Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИЗЫВАЮЩАЯ К ДЕЙСТВИЮ РЕЧЬ





ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ

Публичные речи могут быть включены в другие формы деловой коммуникации, такие, как деловые совещания, конференции, дис­куссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических целей, например речь адвоката - чтобы эффективно защитить кли­ента, речь руководителя на совещании - чтобы стимулировать вы-сокопродуктивность работы его участников, для информирования, речь на митинге - чтобы убедить участников, склонить их к дейст­вию и т. п.

Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.

ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интерес­ной и полезной. Французская поговорка гласит: "Хороший оратор должен иметь голову, а не только глотку!" Слушатели намного ча­ще, чем думают иные, точно чувствуют, на самом ли деле мельница речи перемалывает зерно, или она трещит так громко лишь оттого, что внутри пусто.

2. Она должна быть составлена правильно в композиционном от­ношении и содержать вступление, основную часть и заключение.



У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Введение и основная часть должны дать ответы на сле­дующие четыре вопроса.

Введение. Почему я говорю?

Основная часть. Каково существующее положение (Что было? Что есть? Что должно быть вместо этого? Как можно изме­нить существующее положение?)

Заключение содержит побуждение к действию: идти путем, о котором узнал оратор, и таким образом изменить существующее положение.

Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от того, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обра­щена к разнородной аудитории.

Сэр Гамильтон думал лаконично и связно, оставив нам пять за­поведей искусства речи:

• Понять, что следует сказать;

• Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

• Облечь в слова и украсить слогом;

• Запечатлеть в памяти;

• Приятно и достойно изложить.



СОЗДАНИЕ ТЕКСТА РЕЧИ

Публичная речь требует даже от опытных ораторов тщательной под­готовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требова­ние. Подготовка речи является творческой работой, доставляющей ее автору радость и импровизационный азарт. К такой подготовке отно­сится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.

Античный риторический канон выделял 5 этапов подготовки и произнесения речи.

1. ИНВЕНЦИЯ, или "нахождение", "изобретение". На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

2. ДИСПОЗИЦИЯ, или "расположение". Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

3. ЭЛОКУЦИЯ, или "словесное оформление мысли". В этой час­ти осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заклю­чения, окончательная редакция текста.

4. МЕМОРИО, или "запоминание". На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наи­зусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста
и другие проявления индивидуального ораторского стиля. "Стиль являет­ся физиономией духа, вернее телесной оболочкой", замечает Шопенгауэр.

5. ПРОИЗНЕСЕНИЕ.

§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ РЕЧИ

Для эффективного выступления с речью деловому человеку недос­таточно только выбрать ее тему, необходимо подумать и о назначении речи. Если человек берет слово, затем встает и начинает говорить, не имея ясного представления о том, чего ради он говорит и что, собствен­но, хочет сказать, то для такого выступления несомненно нет достаточ­ного основания и оно недопустимо, так как отсутствует предмет речи.



Поль Л. Сопер в книге "Основы искусства речи. Книга о науке убеждать" дает следующие советы начинающим ораторам:

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и
интересам

Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь об­щественные интересы и широкий кругозор.

"Нет такой специальной или из ряда вон выходящей темы, чтобы не нашлось книги, способной предоставить материал по этой те­ме", — пишет Гамильтон и дает совет: "Читайте Сенеку, он по боль­шинству тем дал блестящие и счастливо выраженные мысли".

2. Подбирайте уместную тему

Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует ино­гда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории

Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов:

а) основных интересов аудитории;

б) групповых интересов;

в) злободневных интересов;

г) конкретных интересов;

д) новизны темы;

е) заложенных в теме полярных мнений.

§ 4. ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕЧЬ

Цель информационной речи — обогатить аудиторию слушателей новыми знаниями, дать новое представление о предмете, процессе, явлении, пробудить любознательность. Это может быть повествова­ние, описание, объяснение. Повествование - связный рассказ; описа­ние - расчленяет предмет, показывает частности и придает им нагляд­ный вид, как на картине; объяснение - показывает, каков предмет в дей­ствии или каково его устройство. Во всех информационных речах пре­обладает какая-либо одна из этих характерных черт. Например:

Повествование: Рост и упадок корпорации. Компьютеризация труда менеджера. Микроэлектроника и ее перспективы.

Описание: Дом русского крестьянина. Санкт-Петербург с высоты птичьего полета. Жизнь в стратосфере.

Объяснение: Что вдохновляет политика. Смысл христианства. Деловые игры как методика обучения.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

 


а. В ней не должно быть ничего спорного;

б. Она должна пробуждать любознательность слушателя;

в. Она должна удовлетворять запросы слушателя;

г. Сообщение должно быть сделано на актуальную тему.

УБЕЖДАЮЩАЯ РЕЧЬ

В реальной практике убеждающие речи рассматриваются как агитационные, в них любыми методами - логическими и иными -оратор убеждает согласиться с ним в сложном вопросе, по которому в общественет единой точки зрения. Вместе с тем, хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не пред­ставляет собой призыва к непосредственному действию. Во время убеждающей речи доказываются или опровергаются какие-либо по­ложения, вызываются у слушателей те или иные чувства.

Предмет убеждающей речи- вопросы факта, свидетельствующие о том, что представляет истинную правду, а что нет, или вопросы поведе­ния, то есть что следует предпринимать, а какие действия недопустимы.

Интерес аудитории к предмету речи стимулируется самой спорно­стью вопроса, и от оратора требуются ответы на вопросы: "Чему же верить?" или "Что делать?". Если предмет речи не вызывает у аудито­рии реального или потенциального интереса, или нельзя при обсуж­дении проблемы предложить ее решение (или хотя бы помочь в этом), то такая тема выступления не подходит для убеждающей речи. Чтобы избежать подобного рода ошибок необходимы следующие шаги.

1. Выбирать действительно спорный и актуальный вопрос.
Следует помнить, что многие актуальные темы устаревают, их острота снижается, и в определенный период времени она может не вызывать интереса. Поэтому для речи убеждающего характера лучше всего брать темы по политическим и социальным вопросам, например: тор­говля спиртными напитками, налоги с торгового оборота, служба мо­лодых людей в армии, безработица, невыплата заработной платы в государственных учреждениях, криминогенная ситуация в стране, коммунальная реформа и ее проблемы и т. п. Эти темы вызывают жи­вой интерес у слушателей, оратор несомненно по каждой из них мо­жет предложить какие-то варианты предложений, решений, нечто конструктивное и новое, о чем уже давно не слышала аудитория.

2. Выбирать содержательнуютему. Даже если речь будет ост­роумна и увлекательна по форме, необходимо, чтобы обсуждаемый вопрос непосредственно касался слушателей и затрагивал их прак­тические интересы.

3. Выбирать разрешимый вопрос.Несомненно, сама речь не может практически решить тот или иной вопрос, но продемонстрировать возможные пути, подходы к решению, обозначить те или иные варианты действий - это сделать оратору необходимо.

 

ПРИЗЫВАЮЩАЯ К ДЕЙСТВИЮ РЕЧЬ

Призывающая к действию речь также относится к числу агита­ционных, а следовательно, она должна содержать необходимые факты, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию, призывать к конкретному действию: к новому, к продол­жению или прекращению прежнего.

Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие мо­жет наступить когда-нибудь или немедленно; направлено действие именно на тех слушателей, которые сидят в аудитории.

Речь оратора в этом случае должна быть столь убедительной, чтобы у слушателей появилась потребность именно здесь и сейчас сделать то, о чем их просит оратор.

Поль Сопер в уже упоминавшейся книге "Основы искусства ре­чи. Книга о науке убеждать" предлагает типичные примеры публич­ных призывов, которые можно использовать деловым людям, госу­дарственным или политическим лидерам.

Так, например, для выступлений на коммерческие темы харак­терны призывы распространять страховые полисы, проспекты вло­жения капитала, книги и сотни других предметов, о которых ком­мерсант держит речь на собраниях.

Призывы оказать поддержку направлены в пользу местных благо­творительных обществ, организации Красного Креста, кампаний по оказанию помощи бедствующему населению в других странах и др.

Политические призывы относятся к голосованию за того или иного кандидата на официальный пост, за бесплатные школьные завтраки, за устройство городского парка и другие мероприятия и т. д.

Призыв "принять участие" касается клубной работы, подготовки спортивных соревнований, можно также предлагать прочесть книгу, посмотреть фильм, театральную постановку, послушать специаль­ный курс, заняться шейпингом и пр.

Обращения, относящиеся к личному поведению, затрагивают во­просы улучшения навыков обучения, привычек, связанных со здо­ровьем, речью, питанием; призывают не курить, заниматься физиче­скими упражнениями, поставить себе в жизни цель, быть честным, бескорыстным и пр.

При выборе темы для речи, призывающей к действию, необходимо:

1. Проверить, вызовет ли тема достаточный интерес у слу­шателя.Самая трудная аудитория для побуждающих речей - это индифферентная аудитория. Поэтому очень важно, как и в речах, описанных выше, выбрать волнующую слушателей тему, заде­вающую их интересы, провоцирующую потребность поддержать оратора. Это зависит, в свою очередь, от того, способен ли высту­пающий дать почувствовать слушателю, что вопрос идет о сроч­ных, полезных и желательных действиях.

2. Выяснить, способны ли слушатели к действию. Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести не только интересы аудито­рии, но и ее особенности, например какой смысл предлагать слушателям приобрести что-либо, если у них нет средств или они уже сде­лали то, о чем их просят?

3. Уточнить, не слишком ли сильная оппозиция?В некоторых аудиториях прямой призыв к действиям может не найти отклика по причине внутреннего противодействия, наличия оппозиции. Поэто­му важно убедить хотя бы некоторых слушателей. Такая ситуация
требует от оратора большой осторожности и в выборе цели выступ­ления, и в определении предмета обсуждения. Как известно, слуша­телей побуждают к действию материальные, нравственные или об­щественные блага, поэтому следует уяснить для себя и объяснить это слушателям, сколько времени, энергии, денег затратят они, сле­дуя вашему призыву, будут ли их действия сопровождаться психо­логическими травмами, и если - да, то пойдут ли они на это.

Оратору во время агитационной речи следует контролировать си­туацию, и если анализ свидетельствует, что своими призывами вы только обострите оппозицию, то необходимо на данный момент по­жертвовать агитационной целью в пользу чисто информационной беседы. В реальной практике можно столкнуться с ситуацией, когда определенная ораторская смелость также может быть уместна.

Речи подобного типа обычно не планируются заранее и не готовятся длительное время, тематика их может меняться в зависимости от акту­альных событий. Они представляют собой как бы "оперативные" речи, поэтому важными требованиями для них являются такие, как:

- излагать мысли таким образом, чтобы слушатели отождествляли получаемую информацию со своими проблемами и размышлениями;

- задевать личные мотивы слушателей, их интересы;

- кратко и эмоционально выражать мысли;

- ориентировать аудиторию на конкретные прагматические действия;

- пользоваться логически безупречной аргументацией, учитывая при этом эмоциональную культуру слушателей и их убеждения.

§7. РЕЧЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ПОВОДУ

Речи по специальному поводу обращены, как правило, гораздо более к чувству, чем к разуму. Они имеют четыре основные формы:

• Протокольная (рамочная) речь - приветствие, благодарность и пр.;

• Траурная речь.

• Торжественная речь.

Речь в дружеском кругу.

Произнесение речей по специальному поводу для многих орато­ров представляет трудности, вызванные тем, что: а) нужно выбрать ситуативно уместный момент;

б) необходимо уловить основное настроение собравшихся и отра­зить это в речи;

в) требуется выразить глубокие чувства простым языком;

г) надо говорить как можно короче;

д) сказанные слова, речь должны быть неповторимы;

е) использование цитат допустимо, но коротких и с глубоким смыслом.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.