Подготовка условий для участия в практических занятиях
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
доцент Л.А.Болтовская
«_____»__________________201__ г.
М.П.
Рабочая программа дисциплины
ГЕОПОЛИТИКА
Направление подготовки 081100.00 Государственное и муниципальное управление
Профиль подготовки ?
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
|
| Очное обучение
| | Курс
|
| | Триместр
| 2.1
| | Лекции
|
| | Практические (семинарские, лабораторные) занятия
|
| | Самостоятельная работа
|
| | Всего часов
|
| | Курсовая работа
| -
| | Зачет (триместр)
| 2.1
| | Экзамен (триместр)
| -
|
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры
«_____»_____________ 201 г. протокол №_____
Заведующий кафедрой «Экономика и управление» _________________ ФИО
«_____»_____________ 201_г. (подпись)
Рабочая программа согласована:
Декан ФИФ __________________ ФИО
«_____»_____________ 201_г. (подпись)
Чита 2012
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 08110.00 Государственное и муниципальное управление.
| Автор (ы)
| Профессор кафедры «История и политология», доктор исторических наук
|
|
Н.В.Гордеев
| | Рецензент
|
|
|
|
1. Цели освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Геополитика» состоят в формировании у студентов знаний по основам геополитики как науки, её теории и истории, в изучении актуальных международных проблем современности, геополитического положения России, её внешнеэкономической и внешнеполитической доктрины, в ознакомлении с практическими подходами по использованию геополитического положения и выводов при принятии решений в важнейших сферах политической жизни, а также в усвоении понятий и терминов геополитики.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина относится к базовой (общеобразовательной) части профессионального цикла подготовки студентов к трудовой и общественно-политической деятельности. Объектом курса является мировая политика в условиях современной глобализации (деятельность и взаимодействие государств на международной арене, геополитическое положение Забайкальского края). Предметом – преимущественно новые геополитические факторы в их взаимодействии и взаимовлиянии в условиях глобализирующегося мира.
Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: «История» «Философия», «Политология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций
Компетентностная карта дисциплины
| Код компетенции
| Компетенция
| | ОК-1
(частично)
| Совершенствование и развитие общества на основе принципов гуманизма, свободы и демократии как главное условие сохранения и развития современной цивилизации.
| | ОК-4
(частично)
| Знание законов развития общества и умение применять эти знания в профессиональной деятельности.
| | ОК-11
(частично)
| Владение одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившегося международного общения и в целях изучения лучшего социально-экономического мирового опыта для последующего его использования в условиях модернизации РФ.
| | ПК-9
(частично)
| Способность свободного ориентирования в правовой системе РФ
| | ПК-16
(частично)
| Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции.
| Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-4, ПК-9, ПК-16.
Уровневое описание признаков компетенции ОК-11:
Преподавание геополитики как общеобразовательной дисциплины
| Уровень освоения
| Признаки проявления
| | Продвинутый
(91 – 100 баллов)
| Способен, ориентируясь на основные направления современного обучения и используя отличные предметные знания, определить технологию обучения по дисциплине в целом, использовать межпредметные связи, умеет заинтересовать учащихся, стимулировать их познавательную активность.
| | Базовый
(71 – 90 баллов)
| Имеет хорошие предметные специальные педагогические и методические знания, способен применять активные формы обучения и организовать учебную деятельность.
| | Минимальный
(41 – 70 баллов)
| Имеет представление о дидактических принципах, традиционных и активных формах обучения, может пересказать учебный материал.
| Уровневое описание признаков компетенции ПК-9:
Участие в учебно-методической работе в сфере общего образования
| Уровень освоения
| Признаки проявления
| | Продвинутый
(91 – 100 баллов)
| Способен, ориентируясь в правовой системе, принимать участие в решении учебно-методических задач, проведении исследований и представлять рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности.
| | Базовый
(71 – 90 баллов)
| Имеет хорошее представление о правовой системе РФ, может оказывать практическую помощь в правовом и социально-экономическом решении производственных задач.
| | Минимальный
(41 – 70 баллов)
| Имеет общее представление о состоянии правовой системы РФ, владеет информацией о специфике соотношения прав и обязанностей в сфере профессиональной деятельности.
| Уровневое описание признаков компетенции ПК-16:
Подготовка условий для участия в практических занятиях
| Уровень освоения
| Признаки проявления
| | Продвинутый
(91 – 100 баллов)
| Имеет отличные знания по предмету, подбирает содержательный материал, отвечающий целям и задачам занятия. Умеет определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции. Участвует в проведении занятий в интерактивных формах.
| | Базовый
(71 – 90 баллов)
| Имеет достаточные предметные знания, обладает умением использовать умения и навыки, базирующиеся на их основе. Способен работать с информационными источниками по избранной специальности.
| | Минимальный
(41 – 70 баллов)
| Имеет представление об активных методах обучения, основных видах практических занятий. Владеет информацией о требованиях и критериях оценивания.
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные понятия и категории геополитики;
- сущность и содержание современных геополитических процессов;
- основные тенденции современной глобализации;
- геополитическое положение России, её внешнеэкономическую и внешнеполитическую доктрину;
- геополитическое положение Забайкальского края;
- основные методы стратегию, основные формы, методы обучения.
Уметь:
- планировать и организовывать учебные занятия, осуществлять методическую разработку каждого занятия;
- доступно передавать учебный материал, применять активные методы обучения;
-самостоятельно подбирать учебный материал, создавать мотивацию для его усвоения;
Владеть:
- навыками проведения занятий по геополитике и др.;
- навыками разработки рейтинговой системы оценивания знаний, использования различных форм контроля и критериев оценивания;
- различными методами и формами организации самостоятельной работы.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы _90__часа.
4.1.Содержание разделов дисциплины
| №
п/п
| Раздел и тема
дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
| | Лекции
| Семинар
Лаборат. Практич.
| Самост. раб.
| | | Раздел 1. Роль и место геополитики среди учебных курсов
|
| | | 1.1
| Тема 1. Введение в геополитику и международные отношения
| 2.1
|
|
|
| Устный опрос
| | | Раздел 2. Глобальные процессы современности
|
| | | 2.1
| Тема 2. Проблемы современной глобализации. Россия в системе глобальных отношений.
| 2.1
|
|
|
| Обсуждение докладов. Дискуссия
| | 2.2
| Тема 3.Глобализация на территории бывшего СССР
|
|
|
|
| Устные опросы
| | 2.3
| Тема 4. Геополитика ведущих стран мира. США и глобализация. Интеграционные процессы в Европе
|
|
|
|
| Обсуждение докладов. Дискуссия
| | 2.4
| Тема 5. Геополитика развивающихся стран
|
| -
| -
|
|
| | Раздел 3. Регионализация
|
| | | 3.1
| Тема 6. Геостратегическое положение современного Китая
|
|
|
|
| Обсуждение рефератов. Устные опросы.
| | 3.2
| Тема 7. АТР в системе международных отношений.
|
|
|
|
| Устные опросы
| | 3.3
| Тема 8. Геополитика современной Японии
|
|
|
|
| Обсуждение докладов. Дискуссия.
| | 3.4
| Тема 9. Забайкалье в системе геостратегической политики
|
|
|
|
| Обсуждение докладов. Дискуссия.
| |
| ИТОГО
| |
|
|
| |
4.2.Лекционные занятия, их содержание
| №
п/п
| Наименование разделов и тем
| Содержание
| |
| Раздел 1. Роль и место геополитики среди учебных курсов.
| | 1.1
| Введение в геополитику и международные отношения
| Цели, задачи и особенности обучения политике. Геополитика как область гуманитарного знания. Основные понятия и категории геополитики. Сущность и содержание современных геополитических процессов. «Пограничное» положение геополитики в ряду смежных дисциплин – «Истории», «Философии», «Политологии».
| |
| Раздел 2. Глобальные процессы современности
| | 2.1
| Проблемы современной глобализации. Россия в системе международных отношений.
| Понятие глобализации как объективного, естественно-исторического процесса. «Мир под одной крышей». Сложность создания гармоничного единого мира. Обострение противоречий в условиях современной глобализации.
Опыт России, Запада и Востока: общие проблемы теории и практики. Внешнеэкономическая и внешнеполитическая доктрина Российской Федерации.
| | 2.2
| Глобализация на территории бывшего СССР.
| В.В.Путин: «Развал СССР – величайшая геополитическая катастрофа XX столетия».
СНГ: проблемы создания и функционирования. Формирование новой геостратегии на постсоветском пространстве. Интеграция или дезинтеграция?
| | 2.3
| Геополитика ведущих стран мира. США и глобализация. Интеграционные процессы в Европе.
| Сложности перехода мира от биполярной системы к многополюсной модели международных отношений.ООН. Глобальные интересы США. Мировое господство или глобальное лидерство? Европа в «тисках» интеграции в условиях глобального экономического кризиса.
| |
| Раздел 3. Регионализация.
| | 3.1
| Геостратегическое положение современного Китая
| Китай в системе международных отношений. Опыт реформ в КНР. Россия и Китай. Московский договор 2001 г.: «Навеки друзья и никогда – враги»
| | 3.2
| АТР в системе международных отношений.
| Современное социально-экономическое положение стран-членов АТР. НИС – прорыв на качественно новый исторический виток развития, эффективная альтернатива классической капиталистической системе. Перемещение центра международной экономической и политической жизни в АТР. Стратегические интересы России в АТР.
| | 3.3
| Геостратегия современной Японии.
| Социально-экономическое положение современной Японии. Основная геополитическая проблема: мировой экономический «гигант» и политический «карлик». Основная проблема российско-японских отношений: отсутствие мирного договора, ситуация «ни мира, ни войны». Вопрос о «северных территориях».
| | 3.4
| Забайкалье в системе геостратегической политики
| Социально - экономическое положение Забайкальского края – достижения и проблемы развития. «Окно» России в Азию, трансграничный стратегический мост в АТР. Приграничное и межрегиональное сотрудничество Забайкалья и КНР.
|
4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|