Сделай Сам Свою Работу на 5

Имеют в современном русском языке те же словообразовательные связи, которые отмечаются в этимологическом словаре





Тема 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФЕМИКИ

Контрольные вопросы

1.Объект и задачи морфемики. Понятие морфа и морфемы. Алломорфы и варианты морфемы.

2.Виды морфем русского языка. Классификация морфем по разным признакам.

3.Морфемы корневые и аффиксальные. Виды аффиксов.

4.Нулевые аффиксы в русском языке.

5.Аффиксы словообразующие и грамматические.

 

Задания

Разделите на морфемы данные слова.

Образец: побелела – по-бел-е-л-а

Использование , предполагаемый

непринужденно ,перевоплощать

пешеходный , вооруженный

второстепенный , выламывать

заманчивый , обучение

переподготовка , последовательность

предназначение , приблизительный

разносторонний , рассказывают

двадцатипятилетний , битый

пятидесятый , двухъярусный

адъютант , юн

 

2.Обозначьте выделенные единицы (принятыми условными обозначениями морфем) и укажите, чем они являются: алломорфами или вариантами морфем.

РАБОТа – заРАБАТывать, ОТрезать – ОТОрвать, травОЙ – травОЮ, дубОК – дубОЧек, дубКа – о дубКе, целЕХОНЬКий – целЕШЕНЬКий, милЕЙШий – величАЙШий, КОЕ-как – КОЙ-как, сказаВ – сказаВШи, ВЫСота – ВЫШина, решилСЯ – решилиСЬ, БЛЕСТеть – БЛИСТать, летЧИК – мойЩИК, рыбАК – рыбАЧка, ЗАЯЦ – ЗАЙка, ДЕмобилизовать – ДЕЗорганизовать, рукОЙ – рукОЮ.



 

Определите, в каких словах окончание материально выраженное, в каких – нулевое.

Бегун , пальто , вечером , ножницы , метро , медвежий , лосей , соловей , ушло , покрасил , найди , бух .

 

4.Определите, в каких словах суффикс материально выраженный, в каких – нулевой.

Сел , пел , осмотр , синева , мечтать , скрип, тряс , нагревание , брось , вырубка везли , тишь , синь селяне .

Выделите в парах слов аффиксы и определите их функции (словообразующую, формообразующую, формословообразующую, словоизменительную).

1)п р е ф и к с ы:

прервать - предобрый, предел – премудрый, разделить - разлюбезный, развеселить – развеселый, записать – застонать, завернуть – закричать, подарить – поплыть, поставить – полететь, сделать – стереть, сдать – сбросить, приложить – прилечь

2)с у ф ф и к с ы:

пряник – хвостик, старик – бантик, почернеть – почернить, прыгнуть – сохнуть, стрелок – лесок, ночка – строчка, голосище – луговище, дружище – пожарище, лететь – летать, признать – признавать, висячий – висящий



3)ф л е к с и и :

лесной – весной (наречие), большое село - солнце село, конем – моем – несем – днем (наречие).

 

6.Укажите в словах аффиксы, определите их вид (продуктивные/непродуктивные, регулярные/нерегулярные) и подберите к каждому слову два-три подобных ему образования.

 

Читатель, чтец, пастух, актриса, ловкач, весельчак, возчик, пильщик, усилитель, колоть, городской, битва, белизна.

 

Тема 2

ЧЛЕНИМОСТЬ РУССКОГО СЛОВА

Контрольные вопросы

1.Понятие членимости слова и членимости основы. Слова с предельной членимостью. Основы членимые и нечленимые.

2. Основы свободные и несвободные. Корни свободные и связанные (радиксоиды).

3.Уникальные части слова (унификсы). Проблема их выделения и морфемного статуса.

Задания

1.Выделите основы слов и определите их с точки зрения членимости и производности. Отметьте слова с предельной членимостью

Блюдце, вкусный, вонзить, восторг, вычурный, держава, достойный, завод, загадка, задача, заповедь, иголка, измена, колыбель, кровля, обычай, огурец, одежда, покрывало, равнина, сердце, созидать, убедить.

2. Рассмотрите членение данных слов сначала в прямом, потом – в переносном значениях. Всегда ли совпадает морфемное членение слов на уровне прямых и переносных значений?

Чудовищный (вид, богатство),

безусый («без усов», «юный»),

орленок (птенец, «мальчик»),

очерстветь (« о хлебе», « о человеке»).

Выделите в данных словоформах корни. Приведите их возможные видоизменения. Укажите среди корневых морфем свободные и связанные



География

Читать

Убавить

Включить

Одеваться

Пенка

Турист

Отвык

Утенок

Свиненок

Разомни

Тройка

Жрец

Водица

Аэродром

Словарь

Подбор.

4.Определите уникальные элементы в словах. Какую обычно позицию они занимают в структуре слова? Какова членимость данных слов?

 

Выкрутасы, жених, чумазый, котлован, козел, колченогий, чайхана, скупердяй, цитата, флотилия, дубликат, белокурый, дуралей.

 

 

Тема 3

МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Контрольные вопросы

1. Морфонология как раздел языкознания. Основная единица морфонологии.

2.Виды взаимоприспособления морфем, происходящего при их объединении в слове. Явления морфемного шва, характерные для русского словообразования: чередование фонем (альтернация), усечение производящей основы, наложение морфем (аппликация), интерфиксация.

3.Возможности неединственной интерпретации явлений морфемного шва.

 

Задания

1.Определите, какое морфонологическое явление наблюдается в приведенных словах:

 

Берегу – бережешь, носить – ношу, ловить – ловлю, пускать – пустить – пущу, сухой – сохнуть – засыхать, графить – графлю, загорать ­– загар, блестеть – блистать.

2.Определите,в каких словах происходит частичное, а в каких –полное усечение морфемы

 

Социалист, макеевский, читка, близость, кенгуренок, сиповатый, воскресный, мужской, весноватый /веснушка/, удобство, свердловчанин.

3.Выявите случаи частичного и полного наложения морфем. Какое наложение морфем и при сочетании каких элементов является типичным для русского языка?

 

Сопрановый, архиерей, коричневатый, витебский, приду, триковый, якутский, регбист, таксист, бечевой, антенщик, вскочить, разевать, Челюскин мыс.

4.В данных словах выделите интерфиксы, определив их позицию в слове:

 

Пароход, врачебный, картотека, жизненный, двухклассный, семена, сестринский, плутовка, страдалец, кофейник, прялка, игротека, черно-белый, киношник, сценичный, живут, дочери, ялтинский, профессиональный, спальня, арготизм, ливень, прядильный, королевна, алгебраизм, скиталец.

5.В следующих примерах определите различные морфонологические явления, сопровождающие образование существительных, глаголов и прилагательных.

 

Бездарь (бездарный), болтливы (болтать), вылечить (лечить), гладь (гладкий), зелень (зеленый), кенгуренок (кенгуру), коричневатый (коричневый), курский (Курск), лягушонок (лягушка), низость (низкий), одесский (Одесса), препятствовать (препятствие), сварка (сварить), спряжение (спрягать), таксист (такси), толща (толстый), королевич (король), треск (трещать), утиный (утка), мексиканец (Мексика), кофейник (кофе).

Тема 4

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ СИНХРОННОЕ И ДИАХРОНИЧЕСКОЕ. ИЗМЕНЕНИЯ В МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СЛОВА

Контрольные вопросы

1.Необходимость разграничения синхронного и диахронического словообразования. Словообразовательная производность с диахронической и синхронической точек зрения.

2.Основные исторические процессы морфемного преобразования: опрощение и переразложение.

3.Исторические процессы изменения структуры слова: усложнение, декорреляция, замещение.

 

Задания

1.Определите, производными или непроизводными являются данные слова в современном русском языке? Основываясь на данных «Краткого этимологического словаря русского языка» Шанского Н.М., Иванова В.В., Шанской Т.В. М., 1961, выделите слова, которые:

В процессе исторического развития языка утратили производность,

Изменили словообразовательные связи и в современном русском языке мотивируются иначе,

имеют в современном русском языке те же словообразовательные связи, которые отмечаются в этимологическом словаре

Врач – отсутствует лишь в западнославянских языках; образовано с помощью суфф. –ЧЬ- от ВЬРАТИ «говорить»; первоначально – «заговаривающий, волшебник».

 

Важный – общеславянское; образовано с помощью суффи –ЬН- (совр. –Н-) от ВАГА «вес, тяжесть, сила», заимствованного славянами от древневерхненемецкого; первоначально – «веский, тяжелый, сильный».

 

Бесталанный – в русском языке появилось в ХIХ в. из диалектов; образовано с помощью суфф. –Н- от предложно-падежной формы БЕЗ ТАЛАНА- «без счастья».

 

Бефстроганов – собственно русское; образовано во второй половине ХIХ в. словосложением французского существительного «говядина» и русской фамилии СТРОГАНОВ: букв. «говядина по-строгановски».

 

Молотить – общеславянское, образовано с помощью суфф. –ИТИ- от МОЛОТЬ.

 

Отрок – общеславянское; образовано с помощью приставки ОТ- «не» ОТРОК «говорящий»: букв. «неговорящий, не имеющий права говорить на вече».

 

Простыня– собственно русское; образовано от ПРОСТОЙ; первоначально – «простое, не сшитое полотно».

 

Ведьма – общеславянское; образовано с помощью суфф. –М(а) от ВЪДЬ «знание»; первоначально – «знающая, ведающая» (ср. знахарь), потом – «колдунья».

 

Мошенник – древнерусское; производное с помощью суфф. –НИК- от МОШЬНА «карман»; букв. «карманник»; значение «обманщик» является вторичным.

Невеста – общеславянское; образовано с помощью приставки НЕ- от исчезнувшего ВЪСТА «знакомая», производного посредством суфф.-Т- от ВЪДЪТИ «знать»; букв. «неизвестная, незнакомая» родным жениха.

 

2.Укажите, на стыке каких морфем произошло опрощение в основах следующих слов.

 

Варежка, воочию, восток, государство, дар, закадычный, запас, застенчивый, зеница,

колесо, наволочка, нельзя, неуклюжий, облачение, обзор, объегорить, пешем, спустя.

 

3.Приводимые ниже слова подверглись процессу переразложения в своем морфемном составе. Покажите, на стыке каких морфем произошло переразложение в основе этих слов. Какие корневые и служебные морфемы возникли в результате этого процесса? Являются ли они продуктивными?

 

Бедствие, взрывчатый, игольчатый, клетчатый, кустарник, лентяй, озорник,

путешествие, репчатый, решетчатый, сжимать, угомонить, слесарь, состоять.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.