Основные направления развития криминологии (10-16).
Тема 1. Понятие, метод, система криминологии
Вопросы:
Понятие и предмет криминологии (1-4).
Цели, задачи, функции науки криминологии (4-7).
Связь криминологии с другими науками (7-10).
Основные направления развития криминологии (10-16).
5. Методология, методика и основные понятия криминологии (16-23).
1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИИ.
Термин «криминология» происходит от латинского слова «крим» — преступление и греческого «логос» — учение и означает (в буквальном переводе) «наука (учение) о преступлении». Но в отличие от науки уголовного права, которая изучает преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.
В виде самостоятельной отрасли знаний и концепции борьбы с преступностью криминология существует менее двух веков. Хотя ряд суждений о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, как и в трудах мыслителей XVI—XIX вв., но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.
Важность изучения криминологии состоит прежде всего в том, что она расширяет взгляд на преступность, рассматривает ее как явление, объективно присущее обществу, противодействие которому является задачей всех его политических и общественных институтов. Наряду с этим криминология научно обеспечивает реализацию важнейшего элемента указанного противодействия - предупреждения преступлений.
Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты (детерминанты— конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обусловливают его существование); личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.
Отправным моментом для понимания криминологии является определение ее предмета. В обобщенном виде предмет криминологии включает четыре основных блока: преступность со всеми ее признаками и показателями; причины и условия преступности, иные ее детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; а также систему мер их предупреждения.
а) преступность— исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе, представляющее собой систему всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Она измеряется такими качественно-количественными показателями, как уровень, структура и динамика. Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например, пьянство, проституция, наркомания и т.п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий преступлений ряда видов и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и проблем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии;
б) личность преступникаизучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Дается их классификация. Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется так же, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива);
в) причины и условия преступности,объединяемые родовым понятием «криминогенные детерминанты», представляют собой совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления;
г) предупреждение(профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.
Все указанные четыре основные части предмета криминологии органично взаимосвязаны. Конечной целью изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) является разработка эффективной системы предупреждения преступности.
Криминология — одна из общественных наук, отрасль обществознания. В системе общественных наук она располагается на стыке социологии и правоведения.
К правоведению криминология относится, поскольку изучаемые ею явления характеризуются уголовно-правовыми понятиями «преступление», «преступник», а причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т.п. Система специальной профилактики, т.е. профилактики, направленной на устранение или нейтрализацию причин и условий преступлений, также имеет правовой характер. Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, ее причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности не укладывается только в рамки права, анализа правоотношений, а входит в сферу социологии, т.е. науки об обществе. Особенно велико значение социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Вот почему криминология — это не чисто правовая, а социолого-правовая наукаи учебная дисциплина.
Криминологию за рубежом, например, в США и Великобритании, считают частью социологии, и потому она преподается чаще всего в социологических блоках дисциплин. Стоящей ближе к естественным, нежели к общественным, наукам признают криминологию во Франции сторонники клинической криминологии и в Италии, где сильны традиции антропологической школы Ч. Ломброзо, а также ряд ученых ФРГ — приверженцев биосоциального направления криминологии. Для всех характерно отрицание правовой природы криминологии.
Криминология как наука и учебная дисциплина является самостоятельной отраслью права, предметом регулирования которой является профилактика.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ НАУКИ КРИМИНОЛОГИИ.
Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции.
Ее теоретическая цель состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определения задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью. Ее перспективные цели сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы.
Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.
Из целей науки криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести:
получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;
криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с ними;
выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;
изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;
определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.
Применительно к борьбе с отдельными видами преступлений первоочередными являются задачи, связанные с изучением и разработкой эффективных мер борьбы с:
а) экономической преступностью;
б) преступностью несовершеннолетних;
в) тяжкими насильственными преступлениями;
г) организованной преступностью;
д) терроризмом;
е) коррупцией.
Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять три основные функции:
описательную (диагностическую),
объяснительную (этиологическую),
предсказательную (прогностическую).
Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.
На наш взгляд, названные функции не в полной мере соответствуют задачам криминологии, и в первую очередь ее практической направленности. Наука криминология должна не только объективно отражать предмет своего познания, объяснять природу связанных с преступностью явлений и процессов, прогнозировать их будущее развитие, но и разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. Следовательно, целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию, выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения.
Криминологическое учение представляет собой не просто набор знаний о преступности и ее взаимосвязях. Полученные криминологической наукой знания складываются в своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков - Общей и Особенной частей.
Общая часть включает рассмотрение теоретических основ криминологии, Особенная часть - изучение криминологической характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению. Такое построение криминологических знаний представляется вполне обоснованным, поскольку охватывает как общетеоретические основы предмета познания и саму логику криминологической науки, так и особенности не только криминологической характеристики отдельных видов и групп преступлений, но и пути и средства их предупреждения.
3. СВЯЗЬ КРИМИНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.
Криминология непосредственно взаимодействует с рядом правовых и социологических наук, на стыке которых она, как отмечалось, и развивается, а также со смежными отраслями права. Из юридических наук она наиболее тесно взаимодействует с уголовным правом. Уголовно-правовая теория, основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которые обязательны для криминологии. Она отвергает принятое рядом западных криминологов использование неопределенного по границам понятия «отклоняющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологический» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответствует уголовно-правовым признакам.
В свою очередь криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно реализовывать нормотворческую деятельность в плане криминализации либо декриминализации деяний, т.е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений, а также в плане дифференциации санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только лежит в основе развития системы собственно криминологического предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.
Криминология тесно связана и с уголовным процессоми прокурорским надзором. Сферой их общего интереса выступают правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности, с обеспечением оптимальных оргструктур этой деятельности. Криминалистикаразрабатывает методику обнаружения и фиксации фактических данных о причинах и условиях преступлений, типологические характеристики ситуаций совершения преступлений, способов действий преступников и т.п., а также организационно-технические и тактические средства защиты личности и имущества от преступлений, затрудняющие совершение последних (например, средства сигнализации и блокировки). Криминология же указывает основные направления для их разработки, вытекающие из данных о структуре и динамике преступности, типичных криминогенных ситуациях и т.п., а также рассматривает эти рекомендации как составную часть системы профилактических мер и анализирует эффективность их применения.
Криминалистика имеет специальное направление, предметом которого являются криминалистические средства и методы предупреждения преступлений. В 1995 г. в России основан Союз криминалистов и криминологов.
Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологиинаиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации (включении в жизнь общества) лиц, совершивших преступление, по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, возникающие здесь проблемные ситуации, а криминология — причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.
Криминология широко пользуется данными правовой статистики.Поскольку криминология имеет своим предметом относительно массовые явления (целостное множество преступлений, их причин и условий, личности преступников и многообразную систему мер профилактики преступлений), одним из ее основных методов по сбору и анализу информации служит статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, информация, полученная в результате конкретных криминологических исследований, дают обобщенную картину преступности. Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании детерминант преступности и ее тенденций.
Криминология тесно связана с деликтологией.Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений.Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейнуюделиктологию.
Криминологии также необходимы данные общей, социальной и юридической психологиидля познания причин и условий преступности и преступлений; он и играют ведущую роль в изучении и классификации личности преступника, значимы для разработки мер профилактического воздействия, поскольку речь идет о специфических видах человеческого поведения. Это же относится к данным демографии,общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии,которые имеют особое значение, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.
Связь криминологии с педагогикой,которая разрабатывает проблемы обучения и воспитания, осуществляется при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе результативности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обосновано предложение о выделении на стыке криминологии и педагогики такого направления, как криминологическая педагогика, или педагогическая криминология.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРИМИНОЛОГИИ.
Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885 г. книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платон, Аристотель), эпох Возрождения (М. Лютер, Дж. Локк), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).
Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|