Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация морфем с точки зрения происхождения, по употребтельности и сфере функционирования.





 

Морфема--наименьшее значимая часть, вычленяемая в стр-ре слова. Например в слове снеж-н-ый выделяют 3 морфемы. Среди морфем различают приставки, корни, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы.

По значению и выполняемым функциям выделяют в стр-ре слова морфемы основные, или корневые, и служебные, или аффиксальные. К служ. отн-ся приставки (префиксы), суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы. Корневая морфема обязательна для каждого слова, служебная морфемы не обяз

Классификация с точки зрения происхождения

Существуют исконно русские морфемы, кот унаследовали из общеславянского древнерусского и старорусского языков. В рус языке большое кол-во заимствованных морфем, например: суффикс – ант, -есс; архи (архивариус), вице ( вицепрезидент), интер, квази, супер, транс.

Классификация по степни употребления и сфере функционирования.

Морфемы делятся на регулярные, если встречаются более чем в 10 словах, и нерегулярными – это унификсы: попадья, сумрак. Морфемы могут быть продуктивными и непродуктивными. Продуктивные, если служат для образования новых слов: суффиксы ен, -ск, окончание – а. непрдуктивные не образуют новых слов: су-, ку-; -арь-; -знь-. – регулярные т.к. 10-20 слов наберется в словаре, но эти аффиксы непродуктивные, т.к. новые слова с этими суффиксами не образуются.



Суффиксы могут быть продуктивными в одной сфре, а в др нет.

Суффикс ец - «лицо» (жилец, малец)

- По местности (чилиец, американец)

С др точки зрения в сфере функционирования морфемы можно разделить на новые и устаревшие: -арь-, -знь-,-хн-. В совр русском языке этимологически можно выделить –хн- (махно).

Можно выделить диалектные морфемы: -хн- был диалектным, встречался в новгородских говорах, префикс су тоже диалектный, но распространен во многих словах. Морфемы могут быть книжные и просторечные. Есть терминоморфемы.


10. Классификация по роли морфем в слове. Корень. Типы корней.
Морфема - наименьшая значимая часть слова. В ряду значимых единиц языки (предложение - словосочетание - слово - морфема) морфема занимает последнее место, являясь далее неделимой единицей. В зависимости от того, какую роль выполняет морфема в слове, различают морфемы корневые и аффиксальные. Корневая морфема играет роль семантического - фундамента - в слове, она выражает то лексически общее, что присуще всем словам-родственникам. Это индивидуальная морфема: каждое гнездо родственных слов имеет свою корневую морфему, не повторяющуюся в словах других гнезд.
Корневая морфема (корень слова) - это общая часть родственных слов, являющаяся носителем основного элемента лексического (вещественного) значения. Ср.: мудрость-мудрец-мудреный-мудрствовать.
Корень - обязательная часть слова. Корни могут употребляться как и самостоятельно, так и в сочетании с аффиксами. В русском языке существуют корни:



1. с предметным значением (книг-а),

2. с процессуальным значением (прыг-ать),

3. со значением непроцессуального признака (остр-ый),

4. с количественным значением (шест-ой).

Также бывают суфлетивные корни: я - мы, человек - люди; и омонимичные корни: проводить – провожать

Значения корневых морфем более конкретные, чем значения аффиксальных морфем. Корневые морфемы служебных слов близки по выражаемым значениям к аффиксальным морфемам. Ср.: предлог «в» и приставку в-.

Аффиксальные морфемы участвуют в двух языковых процессах: формообразовании и словообразовании. Поэтому по функции и значению различают формообразовательные (или словоизменительные) и словообразовательные морфемы.
Формообразовательные морфемы служат для образования форм слова и являются поэтому различителями словоформ и грамматических значений. Так, флексии существительных (мечт-а, мечт-е, мечт-ы), прилагательных (воздушн-ый, воздушн-ого, воздушн-ые) являются выразителями грамматических значений рода, падежа и числа; флексии глаголов (встретил-0, встретил-а,встретил-и; иду, ид-ешъ, ид-ут) выражают грамматические значения рода или лица и числа; суффикс -j- образует словоформы имен существительных со значением множественного числа (друз'j-а наряду с флексией), глагольные суффиксы причастий (сп'-ащ-ий, узна-вш-ий, сдела-нн-ый) выражают значение времени и залога, а суффиксы деепричастий (возникну-в, улыбну-вши-сь, чumaj-a) - значение вида. Словообразовательные морфемы служат для образования слов. По месту в составе слова они делятся на приставки (иначе - префиксы), суффиксы, постфиксы, интерфиксы.




11. Классификации по роли морфем в слове. Аффиксы. Типы аффиксов.
Морфема - наименьшая значимая часть слова. В ряду значимых единиц языки (предложение - словосочетание - слово - морфема) морфема занимает последнее место, являясь далее неделимой единицей. В зависимости от того, какую роль выполняет морфема в слове, различают морфемы корневые и аффиксальные. Корневая морфема играет роль семантического - фундамента - в слове, она выражает то лексически общее, что присуще всем словам-родственникам. Это индивидуальная морфема: каждое гнездо родственных слов имеет свою корневую морфему, не повторяющуюся в словах других гнезд.

Аффиксальные морфемы участвуют в двух языковых процессах: формообразовании и словообразовании. Поэтому по функции и значению различают формообразовательные (или словоизменительные) и словообразовательные морфемы.
Формообразовательные морфемы служат для образования форм слова и являются поэтому различителями словоформ и грамматических значений. Так, флексии имен существительных (мечт-а, мечт-е, мечт-ы), имен прилагательных (воздушн-ый, воздушн-ого, воздушн-ые) являются выразителями грамматических значений рода, падежа и числа; флексии глаголов (встретил-0, встретил-а,встретил-и; иду, ид-ешъ, ид-ут) выражают грамматические значения рода или лица и числа; суффикс -j- образует словоформы имен существительных со значением множественного числа (друз'j-а наряду с флексией), глагольные суффиксы причастий (сп'-ащ-ий, узна-вш-ий, сдела-нн-ый) выражают значение времени и залога, а суффиксы деепричастий (возникну-в, улыбну-вши-сь, чumaj-a) - значение вида. Словообразовательные морфемы служат для образования слов.
Аффикс (от лат. affixum 'прикрепленный') как - прикрепляющаяся - морфема выражает обобщенное значение, присущее целым группам слов различной лексической семантики. Например, слова звер'-j-o, ворон'-j-o имеют собирательное значение благодаря суффиксу -j-, а слова гитарист, журналист имеют значение деятеля благодаря суффиксу -ист-.
Аффикс - это любая значимая часть слова, за исключением корня.
Аффикс - факультативная часть слова: существуют слова без аффиксов (депо, где). В зависимости от положения в слове различаются следующие типы аффиксов: Префиксы (приставки), суффиксы, постфиксы. Префикс - аффикс, занимающий начальное положение в слове перед корнем или другой приставкой: за-думчивый, со-автор, пре-не-приятный.

Суффикс - аффикс, расположенный после корня или другого суффикса: пыл-инк-а, но жемчуж-ин-к-а; чита- телъ, но воспита-нн-остъ.

Постфикс - аффикс, расположенный после флексии, т. е. присоединяющийся к готовой словоформе: учит-ся, катаю-сь, noj-me; постфиксы -то, -либо, -нибудь входят в структуру неопределенных местоимений и местоименных наречий: кто-то, кому-то, где-то, какой-либо, какого-либо когда-либо, что-нибудь, чем-нибудь, зачем-нибудь.
В структуре русского слова наблюдается еще один строительный аффикс - интерфикс, который расположен между корнями или между простыми основами; этот аффикс участвует в образовании сложных слов, например: пар-о-воз, шест'-и-этаж-ный. Интерфикс обладает особым значением - соединительным. Оно присуще всем производным, имеющим в своем составе два корня, например сложным словам типа глух-о-немой или сложносокращенным словам типа кол-хоз. Поэтому в сложных словах, образованных без соединительной гласной, типа Тула-уголь, диван-кровать или сращениях типа вперед0смотрящий можно говорить о нулевой морфеме, выражающей соединительное значение.
Интерфиксы соединительного значения следует отличать от асемантичных интерфиксов, выполняющих лишь функцию - строительной прокладки - между основой, от которой образовано слово, и образующим аффиксом, например: америк-(ан)-ец, пе-(в)~ец. Эти интерфиксы отражают явление интерфиксации при словообразовании.


12. Аффиксоиды, их разновидности.

В русском языке существуют морфемы переходного типа - аффиксоиды, т.е. корневые морфемы, аналогичные по своим функциям в слове аффиксам. Аффиксоиды встречаются в сложных словах, среди них различаются префиксоиды и суффиксоиды.

Префиксоиды - корни аналогичные по своим функциям приставкам: полдень, полумесяц.

Суффиксоиды - корни, аналогичные по своим функциям суффиксам: садовод, литературовед.


14. Методика морфемного анализа слова

Структура производного слова может подвергаться двум видам анализа: словообразовательному и морфемному.
Цель морфемного анализа - определить количество и значение морфем, составляющих слово.

Выделение в составе слова морфем производится путем подбора к данному слову однокоренных и одноструктурных слов и сопоставления с ними данного слова. При выделении в слове морфем, при их характеристике необходимо учитывать также принадлежность слова к определенной части речи, рассматривать его в совокупности всех присущих ему грамматических форм. Например, при морфемном анализе слова подарок, являющегося склоняемым именем существительным в форме именительного падежа единственного числа, сопоставляя данную словоформу с формами косвенных падежей этого же слова (подарка, подарку, подарком и т. д.), выделяем в составе анализируемой словоформы нулевое окончание. Следовательно, слово подарок составляет основу этой словоформы. При сопоставлении слова подарок с родственными, близкими по значению словами дарить, одаривать, дарственный в основе слова подарок выделяется корень дар-. При сопоставлении с одноструктурными словами заработок, набросок, отпечаток в основе слова подарок выделяется суффикс -ок, а при сопоставлении со словами покупка, постройка, похвала выделяется приставка по-. При морфемном анализе основа слова членится на несколько морфем, количество которых может быть различным, например: о-свобод-и-тельн-ый (четыре морфемы), у-глубл'-эниj-э (три морфемы), стар-ик (две морфемы).

Морфемный анализ, произведенный на базе словообразовательного, позволяет ясно увидеть значение каждой морфемы в составе слова. Например, в слове горняцкий на основе последовательного словообразовательного анализа в словообразовательной цепочке (горняц-кий - горн'-ак - гор-н-ый - гора) устанавливаем следующий
морфемный состав: -ий - флексия с грамматическим значением рода, числа, падежа, -к- -
суффикс относительного прилагательного, имеющий значение 'относящийся к горняку', -ац\\ак- суффикс существительного со значением лица (словообразующий в звене горн'-ак,), -н - суффикс относительного прилагательного со значением 'относящийся к горе' (словообразующий в звене гор-н-ый, гор- - корневая морфема.

План морфемного анализа слова:

1) Часть речи

2) Способность к изменению (измен./неизмен.)

3) Основа словоизменения и формообразование

4) Характеристика окончания: по характеру форменного выражения, по хар-ру варьирования, по функции, по хар-ру грамм. значения.

5) Характеристика основы: членимая/нечлинимая, степень членимости, простая/сложная (прерывистая), производная/непроизводная.

6) Корень: алломорфы, свободный/связный, значение корня (признаковость и т.п.)

7) Выделение всех служебных морфем и обоснование их выделения (цепочка словообразования).

8) Характеристика аффиксов по отдельности: по характеру выражения, варьирование, значение, функция (словообразов., формообразов., синкрет.), продуктив./непродуктив.


15. Методика словообразовательного анализа

Цель словообразовательного анализа - определить, как слово образовано, т. е. какова его словообразовательная структура и каков способ образования. состава слова.
При словообразовательном анализе определяется, от какого слова образовано данное слово, т. е. устанавливаются производящее слово и производящая основа, указывается, с помощью каких словообразовательных средств оно образовано, определяются способ и тип словообразования. Например, при словообразовательном анализе слова подарок важно то, что оно образовано от глагола подарить, что производящая основа в этом слове подар-, что образовано оно суффиксальным способом, что суффикс -ок выражает словообразовательное значение 'предмет, являющийся объектом действия' (ср. отпечатать - отпечаток). Различают минимальный и полный словообразовательный анализ. При минимальном анализе в слове выделяются производящая основа и средство словообразования. При полном анализе выделяются все предшествующие звенья словообразовательной цепочки до установления исходного слова с непроизводной основой: подарок - подарить - дарить.

Без словообразовательного анализа мы часто можем ошибиться в определении морфемного. Например, сравним слова находка и нарезка, при поверхностном морфемном взгляде может показаться, что у этих слов одинаковый морфемный состав: приставки на-, корень -ход- или -рез-, суффикс -к-, флексия -а. Словообразовательный анализ, который покажет, как эти слоим образованы (т. е. что является производящей базой для каждого из них), позволит увидеть истинный современный состав этих слов: наход-к-а от глагола находить - 'найти', являющегося омонимом глагола находить - 'ходить', на-рез-к-а от глагола нарезать, который, в свою очередь, от глагола резать.
При словообразовательном анализе основа членится всегда на два структурных элемента: производящую базу и словообразующий аффикс. При этом значение аффикса всегда ясно, так как он выполняет словообразовательную функцию,
участвуя в формировании значения слова, тогда как значение морфем, входящих в производящую базу, - стерто - , поскольку они лишены словообразовательной функции в данном звене словообразовательной цепочки.

План словообразовательного анализа:

1) Производящее слово, производящая база (к кот. присоед. формант). Производящая база - м.б. слово, основа, словосочет., фразеологизм.

2) Характеристика словообразовательного типа: а) формальный уровень слообразовательной структуры: часть речи производного слова, ч. Речи производящей базы, формант, способ словообразования); б) семантический уровень: тип мотивации (прямая, метафорическая, переферийная, фразеологическая), словообразовательное значение; в)тип словообразования (синтаксическая деривация, лексическая деривация.

3) Характер морфологических изменений на морфемном шве (усечение, чередование)

4) Ступень производности (цепочка к исходному слову)



17. (18) Производное слово и его признаки. Производящая база и ее виды (Мотивирующая база и ее виды).

Образование нового слова на основе уже имеющегося в языке возможно лишь при условии наличия между ними мотивационных отношений, т. е. отношений, в которых одно является мотивирующим для другого - мотивированного. Например, прилагательное осветительный образовано от глагола осветить, так как его значение мотивируется этим глаголом: освети-тельн-ый 'способный осветить'; глагол добреть образован от мотивирующего его прилагательного добрый, так как добреть 'становиться добрым'.

Отсюда первый закон словообразования: слова образуются на основе семантической выводимости.Внутреннее проявление этого закона наблюдается, например, в образовании различных производных от одного, но многозначного слова. Так, большая группа суффиксальных производных: старость, старик, старец, стареть, старить - связана с первым значением исходного слова старый - 'не молодой', которое является семантической производящей для этих слов. Для группы образований способом сложения: стародавний, старомодный, - семантической производящей являлось другое значение слова старый - 'устаревший, несовременный'.

Словообразовательная структура производного слова СОСТОИТ из двух блоков: первый блок - - фундамент слова - , второй - - строительный материал - в виде словообразовательных аффиксов. Для обозначения первого блока традиционно принят термин - производящая основа - . Производящая основа - основа того слова, от которого образовано производное, иначе говоря, это основа мотивирующего слова. Например, в слове ученич-еств-о 'пребывание в положении ученика' производящая основа ученич- - от слова ученик (с чередованием к/ч). При этом в качестве производящей основы необязательно выступает основа начальной формы мотивирующего слова. Так, в роли производящей основы может выступать, например, основа формы родительного падежа мн. числа имени существительного в некоторых типах образований: а) в оценочных именах существительных типа ветка, веток - веточ-к-а; б) в именах прилагательных от отвлеченных имен существителных типа тренировка, тренировок - тренировоч-н-ый.

При префиксальном, постфиксальном, префиксально-постфиксальном способах словообразования в качестве первого блока выступает целое мотивирующее слово. Например: читать - перечитать. Отсюда второй закон словообразования: слова образуются от производящих (мотивирующих) слов или их основ. Производящая основа может быть как непроизводной - учи-тель, так и производной - учитель-ск-ий. В последнем случае она содержит аффикс, не играющий словообразовательной роли для данного производного слова. Например, производящая основа учитель-, от которой образовано прилагательное учитель-ск-ий, сама производна, так как образована от глагола учить. Таким образом, в морфемном составе прилагательного учительский оказываются два суффикса: -тель- и -ск-, однако словообразовательным для него является лишь один -ск-, суффикс -тель- выполнил свою словообразовательную функцию в существительном учитель.

Производящая основа, т. е. основа, от которой образована любая производная основа, с семантической точки зрения может быть названа мотивирующей основой. Производная основа как мотивированная всегда содержит в своем составе мотивирующую основу. Мотивирующая и мотивируемая основы (слова) составляют словообразовательную пару основ (слов). Так, слова хлеб и хлеб-н-ый, роза и роз-очк-а, гора и при-гор-ок составляют словообразовательные пары, так как первые являются структурной базой для вторых, первые являются мотивирующими словами для вторых (хлеб-н-ый - - относящийся к хлебу, связанный с хлебом - , роз-очк-а - - маленькая роза - , при-гор-ок - - небольшая гора - ). Следовательно, слова хлебный, розочка, пригорок по форме и по смыслу соотносятся со словами хлеб, роза, гора и образуют с ними словообразовательные пары. Слова же хлебец и хлебница, розочка и розовый, пригорок и горняк не составляют словообразовательных пар, несмотря на то что являются родственными словами и входят в одно слов ообразовательное гнездо. Отсюда следует, что родственные слова в гнезде располагаются не хаотично, а выстраиваются в определенные пары слов, связанных формально-смысловыми отношениями. Классификация производных слов
Центральной единицей классификации производных слов
является словообразовательный тип. Словообразовательный тип - формально-семантическая схема построения производных слов, характеризующихся: а) тождеством части речи производящих слов, б) формальным и семантическим тождеством словообразовательных аффиксов.

Например, производные слова мор'-ак, рыб-ак относятся к
одному словообразовательному типу, так как образованы от
|имен существительных с помощью одного и того же суффикса
-ак- и имеют общее значение 'лицо, имеющее отношение к тому, что названо мотивирующим словом'. Слова горд-ец
и бор-ец не являются производными одного словообразовательного типа, так как не обладают тождеством - для слова гордец производящей является основа прилагательного горд-ый, а для слова борец - основа глагола боро-ться.

Словообразовательный тип может объединить несколько
разновидностей, вызванных теми или иными морфонологическими явлениями при словообразовании. Эти разновидности представляют другую классификационную единицу производных и называются морфонологическими моделями словообразования. Например, существительные добр-от-а и крас-от-а относятся к одному словообразовательному типу, но представляют разные модели словообразования: крас-от-а - модель с морфонологическим явлением усечения производящей основы красивый, доброта - без этого морфонологического явления; Словообразовательные типы в свою очередь объединяются в более крупную единицу - словообразовательный способ.

Таким образом, в словообразовательной системе русского языка устанавливается иерархия классификационных единиц: 1) морфонологическая модель - самая малая единица классификации производных слов, 2) словообразовательный тип - более крупная единица, тип может включать несколько моделей, 3) словообразовательный способ самая крупная единица, объединяющая словообразовательные типы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.