|
Виды знаков препинания по их функциям.
Система знаков препинания
Текстовые
1. Поля;
2. Интервалы между строками;
3. Отступы в начале абзаца (красная строка);
4. Заглавная (прописная) буква в начале предложения;
5. Пробелы между словами;
6. Черта под текстом страницы для отделения ее от сноски.
Предложенческие
1. Точка; 6. Точка с запятой;
2. Вопросительный знак; 7. Двоеточие;
3. Восклицательный знак; 8. Тире;
4. Многоточие; 9. Скобки (круглые);
5. Запятая; 10. Кавычки;
Таблица № 2
Функции (работа) знаков препинания.
Граница!
| Знак!
| 1) Между предложениями
| ( . ), ( ? ), ( ! ), (. . .)
| 2) Между частями предложения (внутри предложения)
|
( , ), ( ; ), ( - ), ( : )
| 3) Между частями текста
(абзацами)
|
Красная строка
|
Таблица № 3
Классификация предложений
по цели высказывания
Повествовательные Вопросительные Побудительные
(сообщить о чем-либо) (спросить о чем-либо) (побудить к действию,
попросить о чем-либо
или приказать)
по эмоциональной окраске
Восклицательные Невосклицательные
(выражаются сильные чувства, (произносятся спокойным тоном,
эмоции: произносятся слова с без выражения сильных эмоций)
повышением тона в конце
предложения)
Таблица № 4
Знаки конца предложения
Тип предложения по цели
высказывания
| Тип предложения по эмоциональной окраске
| Знаки препинания в конце предложения
|
Примеры
| Повествователь-ное
| Невосклицательное
Восклицательное
| .
!
| Завтра приедет мама.
Мы в воскресенье поедем в лес.
Завтра приедет мама!
Мы в воскресенье поедем в лес!
| Вопросительное
| Невосклицательное
Восклицательное
| ?
?!
| Завтра приедет мама?
Мы в воскресенье поедем в лес?
Завтра приедет мама?!
Мы в воскресенье поедем в лес?!
| Побудительное
| Невосклицательное
Восклицательное
| .
!
| Пусть завтра приедет мама.
Поезжайте в воскресенье в лес. Пусть завтра приедет мама!
Поезжайте в воскресенье в лес!
|
Таблица № 5
Знаки разделения и выделения
(отмечают границы смысловых отрезков
Внутри предложения)
Знак
| Объяснение
| ,
| - указывает на перечисление чего-либо или кого-либо
(В реке водятся окуни, караси, лещи.)
- указывает на наличие простых предложений в составе сложного
(Подул ветер, загремел гром, засверкала молния, и пошел дождь.)
| ;
| - делит слова на группы, объединяет их по смыслу
(Окунь, карась, лещ; синица, голубь, снегирь; лев, олень, рысь).
| :
| - последующие части дополняют или раскрывают смысл предыдущей; после общего понятия идут частные
Рыбы: окунь, карась, лещ.
Птицы: синица, голубь, снегирь.
Звери: лев, олень, рысь.
| _
| - вторая часть является обобщением первой или выводом по отношению к ней; после частных понятий следует общее
Окунь, карась, лещ – рыбы.
Синица, голубь, снегирь – птицы.
Лев, олень, рысь – звери.
- указывает на пропуск слова
Хорь – дикий зверек.
(это есть)
В саду Роза сорвала две лилии, а Лилия – красивую розу.
(сорвала)
| “ ”
| - выделяет чужую речь
Жаворонок запел свою песенку: “Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе!”
| ( )
| - выделяют все, что говорящий считает второстепенным, дает в качестве пояснения.
| Таблица № 6
Знаки разделения и выделения
(отмечают границы смысловых отрезков
Внутри предложения)
Знак
| Место, где он употребляется
| Примеры
| Схематическое изображение пунктограммы
| ( - )
| - после однородных членов, за которыми следует обобщающее слово
- между прямой речью и словами автора
- перед репликами в диалоге
- на месте пропуска члена предложения в неполном предложении
- между подлежащим и составным сказуемым при отсутствии связки
- между простыми предложениями в составе БСП
| В лесах, на горах, у морей и у рек - повсюду мы братьев найдем.
“Доброе утро, сестричка!”-слышится из соседней комнаты.
-Как твои иголки? -еж спросил у елки.
-Все целы. А как твой нос?
-Целый!- ежик произнес.
Хороша зима снегами,
весна - цветами, лето - грибами, а осень- стогами.
Лось - сильное, осторожное и умное животное.
Любишь кататься - люби и саночки возить. (Пословица).
| 0, 0, 0 и 0 - 0
“П!” - а
[ ] - [ ]
| ( : )
| - перед однородными членами, которым предшествует обобщающее слово
- после слов автора перед прямой речью
- между простыми предложениями в БСП (бессоюзном сложном предложении)
| В сказках обычно действуют злые силы: Баба-Яга, Кощей- Бессмертный, Змей-Горыныч.
Прохожий спросил: “Который час?”
Павка лег на дрова и уснул: усталость одолела. (Н. Островский).
| 0 : 0, 0, 0.
А: “П?”
[ ] : [ ]
| ( , )
| - между однородными членами
- после и перед обращением; перед и после обращения, внутри предложения,
- после и перед вводными словами;
перед и после вводных слов, внутри предложения
- между простыми предложениями в составе сложного
- перед сравнительным оборотом;
перед и после сравнительных оборотов
| Ежи на своих колючках таскают в берлоги мягкий мох, сухие листья, маленькие веточки.
Глазки, глазоньки, что вы торг ведете?
Чем вы, гости, торг ведете?
По-видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время.
Липа, несомненно, одно из самых красивых, веселых и нежных деревьев.
Путешествие утомило Каштанку, и лапы ее озябли.
Когда ветка пустит корешки, я ее посажу возле дома.
Облака плывут по весеннему небу, как стая огромных белоснежных птиц.
Под крылом плыли облака, как снежные поля, и сверкали на солнце.
| [ O, О, О ]
[... , о, ... ]
[ +++, ... ]
[..., +++, ...]
[ ], и [ ]
( ), [ ]
[ ... , /-.-.-/ ].
[ ... , /-.-.-/, ... ]
| ( ; )
| - между распространенными однородными членами
- между простыми предложениями в составе БСП
| Ваня узнавал старые места: лесные заброшенные дороги, уводившие в заросли осинника; просеки, заросшие вереском, бессмертником и колосистой травой; и муравьиные тропы в рыжем зернистом песке
(В. Катаев)
Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я продвигался вперед с трудом.
(И.С. Тургенев)
|
0: 0; 0 и 0.
[ ] ; [ ].
| ( )
| - перед и после вводного предложения внутри простого предложения
| Птенчик упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно.
|
| “ ”
| - перед и после прямой речью
- перед и после цитаты
| “Здравствуй, сестрица, что ты кушаешь?”- спрашивает волк.
“Перед вами громада- русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”, - писал Н.В. Гоголь.
|
|
Таблица № 7
Виды знаков препинания по их функциям.
| Группы знаков препинания
| Их функции
| Примеры
|
|
| Знаки отделения и завершения
( . ) ( ? ) ( ! ) ( ... )
|
1. Отделяют каждое предложение от предыдущего в тексте.
2. Указывают на конец предложения, его завершенность.
|
|
|
| Знаки разделения
( , ) ( ; ) ( - ) ( : )
| 1. Используются в простом предложении для обозначения границ между однородными членами, в том числе - с обобщающими словами.
2. Разделяют сложные предложения на составляющие его простые.
|
|
|
| Знаки выделения
, ,
- -
( )
“ ”
| Используются для выделения (обозначения границ) тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение: обращений, вводных конструкций, обособленных второстепенных членов, прямой речи. Чаще всего работают парами, реже - по одному (если выделяемый отрезок находится в начале или в конце предложения).
|
|
|
Таблица № 8
Синонимия в пунктуации.
Знаки- синонимы
| Условия их употребления
| Примеры
| ( . ) --- ( ... )
| Основная роль (...)- показывать незавершенность мысли. Многоточие является синонимом точки, знака законченности мысли в случае необходимости передать в письменной речи большое душевное волнение. В устной речи ему соответствует длительная пауза - психологческая.
| Обручившись вопреки всем и всему с графом Николаем Резановым, Кончита ждала его потом тридцать пять лет: с шестнадцати до пятидесяти двух. А потом дала обет молчания... Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в сознании покалений наравне с великими шедеврами искусства...
(Р. Щедрин)
| ( , ) ( ; ) ( . )
| Разделяя однородные члены, (,) и (;) имеют одинаковый смысл (однородность), но различаются силой и “весом”. Точка с запятой- это усиленная запятая. Она разделяет части большого объема (более распространенные, в которых есть и другие знаки препинания) и более далекие по смыслу, чем те, которые разделяются запятой.
Разделяя предикативные части сложного предложения, ( ; ) является синонимом точки .
| Слава вам, повелители боя, сколько бы звезд не украшало ваши плечи; слава матерям, вас родившим; избам, которые огласил ваш крик; лесным тропкам, по которым в детстве бегали ваши босые ножки; бескрайним нивам взрастившим ваш честных хлеб; чистому небу, что свободно неслось в юности над головами вашими.
(Л.Леонов.)
И глаза ее вдруг наполнились слезами; быстро она схватила платок, шитый шелками, набросила себе на лицо его, и он в минуту стал весь влажен; и долго сидела, забросив назад свою прекрасную голову, сжав белоснежными зубами свою прекрасную нижнюю губу,- как бы внезапно почувствовав какое укушение ядовитого гада,- и не снимая с лица платка, чтобы он не видел ее сокрушительной грусти.
(Н. Гоголь)
| ( , ) — ( - )
| Тире вместо запятой может использоваться перед слова- ми, которые автор хочет особенно выделить. В устной речи этому знаку будет соответствовать художественная пауза (художественные паузы - это паузы между словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем большее значение имеет слово, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним)
| В поэме есть юмор, море лирики, возвышенные, пронзительные раздумья. Есть и какая-то ибсеновская грусть по женщинам, всю жизнь - словно Соловейг- прождавшим своих возлюбленных.
(Р. Щедрин)
|
Таблица № 9
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|