Сделай Сам Свою Работу на 5

Артикуляционные и акустические характеристики звуков. Лингвистический аспект звука речи.





Предмет фонетики.

 

Фонетика — это наука о звуковой системе языка (термин происходит от греч. phone — «звук», ср. телефон, патефон и др.).

Фонетика изучает образование звуков речи, их акустические и артикуляционные свойства, фонетические чередования, звуковые отрезки речи (слоги, такты, фразы), ударение в словах и во фразах, интонацию и некоторые другие вопросы, относящиеся к звуковой стороне языка.

Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук. В отличие от лексикологии и грамматики, изучающих смысловую сторону языка, значения, заключенные в словах, предложениях и значимых частях слова - морфемах, фонетика имеет дело с материальной стороной языка, со звуковыми средствами, лишенными самостоятельного значения. Например, союз а - это слово, имеющее противительное значение, но звук [а] этого значения не имеет.

 

Фонетическое членение речи: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук.

Наша речь - поток звуков, звуковая цепь, которая членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке это фраза, фонетическая синтагма (речевой такт), фонетическое слово, слог и звук.



Фраза - это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя. (Л.Н. Толстой) членится паузами на три фразы.Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако ее нельзя отождествлять с предложением. Фраза — это фонетическая единица, а предложение — грамматическая, они относятся к разным ярусам языка. Они и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере в одном сложном предложении две фразы.

Одно сложное предложение может соответствовать и одной фразе: Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Н. Гоголь); Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу (И. Гончаров).

Фраза может члениться на фонетические синтагмы. Фонетическая синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено, | сыро | и скверно состоит из трех синтагм (границы между ними обозначены одной вертикальной чертой).



Членение речевого потока на фразы и синтагмы обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается на допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, возможны варианты членения фразы на фонетические синтагмы; ср.: На другой день весть о пожаре | разнеслась по всему околотку (А. Пушкин). — На другой день \ весть о пожаре \ разнеслась по всему околотку. На другой день \ весть о пожаре \ разнеслась \ по всему околотку (факультативные варианты членения на фонетические синтагмы выделяются пунктирной чертой).

В некоторых случаях варианты членения фразы на фонетические синтагмы отражают разное значение: Надо учиться, | работать \ и отдыхать. Надо учиться работать | и отдыхать; Как испугали её \ слова брата. Как испугали ее слова брата.

Фонетические синтагмы, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Поэтому невозможно такое, например, членение на синтагмы: на \ другой день или на другой \ день.

Фонетическая синтагма может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово — это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одной или нескольким лексическим единицам. Так, во фразе В ту же ночь \ широкая лодка \ отчалила от гостиницы... (И. Тургенев) три фонетические синтагмы, в каждой из которых по два фонетических слова. Одно фонетическое слово образуют сочетания в ту же, от гостиницы.



Фонетическое слово делится на слоги, а слоги — на звуки. Звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма, фраза — это разные отрезки речевого потока. Такие линейные отрезки называются сегментными единицами.

Звук — наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог — из звуков, фонетическое слово — из слогов, фонетическая синтагма — из фонетических слов, фраза — из синтагм.

Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным, или просодическим, единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация.

 

Артикуляционные и акустические характеристики звуков. Лингвистический аспект звука речи.

Звуки речи характеризуются в трех аспектах: физическом (акустическом), физиологическом (артикуляционном) и собственно лингвистическом (языковом - будет рассмотрен позже). Акустическизвук речи — это колебательные движения воздушной среды: воздушная струя, идущая из легких, передает колебания голосовых связок и колебания, вызванные трением воздушной струи о стенки органов речи (например, языка и нёба при образовании звука [с]). Акустические свойства звука определяются характером колебаний: ритмические колебания образуют тоны, а неритмические — шумы (чисто тональными в русском языке являются гласные, преобладает тон в образовании сонорных согласных (л, м, н, р, j), все остальные согласные являются шумными); колебания могут быть простыми и сложными, состоящими из основного тона и добавочных. Большое значение для образования сложных колебаний имеют резонаторы. У человека - это глотка, ротовая и носовая полости. В резонаторах возникают добавочные тоны, которые, наслаиваясь на основной тон, создают особую окраску звука, или тембр. Все звуки речи производятся сложными колебаниями, но лишь гласные звуки различаются только по тембру. К акустическим признакам звука относятся также высота, или частота звука, его сила и громкость.

Физиологический аспект звука речи. Звук речи есть результат работы речевого аппарата человека. Движения органов речи, необходимые для образования звука, называются артикуляцией, поэтому физиологический аспект может быть понят как артикуляционный.

Речевой аппарат человека состоит из легких, гортани с голосовыми связками, глотки, полости рта с языком, зубами и губами и полости носа. Отнесение только перечисленных органов к речевому аппарату несколько условно, так как звукообразование и восприятие звука — это сложный процесс, в котором принимают участие многочисленные группы нервов.

Основная функция легких при образовании звука — подача воздушной струи. Из легких она попадает в гортань, где помещаются голосовые связки. Они, периодически сближаясь и расходясь, сообщают воздушной струе ритмические колебания, т. е. образуют музыкальный тон (голос), характерный для гласных, сонорных и звонких согласных. Из гортани воздушная струя направляется в глотку, откуда движется в ротовую и носовую полости. Наиболее важна для образования звуков речи ротовая полость. В зависимости от движения языка и губ меняется ротовой резонатор, и поэтому возникают разные гласные звуки. В зависимости от положения языка по отношению к зубам и нёбу, от участия губ различаются согласные звуки. Ротовая полость с одной стороны ограничена губами, а с другой стороны — мягким нёбом, которое заканчивается маленьким язычком. Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, регулирует поступление воздушной струи в носовую полость: если нёбная занавеска опущена, воздушная струя проходит в полость носа и образуется носовой звук, например м, н.

По своей роли в образовании звуков речи органы речи делятся на активные и пассивные. Активными называются подвижные органы речи: голосовые связки, нёбная занавеска, язык и губы. Пассивными называются неподвижные органы речи: твердое нёбо, зубы.

Лингвистический аспект. Звуки речи выполняют в языке определенные функции: являются материальной оболочкой слов; различают слова и формы слов. Например, слова дом и дам различаются гласными о и а; дом и том — согласными д и т. Звук речи в лингвистическом аспекте, т. е. фонема, является основной единицей звуковой системы языка. Звуки человеческой речи отличаются от всех других звуков, встречающихся в природе, так как только звуки речи способны выполнять социальную функцию, разграничивая значимые единицы языка в процессе общения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.