Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 4: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ





Тема 1: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФЕМИКИ

 

Цель занятия: закрепить теоретические знания основных единиц морфемики, рассмотреть типы и разновидности морфем русского языка; выработать навыки по нахождению корневых и аффиксальных морфем в структуре слова.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

- понятие о морфемике, морфема и морф; алломорфы и варианты морфем;

- классификация морфем по признаку обязательности – необязательности; отличие корня от аффикса; типы корней;

- классификация аффиксальных морфем по функции;

- классификация аффиксов по месту в слове;

- аффиксоиды: вопрос о суффиксоидах и префиксоидах;

- нулевые морфемы в русском языке;

- аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные.

2) Практические задания по овладению навыками нахождения корневых и аффиксальных морфем в морфологической структуре слова.

Задание 1. Разделите на морфемы данные слова. Назовите типы морфем.

Чистый, чистота, чище, чистейший, чисто, почище, чистить, очищение, чистивший, вычищенный, чистя, вычистить, вычищать, вычистив, почистив, чистенький, чистка, чистильщик, чистит, чистилище.



Ружье, армия, пение, питье, разрушение, по-вороньему, лисий, синий, предполагаемый, перевоплощать, обучение, боец, съесть, моешь.

 

Задание 2. Обозначьте выделенные единицы (принятыми условными обозначениями морфем) и укажите, чем они являются: алломорфами или вариантами морфем:

медвежИЙ - медвежьЕГО, водОЙ - водОЮ, Опереться - ОБОпрись, сТЕРеть - соТРи, целЕХОНЬКий - целЕШЕНЬКий; дружОК - дружКа, ЖЕНа - ЖЁНы, КОЕ-как - КОЙ-как, разбойНИК - разбойНИЧек, ВЫСота - ВЫШина.

 

Задание 3. Выделите в каждом слове основу и окончание:

Два – едва, пять – пятый, спят – опять, суть – уснуть, лишь – жалишь, расколоть – (пень) расколот, снова – основа, стать (на ноги) – (железу) под стать, (много) знать – (дворянская) знать, (железный) прут – (вперед) прут, простой (транспорта) – простой (несложный).

 

Задание 4. Определите, в каких словах окончание материально выраженное, в каких – нулевое:

Бегун, пальто, бух, вечером, ножницы, метро, медвежий, лосей, соловей, ушло, покрасил, найди.



 

Задание 5. Определите, в каких словах суффикс материально выраженный, в каких - нулевой:

Дружить, тряс, брось, несли, синева, синь, скрип, нагревание, вырубка, тишь.

Задание 6. Выделите в парах слов аффиксы и определите их функции (словообразующая, формообразующая, словоформообразующая)

а) префиксы: предание – премиленький, разделить – разлюбезный, сварить – списать, записать – застонать, завернуть – закричать, подарить – поплыть, оставить – окружить, отрегулировать – отбежать, усовершенствовать – уходить, нарисовать – наговорить (грубостей);

б) суффиксы: старик – бантик, обессилеть – обессилить, прыгнуть – сохнуть, дружище – пожарище, ночка – строчка, медведица – сестрица, ножка (ребенка) – ножка (стула), лезгинка – соломинка, хлопушка – старушка, чаинка – картинка, красивее – милее, тропинка – Маринка.

 

Задание 7. Выделите слова с формообразующими суффиксами.

1. Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам (Гр.). 2. Рука бойцов колоть устала (Л.). 3. Теперь душистей лес, пышнее тень ночная (Фет). 4. Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал ещё быстрее (Фад.). 5. С предельной краткостью в бумаге предписывалось свернуть ряд работ и отнести их во вторую очередь (Леон.). 6. Как-то все дружней и строже, как-то все тебе дороже и родней, чем час назад (Тв.).

 

Рекомендуемая литература

 

1. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика. М., 1977.

2. Лыков А.Г. Вопросы русистики. Избранное: В 3т. Краснодар, 2003. Т. 2.

3. Моисеев А.И. Словообразование современного русского языка. М., 1988.



4. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984.

Николина Н. Словообразование современного русского языка. М., 2005.

6. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2002.

 

Лингвистические словари

1. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 05.

2. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987.

3. Ситникова А. Этимологический словарь русского языка. Ростовн/Д., 2005.

4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 2002.

5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. М., 1985.

Тема 2: ПОНЯТИЕ ЧЛЕНИМОСТИ СЛОВА И ЕГО ОСНОВЫ. СТЕПЕНИ ЧЛЕНИМОСТИ ОСНОВ

 

Цель занятия: охарактеризовать членимость слова и членимость основы; описать степени членимости основ, рассмотреть слова с предельной и нулевой членимостью; выработать навыки по нахождению радиксоидов и унификсов в структуре слова.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

- понятие членимости слова; слова с предельной членимостью и нулевой членимостью;

- корни свободные и связанные (радиксоиды); уникальные части слова (унификсы);

- степени членимости основ;

- членимость и производность в их отношении друг к другу.

2) Практические задания по овладению навыками нахождения корневых и аффиксальных морфем в морфологической структуре слова.

Задание 1. Определите, какие слова членятся па основу и окончание (слова с предельной членимостъю), а какие представляют собой чистую основу:

Деньги, миссис, сыновья, веселее, вижу, брось, кладет, играя, по-моему, кашне, как, я, сто, по, плакса, энтузиазм, управление, каменистый, же, ускорить, вероятно.

Задание 2. Выпишите в два столбца: 1) родственные слова, 2) формы одного и того же слова:

1) Красный, краснеть, красные, краснота, красноватый, красная; 2) Земля, земной, землистый, землею, земляне, земельный; 3) Вкус вкусить, вкусы, безвкусный, вкусовой, вкуса; 4) Полный, дополнить, полная, полнота, полные, полнее, переполненный.

 

Задание 3. Выделите в данных словоформах корни. Приведите их возможные видоизменения. Укажите среди корневых морфем свободные и связанные:

Читать, убавить, его, включить, одеваться, пенка, турист, отвык, утенок, свинёнок, разомни, тройка, жрец, впрячь, водица, аэродром, тряпка, химик.

 

Задание 4. Выделите слова со связанными корнями.

Словарь, пшеничный, подбор, прибавка, надбавка, добавить, ощетиниться, горох, волной, мячом, достигнуть, отвык, обуть, бумажка, приклеил, часы, скупочный, мель, скрипка, скрипеть, улыбаться, стирка.

 

Задание 5. Определите уникальные элементы в словах. Какую обычно позицию они занимают в структуре слова? Какова членимость данных слов?

Котлован, любовь, свинтус, скупердяй, чайхана, мошкара, цитата, флотилия, дубликат, козел, жених.

Задание 6. Расчлените на морфемы слова текста. Заполните таблицу.

слово префикс корень суффикс флексия постфикс основа

Я ехал с охоты вечером один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за лесу: надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. (И.С. Тургенев).

Тема 3: МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

 

Цель занятия: охарактеризовать морфонологию и её основную единицу – морфонему; рассмотреть морфонологические особенности русского словообразования; выработать практические навыки нахождения морфонологических средств словообразования при анализе слов.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

– понятие о морфонологии и морфонеме;

– чередование внутри морфем и на морфемном шве;

– интерфиксация;

– усечение производящей основы;

– наложение (интерференция) морфов.

2) Практические задания по нахождению морфонологических средств словообразования.

Задание 1. Определите, какое морфонологическое явление наблюдается в приведенных ниже словах:

Берегу – бережешь, пеку – печешь, носить – ношу, хотеть – хочу, ловить – ловлю, графить – графлю, пускать – пустить – пущу, загородить – загораживать, сухой – сохнуть – засыхать, несу – носить, конец – кончать.

Задание 2. Определите, в каких словах происходит частичное, а в каких - полное усечение морфемы:

Социалист, пальтецо, свердловчанин, кенгурёнок, кенгуровый, удобство, близость, читка, сиповатый, воскресный, мужской, весноватый (веснушка).

 

Задание 3. Выявите случаи частичного и полного наложение морфем. Какое наложение морфем и при сочетании каких элементов является типичным для русского языка?

Сопрановый, архангельский, коричневатый, архиерей, витебский, Шишкин лес, приду, триковый, якутский, регбист, таксист, антенный, вскочить, разевать, бечевой.

 

Задание 4.В данных словах выделите интерфиксы, определив их позицию в слове.

Пароход, врачебный, картотеке, жизненный, двухклассный, семена, сестринский, плутовка, страдалец, кофейник, прялка, игротека, черно-белый, киношник, сценичный, живут, дочери, ялтинский.

 

Задание 5. Данные глаголы образованы от названия лиц при помощи суффиксов. Какое явление здесь наблюдается: наложение морфем или усечение? Можно ли это доказать? Одинаковое ли количество морфем будет в этих словах при наложении и при усечении?

Мошенничать, дворничать, соперничать, школьничать, сапожничать, плотничать.

Задание 6. В следующих примерах определите различные морфонологические явления, сопровождающие образование существительных, глаголов и прилагательных: а) изменение места ударения, б) чередование, в) усечение производящей основы, г) наложение, д) интерфиксация?

Бездарь (бездарный), болтливый (болтать), вылечить (лечить), гладь (гладкий), зелень (зеленый), кенгуренок (кенгуру), коричневатый (коричневый), курский (Курск), лягушонок (лягушка), низость (низкий), одесский (Одесса), препятствовать (препятствие), сварка (сварить), спряжение (спрягать), таксист (такси), толща (толстый), королевич (король), треск (трещать), утиный (утка), мексиканец (Мексика).

Тема 4: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

 

Цель занятия: рассмотреть основные способы словообразования русского языка; овладеть практическими навыками определения способа словообразования в производных словах.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

– морфологический и неморфологические способы словообразования;

– аффиксальные способы словообразования;

– безаффиксные способы словообразования;

– смешанные способы словообразования;

– лексико-семантический способ словообразования;

– лексико-синтаксический способ словообразования;

– морфолого-синтаксический способ словообразования;

– способы словообразования разных частей речи.

2) Практические задания по определению способов словообразования в производных словах разных частей речи.

Задание 1. Укажите, каким способом (морфологическим, лексико-синтаксическим, лексико-семантическим, морфолого-синтаксическим) образованы данные слова:

Прибыльный, ненормальный, дежурный, раненый, столовая, мостовая, запятая, пирожное, легкомысленный, мореход, смелость, сегодня, сейчас, поджог, нижеподписавшийся, исподтишка, благодаря (помощи), благодаря (за помощь), не смотря (в глаза), несмотря (на трудности), край (крайний), край (краевой), долг (долговой), долг (должный), кочевье, книготорговец, домостроительство, зелень, портной, городовой.

Задание 2. Определите, какие слова представляют собой сложение полных основ, а какие - сложение сокращенной и полной основ:

Зоолог, медсестра, зоопарк, автобаза, агитпункт, плащ-палатка, автодело, диван-кровать, автобиография, электростанция, электровоз, фотограф, партбилет, пластмасса, бензовоз, зарплата.

 

Задание 3. К какому способу словообразования можно отнести образование данных слов, встречающихся в современной разговорной речи?

Маг (магнитофон), велек (велосипед), рок (рок-н-ролл), преф (преферанс), транс (трансформатор), зав (заведующий), спец (специалист).

 

Задание 4. Выделите производные слова, образованные нулевым суффиксом или соучастием нулевого суффикса:

Взрыв, побег, перепись, пальба, дружба, глушь, пение, вперегиб, безрогий, клёв, зверски, звонко, обмазка, сушь, испуг, сгоряча, беззвучный, ездок, одноглавый, гарь, обход, вразлёт, скалолаз, тишь.

Задание 5. Определите разновидность аффиксального способа образования данных слов:

Обезвредить, современность, ультрасовременный, авиабаза, вспыльчиво, вторжение, выражаться, вышина, выявление, вой, перевязочный, разрыхлитель, подшефный, ошейник, столярничать, посторониться, безумствовать, бродяжничать, продолжатель, по-старому, раскраска, докрасна, искупление, перекупка, заоблачный, наныряться, откорм, лежбище, низковато, по-медвежьи, бездельник, головоломка, вчетвером.

Задание 6. Определите способ образования данных слов. Что они обозначают?

Завуч, военкомат, вуз, дот, дзот, ГЭС, ООН, прораб, леспромхоз, СЭВ, соцстрах, гороно, МГУ, ТАСС, технорук, ЦСКА.

Задание 7. Данные слова состоят из приставки и корня. Определите, какие из них образованы префиксальным способом, а какие - безаффиксным?

Помор, отлив перепись, подтекст, выход, провал, просинь, бездарь, пригород, соавтор, неслух, перекур, подпол, захват, накипь, привязь.

 

Задание 8. Выделите производные слова, образованные суффиксальным способом:

Изменяемость, изгиб, изгибистый, окаменеть, окисление, ушиб, утечка, окружение, управление, уговор, уклончивый, постройка, усложнять, сырье, оледенелый, оледенеть, досыта, зимой (наречие), выключатель.

Задание 9. Какие из данных слов, регулярно встречающихся в современной русской речи в качестве существительных, можно считать образованными путем субстантивации (с точки зрения синхронии)? Какие слова являются субстантиватами только с точки зрения диахронии?

Портной, пирожное, гостиная, прихожая, жаркое, мостовая, набережная, подсудимый, рулевой, часовой, звеньевой, участковый, фабричный, горничная, военный, приданое, дежурный, присяжный, больничный.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.