Сделай Сам Свою Работу на 5

Схема словообразовательного анализа





Лабораторная работа № 1, 2.

Морфемный состав слова.

Цель: дать понятие морфемы как единицы языка, обозначающей отношения между словами (в лексической системе и в предложении) и отработать методику анализа слова по составу.

Обоснование. Тема имеет принципиальное значение для понимания языка как системы. Умение выделять морфемы ведет к системному пониманию фонологии и грамматики, пониманию единства формы и содержания, как оно проявляется в языке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Вопросы

1. Что обозначают морфемы? Почему в слове выделяют морфемы?

2. По каким признакам различают корневые (главные) и аффиксальные (служебные) морфемы?

3. Какие свойства теряет корень при образовании связанных основ и аффиксоидов? (2, c. 48-49; 1, c. 21-26; 4, c. 89.) Приведите примеры.

4. Какие функции выполняют аффиксальные (служебные) морфемы? Приведите примеры совмещения этих функций. Почему это явление типично для русского языка?

5. По каким признакам выделяют нулевые морфемы? Приведите примеры нулевых формообразующих и словообразовательных морфем.

6. По каким признакам различают морфемы и морфы; морфы, алломорфы и варианты морфем? (2, с. 18-20, 21, 22; 1, c. 32; 4, c. 124-125.) Приведите 8-10 примеров на различные чередования в морфемах.



7*. Сравните определение основы слова в школьном и вузовском учебниках и в академической грамматике. (3, c. 145; 5, c. 106; 6, с. 124.) Что их объединяет и что отличает?

8*. Какие свойства формообразующих морфем в русском языке отмечает A. M. Пешковский? (7, гл. 1.)

9*. Какие свойства словообразовательных морфем в русском языке отмечает Г. О. Винокур? (8, с. 429-430.)

10*. Сравнив данные ниже определения процесса опрощения, укажите, чем они отличаются, чем вызваны эти отличия.

1) Опрощением называется морфологический процесс, посредством которого слово со сложным морфологическим составом утрачивает значение отдельных своих морфологических частей и становится простым символом данного представления. ( Богородицкий В. А. Общий курс русской грамматики. М.; Л., 1935, с. 141.)

2) Под опрощением следует понимать такое изменение в морфологическом строении слова, при котором производная основа, ранее распадавшаяся на отдельные значимые части, превращается в непроизводную, нечленимую. (1, с. 54.)



3) Опрощение приводит к тому, что слово утрачивает свою внутреннюю форму и приобретает целостное немотивированное значение; границы между морфемами стираются. (2, с. 14-15.)

4) Процесс слияния корневой морфемы со служебными в одну называется опрощением. (5, с. 108.)

11. Чем отличается процесс переразложения от процесса опрощения и какое значение имеет процесс переразложения для языка?

12. Сформулируйте основные правила выделения морфем в слове.

Литература

1. Современный русский язык. В 3-х ч. Словообразование.
Морфология / Шанский Н. М., Тихонов А. Н. М., 1981. Ч. 2. С. 5-15, 17-18, 21-26, 31, 32, 54-57.

2. 3емская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. С. 18-30, 37-41, 48-53.

3. Русский язык. Учебник для IV класса.

4*. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968. С. 75-82, 87-95, 141-148, 187-223.

5*. Русский язык / Под ред. проф. Л. Ю. Максимова. М., 1978. С. 105-110.

6*. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. § 172-180.

7*. Пешковский А. М. Русский синтаксис в научном освещении. М., любое издание, гл. 1.

8*. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию //
Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С. 419-442.

9. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.

Схема анализа слова по составу

1. Выделить окончание или квалифицировать его отсутствие:

а) бесформенное (по А. М. Пешковскому) слово;

б) затруднительность выделения окончания: супплетивная форма.

Окончание показать в других словоформах, основу – в других образованиях.

2. Выделить последовательно в направлении к корню суффиксы (^), затем приставки ().



Привести примеры других слов с этими же морфемами.

3. Выделить корень (~). Привести однокоренные слова.

4. Указать функцию каждой морфемы: :главная – К,
словообразующая – С, формообразующая – Г, совмещающая эти
функции – или ГС, в зависимости от того, какой элемент преобладает.

Практические задания

1. Подберите примеры, в которых данные словоформы различались бы своим морфемным составом. Покажите схематически морфемный состав данных словоформ.

Образец

Стих ٱ (сущ.) – стих ٱ (гл.).

Мой стих

трудом

громаду лет прорвёт

и явится

весомо,

грубо, зримо.

(Маяковский.)

Нынче полегче народу:

Стих, притаился в тени

барин, прослышав свободу.

(Некрасов.)

Спел (песню) – (виноград) спел, печь (сущ.) – печь (гл.), стали
(сущ.) – стали (гл.), знать (сущ.) – знать (гл.) – знать (мод. сл.), прут
(сущ.) – прут (гл.), простой (сущ.) – простой (прил.), словом (сущ.) – словом (мод. сл.), подтянут (гл. в буд. вр.) – подтянут (прич. или прил.).

2. Придумайте как можно больше слов разного морфологического членения и значения, оканчивающихся на –очка; –ец; –ий. С каким морфологическим явлением в ряде случаев (выделите их) мы сталкиваемся? (2, с. 81-82.)

3. По словарю 9 подберите 8-10 слов, в которых прошел процесс опрощения. Укажите их морфемный состав до и после процесса.

4. В произведении Н. С. Лескова «Левша» найдите случаи использования морфемной структуры слова в художественных целях.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Задание

Проанализируйте морфемный состав в приведенном ниже тексте. Представьте разбор схематически, укажите тип морфем и их функцию, приведите примеры слов с выделенными вами морфемами. Где можно, укажите возможные алломорфы и варианты морфем. Найдите слова, в которых вы можете сделать (частично) исторический морфемный анализ. Выявите использование морфемной структуры с художественной целью.

Вариант 1

На дне моей жизни,

на самом донышке

3ахочется мне

посидеть на солнышке,

На теплом пенушке.

Я думу свою

без помехи подслушаю,

Черту подведу

стариковскою палочкой:

Нет, все-таки нет,

ничего, что по случаю

Я здесь побывал

и отметился галочкой.

(Твардовский.)

 

Вариант 2

Первые мои записи были о лесах. Я вырос на безлесном юге, и потому, может быть, больше всего в среднерусской природе полюбил леса.

Первое «лесное» слово, какое меня совершенно заворожило, было – глухомань. Правда, оно относится не только к лесу, но я впервые услышал его (так же, как и слово «глушняк») от лесников. С тех пор оно связано в моем представлении с дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами, заваленными буреломом, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной. «Сторона ли моя, ты сторонушка, вековая моя глухомань!» (Паустовский.)

 

Вариант 3

В поисках рифмы на «небо» я набрел в словаре на «нео» – «неофит», «неолит», «нео» ... И мне захотелось, чтоб мир начинался на «нео» ... Неосвет, неодом, неомир! Пусть он будет всегда неоткрытым, необычным и необжитым. Только – нов, как природа весной – не новинкой, не новостью, а новизнoй! (Кирсанов.)

 

Вариант 4

1) Числа делятся на четные, нечётные и почетные. К последним зачастую относятся мнимые числа. (Кривин.) 2) Пошел Гусь в огород посмотреть, все ли там в порядке. Глядь – на капусте кто-то сидит.

– Ты кто? – спрашивает Гусь

– Гусеница.

– Гусеница? А я – Гусь, – удивился Гусь и загоготал. – Вот здорово: Гусь и Гусеница. (Кривин.)

 

Вариант 5

«О Лень! – возмутился Олень. –

Чего ты лежишь, словно пень?»

«Тю, Лень! – удивился Тюлень. –

Чего ты блуждаешь, как тень?»

Но им не ответила Лень:

Лень.

Икс оказался мнимой величиной... То-то он так о себе мнил, этот Икс. (Кривин.)

Вариант 6

Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй…

(Заходер.)


Лабораторная работа № 3, 4.

М0РФ0ЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Цель: дать понятие словообразовательной структуры слова в плане содержания и в плане выражения на примере морфологического способа образования слов и отработать методику словообразовательного анализа.

Обоснование. Тема важна для системного понимания лексики и закономерностей построения слова, а также для изучения общих закономерностей соотнесения формы и содержания.

Домашнее задание

Вопросы

1. Почему морфологический способ образования слов в русском языке является ведущим?

2. Почему словообразовательная структура слова всегда двучленна?

3. Сравните описание морфологических способов образования в работах (2, с. 172-177 или 5, с. 201-204), в вузовских курсах (например,
1; 4, с. 114-115) и в школьном учебнике (3, § 20, 23). Чем, по-вашему, вызвано разное описание морфологических способов?

4. Есть ли в русском языке нулевая словообразовательная морфема? Обоснуйте свое мнение.

5. Чем, по-вашему, вызвано параллельное использование терминов производящая основамотивирующая основа, производная основамотивированная основа? Приведите примеры слов разных частей речи, когда разные семантические структуры оформляются одинаковыми моделями (молочница – сахарница) и когда одинаковые семантические структуры оформляются разными моделями (учитель – учетчик
молочник – сахарница
).

6. Как вы объясняете существование в языке расхождений формальной и смысловой производности? (2, с. 69-76; 5, с. 197-198.)

7. Чем различаются анализ слова по составу и словообразовательный анализ? Сравните цель, ход и результаты того и другого анализа. Как связаны эти анализы? (3, с. 63-64; 5, с. 159-161.)

8. Какими способами могло бы образоваться слово, содержащее приставку и суффикс? Как это установить? Приведите примеры.

 

Литература

1. Современный русский язык. В 3-х ч. Ч. 2. С. 67-72.

2. 3емская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973. С. 169-181, 217-240.

3. Русский язык. Учебник для V-V1 классов.

4. Русский язык / Под ред. проф. Л. Ю. Максимова. М., 1978. С. 112-117.

5*. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1981. С. 133-288.

 

Схема словообразовательного анализа

1. Выделить производящую основу, опираясь на соответствующую мотивацию. Учесть возможную множественность мотивации.

2. Определить способ образования и модель образования слова.

3. Если модель регулярная, привести примеры слов, образованных по той же модели, с тем же отношением производящей основы к производной.

Обозначения:

__________ ^ – суффиксальная модель;

_________ – пpeфиксальная модель;

_________ ^ – префиксально-суффиксальная модель.

Практические задания

1. Установите разницу в значении данных слов. Чем вызвана эта разница? Выпишите слова, в которых словообразовательные отношения не актуальны для современного русского языка.

Кольцо – перстень, перчатка – рукавица, вторник – пятница, услуга – одолжение, раздать – разделить, раздробить – распылить, упрямый –настойчивый, покрывало – одеяло, сад – роща, постель – логово, безделье – праздность, бездельничать – лентяйничать, бездушный – нечуткий, мелодичный – гармоничный, единомышленник – сторонник, развязный – панибратский.

2. Определите способ образования данных слов. Какое явление можно иллюстрировать этими словами?

Поддержка, подножка, подстилка, подставка, подсказка, подлодка, подхалимка; затишье, заполярье, засилье, забытье, загляденье; тишь, гладь, зам, зав, бег, поцелуй, запев; вывоз, пригород, прилив, перенос, соавтор, сослуживец, созыв; приплясывать, пририсовывать, придумывать, присвистывать, пританцовывать, выспаться, выписаться, выделиться, выкатиться, выкупаться., выплакаться, длинноногий, вороний, мужний, зимний, безусый.

3. Учитывая возможную многозначность и омонимию слов, определите, производная или непроизводная основа в следующих словах:

снежный, красный, влажный, важный, страшный, бесшабашный; стрелка, белка, тарелка, горелка, пилка; белила, чернила, мазила, верзила, перила.


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Задание

Сделайте словообразовательный анализ слов в данном тексте. (См. варианты 1-3.)

Найдите слова, в которых можно провести исторический словообразовательный анализ. Проанализируйте особенности использования словообразовательной структуры в художественных целях. Укажите окказиональные и потенциальные образования. (2, с. 227-228, 238.)

 

Вариант 1

Город грабил,

греб,

грабастал,

глыбил

пуза касс,

а у станков

худой и горбастый

встал

рабочий класс.

И уже

грозил,

взвивая трубы за небо:

– Нами

к золоту

пути мостите.

Мы родим,

пошлём,

придёт когда-нибудь

человек,

борец,

каратель,

мститель! –

………………………………………

…Крапило

сласти

мушиноe сеево,

хлеба

зерном

в элеваторах портятся,

а под витринами

всех Елисеевых,

живот подведя,

плелась безработица.

(Маяковский.)

Вариант 2

О, белизна бумажного листа!

Ни завитка, ни чёрточки, ни знака.

Ни мысли и ни кляксы. Немота.

И слепота. Нейтральная бумага.

Пока она безбрежна и чиста,

Нужны или наивность иль отвага

Для первого пятнающего шага –

Оставишь след и не сотрёшь следа.

Поддавшись страшной власти новизны,

Не оскверняй великой белизны

Поспешным жестом, пошлостью пространной.

Та белизна – дорога и судьба,

Та белизна – царица и раба,

Она источник жажды окаянной.

(Солоухин.)

Вариант 3

Село, значит, наше – Радово.

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью,

Есть пастбища, есть поля,

И по всему угодью

Рассажены тополя.

(Есенин.)

Вариант 4

У меня на родине,

На Курщине моей,

В каждой огородине

Свой

соловей.

В каждом огороде

Хвалят певца.

Деды, собравшись,

Хвастаются.

Лодочкой ладошку –

Слух не тот.

Станут у картошки –

Чей лучше поёт.

Стоят.

Молчат.

Волнуются.

А соловьи

соревнуются.

(Говоров.)

Вариант 5

На обеденном столе собралось самое изысканное общество. 3десь был граф Ин, его кусочество Ломоть белого хлеба, его светлость Стакан. С минуты на минуту должно прибыть Молоко.

Поэтому, когда на столе появился любимец общества атлет Котлета, его сразу же засыпали вопросами:

– Ваше сковородие, ну как там Молоко? Скоро прибудет?

– Все кончено! – мрачно сказал атлет Котлета. – Я вырвался из самого огня. Могу только утешить вас, что Молоку удалось сбежать. (Кривин.)

 

Вариант 6

– Все горе в том, что тебе не хватает твёрдости, – сказал ему как-то его дальний родственник дядя Краб, который всегда ходит боком. – В наше время нельзя быть таким мягкотелым.... Мое дело, конечно, сторона, но на твоем месте я попытался бы обзавестись каким-нибудь приличным панцирем.

... А кругом валялось многое множество раковин. И вот, хорошенько подумав, он решил так: «Самое подходящее место для рака – это, конечно, раковина, а самый подходящий жилец для раковины – это, конечно, рак. И когда рак залезет в раковину, его уже никто не ущипнет, или я ничего не понимаю ни в тех, ни в других. (3аходер.)


Лабораторная работа № 5,6.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.