Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления развития криминологии (10-16).





Тема 1. Понятие, метод, система криминологии

Вопросы:

Понятие и предмет криминологии (1-4).

Цели, задачи, функции науки криминологии (4-7).

Связь криминологии с другими науками (7-10).

Основные направления развития криминологии (10-16).

5. Методология, методика и основные понятия криминологии (16-23).

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ КРИМИНОЛОГИИ.

 

Термин «криминология» происходит от латинского слова «крим» — преступление и греческого «логос» — учение и означает (в буквальном переводе) «наука (учение) о преступлении». Но в отли­чие от науки уголовного права, которая изучает преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристи­ке и правоприменительной практике, криминология исследует пре­ступность, ее причины и условия, личность преступника и предупреж­дение преступлений как массовых социальных явлений.

В виде самостоятельной отрасли знаний и концепции борьбы с преступностью криминология существует менее двух веков. Хотя ряд суждений о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в трудах римских и греческих мыслителей, как и в трудах мыслителей XVI—XIX вв., но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных поло­жений.



Важность изучения криминологии состоит прежде всего в том, что она расширяет взгляд на преступность, рассматривает ее как явление, объективно присущее обществу, противодействие которому является задачей всех его политических и общественных институтов. Наряду с этим криминология научно обеспечивает реализацию важнейшего элемента указанного противодействия - предупреждения преступлений.

Криминология - это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты (детерминанты— конкретные факторы (обстоятельства), которые порож­дают явление, обусловливают его существование); личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Отправным моментом для понимания криминологии является определение ее предмета. В обобщенном виде предмет криминологии включает четыре основных блока: преступность со всеми ее признаками и показателями; причины и условия преступности, иные ее детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; а также систему мер их предупреждения.



а) преступность— исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явле­ние в обществе, представляющее собой систему всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Она измеряется такими качественно-количественными показателями, как уровень, структура и динами­ка. Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например, пьянство, проституция, наркомания и т.п., рассматри­ваются криминологией при анализе причин и условий преступлений ряда видов и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и про­блем борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии;

б) личность преступникаизучается как система социально-демографических, со­циально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступле­ний. Дается их классификация. Применительно к личности преступника рас­сматривается соотношение биологического и социального в ней. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах пре­ступлений. Личность преступника исследуется так же, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива);

в) причины и условия преступности,объединяемые родовым понятием «кримино­генные детерминанты», представляют собой совокупность социально-негатив­ных экономических, демографических, идеологических, социально-психоло­гических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступ­ности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления;



г) предупреждение(профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию, ос­лабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и кор­рекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализи­руется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все указанные четыре основные части предмета криминологии органично взаимосвязаны. Конечной целью изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий пре­ступности и преступлений) является разработка эффективной систе­мы предупреждения преступности.

Криминология — одна из общественных наук, отрасль обществознания. В системе общественных наук она располагается на стыке со­циологии и правоведения.

К правоведению криминология относится, поскольку изучаемые ею явления характеризуются уголовно-правовыми понятиями «пре­ступление», «преступник», а причины и условия преступности, лич­ность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т.п. Система специальной профилактики, т.е. профилактики, направленной на устранение или нейтрализацию при­чин и условий преступлений, также имеет правовой характер. Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, ее причин и усло­вий, личности преступника, мер предупреждения преступности не укладывается только в рамки права, анализа правоотношений, а входит в сферу социологии, т.е. науки об обществе. Особенно велико значе­ние социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Вот почему криминология — это не чисто пра­вовая, а социолого-правовая наукаи учебная дисциплина.

Криминологию за рубежом, например, в США и Великобритании, считают частью социологии, и потому она преподается чаще всего в со­циологических блоках дисциплин. Стоящей ближе к естественным, нежели к общественным, наукам признают криминологию во Фран­ции сторонники клинической криминологии и в Италии, где сильны традиции антропологической школы Ч. Ломброзо, а также ряд ученых ФРГ — приверженцев биосоциального направления криминологии. Для всех характерно отрицание правовой природы криминологии.

Криминология как наука и учебная дисциплина является самостоятельной отраслью права, пред­метом регулирования которой является профилактика.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ НАУКИ КРИМИНОЛОГИИ.

 

Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции.

Ее теоретическая цель состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определения задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью. Ее перспективные цели сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы.

Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей науки криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести:

получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с ними;

выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;

изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Применительно к борьбе с отдельными видами преступлений пер­воочередными являются задачи, связанные с изучением и разработ­кой эффективных мер борьбы с:

а) экономической преступностью;

б) преступностью несовершеннолетних;

в) тяжкими насильственными преступлениями;

г) организованной преступностью;

д) терроризмом;

е) коррупцией.

Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять три основные функции:

описательную (диагностическую),

объяснительную (этиологическую),

предсказательную (прогностическую).

Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.

На наш взгляд, названные функции не в полной мере соответствуют задачам криминологии, и в первую очередь ее практической направленности. Наука криминология должна не только объективно отражать предмет своего познания, объяснять природу связанных с преступностью явлений и процессов, прогнозировать их будущее развитие, но и разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. Следовательно, целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию, выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения.

Криминологическое учение представляет собой не просто набор знаний о преступности и ее взаимосвязях. Полученные криминологической наукой знания складываются в своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков - Общей и Особенной частей.

Общая часть включает рассмотрение теоретических основ криминологии, Особенная часть - изучение криминологической характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению. Такое построение криминологических знаний представляется вполне обоснованным, поскольку охватывает как общетеоретические основы предмета познания и саму логику криминологической науки, так и особенности не только криминологической характеристики отдельных видов и групп преступлений, но и пути и средства их предупреждения.

 

3. СВЯЗЬ КРИМИНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

Криминология непосредственно взаимодействует с рядом правовых и социологических наук, на стыке которых она, как отмечалось, и раз­вивается, а также со смежными отраслями права. Из юридических наук она наиболее тесно взаимодействует с уголовным правом. Уголовно-правовая теория, основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которые обязательны для криминологии. Она отвергает принятое рядом западных кримино­логов использование неопределенного по границам понятия «отклоня­ющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологичес­кий» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответству­ет уголовно-правовым признакам.

В свою очередь криминология предоставляет науке уголовного пра­ва, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности про­филактики преступлений, делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях. Это позволяет своевременно реали­зовывать нормотворческую деятельность в плане криминализации либо декриминализации деяний, т.е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений, а также в плане дифференциации санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, кри­минологическое знание не только лежит в основе развития системы собственно криминологического предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борь­бы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Кри­минологическое знание используется при определении уголовной по­литики в стране.

Криминология тесно связана и с уголовным процессоми проку­рорским надзором. Сферой их общего интереса выступают правоот­ношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступ­ности, с обеспечением оптимальных оргструктур этой деятельности. Криминалистикаразрабатывает методику обнаружения и фиксации фактических данных о причинах и условиях преступлений, типологи­ческие характеристики ситуаций совершения преступлений, способов действий преступников и т.п., а также организационно-технические и тактические средства защиты личности и имущества от преступлений, затрудняющие совершение последних (например, средства сигнали­зации и блокировки). Криминология же указывает основные направ­ления для их разработки, вытекающие из данных о структуре и динами­ке преступности, типичных криминогенных ситуациях и т.п., а также рассматривает эти рекомендации как составную часть системы профи­лактических мер и анализирует эффективность их применения.

Криминалистика имеет специальное направление, предметом ко­торого являются криминалистические средства и методы пред­упреждения преступлений. В 1995 г. в России основан Союз крими­налистов и криминологов.

Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологиинаиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рециди­вом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации (включении в жизнь общества) лиц, со­вершивших преступление, по отбытии ими наказания. При этом уголовно-исполнительное право изучает сам порядок и процесс отбывания наказания в аспекте реализации его целей, возникающие здесь проблем­ные ситуации, а криминология — причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рециди­ва, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Криминология широко пользуется данными правовой статистики.Поскольку криминология имеет своим предметом относительно массовые явления (целостное множество преступлений, их причин и условий, лич­ности преступников и многообразную систему мер профилактики пре­ступлений), одним из ее основных методов по сбору и анализу информа­ции служит статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, информация, полученная в резуль­тате конкретных криминологических исследований, дают обобщенную картину преступности. Данные общесоциальной статистики (демогра­фической, экономической и др.) используются при исследовании детер­минант преступности и ее тенденций.

Криминология тесно связана с деликтологией.Это междисцип­линарная комплексная наука и направление в законодательстве о не­преступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности право­нарушителей и предупреждении правонарушений.Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейнуюделиктологию.

Криминологии также необходимы данные общей, социальной и юри­дической психологиидля познания причин и условий преступности и преступлений; он и играют ведущую роль в изучении и классифика­ции личности преступника, значимы для разработки мер профилактичес­кого воздействия, поскольку речь идет о специфических видах челове­ческого поведения. Это же относится к данным демографии,общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии,которые имеют особое значение, в частности, при прогнозировании и програм­мировании борьбы с преступностью, а также при специальном изуче­нии профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бы­товых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

Связь криминологии с педагогикой,которая разрабатывает пробле­мы обучения и воспитания, осуществляется при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе результа­тивности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обо­сновано предложение о выделении на стыке криминологии и педаго­гики такого направления, как криминологическая педагогика, или педагогическая криминология.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРИМИНОЛОГИИ.

Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885 г. книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платон, Аристотель), эпох Возрождения (М. Лютер, Дж. Локк), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.