|
Политика курса, академического поведения и этики
СИЛЛАБУС
по дисциплине ____Естествознание___________________
специальность ____5В011600_География _____________
форма обучения ___очная____________________________
всего кредитов _____3_______________________________
| Форма обучения
| очная
| Очная
сокращенная
| заочная
| Заочная
сокращенная
| ускоренная
| Всего часов по РУП
В том числе
|
|
|
|
|
| Лекций
|
|
|
|
|
| практических (семинар.)
|
|
|
|
|
| Лабораторных
| |
|
|
|
| СРСП
|
|
|
|
|
| СРС
|
|
|
|
|
| Экзамен (семестр)
| 3-5
|
|
|
|
|
Программа дисциплины разработана ______Коваль В. В. старшим преподавателем, магистром географии, Жусуповой А.У. преподавателем, магистром географии_________
( Ф.И.О. , должность, ученая степень)
на основании __________ типовой программы Каз.НПУ им.Абая, утвержденной МО и Н РК, 2006 г., по дисциплине Естествознание_____________
Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры
Протокол №__1__от «__10__» сентября 2013 г.
Зав.кафедрой___________ ______Таурбаева Г.О.________________
(Роспись) ( Ф.И.О.)
Одобрена методическим бюро факультета
Протокол №__1__от «__10__» сентября 2013 г.
Председатель___________ _____Радченко Т.А._________________
(Роспись) ( Ф.И.О.)
Сведения о переутверждении
№
| Учебный год
| Сведения об изменениях в силлабусе
| Дата переутверждения
№ протокола кафедры
| Роспись зав.кафедрой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочая программа учебной дисциплины (Syllabus) для студентов
Название дисциплины: Естествознание
Количество кредитов: 3
Код курса:FGSNG 3302
Время и место проведения занятий: занятия проводятся согласно расписанию в корпусе
Ф.И.О преподавателя, контактная информация
Ф.И.О.
преподавателя
| Время и место проведения
| Контактный телефон
| лекции
| СРСП
| е - mail
| Коваль Виктория Владимировна
Жусупова Айнура Уразхановна
| согласно расписанию
|
согласно расписанию
| 54-24-09
|
Краткое описание курса (введение)
Основная цель курса – ознакомить студентов с основами современного естествознания, сформировать представление о «Естествознании» как интегрированном учебном предмете и его роли в системе подготовки учителя средней школы, помочь студентам овладеть современной естественнонаучной картиной мира, сформировать целостное мировоззрение у студентов.
В процессе обучения студенты должны приобрести умение обосновать свою мировоззренческую позицию в области естествознания и научиться применять полученные знания при решении профессиональных задач, пользуясь современными научными методами.
Пререквизиты:для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, полученные при изучении школьных дисциплин «Физика», «Химия», «Биология», «География», «Астрономия».
Постреквизиты: освоение курса в дальнейшем способствует успешному изучению естественных дисциплин.
Тематическое планирование по дисциплине «Естествознание»
Тема
| Количество часов
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
| СРОП
| СРС
| о\о
| з\о
| с.з\о
| у.з\о
| о\о
| з\о
| с.з\о
| у.з\о
| о\о
| з\о
| с.з\о
| у.з\о
| о\о
| з\о
| с.з\о
| у.з\о
| о\о
| з\о
| с.з\о
| у.з\о
| Введение.
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Натурфилософия и ее место в истории естествознания.
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Естествознание эпохи средневековья. Геоцентрическая космология.
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Основные принципы естествознания.
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Естествознание эпохи Возрождения.
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Вторая научная революция. Механическая картина мира.
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Основные этапы развития естествознания.
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Естествознание Нового времени. Революции в истории Естествознания.
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Научно-техническая революция и ее естественнонаучная составляющая. Четвертая научная революция.
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Науки о неживой природе.
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Элементы современной физики.
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Корпускулярно-волновой дуализм.
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Астрономия
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Эволюция Вселенной. Философско-мировоззренческие проблемы космологической эволюции.
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Земной шар как планетарная система
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Основные понятия и представления химии.
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Клонирование. Техника клонирования, польза и негативные стороны.
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Ученые-химики, внесшие вклад в развитие отечественной науки
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Науки о живой природе.
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Человек и биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Формирование и эволюция биосферы.
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Теория эволюции.
|
| | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | Эволюция человека.
| | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | Науки о Земле.
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Минералы и горные породы.
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Геодинамические процессы.
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Катастрофы в истории Земли. Землетрясения и вулканизм.
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Естественные науки и экология. Планетарное мышление.
|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Концепции экологии.
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Анализ законов экологии.
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Влияние хозяйственной деятельности человека на гидросферу
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Вклад русских ученых в развитие планетарного мышления.
| | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | Планетарное мышление и русский космизм
| | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | Экологические проблемы мира
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | Итого:
| 15
|
|
|
| 30
|
|
|
|
|
|
|
| 45
|
|
|
| 45
|
|
|
|
Лекционные занятия
№
| Название темы
| Литература
| Неделя
|
| Тема. Введение.
- Понятие, предмет, основные цели и задачи дисциплины.
- Естествознание как интегрированный учебный предмет, методологические основы его изучения.
- Основные характерные черты современного естествознания.
| О.: 2, 4, 13
Д.: 11, 12
| I
|
| Тема. Основные принципы естествознания. Методы исследования объектов естествознания.
- Принципы современного естествознания.
- Эмпирические методы исследования.
- Теоретические методы исследования.
- Всеобщие методы, используемые для объектов естествознания.
| О.: 3, 4, 13, 14
Д.: 11, 12
| II-III
|
| Тема. Основные этапы развития естествознания.
- Особенности развития естествознания.
- Общая характеристика основных этапов естествознания.
| О.:1, 2, 13
Д.: 11, 12
| IV
|
| Тема. Науки о неживой природе.
- Основные понятия физики. Уровни иерархи физических объектов.
- Астрономия. Основные понятия астрономии и методы их исследования.
- Химия. Химический взгляд на природу: истоки и современное состояние. Основные структурные уровни химии и характеристика ее разделов.
| О.: 1, 2, 3, 4, 13, 14
Д.: 11, 12
| V
|
| Тема. Науки о живой природе.
- Биология. Определение науки биология. Основные определения понятия «жизнь», свойства живого.
- Уровни организации живого: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный.
| О.: 1,2,3,4, 13, 14
Д.: 11, 12
| VI
|
| Тема. Теория эволюции.
- Понятие процесса эволюции. Общие тенденции эволюции живого и неживого в природе.
- Универсальный эволюционизм и е его основная идея. Процессы эволюции в неорганическом мире.
- Проблема происхождения жизни: концепции возникновения жизни на Земле. Эволюционное развитие живого. Эволюция человека.
| О.: 1, 2, 5, 6,13
Д.: 11, 12
| VII- IX
|
| Тема. Науки о Земле.
- География. Предмет и задачи географии. Основные направления развития географии.
- Планета Земля. Земные оболочки: биосфера, литосфера, атмосфера, гидросфера, криосфера; их значение, строение и функции.
- Геология: некоторые термины и понятия, используемые в геологии. Основные объекты и методы геологии.
- Геодинамические процессы: эндогенные и экзогенные.
- Характеристика минералов и горных пород. Типы горных пород.
- Геохронологическая шкала.
| О.: 2, 3, 4, 9, 10, 13
Д.: 11, 12
| X- XII
|
| Тема. Естественные науки и экология. Планетарное мышление.
- Экология – наука биосферного класса. Основные термины и понятия, используемые в экологии: экосистема, биоценоз, биогеоценоз, адаптация, экологическое равновесие, экологическая ниша.
- Экологическое сознание как основа планетарного мышления.
- Основные черты и этапы планетарного мышления.
| О.: 1, 2, 7, 8, 13, 14
Д.: 11, 12
| XIII- XV
|
| Итого:
| |
|
Семинарские занятия
№
| Тема
| Литература
| Кол-во часов
| Неделя
|
| Натурфилософия и ее место в истории естествознания.
1. Возникновение античной науки.
2. Атомистика
3. Геоцентрическая космология
| О.:2,3,13,14
Д.: 11,12
|
| I
|
| Естествознание эпохи Возрождения.
1. Научные революции в истории естествознания
2. Первая научная революция. Гелиоцентрическая система мира
3. Вторая научная революция. Создание классической механики и экспериментального естествознания
| О.: 2,3,13,14
Д.: 11,12
|
| II-III
|
| Естествознание Нового времени. Революции в истории Естествознания.
1. Естествознание Нового времени и проблема философского метода.
2. Третья научная революция. Диалектизация естествознания.
3. НТР и ее естественнонаучная составляющая.
| О.: 2,3,13,14
Д.: 11,12
|
| IV
|
| Элементы современной физики.
1. Основные концептуальные системы классической физики: механика, термодинамика, электродинамика.
2. Принципы относительности: Галилея, Энштейна, принцип дополнительности, суперпозиции.
3. Состояния физической системы. Динамические и статистические закономерности в природе. Понятия состояний в данных теориях.
| О.: 2,3,4,13,14
Д.: 11,12
|
| V
|
| Астрономия.
1. Происхождение Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной.
2. Значение трудов Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона, для развития астрономии.
3. Эволюция и строение галактик
4. Альтернативные модели Вселенной.
5. Черные дыры. Их строение и свойства.
| О.: 4,10,13,14
Д.:6,11,12
|
| VI
|
| Основные понятия и представления химии.
1. Этапы формирования науки «химии».
2. Современный период развития химической науки
3. Вещества и их свойства
4. Энергетические эффекты химических реакций. Скорости химических реакций. Катализаторы химических реакций
5. Равновесие в химических реакциях
| О.:2,4,13,14
Д.: 11,12
|
| VII-VIII
|
| Человек и биосфера. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
1. Биосфера как Живая Саморегулирующаяся Система
2. Концепция В.И.Вернадского о биосфере и феномен человека.
3. Космические циклы
4. Многообразие живых организмов— основа организации и устойчивости Биосферы.
5. Учение В.И.Вернадского о преобразовании биосферы в ноосферу
| О.: 2,3,4,7,13,14
Д.: 11,12
|
| IX
|
| Теория эволюции. Эволюция живого. Теории возникновения жизни
1. Теории эволюции. Теория эволюции Дарвина (изменчивость, наследственность, естественный отбор). Теория эволюции Ламарка.
2. Классы механизмов эволюции (адаптационные, катастрофические, или пороговые.)
| О.: 2,3,4,5,13,14
Д.: 11,12
|
| X
|
| Эволюция человека.
1. Возникновение человека.
2. Проблема этногенеза
3. Культурогенез.
4. Появление цивилизации.
| О.: 2,3,4,13,14
Д.: 11,12
|
| XI
|
| Минералы и горные породы.
1. Характеристика минералов и горных пород
2. Геохронологическая шкала
| О.: 2, 3, 4, 9, 10, 13
Д.: 11, 12
|
| XII
|
| Концепции экологии.
1. Экология. Законы экологии
2. Взаимопронизывающие уровни метасистем:
· Уровень «человек — воздух»
· Уровень «человек — вода»
· Уровень «человек — почва»
3. Проблема рационального природопользования. Проблема «человек — Вселенная»
4. Биоэтика
5. Ресурсная и биосферная модели развития: ресурсная модель, биосферная модель
6. Виды воздействия на биосферу
7. Сравнительная оценка разрушительного воздействия на биосферу различных стран
| О.: ,4,8,11,13
Д.: 11,12
|
| XIII-XIV
|
| Вклад русских ученых в развитие планетарного мышления.
1. Этапы развития планетарного мышления.
2. Роль русского космизма в развитии планетарного мышления.
| О.: 1,13,14
Д.:11,12
|
| XV
| | Итого:
| |
|
|
СРОП
№
| Темы заданий
| Литература
| Часы
| Сроки
| Формы работы
|
| Естествознание эпохи средневековья. Геоцентрическая космология.
| О.: 2,3,13,14
Д.: 11,12
|
| I
| Составление тестовых заданий
|
| Вторая научная революция. Механическая картина мира.
| О.: 2,3,13,14
Д.: 11,12
|
| II-III
| Составление тестовых заданий
|
| Научно-техническая революция и ее естественнонаучная составляющая. Четвертая научная революция.
| О.: 2,3,13,14
Д.: 11,12
|
| IV
| Конспект в тетради
|
| Корпускулярно-волновой дуализм.
| О.: 2,3,4,13,14
Д.: 11,12
|
| V
| Конспект в тетради
|
| Эволюция Вселенной. Философско-мировоззренческие проблемы космологической эволюции.
| О.: 3,4,13,14
Д.:6, 11,12
|
| VI
| Составление тестовых заданий
|
| Клонирование. Техника клонирования, польза и негативные стороны.
| О.: 2,3,4,13,14
Д.: 11,12
|
| VII-VIII
| Сообщение, презентация
|
| Формирование и эволюция биосферы.
| О.: 2,3,4,7,13,14
Д.: 11,12
|
| IX
| Сообщение
|
| Теория эволюции. Три периода формирования эволюционной теории Дарвина
| О.: 2,3,4,7,13,14
Д.: 11,12
|
| X
| Конспект в тетради
|
| Эволюция человека. Современные исследования проблемы здоровья и долголетия человека.
| О.: 2,3,4,13,14
Д.: 11,12
|
| XI
| Презентация, защита презентаций
|
| Геодинамические процессы. Минералы и горные породы. Основные понятия геологии о минералах и горных породах
| О.: 2, 3, 4, 9, 10, 13
Д.: 11, 12
|
| XII
| Презентация, защита презентаций
|
| Анализ законов экологии.
Закон необходимого разнообразия в экологии
| О.: 2,3,4,7,13,14
Д.: 11,12
|
| XIII-XIV
| Презентация, защита презентаций
|
| Планетарное мышление и русский космизм
| О.: 1,13,14
Д.:11,12
|
| XV
| Конспект в тетради
| | Итого:
| |
| | |
СРС
№
| Темы работ
| Форма работ
| Литература
| Кол-во часов
| Время
|
| Земной шар как планетарная система
| Конспект в тетради
| О.: 3,4,13,14
Д.:6, 11,12
|
| III
|
| Ученые-химики, внесшие вклад в развитие отечественной науки
| Доклад
| О.: 1, 2, 3, 4, 13, 14
Д.: 11, 12
|
| V
|
| Катастрофы в истории Земли. Землетрясения и вулканизм.
| Презентация
| О.:10
Д.:10
|
| VII
|
| Влияние хозяйственной деятельности человека на гидросферу
| Конспект в тетради
| О.:7,8
Д.:9,11
|
| XII
|
| Экологические проблемы мира
| Реферат
| О.:7,8
Д.:9,11
|
| XIV
|
| Итого:
| | |
|
|
Темы докладов, рефератов:
Доклады:
- Ученые-химики, внесшие вклад в развитие отечественной науки
Реферат:
- Экологические проблемы мира
Рубежный контроль №1
- Работа с понятиями
- Решение тестовых заданий
Рубежный контроль №2
- Работа с понятиями
- Решение тестовых заданий
Рейтинговая система оценка знаний студентов
Таблица 1 Распределение баллов по видам контроля
№
| Виды итогового контроля
| Виды контроля
| Баллы
|
| экзамен
| Итоговый
|
| | | Рубежный
|
| | Текущий
|
| | |
|
|
Таблица 2 Распределение рейтинговых баллов по видам контроля
№
| Вид контроля
| Форма контроля
| mах балл
| Неделя
|
|
|
|
|
|
|
| І атт
|
|
|
|
|
|
|
|
| ІІ атт
| 1.
| ТК
| 1.Лекционные занятия
|
|
| Х
|
| Х
|
|
| Х
|
|
|
|
| Х
|
|
|
| Х
|
| 2.Семинарские занятия
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
|
| 3. СРОП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.СРС
|
|
|
| Х
|
| Х
|
| Х
|
|
|
|
|
| Х
|
| Х
|
|
| 2.
| РК
| 1. Работа с понятиями
2. Решение тестовых заданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Работа с понятиями
2. Решение тестовых заданий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| ИК
| Экзамен
|
| 30 30
|
Примечание 1. За пропуски занятий установлены штрафные баллы (-0,2 балла за одно занятие)
Примечание 2. Студентам, пропустившим 50% аудиторных занятий, по итогам аттестации выставляется ноль баллов.
Работы следует сдавать в указанные сроки.
Таблица 2а. Распределение рейтинговых баллов по видам контроля (заочное отделение)
№
| Вид контроля
| Форма контроля
| max балл
| Неделя
| Всего
| I
| II
| III
|
| ТК
| Лекции
|
| Х
|
| Х
|
| Лабораторные занятия
|
| Х
| Х
| Х
|
| СРС
|
| Х
| Х
| Х
|
|
| РК
| Коллоквиум
+
тестирование
|
|
|
|
|
|
| ИК
| Экзамен
|
|
|
|
|
| |
| Итого
|
|
|
|
|
|
Примечание 1. За пропуски занятий установлены штрафные баллы (-0,2 балла за одно занятие)
Примечание 2. Студентам, пропустившим 50% аудиторных занятий, по итогам аттестации выставляется ноль баллов.
Работы следует сдавать в указанные сроки.
Политика курса, академического поведения и этики
Согласно Положению о блочно-рейтинговой системе контроля и оценки знаний студентов П КГПИ 003-2006, оценка знаний студентов проводится в течение всего семестра в результате проведения текущего, рубежного и итогового видов контроля, оцениваемых в баллах.
Текущий контроль – систематическая проверка знаний студентов по отдельным вопросам и темам, осуществляется в рамках лабораторных занятий и СРСП в виде устных и тестовых опросов, оценки выполненных заданий по СРС и СРСП.
Рубежный контроль – проверка учебных достижений студентов по завершенным темам, разделам программы, проводимая в виде коллоквиума и тестовых опросов.
К рубежным контролям будут допускаться студенты, которые выполнили все лабораторные занятия и получили положительные оценки по всем формам текущего контроля.
Семестровый рейтинг определяется по сумме текущего и рубежного контролей и максимально составляет 60 баллов.
В течение семестра проводится две аттестации, результаты которых заносятся в компьютерную базу данных.
Итоговый контроль (экзамен) по дисциплине проводится в форме компьютерного тестирования. Максимально студент за экзамен может набрать 40 баллов.
Итоговая оценка по дисциплине выставляется по сумме баллов семестрового рейтинга и баллов, полученных студентом на экзамене. При этом на экзамене студент должен получить не менее 20 баллов.
Соответствие аттестационных и итоговых оценок и баллов определяется по таблице:
Кредитная система
| Усвоение учебной
дисциплины,
%(бал.)
| Рейтинг студента
| Оценка по традиционной системе
| Цифровая оценка
| Буквенная оценка
| Максимальный семестровый рейтинг
ИКИсем60 бал.
| Максимальный итоговый
рейтинг
ИКИэкз40 бал.
| 4,0
3,67
| А
А-
| 95-100
90-94
| 57-60
54-56
| 38-40
36-37
| 5 – «отл.»
| 3,33
3,0
2,67
| В+
В
В-
| 85-89
80-84
75-79
| 51-53
48-50
45-47
| 34-35
32-33
30-31
| 4 – «хор.»
| 2,33
2,0
1,67
1,33
1,0
| С+
С
С-
D+
D
| 70-74
65-69
60-64
55-59
50-54
| 42-44
39-41
36-38
33-35
30-32
| 28-29
26-27
24-25
22-23
20-21
| 3 – «удовл.»
|
| F
| 0-49
| 0-29
| 0-19
| 2 – «неудовл.»
|
|
|
|
|
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|