Назовите ведущие функции языка и дайте их определение.
2. Перечислите известные Вам частные языковые функции. Как они соотносятся с ведущими функциями? По каким основаниям их выделяют? Какие из них приложимы к языку животных?
3. Прокомментируйте высказывание известного русского психолога Л.С. Выготского: в языке осуществляется “единство общения и обобщения”.
4. Ответьте на вопрос: специфика мышления определяет специфику языка либо наоборот (в филогенезе и онтогенезе)?.
5. Текст для читающего и текст для лингвиста: прокомментируйте различия.
Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):
1. Эдвард Сэпир.
2. Общественные функции языка (Лингвистическая Энциклопедия; Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. - М., 1977; Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка. - Л., 1975).
Задания и упражнения:
1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:
Боровое (вывеска на железнодорожной станции);
Переучет (табличка на дверях магазина);
Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович;
Равносторонний прямоугольник называется квадратом;
Я в среду не приду на тренировку, не смогу. - Надо, Федя, надо;
По-русски это тоже называется “принтер”;
Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый;
Я изучил науку расставанья В простоволосых жалобах ночных (О.Мандельштам).
2. Какие языковые функции реализуются в следующем диалоге из повести В.Войновича “Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина”?
Помолчали. Потом Чонкин посмотрел на небо и сказал:
- Сегодня, видать по всему, будет вёдро.
- Будет вёдро, если не будет дождя, - сказал Лёша.
- Без туч дождя не бывает, - заметил Чонкин. - А бывает так, что и тучи есть, а дождя всё равно нету.
- Бывает и так, - согласился Лёша. На этом они и расстались.
3. Прокомментируйте следующий диалог двух персонажей романа М.Твена “Приключения Гекльберри Финна”:
- А вот если подойдет к тебе человек и спросит: “Парле ву франсэ?” - ты что подумаешь?
- Ничего не подумаю, возьму и тресну его по башке.
Какие языковые функции “не срабатывают” в данном случае?
Семинар 4. Система и структура языка; языковые единицы и уровни.
Термины:
Система, структура; асимметрия языкового знака; функциональная система; иерархия уровней; знаковый / незнаковый уровень, знаки и фигуры; фон / фонема, морф / морфема, алло-эмическая система понятий; парадигма и синтагма; нулевой знак.
Вопросы к семинару:
1. Что имел в виду Фердинанд де Соссюр, говоря, что язык есть форма, а не субстанция?
2. Что такое “двойное членение” в языке?
3. Прокомментируйте определение языка как “системы систем”.
4. Назовите основные единицы языка и соответствующие языковые уровни. По каким принципам они выделяются?
5. Назовите известные Вам незнаковые уровни языка и перечислите их единицы.
6. Какие “промежуточные” единицы и уровни Вы сможете назвать? Как Вы видите в контексте уровневого представления такие термины, как “слог”, “основа слова”, “словосочетание”?
Темы сообщений (для самостоятельной подготовки):
1. Фердинанд де Соссюр.
2. А.А. Реформатский.
Задания и упражнения:
1. Даны написания: “Без гаду ниделя”, “биз дома”, “бизь дела”, “бис фкусу”, “бись тибя”, “биш шума”, “биж жира”, “бищ щасьтья”. Охарактеризуйте их:
а) с точки зрения системы письма,
б) с точки зрения алло-эмической системы терминов,
в) с точки зрения фонетических позиций и процессов.
Приведите аналогичные примеры.
2. Приведите примеры слов, с которыми вступают в парадигматические и синтагматические отношения русские слова дом, книга, линия.
3. Какими способами можно разделить на части слова нога, лисичка? Почему? В чем разница между этими способами?
4. Выберите из следующего ряда примеров формы, в которых присутствует нулевое окончание: опять, прочь, встань, впредь, беж, рожь, настежь, том, там, всем, совсем, рук, руках, рукав, встаньте, брысь, рысь, здесь.
5. На примере русских корней дом-, рук-/руч-, ход- покажите различие между значащей единицей языка и именующей единицей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|